Как сравнения мешают нам сделать правильный выбор и заставляют страдать

Мы ведёмся на рекламу, платим за ненужное и мучаемся от зависти. Но это можно исправить.

10

Почему мы всё время сравниваем

Если вы не раз замечали, что сравниваете себя с другими, оценивая внешность, достижения или уровень дохода, не волнуйтесь: вы не одиноки.

😌 «Спокойное место» — канал для всех, кто хочет справиться со стрессом, выдохнуть и привести мысли в порядок.

Наше мышление построено на этой особенности. Любое социальное взаимодействие автоматически запускает сравнение с другими людьми или принятыми в обществе устоями.

Чтобы назвать кого‑то высоким, нужно увидеть его в окружении более низких товарищей, чтобы признать состоятельным — соотнести доходы, симпатичным — оценить, соответствует ли внешность принятым в обществе стандартам красоты.

Сравнение находится в центре социального суждения и многих когнитивных процессов. От него зависит то, как человек воспринимает себя и других, каких взглядов придерживается, какие решения принимает и что при этом чувствует.

Учёные предполагают, что мы так любим сравнивать потому, что это позволяет экономить ресурсы.

Ведь куда проще сопоставить схожие черты двух объектов, чем оценивать их целиком. В итоге мозг тратит меньше энергии на принятие решений, что выгодно с точки зрения выживания.

Таким образом, привычка сравнивать — часть нашей природы, но эта же особенность заставляет нас делать не лучший выбор, переживать и расстраиваться.

Как сравнения мешают сделать правильный выбор

В книге «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения» Дэн Ариели рассказывает, что сравнения помогают сделать выбор быстро, практически не думая, но при этом нередко заводят нас не туда.

Проблема в том, что люди часто понятия не имеют, что для них лучше. Как пилоту для посадки самолёта нужны огни посадочной полосы, так и человеку для принятия решений требуется некий диапазон, в котором будет указано, где находится достойный вариант, а где — нет.

В книге Ариели приводит простой пример с выбором телевизора. Вы приходите в магазин и видите три товара:

  • Panasonic с диагональю 36 дюймов за 690 долларов;
  • Toshiba с диагональю 42 дюйма за 850 долларов;
  • Philips с диагональю 50 дюймов за 1 480 долларов.

Если у вас нет цели купить технику с определённой диагональю, скорее всего, вы выберете средний вариант — приземлитесь между двумя рядами посадочных огней. Вроде бы достойно. И не слишком дорого.

Стоит ли переплачивать за дополнительные дюймы? Как вообще оценить, какая диагональ вам нужна? Чем техника одной фирмы лучше другой? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно провести ещё множество сравнений, а выбор надо делать быстро, и желательно не особенно при этом напрягаясь. В таком случае решение очевидно.

Значит ли это, что самый большой телевизор будет лучшим выбором? Для продавца — скорее всего, ведь маркетологи знают эту особенность мышления и выставляют на выгодные позиции нужные им товары.

Например, если владелец ресторана хочет, чтобы люди заказывали определённое блюдо, он может повысить цену на верхние позиции в меню. По сравнению с их космической стоимостью основное — то, что он хочет продать — начнёт казаться посетителям приемлемым.

Будет ли приобретение лучшим выбором для клиента — большой вопрос.

Скорее всего, он переплатит за ненужное просто потому, что понятия не имеет, чего на самом деле хочет. И хорошо, если речь идёт о телевизоре или блюде в ресторане, а не о квартире, за которую вы будете 20 лет выплачивать ипотеку, или цели всей жизни.

Дэн Ариели рассказал историю одного доктора, окончившего Гарвард с мечтой о получении Нобелевской премии. Мужчина хотел совершить открытие в лечении онкологии и считал, что получает вполне достойные деньги. Пока не узнал о том, сколько зарабатывают его коллеги на Уолл‑стрит, оказывающие услуги по вопросам медицинских инвестиций.

Сравнение заставило доктора посчитать свою зарплату низкой, после чего он ушёл консультантом на биржу, оставив свою мечту об открытиях.

И это не самый плохой пример того, как сопоставление с другими может повлиять на человека. В отличие от доктора, большинство людей никак не меняют свою жизнь, сравнивая себя с другими, но при этом чувствуют себя отвратительно.

Как сравнения заставляют нас страдать

Особенности современной жизни открывают просто бесконечные возможности для зависти. Мы ежедневно видим в жизни, в интернете или средствах массовой информации людей, которые лучше выглядят, больше зарабатывают или могут похвастаться значимыми достижениями.

Социальные сети и вовсе открывают врата в ад. Сравнивая свою жизнь с рафинированным содержимым постов и историй, пассивные юзеры чувствуют себя обделёнными и несчастными.

А поскольку в друзья обычно добавляют людей с похожим социальным статусом и прошлым, зависть становится ещё более болезненной.

Просмотр фото с красивыми телами заставляет переживать по поводу своей фигуры, подписка на профиль человека с успешной карьерой — расстраиваться из‑за своего дохода. Люди завидуют чужому счастью, фотографиям из отпуска, количеству друзей и общения.

В результате социальные сравнения снижают удовлетворённость жизнью, заставляют человека чувствовать себя несчастным, мешают ценить то, что он имеет, и могут довести до депрессии.

Вовсе избавиться от сравнений вряд ли получится. Даже если вы твёрдо решили не выстраивать иерархий, это будет происходит само собой в автоматическом режиме. Однако вы можете поддержать свою самооценку и удовлетворённость жизнью, сравнивая правильно.

Как сравнивать себя с другими не в ущерб самооценке

Сопоставлять себя с другими можно по‑разному. И далеко не всегда это будет заканчиваться завистью и разочарованием.

Во время сравнения человек может либо противопоставлять себя другим — использовать их для оценки собственных достижений, либо идентифицировать — концентрироваться на похожих чертах. В первом варианте чужие достижения заставляют страдать, во втором — служат вдохновением.

Например, вы просматриваете страницу успешного одноклассника. Противопоставление заставит вас думать: «Ну вот, мы учились вместе, а теперь он построил карьеру, а я, неудачник, ничего не добился». Идентификация же, наоборот, вызовет положительные эмоции: «Раз он, имея ту же базу, добился таких высот, то и я смогу».

Если же вы сравниваете себя с тем, кто менее успешен, выгоднее будет противопоставление. Например, вы лежите в больнице и вместе с вами в палате находится человек, которому стало хуже. Идентификация заставит вас расстроиться: «Он болеет тем же, и у него осложнения, а значит, они могут быть и у меня». Противопоставление же, наоборот, будет оптимистичным: «Ладно, я тоже болею. Но по сравнению с ним мне гораздо лучше».

В моменты, когда вам приходит в голову, что жизнь идёт под откос и ничего хорошего в ней нет, подумайте о тех, кому хуже. Где бы вы ни жили и чем бы ни занимались, всегда найдутся люди в ещё более плачевных условиях.

Когда вы чувствуете, что начинаете завидовать, акцентируйте внимание на схожести. Спросите себя, что у вас общего, чему вы можете поучиться у этого человека. Это поможет снизить градус неудовлетворённости и превратить зависть в источник вдохновения.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: ADB Garage Works / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Олег Залялов
03.02.24 19:24
Этому почти все религии учат уже много тысячелетий
Olennikov Fedor
06.02.24 09:57
| изменено
Основная проблема не в том что "сравниваем мы" а в том что "сравнивают нас". Общество, со своим культом писькомерства, мать его... Особенно детям грустно.
Olennikov Fedor
06.02.24 10:11
Ага, "смиритесь",любимый рецепт всех неправедно обогатившихся и их пособников в рясах.
Ия Зорина
06.02.24 11:50
Да и мы сравниваем. Общество из нас ведь и состоит. Конечно, человек вне общества не будет сравнивать себя с другими, но в одиночестве плохо живётся.
Читать все комментарии