Что значит валидировать чувства других людей
Валидация в психологии — способ показать другому человеку, что вы понимаете его эмоции и принимаете реакцию на любые события. При этом вы можете не разделять позицию собеседника и не одобрять его действий, но не собираетесь давать непрошеных советов. Ваша роль — быть понимающим слушателем, а не критиком.
Эмоциональная валидация помогает собеседнику увидеть, что вам небезразлично его состояние, что его эмоции могут быть важными не только для него. Ну а для вас это возможность проявить эмпатию и отточить навык сочувствия.
Зачем нужно валидировать чувства собеседника
Валидировать чьи-то эмоции — значит поддерживать самооценку человека и подтверждать его значимость. Вот чем хорош такой подход к общению.
- Позволяет создать атмосферу доверия. Собеседник видит, что вы с уважением относитесь к его чувствам. И пытаетесь понять, почему он делает тот или иной выбор, даже если вам сложно с ним согласиться. То есть не нападаете на человека, а наоборот — позволяете ему ощутить себя в безопасности. Такой подход помогает укрепить взаимное доверие.
- Снижает уровень стресса в общении. Если собеседнику не нужно защищаться от агрессии, то не включится механизм «бей или беги». Тот самый, что запускает выработку кортизола, адреналина и других гормонов, которые появляются в ситуации «организм в опасности». А значит, и уровень стресса не поднимется.
- Помогает наладить прочные взаимоотношения. Любому гораздо комфортнее общаться с тем, кто его ценит, уважает и старается понять. Поэтому если вы чуткий и внимательный собеседник — а именно таким вас может сделать умение валидировать чувства других, — то общение с вами станет ценностью для близких и знакомых. Вероятно, они будут стремиться укрепить отношения с вами.
- Позволяет лучше узнать себя. Часто валидация начинается с мысли: «А каково было бы мне в такой ситуации? Какие чувства возникли бы у меня? Что бы мне захотелось сделать?» Стремясь увидеть происходящее с точки зрения другого, вы сможете научиться лучше разбираться и в своих эмоциях и желаниях.
Как валидировать чувства других людей
Это навык, который может освоить любой — необходима лишь регулярная практика. Вот какие приёмы могут помочь валидировать чувства собеседника.
Называйте эмоции, которые, как вам кажется, испытывает другой
Если не уверены, уточняйте, правильно ли вы его поняли. Например, прямо скажите: «По-моему, ты сейчас просто вне себя от ярости», «Я вижу, что тебе нелегко об этом говорить. Больно, да?», «Я правильно понимаю — ты хочешь побыстрее забыть обо всём, но не получается?»
Так вы поможете другому точнее выразить свои мысли — для него это может стать большим облегчением.
Спросите, в чём, по мнению собеседника, причина текущей ситуации
Можно задать вопрос, какие ожидания другого не оправдались, в какой момент ситуация вышла из-под контроля. Или поинтересоваться, что именно стало последней каплей, которая заставила другого расплакаться или выйти из себя.
Так вы поможете собеседнику перейти к анализу произошедшего — такой поворот разговора тоже может принести ему облегчение. А потом и помочь найти выход из сложной ситуации.
Покажите, что вы понимаете и принимаете эмоции другого
В этом могут помочь фразы, которые показывают, что вы способны поставить себя на место собеседника. Например, такие: «Вполне естественно, что тебе не захотелось молчать», «О, я могу расплакаться и по более мелкому поводу», «Да, любой бы на твоём месте отреагировал так же».
Здесь главное — быть искренним. То есть говорить лишь о тех чувствах и реакциях, которые вам и правда близки.
Если не разделяете точку зрения собеседника, скажите об этом мягко
Можно добавить, что оцениваете произошедшее со своей позиции. И что вам, вероятно, трудно в полной мере ощутить себя на месте собеседника. Например, можно так и сказать: «Если честно, я не понимаю, почему твоя реакция была такой бурной. Видимо, эта история задела тебя настолько сильно, что я даже представить этого не могу. Но я вижу, как тебе трудно, я с тобой».
Вот ещё одна полезная фраза: «Мне сложно полностью разделить твои эмоции, но я понимаю, как для тебя важно всё, что происходит». Главное здесь — показать другому: вы уверены, что он имеет право на любые чувства.
Не критикуйте другого, если он об этом не просит
Если вы стремитесь валидировать чувства человека, стоит избегать негативно окрашенных и обвиняющих фраз. То есть лучше не говорить: «Ну ты даёшь — как тебе только в голову пришло так себя повести?» Эти слова не помогут исправить ситуацию, но чётко покажут: вы сейчас не с собеседником, вы претендуете на место судьи. Однако с такой позиции разделить и принять эмоции другого практически невозможно.
После разговора можете поблагодарить человека, что он был искренним и показал, что доверяет вам. Такое отношение и правда стоит ценить.