В чём плюс мышления собственника у сотрудников и как сформировать его в своей команде

Если вы чувствуете, что дела компании идут не так, как хотелось бы, пора что-то менять. Причём начать стоит с себя.

Сотрудники — это основа бизнеса. Поэтому рост компании зависит от того, какие мысли и убеждения крутятся в у них голове. Создание эффективной команды — задача, которой лучше заняться со дня основания фирмы, но никогда не поздно начать, если чувствуете, что пора. Разбираемся вместе, кто такие сотрудники с мышлением собственника, что они дают бизнесу и почему важно начинать с себя.

Что понимается под мышлением собственника у сотрудников

Запрос на такое мышление хорошо прослеживается в истории про Генри Форда. Гуляя по своему заводу, он обнаружил лежащую на полу скрепку, поднял её и спросил директора: «Что это тут лежит?» Тот ответил растерянно: «Ну как? Вы же видите, это скрепка». На что Генри Форд ответил: «Нет, это мои деньги лежат».

И если члены вашей команды тоже видят в скрепке деньги компании, то это говорит о развитом у них мышлении собственника.

Такой сотрудник:

  • Воспринимает финансовые сложности компании не как «убытки у какого‑то дяди», а как личные потери. Поэтому делает всё, чтобы бизнес не просел.
  • Видит себя частью компании надолго: подходит к задачам не с позиции «сделаю для галочки, и будь что будет», а смотрит на перспективу.
  • Эмоционально готов принять личное поражение в пользу победы компании. Например, отказаться от годовой премии, если год был финансово трудным, чтобы эти деньги ушли в маркетинг и другие фонды, отвечающие за рост бизнеса.
  • Старается выполнять свои функции так, чтобы бизнес рос, потому что понимает, что это принесёт в будущем лично ему. Здесь всё как в эксперименте с детьми, которые выбирали зефирку: одну, но сейчас, или две, но попозже. Сотрудник с мышлением собственника делает ставку на две зефирки потом.
  • По собственному желанию делает больше, чем от него формально требуется.

Почему всем нужны сотрудники с мышлением собственника

Во‑первых, просто потому, что они действуют так же, как собственники. Или как минимум в общих интересах, а не в личных. И руководствуются целями собственника, а не только своими.

Во‑вторых, мышление собственника у одного сотрудника может задавать тон работы всего коллектива. Получается, что вас может не быть на рабочем месте, а люди будут вести себя так, будто есть.

В итоге мышление собственника у сотрудника «включает» в их поведении внимательность, ответственность, эмпатию, веру в цели компании. Причём, как свет от лампы, — вокруг них тоже. И так постепенно весь коллектив начинает чувствовать: «Мои личные результаты — часть общей победы». Они понимают, что результат каждого сотрудника влияет на общие показатели бизнеса.

Также мышление собственника увеличивает вовлечённость человека — результаты могут вмиг вырасти на 30–300%.

Если ваша выручка 2–3 года стоит на одном месте или падает, это признак нехватки такого персонала. Кто‑то скажет: вам банально не хватает лидов или конверсия низкая. Так и есть. Только о том, что у вас слишком мало заявок, от сотрудников с мышлением собственника вы узнаете гораздо раньше, чем из отчётов системы аналитики.

Что даёт такое мышление

Оно сказывается на многих аспектах. Например, компании мышление собственника у сотрудников обеспечивает:

  • Устойчивость и стабильный рост прибыли.
  • Безлимитный источник качественных идей для развития компании.
  • Более быстрый темп развития, чем у конкурентов, у которых сотрудники не обладают мышлением собственника и относятся к бизнесу как к чужому делу.

Также оно сокращает:

  • Текучку кадров, потому что сотрудники отождествляют себя с компанией. Сравните: «Это компания Василия Петровича» и «Это наша компания».
  • Расходы — вспоминаем пример про скрепку и Форда.
  • Потерянных клиентов и недоработки в отделе продаж — потому что каждый клиент воспринимается как важный.
  • Производственный брак и порчу оборудования. Замечали, что обычно в общественных местах мебель приходит в негодность намного быстрее? Дело здесь не только в трафике, но и в отношении «моё — чужое».

А вот что мышление собственника у сотрудников даёт владельцу бизнеса:

  • Уверенность в коллективе. Если руководителя нет на месте или он болеет, то рабочий процесс от этого не пострадает.
  • Возможность выйти из операционки за 3–4 месяца Вы сможете делегировать все простые и повторяющиеся задачи — от найма сотрудников до покупки расходных материалов — и начнёте использовать это время для более полезных дел.
  • Постоянный приток идей по улучшению бизнеса. Причём идей «с полей», очень приближённых к реальности.
  • Большее количество свободного времени и возможность спокойно съездить в отпуск.
  • Спокойствие за бизнес и его перспективы.

Сотрудники с мышлением собственника привлекают в компанию таких же людей. Этим, кстати, такие IT‑гиганты, как «ВКонтакте». Компания всегда рассматривала кандидатов по рекомендациям сотрудников. А в прошлом году там также запустили функцию внешних рекомендаций. Топовые специалисты хотят работать в топововом коллективе.

Если же, наоборот, предприниматель позволит взять власть в компании «жертвам» и «всёпропальщикам», обвиняющим во всём всех, кроме себя, то сотрудники с мышлением собственника уйдут, потому что разочаруются в ценностях бизнеса.

Как формировать мышление собственника у сотрудников

Мышление собственника — это прошивка. И «установить» её можно только в мозг того, кто счастлив работать. Поэтому главная цель — сделать сотрудников счастливыми. Вот какие шаги для этого нужно предпринять.

  • Дайте возможности для развития. Сотрудник должен понять, что работа у вас — это площадка для реализации его жизненных и карьерных целей, какими бы они ни были. Тогда человек станет приверженцем компании, потому что она — трамплин к его личным мечтам.
  • Объясните свою цель и найдите точки соприкосновения. Не выдумывайте. Говорите честно. Важно разъяснить сотруднику, как ваши цели сочетаются с целями компании и сотрудника. Нужно увлечь его своей мечтой. Это даст ему мотивацию для выполнения задач.
  • Создайте «культурный кодекс» в своей команде. Пропишите свои ценности и убедитесь, что с ними согласна вся команда. Например, «Результаты важнее времени, проведённого на работе» или «Если ты сам не будешь расти, никто не будет тебя заставлять, но вряд ли мы будем терпеть отстающего». Следите за тем, чтобы кодекс не стал «бумажкой в тумбочке». Он — основа, благодаря которой сотрудник понимает: «Я такой же, как они. У нас общие ценности. Мы — стая». Когда коллектив разделяет ценности, прописанные в кодексе, 1 + 1 становится равно 11, потому что «отдельные пальцы становятся кулаком».

Также важно увеличивать вовлечённость сотрудников. В этом вопросе помогут:

  • Регулярный менеджмент — проводите собрания, отмечайте победителей, трекайте цели.
  • Наём правильных людей — обращайте внимание на качества личности, а не на красиво написанное резюме.
  • Культура непрерывного роста и принятия ошибок как его части.
  • Создание системы адаптации, с помощью которой новый сотрудник может за неделю войти в работу, не отвлекая коллег.
  • Искренняя вовлечённость собственника в бизнес. Это не значит работать 24/7. Это значит — верить в цели и команду.

Почему собственнику стоит начать с себя

Если собственник убеждён: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам», то он будет постоянно вклиниваться в процессы и дела персонала. В результате сотрудники начнут чувствовать себя «детьми», ожидая, что придёт «взрослый» и всё решит за них.

Если в голове владельца компании сидят убеждения «я тут самый умный» или «сотрудникам нужны только деньги», то он будет находить им подтверждения в реальной жизни. Соответственно, работники у него будут либо глупые, либо жадные.

Владельцу любого бизнеса важно отслеживать свои убеждения и видеть, какую реальность он из‑за них создаёт. Спойлер: та реальность, которая вас сейчас окружает, на 95% создана, чтобы подтверждать ваши же убеждения.

Если вы хотите, чтобы сотрудники были вовлечены в общее дело и работали не только за деньги, но и ради общей идеи (и сейчас не так) — придётся начать думать и действовать по‑другому.

Без передачи тотальной ответственности мышление собственника у сотрудника не развить. Но первый шаг здесь — взять ответственность за себя на себя. Поэтому помните о работе со своими убеждениями: они сильно влияют на результаты компании.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Zayana Toomunbayarova
14.07.23 09:15
нельзя сотрудникам работать в мышлении собственника, потому что они им не являются. Такие сотрудники при увольнении чувствуют себя использованными и преданными. Поэтому никаких переносов ролей не нужно. Собственник это собственник. Сотрудник это со труд ник, который вместе работает над поставленными задачами.
Alexander Shalnov
14.07.23 10:03
Какие-то влажные мечты собственников компаний, а в России такое вообще звучит как издевательство немного, хотя бы потому что многие собственники сами не хотят никаких двух зефирок потом, а хотят много зефирок прямо сейчас. Если работник начнет себя чувствовать собственником в такой формации, ему просто не дадут ничего делать, так как у него не будет никаких ресурсов на реализацию планов. В итоге на совещаниях он будет предлагать всякие идеи, их одобрят, но ресурсов под это выделяться не будет (а "работникособственник" не может выделить себе ресурсы, так как он не собственник). В итоге на следующем совещании с него спросят, наобещал в прошлый раз, где результат? Результата нет, значит, работник пустозвон или лентяй.
Andrew Newskiy
12.08.23 15:18
| изменено
По моему это - очередная морковка для ослика. Когда я работал нам тоже проводили всякие треннинги итд... а я озвучил лишь одну мысль..."зачем это все? Это не заменит нам деньги". Дайте больше денег, именно за этим люди идут на работу. Хотите, чтобы сотрудники были максимально ответственны, лояльны и заинтересованы в процветании вашего бизнеса? Платите им максимально много и создайте такие условия, которые не дадут никакие другие компании. В противном случае, что вы можете? уволить? Так он завтра найдет такую же работу, мб даже лучше. А для этого руководство компаний должно уметь щедро делиться. Чтобы у директора была тачка за 5млн, но и сотрудники себе могли позволить хотя бы по 2.5 без особого напряга. Но в реалиях скорее всего у него будет тачка за 25млн, а у сотрудников - трамвай) (утрированно и образно). А потом он сидит и думает, а че же они бездельничают на работе и работать не хотят. Какое же им мышление сделать... Мышление надо менять не сотрудникам, а собственникам. Если человеку проще уйти и заняться условно "ноготочками" за те же деньги (а работа на себя это огромное кол-во плюсов включая собственный УДОБНЫЙ график). Или перейти через дорогу в другую компанию, потому что платят такую же фигню, зато в пятницу работаем до 15-30, то никакие треннинги и вода про ценности компании не помогут заинтересовать думающих сотрудников. Хотите мышление собственников? Ок. Тогда на вашу фразу "это НАША компания" (уж не знаю где директоров как под копирку учат так говорить) - я бы сказал, если это НАША компания, могу я продать часть ее активов и купить себе дом? Или поднять себе зп в 5 раз? Нет? Где же тогда она "НАША"?