Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
МакрадарТехнологии
16 сентября 2014

За гранью иллюзии — секреты PR-успехов Apple (Часть 2)

Фото автора Лена Ш
Лена Ш

За гранью иллюзии — секреты PR-успехов Apple (Часть 2)

(Часть 1)

У Apple, наверное, самый лучший в мире отдел по связям с общественностью (public relations, PR). Это особенно показательно во время разработки и запуска новых продуктов, ведь ни в одной технологической компании не удается вызвать такого резонанса своими новинками. Прежде, чем пользователи впервые смогут увидеть новый продукт Apple и дотронуться до него, компания тщательно планирует все свои публичные выступления и упоминания о нем, контролирует утечки, организовывает брифинги для привилегированных журналистов, закрытые презентации, на которые можно попасть только по приглашениям и, наконец, раннее тестирование для предварительно отобранных, положительно настроенных представителей СМИ. Ничто не пускается на самотек, в тех редких случаях, когда Apple не управляет изначальным посылом, она исправляет это при помощи своих полномочий, чтобы донести тщательно продуманные ответы в неофициальном порядке.

За исключением некоторых моментов, PR-стратегия была безупречна в течение многих лет. Но это также создало и напряженные отношения между Apple и людьми, которые освещают события, происходящие вокруг компании. Кэти Коттон, являющаяся руководителем отдела по связям с общественностью почти двадцать лет, покинула компанию в этом году, когда Тим Кук показал стремление изменить способы, с помощью которых Apple взаимодействовала с прессой и своими потребителями. Поскольку поиск замены для Коттон все еще в процессе и серьезность намерений компании остается неясной, мы рассмотрим методы, которые Apple использовала для манипулирования прессой и СМИ на протяжении всех этих лет.

Организация PR-команд

В отличие от Microsoft, Samsung, Adobe и сотовых операторов, Apple полностью контролирует общение со СМИ в стенах собственного дома. А это во многом схоже со стремлением компании к полной разработке своих устройств, включая аппаратное и программное обеспечение. Хотя Apple по-прежнему сотрудничает с агентством Media Arts Lab, например, для печати или телевизионного маркетинга, компания постепенно избавляется от этой зависимости, повышая свои внутренние маркетинговые ресурсы. И по словам некоторых источников, сейчас Apple очень жестко отбирает сотрудников Media Arts Lab, которые должны работать в здании яблочной компании.

В то время как Apple представляет собой огромную растущую компанию, ее PR-отдел и отдел коммуникаций остается невероятно крошечным. В офисе насчитывается примерно 30 сотрудников, плюс несколько десятков человек по всему миру, которые должны отвечать на вопросы журналистов, заниматься организацией различных мероприятий и проведением пресс-релизов. Этот офис находится на третьем этаже здания по продуктовому маркетингу и украшен старыми рекламными плакатами Apple.

Внутри офисов находятся различные команды: Momentum (Импульс), Mac, Corporate Communications (Корпоративная коммуникация), iPhone, iPad, iTunes и Events (События). Каких-то 10 лет назад весь PR крутился только вокруг Mac, Музыки и Корпоративной коммуникации. Сейчас же, когда команда расширилась, внимание стало уделяться iPod, а затем iPhone, iPad и сервисам, к тому же появилась специальная группа Momentum, занимающаяся всеми продуктами Apple.

modern-family

iPad в руках героев сериала «Американская семейка».

Momentum и Buzz Marketing — это малоизвестная группа PR-отдела, состоящая из горстки людей, которые ответственны за интеграцию продуктов Apple в поп- культуру. Momentum, например, работает с крупными спортивными лигами, чтобы продвинуть iPad в качестве инструмента для тренеров. Когда новое устройство, еще не появившееся на прилавках магазинов, появляется в каком-нибудь TV-шоу, знайте, что это тоже работа команды Momentum.

Эта группа также занимается продвижением новейших приложений журналов, находящихся в App Store. Если Apple хочет, чтобы был раскручен новый журнал по гольфу, Momentum тут же продвигает его в журналистской среде. Помимо этого, команда отвечает за рекламу iPhone и Mac благодаря знаменитостям и общественным деятелям.

Momentum и Buzz Marketing основали Браун Бартоломей в Нью-Йорке и Дженнифер Баукок в Купертино, и сейчас они нуждаются в новых опытных сотрудниках, которые смогут укрепить данные подразделения.

Снимок экрана 2014-09-05 в 13.33.06

Команду Mac возглавляет Билл Эванс, и это одна из самых крупных PR-групп. Команда занимается всем программным и аппаратным обеспечением Mac, включая OS X, любительские и профессиональные приложения. Каждый член команды должен заниматься всеми продуктами, предназначенными для Mac.

Корпоративными коммуникациями управляет Стив Доулин. Здесь решаются вопросы корпоративной политики, инвесторов и многие другие. Retail PR во главе с Эми Бессетт — это тоже одна из ветвей Корпоративных коммуникаций.

iPhone, iPad, iOS и iCloud заведует Натали Керрис и Тереза Бревер. Из всего PR-отдела больше всего человек задействовано в продвижении iPhone, чуть меньше представлено в команде iPad. Вопросами iCloud зачастую занимается именно команда iPhone.

В iTunes курируют вопросы iTunes Store, iBooks Store, App Store, Apple TV, iPod и CarPlay. Команду возглавляет Дженнифер Рэмси и Том Неумайр. В последнее время данный отдел занимается вопросами, связанными с недавно приобретенной компанией Beats.

Команда, ответственная за различные события, как и Momentum, включает в себя маленькую горстку сотрудников. Она берет на себя инициативу по организации различных конференций, например, WWDC в Сан-Франциско, а также внутренние мероприятия компании, вроде официальных визитов и пивных пятничных вечеров «Beer Bashes».

Некоторые сотрудники PR-отдела в паре с руководителями проводят пресс-конференции и дают интервью журналистам. Доулин и Керрис тесно сотрудничают с Тимом Куком, Эми Бассетт — с Джонатаном Айвом, а Билл Эванс — с Филом Шиллером.

media

Имена многих сотрудников мало что вам скажут, но именно они формируют облик Apple в СМИ. PR-отдел контролирует каждое слово, сказанное сотрудниками компании, и всю крупную прессу, повествующую об Apple.

Полный контроль прессы

Вообще, PR-отдел ведет себя весьма прохладно по отношению к прессе. Они реагируют только на нужные им вопросы, отвечают только тогда, когда посчитают нужным и определяют, что именно должны сказать представители Apple. Данное подразделение похоже на богатую, мудрую и не особо доброжелательную королеву, которая слишком занята, чтобы ее беспокоили по пустякам.

Одни члены PR-команды постоянно ищут фото знаменитостей, держащих в руках iPhone, другие в это время активно просматривают блоги, которые пишут о компании Apple. Бывший сотрудник компании говорит, что команде нравится быть цензорами и мониторить все, что пишут о них средства массовой информации. Когда Apple не нравится стиль повествования, она может попросить переписать текст, и даже, в случае необходимости, подорвать авторитет крупных новостных организаций.

Когда Apple узнала, что издание The New York Times выиграло Пулитцеровскую премию за сомнительную для нее серию статей iEconomy о цепочке поставок компании, ее PR-команда тут же выпустила ряд публикаций, критикующих издание другими журналистами. Некоторые говорят, что таким же образом Apple пыталась опровергнуть некоторую информацию о Стиве Джобсе, упоминавшуюся в книге Уолтера Айзексона, и которую не предоставил ни основатель компании, ни сама яблочная компания. Другой журналист поделился, что Apple всегда будет преподносить историю только определенным образом и будет недовольна, если издание захочет немного отклониться в сторону от затрагиваемой темы.

Совсем недавно Apple использовала ту же технику, чтобы замазать историю, рассказанную агентством Reuters. В своей статье оно назвало яблочную компанию чемпионом среди закрытых компаний и попросило сделать больше шагов в сторону открытости. В статье была процитирована речь Тима Кука 2013 года, в которой он говорил, что компания понимает насколько важно ей быть более прозрачной. Человек, знакомый с данной ситуацией, рассказал, что Apple тогда попросила Reuters включить в статью больше цитат из речи Кука. Reuters отказало в данной просьбе, сославшись, что эта информация находится в свободном доступе. Вместо того, чтобы комментировать данную ситуацию, Apple просто натравила на агентство дружественных ей блоггеров. Как написали в Fortune: «Друзьям [Apple] не нужно много времени, чтобы нанести ответный удар».

Вот что говорят о классической стратегии PR-команды Apple: «Их стратегия — ничего не говорить, чтобы все гадали, чем Apple сейчас занимается, чтобы появлялась бесплатная реклама», — сказал один из приближенных журналистов. Как выразился бывший член PR-команды Apple, данная стратегия всегда работает, когда журналисты связываются с PR-отделом, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы или подтвердить ту или иную историю.

Другие говорят, что Apple может косвенно подтвердить или опровергнуть претензии, предоставляя послужной список былых заслуг. С другой стороны, она предупреждает журналистов, что если те хотят избежать проблем с компанией, они должны перестать затрагивать некоторые темы. Такие разговоры всегда полезны для Apple, которая хочет сформировать определенный о себе образ.

jobs-covers

В последние годы Стив Джобс и Кэти Коттон встречались с крупными изданиями и известными журналистами, чтобы рассказать им о планах компании Apple. По словам одного из журналистов, поскольку все дискуссии велись без записи, все они были бесполезны. Тем не менее, редакторы данных изданий продолжали пиарить компанию.

Брайан Лэм, основатель The Wirecutter и бывший глава Gizmodo, сказал о том, что PR-отдел Apple любит сталкивать друг с другом разные издания. Когда доминировала бумажная пресса, Джобс мог столкнуть Newsweek с TIME в борьбе за эксклюзивное интервью. Лэм говорит о том, что просто так невозможно заполучить обложку журнала, но ее можно выиграть, погрузив издание в борьбу с конкурентом. Когда на передний план вышли различные блоги, Джобс столкнул лицом к лицу Gizmodo и Engadget. «Это не было демонстрацией слабости или манипуляцией, это была мощная игра», — говорит Лэм.

Тем не менее, такую стратегию не разделял ни сам Лэм, ни другие журналисты. «СМИ — это лишь часть их плана. Они мыслят масштабнее, и не всегда думают о людях, это бизнес».

Другой журналист, рассказывающий об Apple, поделился: «Если они тебя хотят, они приходят к тебе. Но когда они не хотят отвечать на твой вопрос, или он выходит за рамки их потребностей, вам повезет, если они снова вам позвонят». Взаимоотношения между PR-отделом Apple и журналистами, скорее, односторонние, и не всегда выгодны для самих журналистов.

Зато Apple всегда поддерживает критику в сторону своих конкурентов. Если вдруг кто-то плохо напишет об Android, Apple может легко распространить эту информацию. Лишь один пример, недавно Apple отправила два письма журналистам 9to5Mac, в которых подчеркнула провал одного из приложений на Android.

applepr

Хотя стратегия PR-отдела яблочной компании кажется манипулирующей, другие технологические компании применяют такую же тактику. «Apple понимает, что делает для журналистов одолжение, знает, чего они хотят, — говорит сотрудник одного издания, пишущего о различных IT-гигантах, — игра ведется одинаковая [как и в других компаниях] , но мотивация разная».

Зачастую Apple абсолютно безжалостна. Действия блоггеров, напавших на Reuters, были слажены, поскольку ими управляли именно купертиновцы для достижения определенной цели. Apple — это военная машина, которая может нанести удар в любое время. А каждая мощная машина нуждается в настоящем лидере.

Читать следующую часть

(via)

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

самый популярный ирригатор на AliExpress

Самый популярный ирригатор на AliExpress отдают со скидкой 63%

Надо брать: 3D-принтер Elegoo Neptun 3 Pro, который купили больше 8 тысяч раз

Надо брать: 3D-принтер Elegoo Neptun 3 Pro, который купили больше 8 тысяч раз

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Угги с отличными отзывами на маркетплейсах: 8 удачных вариантов

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

Надо брать: самостоятельный робот-пылесос от Roborock со скидкой 42%

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

10 товаров, которые должны быть в каждой машине зимой

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Этот аэрогриль заменяет сразу три девайса! Забираем его со скидкой 47%

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Комментарии

Станьте первым, кто оставит комментарий

Что вы могли пропустить
Canva запустила видеоредактор Video 2.0 и выпустила приложение Affinity — всё бесплатно
Canva запустила видеоредактор Video 2.0 и выпустила приложение Affinity — всё бесплатно
0
22:11
Новости
Технологии
Nike представила «нейросенсорную» обувь — она создаёт эффект ходьбы босиком
Nike представила «нейросенсорную» обувь — она создаёт эффект ходьбы босиком
0
21:18
Новости
Технологии
На Kickstarter появилось кольцо Prolo Ring, заменяющее мышку
На Kickstarter появилось кольцо Prolo Ring, заменяющее мышку
0
20:28
Новости
Устройства
Раскрыты характеристики «трикладушки» Samsung — у неё будет три батареи и 100-кратный зум
Раскрыты характеристики «трикладушки» Samsung — у неё будет три батареи и 100-кратный зум
0
18:34
Новости
Устройства
Лучшие смартфоны октября
Лучшие смартфоны октября
0
18:00
Устройства
Устройства
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
8 CRM-систем, которые подойдут для малого бизнеса в 2025 году
0
16:00
Колонка
Технологии
Роскомнадзор частично ограничил доступ к Telegram и WhatsApp в Крыму
Роскомнадзор частично ограничил доступ к Telegram и WhatsApp в Крыму
0
15:53
Новости
Технологии
Новый мобильный контроллер Abxylute превращает смартфоны в Game Boy
Новый мобильный контроллер Abxylute превращает смартфоны в Game Boy
0
14:43
Новости
Устройства
Samsung может поднять цены на все смартфоны в 2026 году
Samsung может поднять цены на все смартфоны в 2026 году
0
Вчера
Новости
Устройства
Павел Дуров анонсировал децентрализованную сеть Cocoon на TON для ИИ-вычислений
Павел Дуров анонсировал децентрализованную сеть Cocoon на TON для ИИ-вычислений
0
Вчера
Новости
Технологии
Деньги на ветер: 5 типичных ошибок при выборе беспроводных наушников
Деньги на ветер: 5 типичных ошибок при выборе беспроводных наушников
0
Вчера
Устройства
Устройства
Представлен доступный смартфон Nothing Phone (3a) Lite — только с одним светодиодом
Представлен доступный смартфон Nothing Phone (3a) Lite — только с одним светодиодом
0
Вчера
Новости
Устройства
Windows 11 получила обновлённое меню «Пуск» — с настраиваемым макетом и анимацией
Windows 11 получила обновлённое меню «Пуск» — с настраиваемым макетом и анимацией
0
Вчера
Windows
Новости
Новые MacBook Air, iPad Air и iPad mini переведут на OLED-экраны, но не одновременно
Новые MacBook Air, iPad Air и iPad mini переведут на OLED-экраны, но не одновременно
0
Вчера
Новости
Технологии
Представлен концепт российской игровой консоли — он вдохновлён культовым железобетонным забором
Представлен концепт российской игровой консоли — он вдохновлён культовым железобетонным забором
0
Вчера
Новости
Устройства

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Inna Alexandrova22 минуты назад

0 / 0

Точно такая же ситуация,спустя 40лет стали часто ссориться и мама кричит о разводе,что больше не может тянуть все на себе,устала.Я её честно понимаю очень,но так не хочется чтоб жили они отдельно друг от друга.Страх,что кто-то этот развод не переживёт что ли..
Как взрослым детям реагировать на проблемы в отношениях родителей и стоит ли вмешиваться
Аватар автора комментария
Серсея Ланнистер49 минут назад

0 / 0

А почему остальную мультипликацию нельзя смотреть с чашкой кофе?)
10 осенних мультфильмов, которые особенно приятно смотреть с чашкой какао
Аватар автора комментария
Ольга1 час назад

0 / 0

2,3,4,5,6,7 - вам 10 лет? Пора стать взрослым и ощутить той кайф, когда сама всё это можешь сделать. Есть более крутые и фундаментальные вещи, которые стоит делать именно вместе , но не то, что вы перечислили.
10 дурацких минусов одиночества, которые я прочувствовала на себе
Аватар автора комментария
Виктор Медведев1 час назад

0 / 0

А скажите, пожалуйста, в двух словах, в чём разница между открытым и закрытым коробом? Я не разбираюсь, но хочу узнать
Надо брать: 3D-принтер Elegoo Neptun 3 Pro, который купили больше 8 тысяч раз
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях