Разговоры как в порно и полёты, от которых захватывает дух: каким получился «Топ Ган: Мэверик»
23 августа на цифровых площадках вышел очередной экшен‑фильм с Томом Крузом. «Топ Ган: Мэверик» — сиквел картины 1986 года, которую в СССР и России переводили как «Лучший стрелок».
Новинка уже успела наделать шума в мировом прокате. В США лента обогнала по сборам легендарный «Титаник» Джеймса Кэмерона и кроссовер «Мстители: Война бесконечности» от Marvel. По миру она заработала более 1,4 миллиарда долларов — это 13‑е место за всю историю.
На сайте‑агрегаторе Rotten Tomatoes у картины «Топ Ган: Мэверик» 96% положительных отзывов от критиков и 99% — от зрителей. Оценка на IMDb — 8,5. Хотя у первой части всего 6,9. Об этом фильме все уже говорят как о главном событии в мире блокбастеров за 2022 год.
Так что же, это действительно настолько крутое кино? И да и нет. Картина режиссёра Джозефа Косински просто поражает постановкой полётов. Но при этом драматическую основу сценария будто и не пытались продумать. Но даже и это можно было бы пропустить, если бы не некоторые идеи, которые пришли прямиком из 1986‑го и сейчас выглядят очень неприятно.
В фильме «Топ Ган: Мэверик» показаны лучшие сцены полётов за всю историю кино
Пит Митчелл по прозвищу Мэверик (Том Круз) выпустился из элитной лётной школы «Топ Ган» более 30 лет назад. Он немного поработал инструктором, но потом занялся другими делами. К началу действия сиквела Мэверик испытывает самолёт с гиперзвуковым двигателем.
Но его приглашают обратно в «Топ Ган» — в качестве наставника. Мэверик будет готовить молодых пилотов к невыполнимой боевой миссии. Есть лишь две проблемы: во‑первых, герой хочет сам полететь на задание, а во‑вторых, ему приходится тренировать лейтенанта Брэдли Брэдшоу (Майлз Теллер) — сына погибшего напарника.
В этом отзыве, как и обычно в других, фильм рассматривается в разных плоскостях. Но главная мысль в следующем абзаце — она объясняет, почему «Топ Ган: Мэверик» обязательно стоит увидеть.
«Топ Ган: Мэверик» — это революция в экшен‑кино. Это новая точка отсчёта для мира блокбастеров. И виной тому, разумеется, Том Круз. Да, режиссёром картины значится отличный визионер Джозеф Косински (он раньше работал с актёром в «Обливионе» и снял красивейший «Трон: Наследие»). Но «Топ Ган: Мэверик» — как и ряд кинолент франшизы «Миссия невыполнима» — можно назвать просто «фильм Тома Круза». Дело в том, что для съёмок этой картины актёр открыл специальную лётную школу, в которой тренировался вместе с коллегами. А затем Тома Круза, Майлза Теллера и прочих звёзд посадили в реальные истребители, повесили перед ними дорогие камеры и отправили бороздить небо.
На самом деле самолётами управляли не актёры, а профессионалы, давайте не требовать невозможного. Но когда вы видите, как персонаж крутит головой в кабине, знайте: он и правда находится в истребителе и испытывает перегрузки.
То есть Том Круз в очередной раз доказывает, что для него экшен‑кино — нечто большее, чем просто сценарий и спецэффекты. Это сама жизнь.
Но это не сложность ради сложности. Так круто полёты действительно никто не снимал. И фильм нужно смотреть в лучшем качестве на самом большом экране (хотя есть шанс, что немного укачает, но оно того стоит). Это полное погружение в действие: самолёты совершают невообразимые пируэты, их скорость и массивность буквально ощущаются физически.
Такие переживания стоят многого, особенно в эпоху компьютерной графики. Здесь она тоже, конечно, есть. Однако спецэффекты не подменяют собой реальность, а только дополняют её.
Но сценарий фильма «Топ Ган: Мэверик» ужасен
Сразу после просмотра задайте себе главный вопрос: а с кем, вообще, воевали главные герои? Хотя можете не напрягаться, ответа в фильме всё равно нет. Руководство в самом начале объясняет Мэверику, что они должны уничтожить некий завод по обогащению урана, который находится в бункере в конце какой‑то долины между каких‑то гор и представляет опасность для каких‑то союзников в каком‑то регионе.
Ни одного названия, никакой конкретики. Охраняют место абстрактные «истребители пятого поколения». За весь фильм ни разу не покажут лица этих самых врагов: мелькнут пара человек на взлётной полосе да несколько пилотов в наглухо закрытых шлемах и масках — даже глаз не видно.
То есть теоретически герои могли воевать с русскими, китайцами, французами, инопланетянами или сменившими профиль Уолтером Уайтом с Джесси Пинкманом. Даже в Marvel хотя бы выдумывали несуществующие страны вроде Латверии и Заковии, где разворачивались конфликты. В ленте «Топ Ган: Мэверик» лишь общие слова.
Наверняка это не лень сценаристов, а желание никого не обидеть. А заодно и доказательство, что зрителям должно быть всё равно — ведь фильм о другом.
Пусть так. Но сценарий проваливается и в 90% диалогов. Сцена с первым появлением молодых героев в баре и вовсе напоминает какое‑то порно. Разговоры здесь состоят исключительно из грубых шуток друг над другом и фраз в стиле «Я хорош».
Возможно, диалоги здесь вообще не важны, все же помнят, что основа сюжета — в подготовке пилотов к опасной миссии. Но даже так не получится не замечать странностей. Например, по версии авторов «Топ Ган: Мэверик» оказывается, что угонять самолёты хоть со своей базы, хоть у врага — самое лёгкое занятие в жизни.
Главный герой здесь постоянно нарушает правила и противоречит сам себе. А наиболее показательный момент ждёт вас в середине фильма. Мэверика отстраняют от подготовки, но он пытается вернуться, заявляя руководителю: «Они должны верить, что миссию можно выполнить». На что тот разумно отвечает: «Но вы убедили их в обратном». Тут уж остаётся только гадать: сценаристам не чужда самоирония или диалоги и мотивацию настолько недоработали.
«Топ Ган: Мэверик» погружает в ностальгию
Что удивительно, «Топ Ган: Мэверик» невозможно обвинить в паразитировании на популярности кино 80‑х. Хотя бы потому, что фильм начали разрабатывать больше 10 лет назад, когда тема была не так актуальна. Увы, у создателей возникло много сложностей, а в 2012‑м режиссёр первой части Тони Скотт покончил с собой, и процесс затянулся.
«Топ Ган: Мэверик»— яркий пример абсолютно ностальгического кино. Причём это касается как визуальной подачи, так и некоторых сюжетных деталей. Картина начинается с точно такой же сцены, как и первая часть: подготовка самолётов и работа техников на авианосце. Тот же шрифт на титрах, та же музыка. А после возвращения в школу пилотов Том Круз будет гнать на мотоцикле параллельно со взлетающим истребителем. И это далеко не все отсылки, которые пришли из 80‑х.
Кроме того, Майлз Теллер — невероятная удача в подборе актёров. Он вроде бы не слишком похож на Энтони Эдвардса, сыгравшего его отца в первой части. Но очень легко поверить, что герой новой ленты мог бы быть его сыном: Теллеру отлично проработали имидж, и сыграл он здесь лучше всех. И он тоже сядет за пианино, чтобы исполнить старый рок‑н‑ролл.
А самый трогательный момент — возвращение Вэла Килмера. В первой части он был такой же звездой картины, как и Том Круз. Потом карьера актёра пошла на спад, во многом из‑за его тяжёлого характера. А в середине 2010‑х из‑за рака гортани Килмер практически потерял возможность говорить. В «Топ Ган: Мэверик» его персонажа несколько раз упоминают, а потом он появляется лично, выдавая, возможно, самую эмоциональную сцену за фильм. И последняя фраза, которую он напечатает на компьютере, выглядит не репликой героя, а признанием самого актёра. Тут уж любой, кто хоть поверхностно знаком с его историей, вряд ли сдержит слёзы.
Но пропаганда милитаризма и сексизма разочаровывает
Фильм 1986 года был, по сути, агиткой, показывающей, как круто служить военным лётчиком. Жизнь героев выглядела этаким задорным соревнованием с коллегами, перемежающимся с любовными приключениями.
И неудивительно: во время съёмок авторы вовсю контактировали с американскими ВВС, которые не только поставляли самолёты и оборудование, но и настойчиво рекомендовали, как поменять сценарий, чтобы всё подавалось более позитивно и привлекательно.
Кроме того, старый «Топ Ган» ещё и абсолютно сексистское кино. Достаточно вспомнить знакомство Мэверика с Шарлоттой, которую сыграла Келли Мак‑Гиллис. Герой просто вломился в женский туалет за понравившейся ему девушкой. И неважно, что она пришла с парнем и прямым текстом отказала ухажёру.
Конечно, кто‑то возразит, что нельзя оценивать ленту 1986 года с точки зрения современной морали. Это так. А вот сиквел 2022‑го — можно и нужно. И проблема в том, что он точно такой же, а где‑то даже и хуже.
В первой части Шарлотту хотя бы показали важным самостоятельным персонажем, учёным (что не спасало её от пошлых шуток). Теперь же новая подруга героя в исполнении Дженнифер Коннели не имеет вообще никакого значения. Она нужна, только чтобы Мэверик мог её соблазнять, заодно проявлять эмоции, которые не может себе позволить в самолёте, а в финале красиво увезти в закат на мотоцикле.
Вроде бы создатели пытаются сделать реверанс новым временам: теперь среди пилотов есть девушки. Но их всё равно задвинули куда‑то на третий план: вряд ли кто‑то вспомнит имена или хотя бы позывные этих персонажей. «Топ Ган: Мэверик» всё ещё фильм про крутых парней, которые даже обнимаются кулаками (это не шутка, обратите внимание на финал) и полуголыми играют в американский футбол на пляже.
Возможно, это не так страшно. Всё описанное выше существует и в реальности. В конце концов, больше 90% американских военных пилотов и правда мужчины. Но беда в том, что «Топ Ган: Мэверик» — такая же агитка и прославление милитаризма, какой была первая часть. Военные здесь несут мир и процветание, сбрасывая ракеты на кого‑то, кто опасен для их союзников. Никто из героев не может погибнуть, а вся их жизнь — весёлое соревнование. Самое неприятное в ней — в случае проигрыша придётся отжиматься 200 раз.
Напоследок немного о личном. Я посмотрел этот фильм и сразу поделился кратким отзывом с коллегами. Почти все из них ответили, что я зануда и не стоит придираться к сюжету кино, которое снято только ради экшена.
Наверное, так и есть. Но моё недовольство картиной «Топ Ган: Мэверик» — это скорее обида из‑за упущенных возможностей. Если бы авторы прописали нормальный сценарий, хорошие диалоги (необязательно сложные, просто продуманные) и дали бы героям более толковую мотивацию, получился бы идеальный блокбастер.
Представьте себе фильм с таким качеством съёмок, да ещё и не глупый. Это могла бы быть фантастика, а вышел просто красивый боевик. Его всё равно стоит посмотреть ради невероятного ощущения полётов. Хотя хотелось бы ещё не закатывать глаза во время очередного неуклюжего разговора.
Лучшие предложения
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
10 полезных вещей для дома с оригинальным дизайном
10 стильных вещей из экокожи на каждый день
Находки AliExpress: 10 товаров, которые пригодятся на каждой кухне
10 аромасвечей не дороже 500 рублей, которые наполнят комнату уютом
10 занимательных деревянных пазлов
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Будущее на зарядке. Что нужно знать об электрокарах
Год Fashion на Ozon. Как зарабатывать на моде