В издательстве «АСТ» недавно вышла красочная книга — «Большое искусство детям. От барокко до Ван Гога». Её авторы — искусствовед Анастасия Постригай и детский психолог Татьяна Григорьян — знакомят юных читателей с шедеврами живописи, скульптуры и архитектуры, а также предлагают увлекательные творческие задания. С разрешения издательства Лайфхакер публикует фрагмент из главы «Постимпрессионизм».

Винсент Ван Гог, 1853–1890

У Жоржа Сёра был друг из Голландии — Винсент Ван Гог. Сначала он жил в большом городе и работал продавцом картин. Потом уехал в маленькую деревню, где жили шахтёры. Там он стал художником. Денег у Ван Гога не было даже на кисточки и краски, но зато у него был любящий брат Тео. Тео всю жизнь поддерживал Винсента — покупал ему материалы для рисования, давал советы и писал трогательные письма.

Ван Гог был очень несдержанным и эмоциональным человеком. Когда он рисовал, чувства переполняли его. Поэтому Ван Гог всегда выбирал яркие чистые цвета.

Посмотри на картину «Подсолнухи». Какая она яркая и жёлтая! Как солнышко. Произведения Винсента ещё можно узнать по необычным мазкам. Посмотри на полотно «Пшеничное поле с кипарисом». Мазки похожи на маленькие стежки из разноцветных ниток. А если посмотреть чуть издалека, то покажется, будто изображение немного дрожит. Как будто все чувства Ван Гога передались его картине. Как у него так получилось? В этом Ван Гогу помог приём, который художники называют импасто.

Постимпрессионизм: Винсент Ван Гог, «Ваза с 12 подсолнухами»
Винсент Ван Гог, «Ваза с 12 подсолнухами», 1889 г., Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

Как ты по утрам выдавливаешь зубную пасту из тюбика на щётку, так и Ван Гог выдавливал краску на холст. А потом размазывал. Но только не кисточкой, а палочкой или даже пальцами. Толстый слой краски получался неровным, с бугорками и завихрушками.

Благодаря импасто Ван Гог смог передать дрожание света от звёзд на небе и ощущение, будто в жёлтой траве играет ветер. К сожалению, не всем нравились «дрожащие» картины Винсента. Только после его смерти люди поняли, что он был великим художником. Теперь и тебе знакомо имя Ван Гога и его шедевры!

Постимпрессионизм: Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисом»
Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисом», 1889 г., Метрополитен‑музей, Нью‑Йорк

Поговорим!

Ты уже знаешь о необычном приёме рисования Ван Гога — импасто. Благодаря ему у Ван Гога получались «дрожащие» картины. Когда Ван Гог рисовал картину «Дорога с кипарисом и звездой», он выдавливал краску на холст очень толстым слоем. А потом размазывал её с помощью кисточки, палочки или просто пальцами. Если посмотреть на картину близко‑близко, то ты увидишь, что её поверхность как будто неровно намазали кремом и теперь он застыл.

Постимпрессионизм: Винсент Ван Гог, «Подсолнухи»
Винсент Ван Гог, «Подсолнухи», 1888 г., Лондонская национальная галерея, Лондон

Ван Гог любил яркие цвета, и особенно — жёлтый. Посмотри на картину «Подсолнухи». Какой оттенок жёлтого тебе нравится больше всего? Какое у тебя настроение, когда ты разглядываешь эти цветы?

По картинам Ван Гога можно понять, в каком настроении он был, когда их рисовал. Как ты думаешь, какие чувства испытывал художник, когда создавал «Дорогу с кипарисом и звездой» и «Подсолнухи»? Это разные чувства? А как ты это понял?

Постимпрессионизм: Винсент Ван Гог, «Дорога с кипарисом и звездой»
Винсент Ван Гог, «Дорога с кипарисом и звездой», 1890 г., Музей Крёллер‑Мюллер, Нидерланды

Давай поиграем в художника! Бери краски и залезай в ванну. Попробуй нарисовать эмоции любимыми цветами Ван Гога — синим и жёлтым. Какие чувства ты изобразил?

Постимпрессионизм для детей: бери краски и залезай в ванну

Пришло время творить!

Задание для 3–4 лет

  • Вам потребуется: яйцо, бумага, кисточка.
  • Время занятия: 15–20 минут.
  • Упражнение развивает: зрительную и двигательную координацию, воображение и цветовосприятие.

Нарисуй подсолнух яичным желтком. Аккуратно отдели белок от желтка и положи его на бумагу. Затем кисточкой растушуй желток в разные стороны — это сам цветок.

Проведи одну линию вниз — это стебель. Посмотри, какой яркой получилась картина! А ведь ты использовал всего лишь один цвет.

Постимпрессионизм: задание для детей 3–4 лет Постимпрессионизм: задание для детей 3–4 лет

Задание для 4–5 лет

  • Вам потребуется: схема, гуашь.
  • Время занятия: 10–20 минут.
  • Упражнение развивает: цветовосприятие, координацию движения и мелкую моторику.

Попробуй раскрасить эту вазу с подсолнухами, используя только жёлтый цвет разных оттенков. Попробуй наложить толстый слой краски, а потом размазать с помощью кисточки, палочки или пальцев. Это и будет любимая техника Ван Гога — импасто.

Постимпрессионизм: задание для детей 4–5 лет Постимпрессионизм: задание для детей 4–5 лет

Постимпрессионизм: задание для детей 4–5 лет Постимпрессионизм: задание для детей 4–5 лет

Задание для 5–6 лет

  • Вам потребуется: схема, пластилин, инструменты.
  • Время занятия: 50 минут.
  • Упражнение развивает: цветовосприятие, мелкую моторику, тактильное восприятие, воображение.

Отрывай по кусочку разные цвета пластилина и выкладывай их на картинку.

Когда часть изображения заполнится, размажь пластилин так, чтобы цвета смешивались в рисунок. Раскрашивай блоками, как показано в примере. Твоя картина в стиле Ван Гога готова!

Задание для детей 5–6 лет Задание для детей 5–6 лет

Задание для детей 5–6 лет Задание для детей 5–6 лет

Задание для детей 5–6 лет Задание для детей 5–6 лет

Чтобы твоя картина ещё больше походила на произведение Ван Гога, сделай линии карандашом прямо на пластилине. Используй небрежные мазки там, где не нужен чёткий рисунок. Пластилин можно оставить на некоторое время на солнышке. Он станет мягче, и тебе будет легче рисовать картину с его помощью.

Книга «Большое искусство детям. От барокко до Ван Гога»

Авторы «Большого искусства детям» предлагают ребёнку совершить увлекательное путешествие в мир прекрасного и знакомят с основными стилями искусства. Маленький читатель весело и с пользой проведёт время, рассматривая цветные репродукции мировых шедевров и выполняя задания, которые развивают художественный вкус.

Купить книгу