Вместе с издательством «Манн, Иванов и Фербер» мы продолжаем изучать книжные полки IT-компаний. В этот раз мы побывали в офисе компании ABBYY.
ABBYY известна в России и мире как разработчик решений в области распознавания текстов и ввода документов, лингвистики и перевода. Около 7 млн человек по всему миру регулярно обращаются к электронному словарю ABBYY Lingvo (первому продукту компании), чтобы переводить слова и словосочетания с 20 языков. Популярный софт ABBYY FineReader спасает от перепечатывания текстов, переводит изображения в электронные редактируемые форматы. А сотни банков, страховых, телекоммуникационных и многих других компаний используют решения ABBYY в области потокового ввода документов и данных. У специалистов такой компании наверняка есть что-то интересное на книжных полках.

01_500x332

Начали мы наше путешествие с библиотеки лингвистов. Такое скопление книг в одной комнате мы видели только в Яндексе. Но тут все как-то спокойно и старомодно, как в хорошей государственной библиотеке: деревянные полки, запах книг и потрепанные временем корешки.

02_500x332

Оно и понятно: оказывается, библиотека существует в компании уже лет десять.

03_500x332

В таких местах работают не библиотекари, а хранители книг. И у ABBYY есть свой хранитель — Ирина Доброхотова.

04_332x500

В основное время Ирина — руководитель учебного центра ABBYY, в котором занимаются лингвисты-стажеры. И так как обучение не обходится без книг, Ирина взялась присматривать за библиотекой. А присматривать есть за чем — тут, между прочим, немало ценных и редких экземпляров. Например, полное собрание энциклопедии «Британника».

05_500x332

«Британника» — старейшая и самая полная энциклопедия в мире. Больше знаний, чем в ней, нет ни в одной серии книг. Посмотрите, под ней даже полка прогибается!

Конечно же, здесь есть Оксфордский словарь и словарь Collins.

06_500x332

Когда встречаешь такие издания у кого-то дома, думаешь, что оно тут для красоты стоит. Но в библиотеке ABBYY сразу ясно: тут все эти фолианты идут в работу. «Не все же можно найти в интернете», — с улыбкой говорит Ирина.

07_500x332

Просто рай для лингвиста и языковеда. Героям книги «Феномен полиглота» тут было бы комфортно! И даже чашка с кофе обогащает знаниями.

08_500x332

Сотрудники ABBYY работают с самыми разными языками. Азиатскими наречиями никого не удивишь…

09_500x332

Но есть полка с особо редкими: санскрит или мальгашский (на этом языке говорят на острове Мадагаскар).

10_500x332

Мы спрашиваем у Ирины, какие книги можно назвать библиями для сотрудников ABBYY. «Ищите самые потрепанные. Вот словарь Зализняка сам за себя говорит. Нам приходится постоянно покупать новые экземпляры».

11_500x332

«Сейчас все довольно просто достать, а раньше книги даже по английскому языку были редкостью. Просили знакомых привезти из заграницы», — рассказывает Ирина.

Как же ведется учет этих ценностей? Все просто — на корпоративном портале есть база, где сотрудники отмечают, когда взяли и когда вернули определенную книгу. Однако чаще все же с книгами работают прямо в библиотеке — она для того и создана (тем более томик «Британники» домой не унесешь). А еще тут же, в библиотеке, изучают языки. Вот, например, осталось после урока французского.

12_332x500

Вместе с Ириной мы идем в учебный центр посмотреть, с каких книг лингвисты-стажеры начинают свою практику в ABBYY.

13_332x500

В каждом томике стоит печать с логотипом компании и вложен листик с фамилиями читателей — прямо как в библиотеке из детства!

14_500x332

Чашки и тут удивительные.

15_500x332

Но в ABBYY стараются учить не только новичков. «Нам важно, чтобы каждый наш сотрудник был профессионалом, — рассказывает Анастасия Савина, HR-директор компании. — Для этого есть разные способы. Один из них — читать книжки и статьи».

16_332x500

«Люди, которые склонны читать профессиональную литературу, гораздо сильнее в своей области. Это всегда видно, и они быстрее прогрессируют в карьере». Анастасия рассказывает, что в бюджет каждого отдела специально выделяются средства, на которые можно покупать профильную литературу.

Раньше отделы приобретали в основном бумажные книги, но они быстро разошлись по столам. Сейчас большинство сотрудников предпочитают электронные аналоги. При этом в интранете существуют списки рекомендованных изданий для разных специалистов со ссылками на соответствующие страницы электронных магазинов.

Мы идем искать бумажные книги и общаться с маркетологами. По дороге встречаем любопытные скороговорки:

17_500x332

Людмила Иваницкая, главный менеджер по маркетингу компании ABBYY: «В качестве базовой профильной литературы маркетологам рекомендуем прочесть книгу “Основы маркетинга” Ф. Котлера, которая учит подходить к производству и маркетингу продукта с точки зрения потребителя и его насущных проблем. Следуя за трендами рынка, все более уходящего в онлайн, в последние годы много читаем на тему интернет-маркетинга, включая правила создания web-сайтов, методы поисковой оптимизации и контекстной рекламы. На тему создания контента сайтов очень рекомендую замечательную книгу Janice (Ginny) Redish “”. Ну и, конечно, для успешного взаимодействия и управления в команде читаем общие книги по менеджменту, коммуникациям и основам проведения презентаций, например “Камасутру для оратора” Радислава Гандапаса».

Все эти издания популярны в ABBYY в электронном виде, но, конечно же, есть и полки с бумажными книгами по маркетингу. Например, «Огилви о рекламе», «Маркетинговая машина» и «Бизнес — это поединок».

18_500x332

Людмила рассказывает, что маркетологу в IT-компании просто необходимо читать книги о программировании и программистах: «Например, у нас очень популярна “Психбольница в руках пациентов”, Давид Ян всем рекомендует».

Но есть и другие любопытные издания для расширения кругозора.

19_500x332

Арам, директор департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY, рассказывает, что читает Канта, чтобы лучше понимать устройство современного бизнеса (помните, ведущий инженер Acronis рассказывал, как философия Канта помогает в программировании?). Арам перечисляет книги, которые произвели на него впечатление.

20_332x500

1) «Семь навыков успешных людей» Кови.
«Она объясняет: чтобы быть успешным в жизни, нужно быть высокоморальным. И это правильно, если хочешь работать с творческими людьми, ведь таких трудно удержать в рамках низменных интересов. Также о морали в бизнесе отлично пишет Ричард Бренсон».

2) Биография Джобса, написанная Айзексоном.
«Книга рассказывает интересные вещи не только про Джобса, но и про всю индустрию того времени».

3) Drive Дэниэла Пинка.
«Феноменальная книжка про мотивацию».

4) The lean startup Эрика Риса.

Арам объясняет, что большие компании — лучшая среда для стартапа, потому что в них уже настроена система учета и новый проект может измерять каждый свой шаг. «В ABBYY так было с мобильной разработкой. Никто не воспринимал нас как компанию, которая выпускает что-то в мобильном сегменте. Сейчас наши продукты в топах Apple AppStore и Google Play. А ведь это был стартап: люди не знали, как делать, но очень хотели, и у них все получилось».

21_500x332

Фотографии Кристины Ятковской