16 ноября на телеканале ТНТ и стриминговом сервисе Premier вышел новый и, судя по обилию рекламы, особенно ожидаемый проект. Сериал «Перевал Дятлова» основан на реальной истории 1959 года. Группа студентов-туристов отправляется в поход по сложному маршруту недалеко от горы Хохлатчахль в Свердловской области и пропадает. Спустя некоторое время всех молодых людей находят мёртвыми.

Обстоятельства смерти дятловцев оставались невыясненными в течение многих лет. Среди возможных причин гибели, которых насчитывается около сотни, звучали встреча с дикими животными, нападение местных жителей и беглых заключённых, испытание нового вида оружия и даже паранормальные явления: от пришельцев до проклятий. В 2020 году генпрокуратура назвала Прокуратура назвала лавину причиной гибели туристов на перевале Дятлова официальной версией гибели дятловцев лавину: участники похода получили слишком серьёзные травмы и не выдержали натиска снега.

Сюжет, который заставляет путешествовать во времени

В сериале две сюжетные линии: зритель наблюдает за расследованием гибели дятловцев и событиями, которые происходят в момент похода. Все нечётные серии рассказывают о ходе следствия, они сняты на цветную плёнку, а чётные о судьбе туристов — на чёрно-белую. Вторую историю мы видим ещё и в формате 4 : 3 — это такая имитация советского кино. Поход туристов снимали на Алтае, так что зрителя ждёт много впечатляющих заснеженных пейзажей.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова», 2020
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Майор КГБ Олег Костин (Пётр Фёдоров) прибывает в Свердловскую область, чтобы расследовать загадочную гибель членов группы Дятлова. Герой словно сошёл со страниц клишированного детектива: воротник его пальто вечно поднят, шляпа надвинута до самых нахмуренных бровей, а прищур и щетина выдают опытного следователя. Вот только верить майору на сто процентов не получается: время от времени его преследуют видения времён фронтового прошлого, где то промелькнёт живой давно убитая девушка, то зашевелится труп, — звучит не слишком надёжно.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова» — 2020
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Тем временем зритель переносится в начало экспедиции. Игорю Дятлову (Иван Мулин) разрешают повести группу в поход третьей категории сложности — такой выдержат только опытные туристы. Вот только в нагрузку к студентам приставляют Александра Золотарёва (Егор Бероев) — зрелого инструктора Коуровской турбазы, без которого по маршруту никак не пустят. Дятлов нехотя соглашается на попутчика.

Уже в поезде группу настигает неладное: одному из участников снится кошмар, где он видит товарищей мёртвыми. Об опасности пути предупреждают и местные жители. Но Дятлова больше беспокоит личность Золотарёва: мужчина явно выдаёт себя за кого-то другого. Ключом к разгадке инструктора станет его фронтовое прошлое — и да, здесь тоже не обойдётся без мистики и ходячих мертвецов.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Кажется, будто смотришь два разных сериала: советский хоррор и детективный триллер. Такая композиция выглядит интересной даже несмотря на то, что события развиваются довольно медленно. Но вот сама история в первых двух сериях вызывает недоумение. Зритель и так постоянно путешествует между настоящим и прошлым — зачем закидывать его ещё и во времена войны? Фронтовые истории не слишком хорошо раскрывают героев, но окончательно запутывают избытком паранормальных явлений. Трагедия дятловцев сама по себе овеяна множеством тайн, но сериал напускает туман даже там, где хотелось просто краткого и понятного объяснения, почему герой ведёт себя так, а не иначе.

Ходы, от которых бросает в дрожь

После страшной и захватывающей «Игры на выживание» от проектов Premier ждёшь неожиданных поворотов сюжета и леденящих кровь ужастиков. «Перевал Дятлова» тоже хочет напугать, но делает это слишком в лоб. Трупы показывают натуралистично, подробно и долго: вы даже успеете заметить снежинки на ресницах мертвеца. Если кому-то вышибают мозги, то это делают прямо в кадре. Если предупреждают об опасности — упоминают съеденные языки и глаза. В общем, если не любите литры крови на экране, будет дискомфортно.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Но в дрожь от страха бросает куда реже, чем от абсурдности происходящего. О том, что герои погибнут, не намекает только ленивый. Рефреном повторяется: «Ну когда ещё в кино сходим», «Ну когда ещё по-человечески ребята поедят», напоминая, что никогда никто из участников похода больше не испытает простых радостей жизни. Такая прямолинейность порой угнетает.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Впрочем, на прямолинейные ходы богата и другая линия сериала. Олег Костин приходит в гости к новой знакомой, вспоминает фронтовые годы и узнаёт, что война отняла у героини мужа. Внезапно этим супругом оказывается боевой товарищ Костина — ну, знаете, такая житейская ситуация, когда все в огромном Советском Союзе знакомы через одно рукопожатие.

Сериал цепляет, а потом будто ставит зрителю подножку, не давая полностью погрузиться ни в страшные, ни в драматические моменты.

Герои с прошлым, в котором надо покопаться

Майор КГБ Олег Костин страшно раздражает. Он неестественно выглядит, держится и говорит — такой апостол Голливуда в советских реалиях. Воспоминания о войне герой может только трагически шептать — актёрской игры здесь как-то слишком много. Тем не менее, первые серии не раскрывают персонажа до конца: ясно, что годы на фронте наложили на него неизгладимый отпечаток, но, кажется, главные козыри сценаристов зритель увидит ещё не скоро.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова»
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

О членах группы Дятлова в первых сериях сообщают крайне поверхностно: в поезде две подруги обсуждают парней-туристов и кратко очерчивают характер каждого из них. Действительно запоминаются только два персонажа: упёртый Дятлов и подозрительный Золотарёв. Эти герои прописаны на удивление хорошо. С первых же серий зритель видит их приятные и отталкивающие черты, Золотарёва же и вовсе приходится как следует поразгадывать. В общем, интересные характеры в сериале есть — но раскрыться быстро удалось не всем.

Зритель, который может быть кем угодно

Непонятно, для кого снят «Перевал Дятлова». Первый вопрос, который хочется задать: на каком уровне знания должен находиться зритель? Если вы интересовались историей хотя бы поверхностно, то часть поворотов сюжета, которые подаются как неожиданность, потеряют своё обаяние и совершенно не поразят. Если же вы не знали о трагедии ровным счётом ничего и последние годы сидели в бункере без интернета, сериал покажется унылым. Без контекста это ещё одна история, где следователь распутывает дело о загадочной полумистической гибели, — таких миллион.

Кадр из сериала «Перевал Дятлова» — 2020
Кадр из сериала «Перевал Дятлова»

Неясно и то, в какие предпочтения метит проект: он будто старается угодить всем. Понравилась «Игра на выживание»? Здесь тоже группа людей обречена на смерть. Любите хорроры? Вот вам труп с миллиона ракурсов. Втайне от всех посматриваете сериалы про Великую Отечественную на Первом канале? Наши герои тоже были на войне.

Такое ощущение складывается после первых двух серий. Но дальше, возможно, события закрутятся в куда более понятном русле.


«Перевал Дятлова» имеет все шансы стать успешным проектом: раскрученная история, ужасы и мистика непременно найдут своего зрителя и пощекочут нервы любителей советских загадок. Но порой во время просмотра за сердце хватаешься не оттого, что очень страшно, а оттого, что очень странно: сюжет богат на клише, главный герой подбешивает, а градус паранормальности зашкаливает там, где этого совсем не хочется.

Тем не менее, после первых серий просмотр тянет продолжить: слишком уж интересно, какую версию гибели дятловцев предложат сценаристы. Всё намекает на то, что одной теорией дело явно не ограничится — и, возможно, зритель увидит куда больше ужасов, чем планировал.