Чтобы писать быстрее, нужна практика, а чтобы практика состоялась, нужны условия, в которых у вас просто не получится отлынивать. Тем не менее, когда вы только начинаете писать, не важно что: статьи в блог, рекламные тексты или ещё что-то, времени уходит достаточно много. Почему это происходит, и как сократить время?

Когда я только начинала писать для разных сайтов, на каждую уходило достаточно много времени. Но у меня не было возможности оставить недописанное на завтра — не сделал днем, дописывай ночью. Это были суровые условия, но зато уже через месяц-два я увеличила скорость написания почти в два раза.

Конечно, прокрастинацию никто не отменял, и если бы не жесткие временные рамки, я бы вряд ли научилась так быстро. Но в процессе стало понятно, почему можно писать быстрее, и что мешает это делать с самого начала.

Может быть, мой опыт пригодится тем, кто только начинает писать, или хочет ускориться, но не знает как.

Что мешает писать быстрее

Для начала надо разобрать причины, по которым работа может замедлиться, и что можно сделать, чтобы устранить эти причины.

1. Не залипать на информации

Разумеется, прежде чем написать о чем-то, надо собрать сведения о предмете. Именно на сбор информации тратится большая часть времени.

У меня, например, на подбор разных источников уходит около 70% времени, как и у другого автора Лайфхакера, Sergey Suyagin. Настя Радужная вообще оценила время на подбор информации в 90%:

90%. Я стараюсь всесторонне изучить тему, всегда собираю материал не из одного, а 3-5 источников. Поэтому сбор информации – это самый сложный и трудоемкий этап. Когда я знаю, что хочу сказать читателю, текст пишется легко и быстро. Настя Радужная

Конечно, информация очень важна, но именно из-за неё время написания может растянуться, а результат будет ничуть не лучше. Всё дело в банальном «залипании» на информации.

Вы переходите с одного источника на другой, начинаете читать чужие статьи, часто не имеющие к вашей теме никакого отношения, просто потому, что они интересны.

В итоге вы собираете столько информации, сколько хватило бы на диссертацию, а вам надо запихнуть её в 1500-2500 знаков. Из-за этого на систематизацию материала уходит гораздо больше времени, но все равно многие найденные данные не войдут в статью. А вы-то потратили на их вычитку 15-20-30 минут!

Что с этим делать

Во-первых, нужна самоорганизация, умение сразу видеть, есть ли в тексте что-то нужное для вашей статьи или он просто чертовски интересный, но не по теме. И, конечно, умение оставить даже очень интересную статью, если она не пригодится для вашего труда.

Нужно не читать, а именно просматривать информацию. Читать можно только тогда, когда вы уверены, что информация нужна. Помните: время, которое вы тратите на сбор информации, вполне можно сократить. Это не какая-то фиксированная величина, всё зависит от вашего желания и от практики.

Раньше на сбор информации и поиск тем уходило довольно много времени, по несколько часов каждый день. Теперь научился делать это быстрее, и за 2-3 часа нахожу темы сразу на несколько дней. Дмитрий Горчаков

2. Трудно начать

Иногда трудно определиться, с чего начать статью. На такие потуги по схеме «пишешь что-то, стираешь, пишешь снова, и опять не то» уходит достаточно много времени, и уходит совершенно впустую.

Если интересные статьи, на которых вы залипали раньше, могут когда-нибудь пригодиться, то неудачные строки, исчезающие после нажатия delete, точно никому и никогда не пригодятся. 

Так что не стоит мучить себя, добиваясь идеального начала, можно начать с другого места или оставить начало неудачным — после того, как статья будет готова, вам будет легче его переписать.

Автор иностранного блога The Buffer Белль Бет Купер, в своей статье «Как я сократила время написания с двух дней до четырех часов», рассказывает о том, как трудно бывает начать, и что с этим делать.

Сама Белль справляется с этим так — начинает писать хоть что-нибудь. Например «Я не знаю с чего начать потому что…бла-бла-бла». Говорят, что сам процесс написания помогает организовать мысли и найти то самое начало.

Лично мне помогает написать основные тезисы на бумаге. Именно вручную, на бумаге, а не напечатать их в том же файле, где будет текст. Написать пару предложений вступления, название, перечеркнуть и написать сверху более удачное.

Ещё один способ — встать с рабочего места и походить: по комнате или офису, выйти в коридор или на улицу. Часто именно во время таких прогулок приходит хорошее начало.

3. Не отвлекаться

Не важно, где вы работаете, — в офисе или дома, отвлекаться вы сможете в любом месте. Вообще, борьба с отвлекающими факторами представляется мне настоящей войной, с которой живет каждый автор. Интересные разговоры с коллегами, смешные паблики, развлекательные сайты, проверка почты, сообщения от друзей — великое множество таких дел только и ждут, когда ты расслабишься, и тут же накинутся, отвлекая от работы.

На одну статью уходит от 2 часов до… 4-6. Но это «грязное» время, так как я так не научился работать, не отвлекаясь. Могу делать короткие перерывы на новости, интересные сайты, размяться и т.д. Дмитрий Горчаков

Даже если вы раз в полчаса проверяете почту или смотрите свою страницу в соцсети, концентрация нарушается, и вам снова нужно будет заставлять себя сосредоточиться.

Что делать

Если тема интересная, сконцентрироваться на ней гораздо проще.

Статья статье – рознь. Зависит от тематики и вовлеченности. Первое предполагает следующий нюанс: знаю ли я предмет, о котором буду писать, или придется изучать с нуля? А второй – интересно ли мне это? Если ответы на оба вопроса «Да», то на статью уходит от 2 до 5 часов. Настя Радужная

Даже если тема статьи не особенно вас интересует, вы всегда можете найти в ней что-то полезное для себя, заставить себя заинтересоваться, представить себя тем, кто интересуется этой темой, как бы стать им. Возможно, вы недооцениваете свои способности к перевоплощению.

В любом случае, сведите к минимуму отвлекающие факторы: закройте все окна с социальными сетями, положите подальше свой смартфон, а если у вас в офисе постоянно болтают, наденьте наушники. Мне всегда помогает ритмичная музыка, желательно без слов, чтобы абстрагироваться от происходящего в офисе и начать писать.

4. Никаких сроков

Если на написание вам отведено очень мало времени, это сильно напрягает, вы впадаете в панику и становится труднее сосредоточиться. Но если сроков нет вообще, заставить себя работать достаточно трудно. Опять же, если нет сроков, отвлекающие факторы легче завладеют вашим вниманием.

Что делать

Если вам не ставят дэдлайны, делайте это сами. Я давно уже заметила, что, при первой оценке темы (её сложности и того, сколько времени у меня уйдет на написание), я фактически задаю себе дэдлайн.

Если я смотрю на тему и думаю: «О, она сложная, уйдет не меньше четырех часов», а она в итоге оказывается не такой страшной и сложной, всё равно на её написание уходит не меньше 4 часов. Это работает, как магия. Сколько определил себе, столько и получилось в итоге.

Так что попробуйте в мыслях поставить себе дэдлайн, только реалистичный. Если пишете обычно за 5-6 часов, определите 4 часа, в следующий раз чуть поменьше и т.д. Ну, а если свои сроки вам не помогают, попросите поставить вам крайний срок (думаю, ваше руководство не откажется).

Для меня работают не внутренние временные рамки (сколько я сама себе отвела времени на работу), а именно внешние дедлайны (редактор сказал сделать сегодня к 14 часам, значит, так и никак иначе). Как ни крути, а закон Паркинсона работает: работа занимает все время, которое на нее отводится. Ведь сами себе мы всегда ставим сроки «с запасом», но делаем часто в последний момент. Поэтому мне удобнее, когда сроки мне ставят другие люди – чувство ответственности и страх подвести человека не позволяют прокрастинировать. Настя Радужная

С тем, что мешает писать быстрее, мы разобрались. Теперь о том, что помогает.

Создать лучшие условия

У каждого человека есть свои оптимальные условия для написания, и если вы решились на улучшения, попробуйте их найти. Можно экспериментировать с местом, временем и обстановкой, в которой вы будете творить.

Время

У каждого человека есть лучшие часы для работы, идей, творчества и отдыха. Может быть, ваш тип (сова или жаворонок) не будет иметь особого значения, и вы вдруг поймете, что лучше всего писать рано утром, а продумывать новые проекты — ближе к ночи.

У меня, например, самые продуктивные часы с 8.00 до 12.00 и после обеда часов до пяти вечера. Самый длинный час, в который получается сделать больше всего — с 15.00 до 16.00. Кажется, что время просто замирает.

Утренние часы, судя по всему, больше всего подходят для написания, что подтверждают и жаворонки, и совы.

Лучше всего работается ранним утром и до обеда. Sergey Suyagin

 

Работаю только днем. Лучше, конечно, до обеда, на конец дня стараюсь что-то легкое отложить. Дмитрий Горчаков

 

По биоритму я сова. Суровая такая сова. Раньше, в бытность фриланса, работала по ночам. Сейчас перестроилась на дневной график. Продуктивные часы – с 10 до 13, а также вечером с 16 до 19 часов. В обед обычно хочется кушать, а где кушать – там и спать. Настя Радужная

Попробуйте поработать ранним утром, часов с шести, вечером или даже глубокой ночью. Отмечайте, когда приходят творческие идеи, когда вы меньше отвлекаетесь, в какое время проще сосредоточиться.

Тишина или музыка

Говорят, что общий шум положительно влияет на творческие способности. Об этом я уже писала в статье про Ланчхаки. Вкратце: умеренный шум делает вашу работу несколько сложнее, за счет чего вы автоматически выходите из зоны комфорта и мыслите более креативно.

Я пробовала работать под такой ненавязчивый шум с сайта Coffitivity. Он не раздражает, даже по-своему приятен, так что, если музыка вас отвлекает, а тишина не нравится, можете попробовать его.
Больше всего я люблю работать под инструментальную музыку, но и в тишине тоже неплохо. Для кого-то работа без музыки немыслима…

Только под музыку. Жанры разные, но только иностранная или инструментальная. Чтобы с мыслей не сбивала. Дмитрий Горчаков

 

Под музыку — жанр под настроение, от Nada Surf до Scar the Martyr. Sergey Suyagin

… а кто-то, наоборот, не приемлет музыки во время написания.

Если я собираю данные или оформляю пост, то могу слушать музыку (в плей-листе – рок и фолк), но тексты всегда пишу в тишине. Также требую полной тишины, когда беру интервью. Настя Радужная

Попробуйте работать в тишине и под музыку, экспериментируйте с шумами и разными жанрами. Возможно, работа под классическую музыку или дабстеп станет вашим залогом продуктивности.

Где работать

Если вам не обязательно работать в офисе, попробуйте разные места: в разных комнатах (может, на балконе), в кафе или в парке. У работы в кафе есть несколько преимуществ, есть они и у работы из дома (главное — заставить себя работать).
Экспериментируйте, и вы найдете свою лучшую обстановку для работы.

Вот и все советы, если у вас есть свои способы писать больше и быстрее, просьба поделиться в комментариях.