1. Не брать трубку

Удобство мобильного телефона — его же проклятье: вас можно найти в любой момент. Но так ли необходимо быть доступным каждую секунду? Приобретая смартфон, вы не клянётесь на крови, что будете отвечать на каждый звонок. Вы не обязаны брать трубку, даже чтобы сказать, что вам неудобно разговаривать. И перезванивать тоже необязательно. Исключение составляют разве что рабочие контакты, когда у вас есть договорённость быть на связи 24/7.

Если вы вдруг не хотите брать трубку, но стесняетесь, просто вспомните: вы отвалили круглую сумму за телефон для своего удобства. Так зачем его превращать в источник раздражения? Отвечайте важным и/или приятным собеседникам, а остальное опционально.

2. Не открывать дверь незваным гостям

Приходить без предварительных договорённостей невежливо. Это касается не только коммунальных служб и курьеров, но и родителей, детей, братьев, сватов и вообще всех. Вы можете быть заняты, ходить по дому в трусах и с грязной головой, иметь какие‑то планы на дальнейшие часы. Неожиданное появление кого‑то на пороге заставляет вас чувствовать себя неловко и экстренно менять расписание. Ситуация вырисовывается некрасивая, причём плохо здесь выглядите не вы. Так что можете смело заниматься своими делами, если понятия не имеете, кто стоит за дверью.

3. Брать последний кусочек

Если в компании лакомство не делится на присутствующих поровну, на тарелках остаётся один‑два бутерброда или куска пиццы. Они манят своими аппетитными бочками, но никто их не берёт, потому что пытаются быть вежливыми.

«Как же так, взять последнее? Что люди подумают?» Ничего не подумают. В конце концов, это просто пицца, а не таблетка от смертельного вируса.

4. Прекращать неуместный разговор

Вежливость часто подкладывает нам свинью. Мы боимся показаться невоспитанными и оправдываемся перед тётушкой, которая суёт нос в нашу личную жизнь. Или отчитываемся перед дядей за два лишних килограмма. Или не знаем, как сказать коллеге, что сплетничать о другой сотруднице нехорошо. Хотя на деле это именно они ведут себя некрасиво. Так что вы со спокойной душой можете прервать разговор и не страдать.

5. Отвечать правду

Мнение очень легко может превратиться в хамство, поэтому стоит трижды подумать, прежде чем его высказывать без запроса. Но если уж человек открыто спрашивает, то у вас нет причин говорить неправду. Разумеется, стоит преподнести её деликатно. Но вот врать, чтобы сделать приятное, вы совсем не обязаны.

Всё по‑честному: вас спросили — вы ответили. Если человека правда обидела, это уже его проблемы, как бы грубо это ни звучало.

6. Не уступать место, если вы устали

В салоне общественного транспорта предусмотрены специальные места для пассажиров с детьми, инвалидов и пожилых людей. Но общественный договор обычно предполагает, что уступить место вы им должны, где бы ни сидели. На молодых мужчин социум возлагает дополнительную ответственность: им предлагают стоять в любой непонятной ситуации.

Но весь этот общественный договор основан на том, чтобы более сильные физически люди уступали места тем, кто в этом нуждается. И вполне возможно, что сейчас это вы. Врач, отдежуривший сутки, может чувствовать себя менее бодрым, чем выспавшаяся пенсионерка. Человек, которому только что сняли гипс с ноги (а этого совсем не видно!), нуждается в месте больше, чем беременная на ранних сроках. Так что действовать должны не только законы социума, но и здравый смысл.

7. Разбираться, если кто‑то нарушает ваши права

Если вас плохо постригли в парикмахерской или продали несвежий товар, вы можете высказать претензии и вернуть деньги. Когда кто‑то занял ваше место в кинотеатре, нормально требовать его освободить. Отстаивание своих прав не делает вас скандальным, излишне вспыльчивым, невежливым. Это восстанавливает справедливость, только и всего.

8. Не делиться

Российские родители так боятся вырастить эгоистов, что лишают детей права на полное обладание хоть чем‑то. Шоколадкой обязательно надо поделиться с бабушкой, игрушкой — с непонятным ребёнком в песочнице.

Разумеется, уметь делиться — хорошо. Но не всё ваше должно становиться общим, просто потому что кто‑то так захотел. Скажем, если вы заказали блюдо в ресторане, вы имеете полное право съесть его самостоятельно до последней крошки.

Делиться — это возможность получить общий опыт и впечатления, а не обязанность.

9. Принимать комплименты

Существует множество ритуалов, цель у которых одна — соблюдение приличий. Например, если на комплимент ответить «спасибо», будут думать, что человек зазнался. Отсюда эти нелепые диалоги:

— Какие брюки!
— Что вы, они старые!

— Отлично выглядишь!
— О нет, я сегодня не выспалась.

Но вообще‑то нет ничего плохого в том, чтобы согласиться с говорящим. И брюки отличные, и вы хорошо выглядите.

10. Говорить о своих успехах

Между хвастовством и констатацией фактов — пропасть. Если вы удачно закрыли проект, получили повышение или звание мастера спорта, у вас есть полное право этим гордиться и об этом рассказывать.

Многие воспринимают информацию о чужих успехах как вызов и унижение. Мол, он всё это говорит, чтобы показать, что он лучше меня. Это довольно странно, ведь чьи‑то достижения никак не обесценивают чужие. Если люди не могут за вас порадоваться, то проблема в них, а не в вас.