Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Книги
19 августа 2013

РЕЦЕНЗИЯ: «Маркетинг в социальных сетях» — настольный учебник по SMM

Фото автора Александр Мельник
Александр Мельник

Маркетинг в социальных сетях

Шесть лет понятие SMM не сходит со страниц блогов, СМИ, социальных сетей, газет, журналов. Казалось бы, что нового можно здесь рассказать, когда все возможные темы и нюансы – «черные», «серые» и «белые» – уже рассказаны, показаны и… и тут мне в руки стараниями редакции «Лайфхакера» и российского издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» попала книга Дамира Халилова, – и я забыл, что такого скептического хотел написать в качестве пролога к этой рецензии :)

Книгу человека, который еще в далеком 2006 году понял, что социальные сети и связанная с ними маркетинговая деятельность на ближайшие 10 лет станет настоящим клондайком идей (и денег – что уж тут скрывать), а потому создал собственное агентство цифрового маркетинга, к услугам которого за прошедшие годы прибегали десятки ТОПовых компаний из стран СНГ, – эту книгу похвалили или хотя бы нейтрально-положительно упомянули практически все блоги и онлайн-проекты, пишущие о digital в России и Украине.

Настолько ли всё хорошо в «Маркетинге в социальных сетях»?

Самое главное о маркетинге в соцсетях

Первое: если вы ожидали какого-то сокрушительного «срывания покровов» и неких ноу-хау, которые помогут превратить сотни котиков и тысячи лайков в нескончаемый поток денег и сверхбыструю воронку продаж, – спешу вас разочаровать. В книге Дамира Халилова есть много простых пошаговых указаний, как настроить, создать профили и отслеживать деятельность бизнеса в соцсетях, но никаких универсальных рецептов или секретных методик нет. Даже более того: на мой взгляд (хотя я с SMM-индустрией связан всего года 3), книга «Маркетинг в социальных сетях» – это настольное руководство для новичка, который только пришел в цифровой маркетинг. В ней доступным языком и что называется «на пальцах» показано и рассказано, для чего и почему бизнесу стоит использовать аудиторию социальных сетей и связанные с этими соцсетями инструменты. Причем многие советы довольно простые, и тем, кто уже 2−3−4 года работает плотно с цифровыми проектами и онлайн-маркетингом эти рекомендации и инструкции покажутся очень простыми и смахивающими даже на привет от Капитана Очевидности :) Но это впечатление ошибочно. Простота структуры самой книги и упоминание ряда сервисов, которые не столь раскручены и популяризованы в практике Рунета, но при этом могут использоваться в сегменте малого бизнеса в первую очередь из-за своей бесплатности или сравнительно невысокой стоимости – первое, что хотелось бы отметить. И кстати, за структурированность и лаконичность – огромный плюс Дамиру: сколько уже было попыток разложить по полочкам SMM и связанные с ним инструменты и методики, но до книги Дамира Халилова в Рунете подобной четкой и однозначной структурой отличались только иностранные (и как правило – не переведенные на русский язык) сборники кейсов и практических рекомендаций.

РЕЦЕНЗИЯ: «Маркетинг в социальных сетях» – настольный учебник по SMM

РЕЦЕНЗИЯ: «Маркетинг в социальных сетях» – настольный учебник по SMM

Второе: книга читается действительно быстро, я ее прочел буквально за 1 выходной (потратив часов 5–6 в общей сложности). Трудно сказать, плюс это или минус; местами мне хотелось бы видеть больше детализации – но я всё время напоминал себе, что это – скорее настольное руководство для тех, кто только осваивает онлайн-маркетинг в соцсетях, а не для тех, кто уже достаточно долго работает в этой сфере. В роли «шпаргалки на каждый день» книга Халилова работает более чем отлично: набирай я завтра собственный SMM-отдел, кандидатов-студентов точно гонял бы вопросами по этой книжке :)

Третье: наконец-то в книге об SMM я не увидел ни одного иностранного бренда в качестве примера – только российские компании и кампании. Это второй очень положительный момент, отмеченный в ходе прочтения. Про кейсы Майкрософт, успех Dell и Каннских Львов Jay‑Z, Adidas и кого-то там еще уже надоело читать в профильной блогосфере, пишущей о диджитале. Здесь ничего подобного нет (имеются в виду кейсы и кампании с бюджетами, условиями и спецификой брендов и аудитории, которые не характерны для стран СНГ и вряд ли когда-то будут здесь реализованы; с таким же успехом людям, которые хотят освоить ремонт малолитражки можно рассказывать об особенностях испытания и ремонта реактивных двигателей).

Очевидные «плюсы»

  • лаконичность, простота изложения, отсутствие избыточной терминологии и птичьего языка (дословного транслита английских терминов русскими буквами);
  • примеры из российской практики;
  • набор полезных инструментов для общего продвижения и мониторинга в социальных сетях;
  • отдельная глава о продвижении и коммуникации для ВКонтакте (обычно все рассказывают и показывают что-то для Фейсбука* и практически ничего – для ВКонтакте, мол, там и так всё понятно);
  • развернутые рекомендации по контент-маркетингу для соцсетей (на мой взгляд, именно контент и его микроформаты в ближайшие полтора года станут решающим фактором в соцмедиа-маркетинге, и встретить хорошие советы по оформлению и структурированию / планированию контента было приятно);
  • контрольные списки действий, инструментов и компонентов стратегии для соцсетей в конце каждой главы и в финале всей книги.

Неочевидные «минусы»

  • Черно-белые скриншоты в качестве иллюстраций. После обилия цветных скриншотов в «Сначала мобильные!» и «Эмоциональном веб-дизайне» от того же МИФ черно-бело-серая гамма в «Маркетинге в социальных сетях» стала не очень приятным сюрпризом.
  • Орфографические ошибки. К сожалению, опечатки и ошибки по книге замечал. Но издание первое, так что во втором, думаю, это устранят.
  • Устарела часть информации по требованиям и параметрам Facebook* к страницам и профилям (но за 2012–2013 годы эта соцсеть пережила ряд радикальных изменений, поэтому снова-таки – надежда на второе издание).
  • Отсутствие привычных страниц «Для новых мыслей” в конце книги. Книги МИФ очень ценю именно за возможность делать записи, пометки и выписки цитат или понравившихся инструментов из книги на чистых страницах в финале. Здесь, увы, этих страниц не оказалось.

Вместо вывода

«Маркетинг в социальных сетях» – первая книга о соцмедиа-маркетинге, которую я за прошедшие 4 года прочел залпом и при этом не испытывал ощущения раздражения от общих фраз, повторяющихся кейсов или скуки от банальных рекомендаций. Ее общий уровень ориентирован на новичка с опытом от 0 до 1,5 лет в онлайн-маркетинге – и всё равно есть здесь небольшие полезные подсказки, которые пригодятся и опытному специалисту по онлайн-маркетингу.

Маркетинг в социальных сетях

Кому читать обязательно?

  • Студентам, которые хотят после вуза (или еще в период учебы в нем) прийти в digital-маркетинг – чтобы понять, с чего начинается работа с новыми медиа (хотя учитывая 7‑милетний срок существования этих площадок и технологий, не такие уж они и новые).
  • Собственникам и руководителям в сегменте малого и среднего бизнеса, которые хотят представить свои услуги и продукты в социальных сетях, но не знают толком, как начать, а бюджеты и объемы, которые им обычно предлагают агентства, их настораживают.
  • Журналистам онлайн-СМИ – поскольку маркетинг в интернете сейчас уже зачастую осуществляется на уровне конкретного специалиста, а не всего бренда в целом.
  • Контент-менеджерам и контент-кураторам – для развития навыков и изучения основных инструментов и компонентов соцмедиа-маркетинга.
  • Всем, кто прямо или косвенно соприкасается с маркетингом в новых медиа – чтобы не упустить что-то, что кажется элементарным и очевидным, но при этом всё равно упускается из виду.

«Маркетинг в социальных сетях», Дамир Халилов

Купить на litres.ru

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

42_dejstvitel'no_nuzhnyh_tovara_so_skidkami_do_69%_na_AliExpress

42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

Это интересно
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Комментарии
zKi Roel
19.08.13 12:03
спасибо

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Vera T13 минут назад

0 / 0

Вы в походы не ходили. Именно презервативы есть у всех бывалых. Сохранить в сухости документы, деньги, спички... Иных вариантов и нет))
Как разжечь огонь: 10 необычных способов
Аватар автора комментария
Dmitry MG14 минут назад

0 / 0

А в чем смысл кружки за "778 рублей вместо 1 036"? Или она как-то отличается от обычной? Я в FP покупал кружки по 80-100-120.
Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели
Аватар автора комментария
Petr Babin1 час назад

0 / 0

А с сельдью иваси можно? Почему в большинстве Ваших рецептов, где используется консервированная рыба - это тунец? Он стоит так, что проще купить сёмгу или форель. Будьте проще и народ к Вам потянется!
Быстрые корейские оладьи из консервированного тунца
Аватар автора комментария
Прохор Яблоков2 часа назад

0 / 0

Культовые саундтреки были в "Крестном отце" и "Профессионале " . Наверное нет такого человеку который их не слышал , хотя мог и не смотреть фильм .
10 фильмов с культовыми саундтреками
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях