Больше недели «ВКонтакте» тестирует новую функцию, которая скрывает количество лайков под записями.

Директор по росту и исследованиям компании Андрей Законов пояснил, что лайки и репосты воспринимаются пользователями как мерило качества контента, хотя изначально они создавались для коммуникации автора и подписчиков. Он рассказал Что случилось с лайками в VK изданию TJournal, что оценивать посты только с помощью количества лайков некорректно. Важно соотносить этот показатель с числом подписчиков и временем, за которое пост собрал реакции. Не меньшее значение имеют автор и содержание. На них «ВКонтакте» и акцентирует внимание, убирая счётчики.

Нововведение испытывают на тестовой группе пользователей. Лайфхакер нашёл одного из них и спросил, какой была неделя без лайков.

Михаил Пляскин

SMM-специалист. Прожил без лайков неделю.

Как жить без лайков

Неделю назад я открыл приложение «ВКонтакте», и в глаза сразу бросилось: под постом тематической группы, в которой я состою, нет ни одного лайка. Для этого сообщества такое несвойственно, поэтому я удивился. Оказалось, если открыть пост, видно и лайки, и комментарии.

Лайки «ВКонтакте» отключили Лайки «ВКонтакте» отключили

Узнавать, что случилось, начал не сразу. Сначала закинул информацию в группу SMM-специалистов. Уже оттуда это разошлось волной по интернету, дошло до СМИ, и ситуация прояснилась.

Отключили лайки «ВКонтакте»

К изменениям я отнёсся спокойно. «ВКонтакте» периодически тестирует нововведения, и здесь надо быть готовым к любому сюрпризу. Тем более что и Instagram недавно тоже начала вводить отказ от лайков.

Пока я не знаю, что будет дальше. Счётчик лайков всё ещё не работает: статистику видно только при переходе на пост. Я не уточнял, вернут ли всё как было. Администрация «ВКонтакте» вправе внедрять нововведения, от моих прихотей их работа не может зависеть. К тому же я не вижу всего масштаба и могу высказывать только своё мнение.

Что стало с лентой

Лента стала выглядеть по-другому — больше как новостная. Нет отвлекающих факторов, не смотришь, кто лайкнул, есть ли среди них знакомые, толком не видно комментариев. Так взгляд меньше отвлекается от самого поста.

Не могу сказать, что из-за этого стал проводить больше или меньше времени в соцсети — я периодически туда так и так захожу. На моё пользовательское поведение это тоже никак не повлияло. Например, я читаю несколько тематических групп о маркетинге и SMM, ставлю лайки на автомате. Мне неважно, отображается их количество или нет. Благодаря реакции пользователей пост поднимается в ленте, и мне хочется, чтобы и другие люди могли увидеть интересные материалы.

Лайк — благодарность создателям, потому что толковых групп не так много.

Я — SMM-специалист, веду около 10 групп с общей аудиторией более 100 тысяч человек (от 1 тысячи до 60 тысяч подписчиков). Также у меня есть несколько собственных проектов, с которых я и начинал как с хобби. Количество лайков — один из инструментов измерения эффективности моей работы. Здесь нововведение ничего не изменило. Увидеть, сколько раз лайкнули пост, можно при переходе на него, инструменты аналитики всё те же. Клиенты пока ничего не заметили, так как новая функция тестируется на ограниченном количестве людей. Но как будет, если счётчики уберут для всей соцсети, сказать сложно.

Нужны ли лайки

Люди, которые занимаются SMM, так или иначе будут мотивировать подписчиков на лайки и комментарии, иначе умная лента станет урезать охваты. С этим и сейчас непросто. Какую группу ни возьми, посты видят около 5% состоящих в ней пользователей — всего 500 человек из 10 тысяч подписчиков. И тебе надо тратить время и средства, чтобы показать публикации тем, кого и так привлёк за деньги ранее.

Поэтому в работу с умными лентами вкладывается много усилий, и увеличение числа лайков и комментов — неотъемлемая часть. Иначе это бессмысленный труд: всё сведётся к тому, что придётся платить «ВКонтакте» за каждое движение.

Количество лайков имеет значение.

Ты публикуешь контент и в любом случае ждёшь какой-то реакции на него. Без этого непонятно, нравится ли людям то, что ты делаешь. Если не иметь фидбэка от пользователей, то через месяц, год делать это надоест. Обратная связь, напротив, мотивирует тебя работать дальше.

Сейчас «ВКонтакте» не предлагает альтернативного способа оценить, нравится что-то подписчикам или нет. Моя работа связана с соцсетями, мне необходимо видеть реакцию. Лайки и комментарии позволяют отслеживать, тот ли я контент делаю. Без них я могу постоянно публиковать посты, которые не заходят, и это в итоге плохо скажется на лояльности аудитории.

Старые подписчики приучены взаимодействовать с записями, от новых получить реакцию будет в разы сложнее. И это повлияет на положение постов — здесь мы опять возвращаемся к умной ленте.

Что бы «ВКонтакте» ни говорила, лайки — это показатель качества твоей работы.

А что вы думаете по этому поводу? Поможет ли отсутствие счётчиков в борьбе за качественный контент?