18 сентября на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Сестра Рэтчед», посвящённый предыстории одной из героинь знаменитого романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки».

Создателем проекта числится новичок Эван Романски, в багаже которого лишь сценарий к одному эпизоду малоизвестного сериала Starstuck. Гораздо важнее, что исполнительным продюсером, шоураннером и режиссёром первых двух эпизодов выступил Райан Мёрфи — работавший над «Американской историей ужасов», «Политикой» и «Голливудом».

«Сестра Рэтчед» — типичный сериал этого автора со всеми его достоинствами и недостатками. Вот только в данном случае ссылка на литературный источник лишь мешает создателям. Ведь зрители ожидают увидеть что‑то похожее на книгу Кена Кизи или одноимённую экранизацию Милоша Формана. А получают нечто совсем иное.

Забудьте о книге «Пролетая над гнездом кукушки»

Роман Кизи рассказывает о буднях психиатрической лечебницы, в которую попадает хулиган Рэндл Патрик Макмёрфи. Он не желает мириться со строгими порядками, которые установила жестокая медсестра Милдред Рэтчед.

Спустя 13 лет после публикации книги на экраны вышла экранизация Милоша Формана. Режиссёр сильно изменил и сюжет, и саму атмосферу повествования. Но главное, сестра Рэтчед, которую сыграла Луиза Флетчер, вскоре стала одной из самых известных кинозлодеек.

Ни в книге, ни в фильме предысторию этой героини не рассказывали. Известно лишь, что когда‑то она служила в армейском госпитале. Но в 2016 году начинающий сценарист Эван Романски решил разобраться в её прошлом и рассказать, что превратило Милдред Рэтчед в монстра.

Вот только в руках Мёрфи связь с первоисточником практически потерялась. Поклонники Кизи и Формана могли ожидать, что приквел будет такой же мрачной драмой, в которой обстоятельства и окружающая жестокость меняют характер добропорядочной девушки.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Но в сериальной версии Милдред Рэтчед (Сара Полсон) всеми силами стремится работать в психиатрической клинике. Туда вскоре должны привезти маньяка, убившего несколько священников. Чтобы добиться своей цели, героиня не гнушается идти на обман и даже преступления. Да и с поведением в обычной жизни у неё серьёзные проблемы.

Тем временем выясняется, что у директора больницы, склонного к экспериментальному лечению пациентов, тоже есть тайны. В прошлом он совершил страшную ошибку, и теперь его ищут.

Об остальных сюжетных линиях лучше не рассказывать, чтобы не испортить удовольствие от просмотра. Но уже это даёт понять, что авторы показывают не драму, а настоящий триллер на грани хоррора.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Все герои здесь если не безумны, то по крайней мере жестоки. А значительная часть сюжета посвящена не психологическому противостоянию, а лечению, напоминающему пытки, а то и вовсе убийствам.

В одной из сцен доктор, находящийся под воздействием наркотиков, пытается пришить пациенту руки, отрезанные у садовника. Вряд ли Кизи мог такое представить в своём романе.

Романски считает How a 25‑Year‑Old Film School Grad’s Spec Script Became Ratched , что книжную Рэтчед в Макмёрфи больше всего раздражала нарочитая сексуальность и из‑за этого возникли её проблемы. В остальном связь лишь формальная: совпадают место действия и некоторые намёки. Но это совсем другая история в ином жанре и с новыми героями.

Относитесь к сериалу как к спин‑оффу «Американской истории ужасов»

Возможно, так поступил бы и сам Райан Мёрфи, вот только выходит «Сестра Рэтчед» на конкурирующей платформе. И здесь для автора, но не для канала Fox, выпускающего знаменитый проект, ситуация очень выгодная.

Пока производство 10‑го сезона «Американской истории ужасов» откладывают, Мёрфи создаёт аналогичную историю для Netflix.

В качестве одного из сценаристов продюсер пригласил своего постоянного соавтора Иэна Бреннана, с которым сотрудничает ещё со времён «Хора». Саму Рэтчед играет любимица Мёрфи Сара Полсон. На второстепенных ролях Финн Уитрок и Кори Столл, также мелькавшие в долгоиграющем проекте.

Да и сама идея схожа: «Американская история ужасов» берёт стандартные сюжеты хорроров и превращает их в новые истории с намёком на социальность.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Во втором сезоне сериала уже рассказывали о психиатрической лечебнице, куда привозят опасного маньяка. Разве что в «Сестре Рэтчед» обходятся без мистики и инопланетян. А вот жестокости, сваренных людей и расчленёнки не меньше.

Наслаждайтесь красотой и актёрами

В главном Райан Мёрфи себе не изменяет: он снимает очень красиво. Автор вновь обращается к любимой стилистике США 1940‑х. В этом плане «Сестра Рэтчед» скорее продолжает другой его проект для Netflix — «Голливуд».

Здесь к потрясающим костюмам, шляпам и старым автомобилям добавляются всевозможные цветофильтры. Чтобы передать атмосферу безумия и просто нагнать мрачности, картинка то зеленеет, то краснеет.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Кроме того, в сериале собрался потрясающий актёрский состав. Сара Полсон в очередной раз доказывает свою разносторонность. Актриса призналась Sarah Paulson Talks Playing an Iconic Character in ‘Ratched’ and the Future of ‘AHS’ , что сама требовала у Райана Мёрфи главную роль в проекте, угрожая устроить скандал на улице.

Учитывая, что Луиза Флетчер получила за воплощение Милдред Рэтчед премию «Оскар», было трудно представить, что кто‑то сможет соревноваться с ней в глубине этого образа. Но Полсон не пытается копировать предшественницу. Её героиня совсем другая, при этом не менее интересная. Рэтчед выглядит то верхом благородства, то почти сумасшедшей.

В сериале собралось немало и других ярких артистов. В первую очередь привлекает внимание Шэрон Стоун в невероятных костюмах. Ей досталась роль состоятельной, харизматичной и мстительной матери. А звезда «Секса в большом городе» Синтия Никсон радует брючными костюмами и дерзкими для тех времён взглядами.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Каждая сцена «Сестры Рэтчед» наполнена визуальной эстетикой и приятными глазу симметричными кадрами. Актёры принимают красивые позы, и даже жестокость, поданная с театральным гротеском, скорее развлекает, нежели пугает.

Не ищите глубину

Проекты Райана Мёрфи можно условно разделить на два типа. В одних автор действительно раскрывает важные социальные темы и делает это центром всего повествования. Достаточно вспомнить «Позу» — один из самых ярких сериалов о культуре квир‑балов и транссексуалов. Или же «Политика» — потрясающую сатиру на устройство американских выборов.

В других своих работах Мёрфи вроде бы тоже захватывает актуальные проблемы. Но делает это формально, чтобы просто добавить драматизма происходящему. Так выглядит «Американская история ужасов» и даже «Голливуд».

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

«Сестра Рэтчед» относится ко второй категории. Здесь есть все важные и серьёзные для автора темы: варварские методы медицины, патриархальные порядки и даже проблемы представителей ЛГБТ в середине XX века. Но все драматические повороты выглядят слишком уж предсказуемо. Линия с лечением пациентки от лесбийских наклонностей вполне коррелирует с реальной историей. Однако в сериале это лишь способ показать развитие героев, а не серьёзный разбор проблемы.

И даже мальчик, которого отдали в психиатрическую лечебницу из‑за того, что он слишком много мечтает, скорее часть антуража, а не человек с трагической судьбой.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»
Кадр из сериала «Сестра Рэтчед»

Поэтому не стоит ждать от проекта действительно глубокой проработки социальных тем. Это просто яркий и красивый сериал.


Впечатления от «Сестры Рэтчед» полностью зависят от того, что зритель ожидает увидеть. Те, кто мечтал вернуться в атмосферу романа «Пролетая над гнездом кукушки» и разобраться в истории персонажа, наверняка разочаруются. В сериале нет практически ничего общего ни с книгой Кизи, ни даже с фильмом Формана.

А вот поклонники творчества Райана Мёрфи и в первую очередь «Американской истории ужасов», скорее всего, порадуются знакомым актёрам, изящной картинке и жуткой атмосфере истории, где нет ни одного положительного героя.