Стоит ли смотреть сериал «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского

Первые эпизоды получились очень неоднозначными.

28 января на «КиноПоиске HD» стартует новый сериал по сценарию Дмитрия Глуховского — автора цикла «Метро 2033» и романа «Текст». Писатель этот проект очень личным и обещает зрителям много жутких впечатлений.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Прессе уже показали два из семи эпизодов, и впечатления от них очень неоднозначные. Сюжет вроде интригует, но постоянно проваливается во множестве мелочей. И в дальнейшем «Топи» могут как набрать обороты и превратиться в захватывающее зрелище, так и окончательно завязнуть в банальности и недоработках.

Интригующий, но поспешный сюжет

Известный бизнесмен Денис, создатель революционного приложения «ТруТок», собирает четверых молодых незнакомцев. Все вместе они отправляются в деревню Топи, где расположен монастырь. Ходят легенды, что там творят настоящие чудеса.

У каждого из пятёрки свои причины поездки: неизлечимая болезнь, бегство от преступников, личная трагедия. Все они хотят спрятаться от своих проблем. Но оказавшись в пункте назначения, герои будто попадают в иной мир. И он выглядит очень жутким.

Правильно построить пилотный эпизод — одна из самых сложных задач. Первая серия должна затянуть зрителя и дать ему максимум вводных, но при этом не превратиться в хаотичный поток информации. И как раз со второй частью сериал справляется не лучшим образом.

В пилоте сразу показывают слишком много героев и действие постоянно переключается между ними. Нас знакомят с фантастическими технологиями, криминальными кланами, рассказывают о болезнях, расследованиях прессы, расставаниях с возлюбленными. И всё это за первые 30 минут. Кроме того, мелькает много фоновых персонажей, которые наверняка потом канут в небытие. Если отвлечься хоть ненадолго, можно моментально запутаться в событиях.

Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица в сериале «Топи»

Суета заканчивается только в последней трети эпизода, когда герои собираются в поезде. Во второй серии всё происходит более размеренно и линейно: персонажи попадают в беду и пускаются в таинственное путешествие по русской глуши.

Начало и финал первого эпизода явно намекают, что происходит что‑то не то. Если судить по трейлерам, героев ждёт столкновение с какой‑то мистикой, а Топи и вовсе место, из которого невозможно уехать.

Иван Янковский, Тихон Жизневский, Анастасия Крылова, Катерина Шпица, Софья Володчинская в сериале «Топи»

При просмотре первых двух серий вспоминается то фантастическая «Тьма», то «Третий день» с Джудом Лоу, где мистика выворачивается в человеческую драму, то российская же «Территория», погружающая в сибирский фольклор.

И главный плюс сериала «Топи» как раз в неизвестности. Проект основан на оригинальном сценарии Глуховского, а не на какой‑то книге. Учитывая разностороннее творчество автора, действие может превратиться хоть в фантастику, хоть в драму, хоть в ужасы. И тем интереснее искать подсказки.

Однако есть опасения, что вся эта история не приведёт ни к чему. Одна из важных сцен заставляет задуматься о самой простой и разочаровывающей трактовке сюжета, которая лишит происходящее не только логики, но и вообще смысла. Остаётся надеяться, что авторы учли мировой опыт. Ведь недаром финал шоу «Остаться в живых» считается чуть ли не самым неудачным завершением сериала в истории.

Гнетущая атмосфера

Создатели российских сериалов всё чаще используют атмосферу деревни или лесной глуши, чтобы показать некий странный мир. На подобном подходе строилась «Территория». Те же элементы мелькали и в «Эпидемии», и даже в «Игре на выживание».

Кадр из сериала «Топи»

Это скорее хорошо: наконец‑то сценаристы и режиссёры отходят от попыток копировать западные проекты и обращают внимание на более знакомый и понятный каждому антураж. Хотя и здесь есть некоторые проблемы, связанные со стереотипами.

Почти каждый раз это превращается в историю о «попаданцах» из Москвы или другого крупного города. А деревни и глушь становятся средоточием если не ужаса и мистики, то запущенности и отсутствия закона. Этим грешат и «Топи»: поселение кажется застрявшим в далёком прошлом, связи нет, а единственный полицейский ведёт себя отвратительно.

Но стоит признать, что в атмосферности сериалу не откажешь. Режиссёр Владимир Мирзоев иногда слишком уж склоняется к клиповой съёмке и даже добавляет странные танцы, будто подражая «Солнцестоянию». И всё же сочетание будничной тоски и потустороннего ужаса в отдельные моменты превращает действие почти в хоррор, тут же перебиваясь красивыми общими планами природы.

Иван Янковский в сериале «Топи»

Как будет дальше развиваться сюжет, пока неизвестно. Но если авторы правильно используют созданную атмосферу, то сериал сможет держаться именно на визуальной части и мистических намёках. Зрителю придётся гадать, в чём из происходящего виноваты люди, а где вмешались неизвестные силы. Или просто удивляться безумным поворотам.

Правда, чтобы такой ход сработал, создателям нужно очень постараться. Ведь пока кажется, что грязная деревня так ей и останется, а героев будут постепенно уничтожать или начнут мучить.

В финале второй серии действие подобралось к напряжённой точке, и если дальше не начнётся активное развитие, то зрители могут заскучать.

Клишированные персонажи

Увы, герои буквально каждого второго российского сериала вызывают одни и те же ощущения. В их реальность просто невозможно поверить. Особенно это касается сюжетов, где фигурирует целая команда, как в «Игре на выживание», «Полёте» или «Эпидемии».

Анастасия Крылова в сериале «Топи»

Авторы прописывают одного‑двух персонажей, а остальных превращают в ходячие стереотипы. Не избежали этого и «Топи». Денис в исполнении Ивана Янковского — талантливый бизнесмен, который не продаётся властям и ценит правду превыше всего. Чуть устаревший намёк на Павла Дурова очевиден. И всё же герой кажется достаточно интересным, хоть иногда и перегибает с тоскливым выражением лица.

А вот Макса, которого играет Тихон Жизневский (его можно вспомнить по двум частям фильма «На игре»), видимо, хотели сделать озабоченным пошляком, который добавит юмора. Но превратили в какой‑то анекдот, да ещё и несмешной: парень не говорит вообще ни о чём, кроме секса.

Тихон Жизневский в сериале «Топи»

С женскими персонажами слишком туманно: ни одной из героинь не дали достаточно времени, чтобы проявить себя. И в итоге пока ни у кого нет хоть какой‑то интересной черты или неоднозначности, которая бы выбивалась за рамки схематичного типажа.

Зато авторы не забывают регулярно раздевать актёров в кадре, иногда даже не к месту. Будто сериал слишком старательно оправдывает Глуховского о том, что на телевидении такое бы не пропустили.

Трудно сказать, в чём причина настолько плоского подхода: недоработка сценария, слабая постановка (Мирзоев пока не слишком ярко проявил себя в кино) или недостаточно талантливая игра актёров.

Софья Володчинская в сериале «Топи»

Интересно, что эпизодические персонажи кажутся живее. Даже Максим Суханов, уже сотрудничавший с режиссёром в «Борисе Годунове», вроде бы точно так же пошлит в кадре. Но его герой выглядит настоящим и потому вызывает ровно те неприятные чувства, которые должен. А не стыд от глупых клише, как в случае с Жизневским.

Есть надежда, что за всем этим кроется интересный обман. Логично было бы постепенно, под влиянием обстоятельств, превратить героев из скучных стереотипов в живых людей. Такой ход используют в кино и сериалах часто: от военных драм до комедийного «Теда Лассо». Проекту «Топи» тоже бы это не помешало.

Иван Янковский в сериале «Топи»

Дмитрий Глуховский , что многие персонажи списаны с реальных людей. Странно было бы не дать им шанса раскрыться.

Правда пока чётких предпосылок к переменам нет. Похоже, в сериале будут развивать именно сюжетную часть, а не характеры. Но если персонажи останутся примерно такими же, то уже через несколько серий за ними надоест наблюдать. Герои не будут вызывать привязанности и сопереживания, что для восприятия истории просто губительно.


Идея сериала «Топи» интригует. А вот её воплощение в первых эпизодах заставляет желать лучшего и вызывает сомнения, стоит ли смотреть дальше. Но даже если проект не растеряет зрителей в самом начале, ему точно нужно исправлять подачу. Иначе есть вероятность, что хорошая задумка развалится из‑за стереотипов и клише.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Топи»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Иван Киреенко
26.01.21 11:24
| изменено
метро куйня , текст куйня. вряд-ли это отличается
Татьяна Вертушкина
20.02.21 01:34
| изменено
Сериал заставляет задуматься о жизни какая нелепая и жестокая она бывает, никто не знает что ждет нас, в любую секунду может случится всё что угодно, вот так и в Топях. Кто так и не понял куда делась Катя и почему она стала старой - Они попали в аварию 4 человека умерли а Катя осталась живой и была без сознания, затем когда она очнулась она и исчезла вот почему они её найти немогли, а потом когда она стала старой она умерла и оказалась опять с ними. Глуховский в подробностях показывает как живут люди за пределами Москвы и что творится на самом деле, разруха и никому ненужные люди.
Михаил Лесенкин
23.12.21 09:31
Не так уж и всё плохо).
Михаил Лесенкин
23.12.21 09:37
Метро с Текстом более - менее нормально). Топи - намного хуже.
Читать все комментарии