Память — это «мышца», которую можно прокачать. Память — это ежедневная работа, которой стоит озаботиться. Память — это набор необычных факторов, о которых полезно знать.

Следите за прямой осанкой

«Горбатых никто не любит и не женится (выходит замуж) на них», — стращают мамы, бабушки и первые учителя, заставляя нас следить за своей осанкой. В целом они правы, только вот аргумент подобран неверно. Куда более убедительными кажутся исследования сотрудников Университета Сан-Франциско, согласно которым прямая осанка повышает приток кислорода к мозгу на 40%. Разумеется, никакого переизбытка кислорода не происходит, а вот функция памяти улучшается. И неважно, сидите ли вы или стоите — спина должна быть ровной!

Здесь же хочется рассказать об исследованиях немецких учёных из Университета Виттена/Хердекке. Они обнаружили, что прямая «счастливая» походка помогает воскрешать в памяти положительные воспоминания, а вот сгорбленная — депрессивные. Расправьте крылья и ходите уверенным шагом с прямой осанкой!

Закройте глаза

Вспомните, как вы или ваши одноклассники, стоя у школьной доски, пытались «родить» плохо выученное стихотворение. Частенько при этом «мученик» крепко сжимал веки, стараясь вспомнить хоть пару строчек. Это инстинктивное поведение действительно срабатывает, что подтверждается двухэтапными исследованиями, проведёнными в английском Университете Суррея.

Закрытые глаза помогают вспоминать информацию
racorn/Shutterstock.com

В первом случае 178 испытуемым показали криминальное видео о сантехнике-клептомане, который исправно выполнил свою работу, но при этом не забыл прихватить с собой трофей. Участники исследования случайным образом были разделены на две группы, одной из которых предлагалось ответить на вопросы о деталях увиденного с закрытыми глазами, а другой — с открытыми. В результате испытуемые, закрывшие глаза во время расспросов, дали на 23% больше правильных ответов.

На втором этапе участникам предлагалось вспомнить звуки. Ожидаемо, закрытые глаза и здесь дали лучший эффект.

Немаловажно упомянуть ещё об одном выводе учёных: дружественные отношения между интервьюером и тем, кому задавались вопросы, также увеличивали количество правильных ответов.

Избегайте дверных проёмов

Хм, звучит странно, но это так. Учёные из Университета Нотр-Дам заявили, что, выходя или заходя в комнату, человек испытывает на себе так называемый эффект дверного проёма. Исследователи утверждают, что краткосрочные воспоминания очищаются из памяти при переходе через дверной проём. То есть двери катализируют избавление от мыслей, которые возникли в определённой окружающей среде.

Однако не стоит впадать в крайности и шарахаться от любых дверей, ведь психологический эффект имеет и обратный ход:

Если вы не можете вспомнить, какая идея посетила вас вчера вечером в ванной, просто вернитесь туда, чтобы погрузить мозг в ту атмосферу, которая вызвала мысль.

Используйте необычные шрифты

Не секрет, что различные шрифты по-разному воспринимаются человеком: одни читаются быстро и просто, а от других после нескольких абзацев начинают «вытекать» глаза. Именно поэтому в типографском деле и веб-среде используется достаточно скромный, но хорошо проверенный набор шрифтов. Это удобно для всех нас: читателей книг и листателей онлайн-изданий.

Однако психологи из Принстонского университета и Университета Индианы советуют читать некоторые тексты в необычном шрифтовом оформлении, чтобы лучше их запомнить. Исследователи разделили обычных студентов на две группы, одной из которых был предложен учебный материал, написанный привычным Arial, а другой — на Monotype Corsiva.

Необычные шрифты помогают запоминать текст
www.fonts.com

Проверочное тестирование позволило сделать следующий вывод: непривычный шрифт запоминался лучше, что выливалось в более высокие оценки. Учёные объясняют этот эффект тем, что трудно читаемые шрифты не позволяют глазам скользить по строкам. Человек невольно начинает читать более вдумчиво и тщательно, в связи с чем смысл лучше закрепляется в памяти.

Смотрите комедийные сериалы

Всё просто: получасовой смех улучшает память. К такому выводу пришли учёные из Университета Лома Линда, проведя простой эксперимент на двух группах пожилых людей. Первая двадцатка добровольцев смотрела 30-минутный юмористический ролик, а в это время другая группа ничего не делала. После чего испытуемые прошли некий тест на память. Ожидаемо, люди с приподнятым настроением показывали куда лучшие результаты. А всё потому, что:

Смех снижает уровень кортизола — гормона, который может привести к повреждению нервных клеток гиппокампа — части мозга, ответственной за превращение информации в новые воспоминания.

Вдобавок к этому во время смеха вырабатываются эндорфины — химические соединения, повышающие настроение и улучшающие память.

Жуйте жвачку

Жевательная резинка помогает человеку сосредоточиться на задачах, которые требуют постоянного внимания в течение длительного периода времени.

Кейт Морган (Kate Morgan)

Слова сотрудника Университета Кардиффа основаны на исследовании, в котором приняло участие 38 человек, поделённые на две группы. В своём опыте учёные предложили добровольцам выполнить получасовое аудиозадание, ориентированное на кратковременную память человека. Участники прослушивали список чисел и должны были определить некоторую последовательность чётных и нечётных цифр. Выводы были любопытны и неоднозначны: испытуемые без жвачки в начале задания справлялись с ним чуть лучше, но проигрывали к концу тем, кто жевал резинку. Поэтому Кейт советует прихватывать с собой жвачку на продолжительные встречи или семинары.

Пишите заметки от руки

Современная учебная аудитория всё чаще пестрит ноутбуками и планшетами, на которых студенты фиксируют свои лекции. Для кого-то это повод сверкнуть своим новым MacBook, для кого-то — способ подготовить шпаргалки загодя, а для кого-то — желание записать как можно больше. И впрямь, хорошо поставленная слепая печать позволяет фиксировать большие объёмы информации. Однако электронные записи запоминаются хуже, чем старый добрый рукописный текст.

Конспекты от руки запоминаются лучше своих электронных аналогов
De Visu/Shutterstock.com

К таким выводам пришли исследователи из Принстонского университета. Они сравнили результаты тестирования студентов, которые использовали компьютеры для ведения лекционных заметок, с теми, кто писал их от руки. Слушатели с ручкой в руках относились к информации более внимательно, лучше определяли важную информацию и качественнее организовывали материал в своей голове. Авторы эксперимента делают осторожное заявление о том, что машинная «стенография» не лучшим образом сказывается на запоминании, а соответственно, и на успеваемости.