Талант переоценён: почему природных способностей недостаточно для успеха

Без усердия и работы одарённость — просто пустой звук.

Что считать талантом

Если верить словарям, — это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. По сути, предполагается, что у человека с рождения есть некое исключительное дарование. Просто генетика, или ангел в лоб поцеловал — зависит от того, во что вы верите.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Однако на самом деле тема врождённых способностей не так проста. Некоторые факторы действительно обусловлены генетикой — выворотность суставов для балета или длина рук и ног для пауэрлифтинга. Но относительно других есть вопросы.

Например, Вольфганг Амадей считается вундеркиндом. Якобы в 5 лет он уже сочинял короткие пьесы. Но Вольфганг родился в семье композитора, с младенчества слышал музыку, видел, как играют на музыкальном инструменте, учился этому сам. Повторилась бы история австрийца, если бы он родился в семье каменщика? Иными словами, умения Моцарта — это дар или просто результат того, что композитор очень рано начал заниматься музыкой? Возможно, если бы Моцарт рос сейчас, мы бы посчитали его не вундеркиндом, а жертвой родительского давления и амбиций — как знать.

Вопросов больше, чем ответов. Человек начинает заниматься чем‑то с младенчества, потому что у него дар? Или навыки, которые мы считаем талантом, формируются, когда люди с детства чему‑то учатся?

Венгерский учитель Ласло в своё время решил, что дети могут показывать высокие достижения, если будут много и систематически тренироваться. Гипотезу Ласло решил проверить на трёх своих дочерях. Он учил их играть в шахматы, потому что через соревнования легко отслеживать прогресс. Эксперимент удался. Все дочери Полгара выросли титулованными шахматистками. Одна из них, Юдит, в 1991 году стала самым юным гроссмейстером среди мужчин, обойдя Роберта Фишера.

К слову, ярлыки «одарённый» или «нет таланта» могут оказать влияние на дальнейшее развитие человека. Это прослеживается даже на целых группах людей. Например, в странах с высоким уровнем гендерного неравенства мальчики лучше решают математические задачи, чем девочки. Но в государствах, где последним не рассказывают, что у них «по природе» нет математических способностей, девочки справляются с заданиями как минимум на том же , что и мальчики.

Что не так с идеей таланта

Вера в некий дар, который всегда поможет и приведёт к успеху, приводит к существованию сразу нескольких вредных мифов.

Одного таланта достаточно для успеха

Предполагается, что одарённый человек по умолчанию и безо всякой подготовки лучше всех остальных. Вот как Илья Муромец: лежал 33 года на печи, а потом встал и покрошил в кашу печенегов. Что, разумеется, не так.

Возьмём какую‑нибудь из сфер, где генетические особенности действительно имеют большое значение, например бодибилдинг. Очевидно, что мышцы у разных людей растут с разной скоростью. Соответственно, одному будет накачаться проще, чем другому. Да и сушка, то есть процесс избавления от жировой прослойки с минимальной потерей мышц, даётся всем неодинаково. Наконец, значение имеют неизменные пропорции тела вроде роста и длины конечностей и многие другие факторы. Но если генетически одарённый человек не провёл в спортзале и дня, то проиграет тому, кто упорно трудился.

А потому на одном таланте далеко не уедешь.

Талантливым всё достаётся просто

Если считать, что одного таланта достаточно для успеха, то можно легко обесценить заслуги людей, которые много трудились. Конечно, врождённые способности действительно облегчают путь. Например, выучить большой массив информации гораздо проще человеку, который запоминает любой текст с первого прочтения.

Но менее обидным от этого обесценивание не становится. Скажем, кто‑то знает несколько языков. Но ему говорят: «Классно тебе! У тебя, наверное, склонность к иностранным языкам и вообще ты гуманитарий. А мне вот это не даётся». Хотя человек знания не из космоса впитал, а ходил к репетитору и занимался. Зато собеседник ничего не делал, но почему‑то ставит под сомнение чужие заслуги.

Механизм обесценивания понятен: проще решить, что другой получил всё просто так, чем признать, что собственные неудачи — это результат недоработки. И всё же.

Талант всегда пробьётся

Эта идея основана на ошибке выжившего. Мы слышим рассказы, как кто‑то обивал пороги, вставал после очередного падения и в итоге спустя годы пришёл к успеху. А вот истории о похороненном таланте мы слышим реже и относимся к ним скептически. Если не вышло, значит, не очень‑то человек и одарённый. Бросил бы уже свои глупости — чем он там увлекается — и делом занялся.

Хотя история знает случаи, когда человек продолжил свои «глупости», и его талант признали уже после смерти. В числе таких людей — художники Гоген и Ван Гог, писатели Стендаль и Кафка. И это всё деятели искусства, которое живёт вечно. Очевидно, что людей, которые не смогли реализовать менее яркие таланты, гораздо больше.

Если нет таланта, отступись

Раз уж талант — врождённая особенность, предполагается, что он проявится в раннем детстве. Например, Маша стала солисткой The Metropolitan Opera — ещё бы, ведь она начала петь раньше, чем ходить. А если человек в раннем детстве бил палкой крапиву, то таланта у него, по всей видимости, нет. Такой ребёнок просто должен жить дальше и делать что‑то полегче.

Естественно, это «отсутствие одарённости» может сильно демотивировать. Особенно если человек хочет заниматься чем‑то творческим. Изучать бухгалтерию — сколько угодно. Начинать петь в 21 — только если в качестве ни к чему не обязывающего хобби.

Ещё хуже, когда человек с детства что‑то любит, но ему говорят, что он не очень одарён. В этом возрасте самому ребёнку зачастую даже не дают решить, продолжать занятия или нет. Всё зависит от родителей: они или поддерживают, или заставляют бросить, чтобы заняться чем‑то более, по их мнению, перспективным.

Но упорство, возможно, имеет большее значение, чем врождённая одарённость. Например, именитая балерина Диана Вишнёва в интервью Катерине Гордеевой, что столкнулась с проблемами при поступлении в Ленинградское хореографическое училище. Ей говорили, что у неё нет данных для балета. Но она упорно тренировалась, поступила в училище и в 20 лет стала солисткой Мариинского театра.

Что нужно для успеха помимо таланта

Отрицать существование некой предрасположенности к тому или иному занятию нельзя. Однако ранее мы также определились, что одного таланта для успеха недостаточно. Требуется кое‑что ещё.

Трудолюбие и усердие

В конце 20 века психолог Андерс Эриксон музыкантов. Он взял три группы скрипачей — блистательных исполнителей, перспективных и тех, кто звёзд с неба не хватал. Каждого из них спросили, сколько он занимался музыкой с момента, когда впервые взял в руки инструмент.

Все студенты начали играть примерно в пять лет и первые годы учились плюс‑минус одинаково. Но затем появились различия. В сумме к моменту исследования звёзды занимались 10 тысяч часов, а аутсайдеры — 4 тысячи. И это большой разбег в практике.

Позднее исследования повторяли на пианистах, игроках в дартс, и везде соответствие подтверждалось: чем больше человек занимался, тем лучшие результаты показывал. Более свежие опросы, правда, , что практика влияет на успех не так значительно, как у Эриксона, но и не опровергают его выводы полностью.

Однако в целом суть понятна: будь ты трижды талантливый, пахать всё равно придётся. Просто, возможно, чуть меньше, чем тому, кто не так одарён.

Выход из зоны комфорта

Это выражение набило оскомину, но увы: если день за днём заниматься одним и тем же, можно делать это бесконечно талантливо, но развития не будет. Например, у Пикассо есть множество работ в привычном нам (и его современникам) стиле. Но как знать, признали бы его гением такого масштаба, если бы художник не пробовал новое и не стал основоположником кубизма?

Обучение

Талант — это хорошо, но обычно он не заменяет образования. Речь не обязательно идёт об учебном заведении. Но в любом деле существуют некие основы, знание которых существенно облегчит путь. Чтобы взлететь, нужна стартовая площадка.

Навыки общения

Каким бы гением ни был человек, если он неприятен в общении, поклонников у его таланта станет меньше. Особенно сейчас, когда институт репутации укрепляется. Так что быть приятным и вежливым неплохо — хотя и не настолько, чтобы вам садились на шею.

Везение

Куда же без него. У разных людей разные условия. Банально: у двух человек одинаковые способности в математике. Но у одного пьющие родители и учитель‑самодур, а у другого — поддерживающая семья и педагог, который тренирует олимпиадную команду. Очевидно, кому будет проще.

Обстоятельства бывают самыми разными, а жизнь не очень справедлива. Так что выход один: не упускать момент.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из фильма «Амадей»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Герыч Бер
14.01.22 22:52
Очень лукавый пример с Полгаром. Шахматы принадлежат к видам деятельности, где между часами практики, временем начала и результатами есть заметная кореляция. А что касается творчества? Думаю там степень влияния врождённых особенностей больше. Например, эксперименты на однояйцевых и разнояйцевых близнецах доказали генетическую природу степени музыкальных способностей
Наталья Копылова
14.01.22 22:57
| изменено
В тексте об этом есть в примере с бодибилдингом. Предрасположенность в той или иной сфере никто не отрицает. Но она одна ничего не определяет. Более того, если не начать практиковать, никогда не узнаешь, что она у тебя есть. Исследовательница сама говорит, что практиковаться нужно, природной склонности недостаточно.