Наши позы, мимика и интонации постоянно что-то сообщают окружающим, включая тех, с кем мы взаимодействуем по рабочим вопросам. Специалисты из Оттавского университета изучили исследования, посвящённые невербальным коммуникациям на работе, и объединили их в большой обзор   Nonverbal Behavior and Communication in the Workplace: A Review and an Agenda for Research . В результате учёные выделили пять главных функций невербального поведения в рабочей обстановке.

1. Проявление личности

Язык тела, мимика и голос дают людям представление о том, кто мы есть. Лишая коллег этой информации, мы рискуем создать неверное впечатление.

Человек, который не посылает никаких невербальных сигналов, может быть воспринят окружающими как жёсткий или незаинтересованный в работе.

Это не означает, что уже при первой встрече с работодателем нужно продемонстрировать ему весь спектр своих невербальных возможностей. Для положительной оценки достаточно немного проявить себя. Так, во время собеседования можно использовать короткое рукопожатие, улыбку, зрительный контакт и кивки головой. Умеренное количество жестов для повышения выразительности речи тоже уместно.

Кстати, выяснилось, что во время интервью невербальные сигналы особенно важны для женщин. В их случае крепкое рукопожатие способно произвести лучшее впечатление, чем долгий и подробный рассказ о прошлых заслугах.

2. Демонстрация власти

Невербальные сигналы предоставляют информацию о социальной иерархии в той или иной обстановке, особенно на рабочем месте, где есть вертикальный аспект взаимоотношений.

Власть демонстрируется через соответствующие позы. Часто действует следующий принцип: чем больше пространства занимает человек (например, когда раздвигает ноги), тем более уверенным и сильным он кажется. Сила также проявляется в том, что человек контролирует или прерывает разговор (то же относится к зрительному контакту), использует наступательную интонацию и серьёзное выражение лица. При этом женщины, которые демонстрируют агрессию или заметно сердятся, могут оцениваться окружающими негативнее, чем мужчины.

Что касается разницы культурного восприятия, то исследователи сходятся во мнении: большинство властных сигналов интерпретируются жителями разных стран одинаково. Хотя существуют и исключения. Например, если в Америке человек, закинувший ноги на стол, может быть воспринят как настоящий босс, то в Японии — только как невежа.

Чтобы применять эти знания на практике, нужно прежде всего разобраться в служебной иерархии.

Пытаться демонстрировать власть перед своим начальником — не лучшая карьерная стратегия. Иначе дело обстоит, если вы руководитель. Но в данном случае значение имеет пол. Следует помнить о том, что излишнее проявление гнева может сыграть с женщиной злую шутку.

Ну и, конечно, необходимо брать в расчёт культурные нормы: если вы планируете работать в иностранной компании, имеет смысл хотя бы ознакомиться с принятым в выбранной стране деловым этикетом.

3. Мотивация людей

Влиять на людей можно не только через демонстрацию власти. Эффективное лидерство может основываться и на харизме. Харизматичный лидер способен усилить свои слова проявлением энтузиазма и страсти. Для этого ему следует удерживать зрительный контакт с аудиторией (при этом взгляд не должен быть пристальным, иначе он может быть расценён как агрессия), говорить бегло, уверенно и немонотонно, а также демонстрировать собственную увлечённость посредством мимики и жестов.

Другая составляющая харизмы — это умение добиться расположения слушателей, буквально заразить их своей идеей. В данном случае необходимо сохранять открытую позу, проявлять заинтересованность в окружающих и использовать проверенный временем приём — искреннюю улыбку.

4. Создание гармоничных отношений

Невербальная коммуникация также может помочь в выстраивании благоприятных горизонтальных отношений в коллективе. Чтобы вызвать доверие коллег и расширить свой круг общения, можно применить старый добрый метод отзеркаливания. Он заключается в повторении позы и движений собеседника.

Также выяснилось, что для построения хороших отношений важно сострадание. Для его демонстрации достаточно лёгкого невинного прикосновения к человеку, который делится с вами проблемами или выглядит несчастным. После такого тактильного контакта связь мгновенно устанавливается даже между незнакомцами.

Главное — не переборщить: прикосновение должно быть избавлено от любого сексуального или агрессивного подтекста.

5. Отображение эмоций

Проявление эмоций с помощью невербальных сигналов может благотворно сказаться на рабочей обстановке.

Во-первых, яркая демонстрация чувств одного из коллег способна вызвать цепную реакцию. При таком раскладе позитивный настрой сотрудника передаётся остальным, что повышает эффективность рабочего процесса.

Во-вторых, эмоциональные проявления могут служить своеобразным барометром в коллективе. Например, если один из работников покидает кабинет начальника злым или расстроенным, для остальных это будет сигналом не беспокоить шефа в данную минуту, что, в свою очередь, позволит избежать лишних конфликтов.

Конечно, работа требует собранности и выдержки, но это не означает, что нужно полностью скрывать эмоции.

Попытка сохранить хорошую мину при плохой игре будет расценена коллегами скорее как неискренность. Фокус в том, что чем больше человек прячет эмоции, тем выше вероятность, что они просочатся через мелкие, почти неразличимые выражения. И именно их считают коллеги.

Кроме того, необходимость всегда держать лицо очень изматывает. Именно поэтому говорят об изнурительном «эмоциональном труде» обслуживающего персонала.

В любом случае, когда вы осознаёте, что чувствуете, и адекватно это проявляете, атмосфера вокруг становится более благоприятной.

Что в итоге

Канадские обозреватели подчёркивают, что невербальная коммуникация на работе всё ещё благодатная почва для исследований. Но и те выводы, к которым уже пришли учёные, можно с пользой применять на практике.

Как минимум не следует забывать, что наше тело может говорить окружающим чуть больше, чем мы подозреваем (или хотим). И лучше использовать этот язык себе во благо. Или хотя бы освоить его для начала.