Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Своё дело
23 мая 2013

Первый и последний совет начинающему стартаперу

Фото автора Влад Revolver Lab
Влад Revolver Lab

Влад Revolver Lab

Допустим, вы и есть тот самый представитель активных людей, которых не прельщает перспектива всю жизнь именоваться «офисным планктоном», а возможность стать оборотнем в погонах просто отталкивает. Ну что ж, это похвально. Добро пожаловать в мир стартапа!

Начну с вопроса: с чем конкретно у вас ассоциируется слово «стартап»? В последнее время словечко это стало безумно популярным, причем настолько, что его уже можно спокойно использовать как ругательство. Но давайте называть вещи своими именами: стартап – это бизнес. Просто начатый с нуля и, как правило, обитающий в интернете. А так как законы бизнеса одинаковы для всех, то и методы проб и ошибок у каждого начинающего бизнесмена… простите, стартапера, будут повторяться и пересекаться. Это я, опробовавший на себе приемы on-line предпринимательства, могу сказать точно.

Бизнес – это суровый и трудный путь, но, в то же время, это самый крутой драйв в жизни после секса. 15 лет моей жизни проходят исключительно в сфере построения и ведения собственного дела. На моей памяти было немало провалов, которые я воспринимаю, как ценный опыт и много успехов, которым я не позволяю вскружить мне голову.

Наверное, меня тоже можно причислить к стартаперам, если брать в учет недавно созданный и уже набирающий популярность YouTube-проект RevolverLab. И в этой связи мне часто задают вопрос, с чего начать молодому, амбициозному стартаперу? Как построить успешный бизнес и каких ошибок следует избегать? За последние несколько лет я сформулировал 6 правил, которые, надеюсь, помогут вам пройти тяжелый путь более простым способом.

Начну, пожалуй, а то прелюдия как-то затянулась…

1. Идея

На каких идеях можно создать хороший стартап и при этом разбогатеть? Сначала давайте уточним, какие именно бывают идеи: для креативного усовершенствования уже имеющегося бизнеса, для зарабатывания денег, и абсолютно новые стартап-идеи. Я уверен, чтобы зарабатывать большие (по-настоящему большие) деньги, нужно делать то, что до тебя уже кто-то делал, НО при этом делать это в разы лучше остальных. Все идеи должны отвечать не на вопрос «что сделать?», а на вопрос «как сделать?». А вот новая идея – рискованная затея, с ней нужно быть крайне аккуратными. Да, возможно она будет более перспективной, но в редком случае масштабной. Помните, что больше всего денег зарабатывается путем реализации существующих идей.

А как же Apple и Facebook*, спросите вы. Отвечу. Facebook* – это калька с MySpace и подобных ему социальных сетей. Детище Цукерберга – не креативная новинка, а только новый способ реализации существовавшего ранее замысла. Чаще всего в стартапах бывает именно так, что инновация – это правильно выбранная относительно новая модель.

А что действительно нового придумала Apple, самая дорогая на сегодня IT-компания? Когда появился первый Macintosh, компьютеры уже существовали, просто были не такими удобными. А до появления iPad о планшетниках знали уже 20 лет как.

Создавайте просто хороший продукт или услугу. На 100% лучше других подобных.

2. Анализ

Итак, скажите мне, кто ваш клиент? Опишите его, если хотите, нарисуйте его портрет. Вашей большой ошибкой будет придумывать себе людей, которых попросту нет в природе. Потому что вы будете создавать стартап для обычных жителей своей страны, и вам необходимо понять, на кого конкретно вам следует ориентироваться.

Ваши услуги или товар должны быть уникальными. «Кирпич оптом и в розницу со склада по всему городу» может, и прокормит вас и вашу семью, но богатым вас точно не сделает. Правильно расставляйте акценты: или кирпич должен быть уникальным, или стоимость низкой, или сервис самый лучший. Хотя, конечно, не помешает совокупность всех этих факторов.

Неповторимость и уникальность, рассчитанная на конкретного покупателя – важнейшая составляющая вашего успеха. Пока конкуренты будут копировать вашу «изюминку», вы уже либо усилите то, что у вас есть, или придумаете нечто новое.

3. Негативный опыт

Не стоит смотреть на успешных стартаперов так, словно у них всегда и все было хорошо. Один умный человек однажды сказал, что успех – это лишь промежуток между предыдущей и будущей неудачей. Причем, самое сложное здесь – сделать шаг от обычной безрисковой работы к своему новому проекту, который может как принести немалое удовлетворение, (материальное и моральное), так и прогореть. Так что, будущие успешные стартаперы, готовьтесь рисковать и безоговорочно верьте в себя.

Чтобы минимизировать ошибки уже на начальном этапе, ставьте перед собой четкие цели. Прислушивайтесь к отзывам пользователей, выверяйте каждый свой шаг, делайте несколько подходов, и продолжайте делать это до тех пор, пока не добьетесь нужных вам результатов.

И не бойтесь признаться, прежде всего, самому себе, что ваша затея потерпела крах. Если вы поймете, что прошло уже полгода, а вы не продвинулись ни на йоту, остановитесь. Провал – это норма для стартапа. Не надо его бояться или, того хуже, стесняться. Я понял уже давно, что двигаясь к большим результатам, нужно быть готовым к провалу всякий раз, когда рискуешь. А потерпев неудачу, нужно отбросить рефлексию, и заняться новым проектом. Жалость к себе не принесет вам ничего, кроме ненужных комплексов и потери веры в свои силы. Зачем оно вам?

4. Единомышленники

В вашей команде не должно быть и намека на лентяев, бездельников и воров. Вам нужны только те, кого, не побоюсь этого слова, прет, дико и неистово прет от вашей идеи, кто готов работать не 8 часов в сутки, а головой и на результат. Человек, который верит в результат вашего общего дела, должен быть готов работать в самых трудных условиях и даже с нулевой ставкой. А от тех, кто прячется в панцирь при любом намеке на проблему, ищет стабильности и ждет с нетерпением окончания рабочего дня, избавляйтесь без всякого сожаления. Это камни в вашем рюкзаке, в гору с таким грузом идти будет проблематично, да и бессмысленно.

5. Готовьтесь к одиночеству

Это, пожалуй, первая проблема, которая стоит на пути будущего успешного статапера. Когда зарождается какая-либо идея, мы стремимся сразу поделиться ею со своим близким окружением: друзьями, приятелями, родителями. Этого нельзя делать. Ни в коем случае. Объясню почему. Как правило, именно эти люди, самые близкие и любимые вами люди, абсолютно ничего не понимают в бизнесе, а слово «стартап» вообще могут впервые услышать от вас. Поэтому кроме неконструктивной критики, скепсиса и недоверия ваши замыслы, еще не до конца продуманные, ничего не получат. Вы начнете сомневаться в своем решении, искать в нем исключительно недостатки, и, в конце концов, откажетесь от реализации своих планов.

Так вот. Никогда не позволяйте себе брать советы у дилетантов, насколько теплыми и дружными не были бы ваши отношения. Гораздо полезнее для вас будет обратиться за советом к опытным бизнесменам, которые дадут вам самое ценное – конструктивную критику. Возможно, вы услышите от них дельный совет, и, скорее всего, вы воспользуетесь этим советом в будущем. Даже самые, на первый взгляд, бредовые замыслы в правильных руках могут приносить небывалые доходы. Найдите в своем окружении людей, которые живут так, как хотите жить вы. Если таковых нет, ищите их среди своих знакомых. Если же и здесь вас постигнет неудача, пишите мне, я вам расскажу. Адрес я уже добавил в конце статьи.

6. Самопрезентация

Вообще, я бы дал всем начинающим стартаперам один единственный совет: кто бы ты ни был, тебе придется продавать себя. По этому случаю мне всегда вспоминается показательный пример. Живет в мире некто Джо Джирард, человек, который попал в Книгу рекордов Гиннеса как «Величайший продавец в мире». Для наглядности приведу его показатели продаж:

  • Проданных новых автомобилей в сутки (в среднем) – 6
  • Новых розничных продаж за один день — 18
  • Новых розничных продаж в течение одного месяца — 174
  • Новых розничных продаж в течение одного года – 1425 автомобилей.
  • Всего продаж в 15-летнюю карьеру — 13001.

И как вам такой результат? Впечатляет, правда? Так вот, Джо Джирард неустанно повторял: «Люди покупают людей. И ничто иное». Вы должны продавать себя постоянно, и делать это виртуозно. Вы должны стать для своего пользователя №1. Это часть игры, которую мы все проходим. Для вас, особенно на начальном этапе, важно научиться грамотно себя презентовать. Только в этом случае вы сможете рассчитывать на успех. Я склонен верить лучшему продавцу в мире, который утверждал: «В жизни не продавал ни одной машины. Я продавал Джо Джирарда».

Самое главное, будьте искренны, слушайте клиента, говорите с ним, как с другом. Каждый пользователь/клиент/покупатель считает, что вам от него нужны только деньги. Так вот, никогда не допускайте такого отношения.

Научитесь общаться с прессой. Используйте для продвижения все информационные источники: Твиттер, ЖЖ, Facebook*, ВКонтакте. Пишите на форумах, оставляйте комментарии. Убедите всех, что больше нигде нет такого уникального товара или услуги, какие имеются у вас.

Спросите себя…

А теперь попробуем провести небольшой тест… Вероятно, вы, как никто другой, знаете, чем хотите заниматься. В таком случае, я искренне за вас рад и желаю грандиозных успехов на новом поприще. Если же вы находитесь в поисках своей ниши, найдите время, чтобы честно ответить на несколько вопросов:

1. Будете ли вы через несколько лет получать удовольствие от того, что делаете?

2. Кто ваши конкуренты? Насколько они крепкие? Насколько злые? Хватит ли вам сил выстоять в схватке с ними?

3. Сколько вам потребуется денег, чтобы ваш стартап заработал?

4. Сколько вам понадобится времени, чтобы выйти в «ноль», не говоря уже о получении первой «чистой» прибыли?

5. Вы можете сразу определить слабое место вашего будущего стартапа?

6. Если все пойдет гладко, сможете ли вы купить себе тропический остров, ну или, на худой конец, личный самолет?

7. Не придется ли скрывать от друзей и близких то, что приносит вам прибыль?

Если ответы на эти вопросы вам определенно и безоговорочно нравятся, вы стоите на верном пути.

И последнее, что хочется добавить. Нехватка людей, способностей, денег, опыта, плохое расположение звезд, ужасная карма – это отговорки. Вы должны четко понимать, что ваша интуиция – это лакмусовая бумажка бессознательного, которой нужно бескомпромиссно доверять. И вообще, заканчивайте уже читать подобные статьи. Просто беритесь и делайте!

P.S. Как и обещал, мои адреса и явки:

E‑mail: revolverlab@revolverlab.com

Твиттер: VlaRevolver

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Это интересно
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Комментарии
Сергей
24.05.13 11:46
концовка шикарна)
Dmitry Pavlov
24.05.13 11:57
Пост не понравился. Причины: 1. Где сам совет? 2. Компилят из стартаперских догм 3. Я не люблю стартапы
Dmitry Pavlov
24.05.13 12:05
Я не люблю стартапы потому что: 1. Это эгоистическая деятельность направленная на выжимание соков из всех кого удалось затянуть в проект (я называю это - блудняк) 2. Стартапер-основатель - это очень опасная форма вруна, который в первую очередь напарил себя и (что самое страшное) поверил в собственные фанатичные выкрики. А затем принялся обрабатывать остальных, чтобы сколотить команду (желающих в частности работать на износ за 0 ставку). Это отталкивает. 3. Мне не нравится ажиотаж вокруг этого слова. Особенно потому, что взрослые дядьки инвесторы, пыхтя и не понимая что к чему, изо всех силах пытаются сейчас обозвать себя всякими бизнес-ангелами и таки развить-таки в стране венчурные инвестиции. В стране, где бюджет принято осваивать. Соответственно в результате как правило (хорошо что хоть не всегда) получается какая-то не работающая и бесполезная чушь, в которую еще повкладывают денежку пару лет, надеясь на выход в ноль и самоокупаемость, а потом она просто тихонько стухнет и о ней все забудут. 4. Я не люблю фанатизм. Во всех проявлениях. Он лишает человека способности трезво мыслить. Стартаперство - стало один из видов такого фанатизма.
Vladislav Revolver
24.05.13 23:01
Дмирий, спасибо, конечно, что Вы нашли время и написали такой содержательный комментарий! Если Вы хотели оставить просто отзыв в стиле OPOSSIT - у Вас получилось это факт. Если Вы хотели донести какую-то суть, то кроме вашей неприязни к стартап движению я лично ни чего не понял. Но я, Дима, знаю одно, что не зависимо от того, что Вы думаете мы (стартаперы, блогеры, бизнес-ангелы...) были, есть и будем. И Земля будет вращаться именно благодаря нам... Пока Вы, Дима, будите OPOSSIT размышлять о том нравится Вам это слово СТАРТАП или не нравится.
Margarita Isanova
24.05.13 23:14
Я прошу прощения, но когда я вижу слова "OPOSSIT" вместо opposite, "будИте" вместо будЕте... У меня резко падает уважение к человеку, писавшему комментарий, ибо мое мнение (совершенно ретроградское и исключительно индивидуальное) - человек, претендующий на признание, "автор статей и постов" должен почти безупречно владеть языком, так как язык - его инструмент, лицо, которое видит читатель. Еще раз повторюсь, я скучный, занудный человек, которому очень мешает филологическое образование, и мое мнение по данному вопросу я уже выразила в комментарии ниже.
Dmitry Pavlov
24.05.13 23:48
Пожалуйста. Всегда рад поделиться своими соображениями по теме, которой (как мне кажется) есть что сказать. Все верно. То, что явление есть и вряд ли исчезнет, мне известно (сам сейчас работаю в таком проекте наймитом за ежемесячный гонорар - не за долю в прибылях и прочие виртуальные ништяки). Я подчеркнул, что явление не нравится именно мне, а не, скажем, в целом - явление это какое-то недостойное. Я также потрудился объяснить, почему мне лично это не нравится. Повторю - мне не нравится аура показного драйва вокруг как правило бессмысленного занятия. Я думаю не открою Америку, если скажу, что процент стухших проектов к выживших (выпустившим первую бету, которая начала приносить прибыль) в лучшем случае 99 к 1. Причем добрая половина от этого самого 1% - помрет все равно на более поздних этапах, когда инвесторы все таки поймут что план провалился и дальше финансирование надо свернуть. Ну и в итоге из оставшихся 0,5% появляются какие-то дурацкие проекты, которые ничего полезного по большому ровным счетом не несут этому миру, а, как правило, представляют собой еще один поглотитель времени и денег интернет пользователей. Исключения есть. Есть достойные проекты, которые появились, выросли, встали на ноги и действительно помогают людям решать проблемы. Но я сильно сомневаюсь, что среди них найдется хотя бы две похожих истории развития, я уж молчу о том, чтобы уложиться в описанную вами схему. Мне не нравится, что все чаще я вижу как в интернете люди пишут рецепты в стиле 1-2-3-4-5 для тех вопросов, где это просто невозможно. Запуск бизнеса, поиск ниши, и т.п. невозможно описать инструкцией в N шагов. Это так же бессмысленно как описать универсальный план жизни для человека в те же N шагов. То есть совет по стартапам выглядит так же как примерно такой план жизни: "родился - вырос - влюбился/женился - вырастил детей - умер". Все вроде верно, но пользы никакой. P.S. Не обижайтесь. Я отреагировал на содержание статьи, а не лично на вас (я вас даже не знаю). Если вам доводилось защищать свою работу в ВУЗе, я думаю вы понимаете, что комиссия рассматривает не лично вас а ваш труд. Здесь - тоже самое. Только облегченная версия.
Александр Степанов
15.06.13 19:35
Чем Вам не нравятся ажиотажи и фанатизм? Отталкивает кого? Почему? Лишает способности мыслить опыть же кого? Вы все это из личного опыта говорите или Вам "так показалось?
Vladislav Revolver
24.05.13 23:11
Отвечаю... 1. Советы в тексте и их много... Я не берусь судить на сколько они толковые, но опыт и факты упрямая штука, так что можем как говориться "померяться длиной" и сравнить жизненные достижения, 2. Сам дурак (простите это я не на Вас конкретно, Дмитрий) - это так говорит мой младший сын (Константин 3 года), когда ему не чем ответить на глупость в его адрес... 3. В моей статье были слова СЕКС, но она все же не про любовь ни про физическую ни про платоническую. Моя статья это конкретные советы, которые помогли мне и я уверен, что помогут многим...
Dmitry Pavlov
24.05.13 23:26
То был мой фидбек. Любой, кто показывает что-то миру (согласно всяким умным книжкам и прочим догмам около-офисного оккультизма) должен быть к нему готов. Готов - означает: выслушать, попытаться вынести для себя пользу, не оправдываться и не возражать. :)
Dmitry Pavlov
24.05.13 23:52
Кстати, (по 3 ответу) почему вы думаете, что советы, которые помогли вам, помогут кому-то еще?
Vladislav Revolver
27.05.13 11:07
Дима, добрый день! Я не думаю, что мои советы могут помочь другим! Я в это знаю точно. Если у вас есть сомнения - попробуйте!
Макс Поспелков
24.05.13 13:17
Ничего нового не узнал. "Стартап" стало просто модным словом, а "стартаперы" - молодые люди, которые считают, что придумали идею - и всё, дальше нужно только найти дядю, который даст денег, а стартапер найдёт как их просадить на макбуки, навороченный офис класса "А" и т.д. Новый бизнес и новое дело, это только всего лишь молодой бизнес, зачем его называть другими модными словами. Автор не сказал почти ничего нового, всё это пишут в книгах, говорят на тренингах по личностному росту. Единственная новинка - автор, следуя пункту 6 своей же статьи, провёл саморекламу YouTube-проекта RevolverLab.
Vladislav Revolver
24.05.13 23:23
Макс, спасибо за коммент! Согласен с Вами! СтартАп - это на самом деле просто новое и модное слово. Лично для Вас в следующей статье назову его именно так, как вы рекомендовали НОВЫЙ БИЗНЕС. Хотя знаете я когда занимаюсь бизнесом или пишу эту статью я не о название думаю, а о сути. А суть этой статьи явно не в слове "СТАРТАП"... Макс, Вы написали "Автор не сказал ПОЧТИ ничего нового", если я правильно понимаю значение слова ПОЧТИ, то хоть капельку чего-то нового Вы от туда почерпнули - это и было моей целью. Скажу откровенно текст с которым я буду выступать как Нобелевский лауреат будет значительно креативнее, обещаю... И спасибо за то, что еще раз упомянули любимый мною проект RevolverLAb. Кстате, зайдите на сайт RevolverLAb.com, там много интересной информации.
Александр Степанов
15.06.13 20:10
Начнем с того, а что собственного нового Вы хотели услышать? Как я понимаю, Вы уже все про все знаете. Но позвольте спросить, Вы посетили столько тренингов и прочитали столько книг, что для Вас уже все слилось в единую кашу?
Margarita Isanova
24.05.13 16:50
судя по данной статье, стартапер - это обычный бизнесмен, который даже не делает новый продукт, а улучшает существующий. Это даже не предпринимательство, то есть, не внедрение новой услуги или продукта на рынок. А если у "стартапера" нет уникальности - то он ничуть не лучше Бабы Клавы, торгующей на рынке вязаными носками. В таком случае Баба Клава будет вполне более предпринимателем, чем молодой мальчик, открывший стопятый по счету интернет-магазин перепродажи китайского барахла, особенно если она как-то особенно вяжет свои носки, так, что они не снашиваются, в отличие от магазинных аналогов. Я лично не имею ничего против бредовых замыслов. Пусть люди занимаются тем, чем любят и умеют; но я филолог, и я стараюсь - и призываю окружающих - называть вещи своими именами. Start Up - Early stage in the life cycle of an enterprise where the entrepreneur moves from the idea stage to securing financing, laying down the basis structure of the business, and initiating operations or trading. Стартап, то есть - просто ранняя стадия бизнеса. Ничего более, и ничего того, что могло бы определять это как отдельное течение. В общем, надо отделять Гоголя от Гегеля, Гегеля от Кегеля... и так далее.
Александр Степанов
15.06.13 20:29
И как вы так резво разделили что можно считать предпринимательством, а что нет? :) Не имеете ничего против, говорите? Зачем тогда критикуете? Да и какая разница что и как назвать вообще? Понятно же, что каждый человек в одно и тоже понятие может вложить свой смысл, понятный только ему. Ничего не имею против филологии, сам люблю родной язык. Но мне кажется, она загоняет вас в рамки. Рамки мышления.
25.05.13 22:36
Комментарий удален
Vladislav Revolver
27.05.13 11:07
))))
Александр Степанов
15.06.13 19:21
Четко и по делу. Без воды. Вопросы самому себе считаю очень дельными. Они реально помогают. Я так понимаю, тут собрались люди, по умолчанию жаждущие чего-нибудь новенького? Не видящие ничего, кроме знакомых букв и слов, прочитанных когда то в цитатниках, и не способные получить что то для себя лично из опыта другого человека. Ведь в в статьях, книгах и на тренингах все уже рассказали. Теперь вы все про все знаете. Что же делать дальше, спросите вы :))) Комментарии показали, насколько многие люди замкнуты в рамки своих убеждений.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Наталья Копылова1 час назад

0 / 0

Вы бдительная, это очень хорошо! Удивительно, что эти конторы ещё процветают
Как снять квартиру и не стать жертвой мошенников
Аватар автора комментария
Наталья Копылова1 час назад

0 / 0

дошик так-то - лухари лапша, есть и подешевле. Шикуете, получается!
Год без покупок: что это за челлендж и зачем к нему готовиться прямо сейчас
Аватар автора комментария
Наталья Копылова1 час назад

0 / 0

по крайней мере, если кто-то греет рыбу в микроволновке, то сразу понятно, кто это😊
11 типичных персонажей, которые водятся почти в любом офисе
Аватар автора комментария
Horugvi2 часа назад

0 / 0

Тебе сколько надо?
Ридли Скотт назвал современное кино «дерьмом» — и начал пересматривать собственные фильмы
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях