1. Всегда держите своё слово

Чтобы коллеги, клиенты и инвесторы вам доверяли, нужно выполнять обещания: это укрепляет авторитет. Причём сильнее, чем случаи, когда вы сделали больше, но позже обещанного срока.

Сдержанное и несдержанное слово — частая тема в «Игре престолов». Пожалуй, самый известный пример — серия «Рейны из Кастамере» из третьего сезона, больше известная как «Красная свадьба». Это один из самых жестоких эпизодов сериала. И хотя к трагическим событиям приложили руку многие игроки, возможно, стольких смертей удалось бы избежать, если бы Робб Старк сдержал своё слово и женился на дочери Уолдера Фрея.

2. Признавайте свои сильные и слабые стороны

Эффективные лидеры стараются окружить себя знающими людьми, потому что понимают, что не разбираются во всех областях сами. В то же время, они знают и используют свои сильные стороны.

В четвёртом сезоне Тайвин Ланнистер наставляет Томмена и говорит: «Мудрый король знает, что он знает, а чего не знает». Серсея так и не усвоила этот урок: в этом же сезоне она всё больше и больше сокращает Малый совет, не желая слушать других. И в итоге это не приводит её ни к чему хорошему.

А вот Сэм не боится признавать собственные слабости. Он понимает, что его дело не сражаться, а использовать свои мозги. Поэтому он доживает до конца и добивается успеха.

3. Понимайте, куда вас могут завести ваши ценности

Именно на свои ценности мы полагаемся в экстренных ситуациях, когда нет времени взвешивать решения и оценивать варианты. Поэтому вы должны чётко представлять, какие последствия могут быть у ваших.

«Лидер обязан понимать, какие препятствия и возможности могут вызвать для него его личные ценности», — говорит профессор Брюс Крейвен (Bruce Craven) из Бизнес-школы при Колумбийском университете. В противном случае последствия могут быть трагичными, что мы и наблюдали в истории Неда Старка. Он не видит, как долг и честь, которые он ценит превыше всего, делают его уязвимым перед махинациями других.

4. Держите эмоции под контролем

Показать, что вы тоже человек, полезно. Это помогает укрепить отношения с другими членами команды. Но иногда не нужно выпускать эмоции из-под контроля: крича и угрожая, вы не мотивируете подчинённых. Джоффри и Дейенерис — два примера лидеров, от которых избавились, потому что они не справлялись со своими эмоциями.

5. Не позволяйте неудачам вас остановить

Это неприятная, но неизбежная часть жизни. Они помогают расти и учиться новому, если мы усвоили урок и не повторяем ошибку. Благодаря им мы становимся сильнее и выносливее.

Многие персонажи «Игры престолов» попадали в трудные обстоятельства:

  • Серсея и Дейенерис подвергались унижениям и потеряли близких людей.
  • Бран утратил способность ходить.
  • Санса пережила психологические и физические пытки.

Но они не дали этим обстоятельствам их сломить. Герои старались ещё сильнее и находили способы обратить невзгоды себе на пользу.

6. Не отказывайтесь от ответственности за свои решения

Лидерство — занятие не для слабонервных. Оно часто требует принимать тяжёлые решения. Вспомните слова Неда Старка перед казнью дезертира: «Тот, кто выносит приговор, сам заносит меч».

Не отказывайтесь от ответственности за свои решения, даже если они не пользуются популярностью. Признавайте, если вы не правы. Это эффективный способ доказать свою честность и уверенность.

7. Выстраивайте доверительные отношения

Один из способов это сделать — продемонстрировать готовность поделиться личной информацией. Например, Тирион завоёвывает доверие потенциально опасной для него Дейенерис, рассказав о малоизвестных фактах из своей жизни и указав на наличие общего врага.

Ещё он обходит двойную ловушку слабой стороны. Это ситуация, когда человека в слабой позиции игнорируют, если он не высказывается, и критикуют, если он высказался слишком смело. Психолог Адам Галински (Adam Galinsky) советует в таких случаях показать свою готовность быть гибким. Предоставьте другому человек выбор. Тирион так и сделал, сказав, что Дейенерис может убить его или принять в свой совет.

8. Умейте убеждать

Джон пытается сделать это в пятом сезоне, но в итоге терпит неудачу. Ему не удаётся сдвинуть некоторых своих людей с «широты неприятия» — точки, в которой люди не готовы принять перемены.

«Джон оступается в критический момент, недооценив возможную ответную реакцию своей команды, — пишет Брюс Крейвен в книге об уроках лидерства из «Игры престолов». — Он пытался приказать своим людям просто следовать его решению. В профессиональной жизни мы часто ведём себя так же. Считаем, что можно выиграть с помощью фактов, когда нужно применить убеждение».

Чтобы убедить кого-то, старайтесь подтолкнуть людей к «широте принятия» — состоянию, когда они готовы рассматривать разные варианты и принять перемены. На этом этапе необязательно проводить жёсткие переговоры или предоставлять факты. Достаточно убедить человека согласиться с возможностью другого положения дел.

9. Будьте гибким

В «Игре престолов» выживают только персонажи, которые умеют приспосабливаться. Кто-то учится сражаться вслепую, а кто-то — вселяться в сознание животных. Гибкость нужна и в рабочей сфере, особенно когда происходят какие-то перемены.

«Я часто вижу, как в организациях, чья основная бизнес-модель меняется, руководители просто отрицают это и не хотят ничего видеть», — говорит Рита МакГрат (Rita McGrath), специалист по стратегиям в нестабильной обстановке. По её словам, компания должна постоянно адаптироваться и перестраиваться, оценивая свои результаты. В том числе, нужно спрашивать себя, открыты ли вы другим точкам зрения.

10. Объединяйтесь перед лицом общего врага

Когда собираются люди с разными мотивами и разными характерами, возникают конфликты. Хороший лидер служит объединяющей силой, которая напоминает всем об общей цели. Вспомните, как Джон убедил представителей разных Домов (кроме Серсеи, конечно) на время забыть о разногласиях и сплотиться для борьбы с Белыми Ходоками.

«Перед лицом общей угрозы бывшие соперники становятся соратниками и меняют тактику, чтобы сделать что-то вместе, — рассказывает Галински. — Это действует и на дипломатической арене, и в кабинетах директоров».