Допустим, вы получили сложное задание в какой‑то сфере, с которой не очень хорошо знакомы или раньше вообще с ней не сталкивались. Что мотивирует вас засучить рукава и взяться за дело? Что в процессе вы разовьёте какие‑то навыки и расширите свой кругозор? Или что вы впечатлите того, кто вам поручил задачу, и заслужите похвалу? Ответ зависит от типа мышления. Когда говорят о подходе к работе, то выделяют два: склонный к обучению и склонный к поощрению.

1. Тип мышления, склонный к обучению

Людей с таким типом мотивирует желание стать компетентнее и освоить что‑то новое. Они не ждут громких похвал за собранную информацию, а испытывают удовлетворение от улучшения своих навыков и расширения знаний. Это для них главная награда.

Признаки

  • Вы тратите много свободного времени, изучая различные вещи, даже если это не приносит какой‑то конкретной пользы. Вам просто нравится.
  • Именно к вам обращаются коллеги, а может быть, и руководитель, когда им нужна информация. Они убеждены, что вы умеете её находить, и считают вас источником знаний.
  • Столкнувшись со сложным вопросом или незнакомой темой, вы испытываете радостное предвкушение, а не страх.

Плюсы

  • Вы постоянно развиваетесь.
  • Вы легче принимаете критику, потому что видите в ней возможность чему‑то научиться.
  • Вы с большей вероятностью сохраните информацию в долгосрочной памяти, потому что не стараетесь использовать её только для мимолётной выгоды.

Минус

  • Почти постоянное желание узнавать новое и улучшать навыки может подавлять и даже приводить к истощению. Мозгу требуется больше энергии, чем любому другому человеческому органу. На него тратится Appraising the brain’s energy budget 20% калорий, потребляемых организмом. Если нагружать мозг без передышки, можно довести себя до выгорания.

2. Тип мышления, склонный к поощрению

Людей с таким типом сильнее мотивируют признание и похвала. Им приносит удовлетворение не приобретение новых знаний, а одобрение, которым их награждают за выполненную задачу. Для них важно получить благосклонное мнение о своей компетентности (и избежать негативных суждений).

Признаки

  • Вы чувствуете себя довольнее всего, когда получаете положительный фидбэк и признание от коллег.
  • Вы с готовностью соглашаетесь, что вам очень важно мнение о вас других людей.
  • Вы всегда ищете возможность поделиться своими знаниями и научить кого‑то.

Плюсы

  • Вы очень сознательно относитесь к тому, как ваши действия оценивают коллеги.
  • У вас хорошо развита The science of motivation краткосрочная память. Так что если вам на работе постоянно нужно запоминать и выдавать новую информацию, это большое преимущество.

Минус

  • Если постоянно полагаться на внешнее одобрение, выше риск испытать разочарование и фрустрацию. Не все умеют давать положительный фидбэк. По данным опроса Why Do So Many Managers Avoid Giving Praise? , 37% руководителей вообще никогда этого не делают.

Почему важно знать свой тип мышления

Нельзя сказать, что один тип лучше другого: они разные и у каждого свои достоинства и недостатки. Более того, вы можете склоняться то к одному, то к другому в зависимости от ситуации. Но всё равно какой‑то из них будет проявляться чаще. Вот для чего стоит определить свой доминирующий тип.

Вы найдёте оптимальный способ мотивации

Прежде чем ругать себя за лень и апатию, когда нет желания работать, подумайте, что именно вас мотивирует: обучение или поощрение. Тогда будет проще подобрать подходящий «пряник», чтобы заставить себя взяться за дело.

Вы улучшите отношения с руководителем

В идеале он сам должен стремиться понять, что вас мотивирует и помогает вам лучше работать. В противном случае стоит рассказать ему об этом. Если вы поняли, что склонны к обучению, предложите поручить вам работу над большими сложными вопросами или исследованиями. Если вы склонны к поощрению, дайте знать, что положительный фидбэк заряжает вас мотивацией, и попросите делиться им почаще (а не только указывать на ваши ошибки).

Такой разговор может казаться страшным, но в итоге выиграете вы оба. Руководитель поймёт, как лучше формулировать для вас задачи, чтобы ещё больше заинтересовать делом, а вы получите более комфортные условия труда.

Вам будет проще общаться с коллегами

С кем‑то из них у вас обязательно будет не совпадать тип мышления, а это может приводить к конфликтам. Понимание собственной мотивации поможет лучше узнавать других и налаживать общение с ними.