Не секрет, что мы живём в эпоху сиквелов и ремейков. Буквально все крупные студии стараются снимать не одиночные самостоятельные ленты, а запускать многолетние франшизы.

Но помимо этого в последние годы на большие и малые экраны вернулись десятки перезапусков и продолжений фильмов и сериалов из далёкого детства. Это касается совершенно разных проектов и жанров.

«Терминатор», «Бегущий по лезвию», «Хэллоуин», «Звёздные войны», «Рэмбо» — если глянуть на афиши, кажется, что машина времени вернула зрителей в восьмидесятые.

А на домашних экранах снова «Твин Пикс», «Беверли-Хиллз, 90210», «Зачарованные», «Династия» и «Частный детектив Магнум».

При этом многие критики уже давно говорят о затянутости подобных франшиз и необходимости как-то менять подход. Однако Сильвестр Сталлоне опять возвращается в образе крутого, но уже престарелого военного в фильме «Рэмбо: Последняя кровь».

Сюжет картины прост и может показаться очень знакомым: Джон Рэмбо живёт на уединённой ферме и дрессирует лошадей. Но однажды он узнаёт, что пропала дочь его близкой подруги. Теперь герою нужно отправиться в Мексику и разобраться с преступной группировкой, торгующей людьми.

И именно этот фильм можно считать квинтэссенцией всего, что не стоит делать со знакомыми историями. Постаревший герой уже вызывает не восторг, а сочувствие, противостояние со злодеями будто пришло из восьмидесятых, а съёмки так толком и не улучшились. Но всё же подобные картины выпускают регулярно.

Почему старые фильмы бесконечно продолжают

Всё просто. Потому что их смотрят. В эпоху сильнейшей конкуренции в кино гораздо проще привлечь зрителя знакомым названием, чем рекламировать что-то совсем новое. Именно поэтому продюсеры всё чаще вытаскивают старые сюжеты и снова снимают «Техасскую резню бензопилой» или «Хищника».

В части из них играют новые актёры, а истории перезапускают с самого начала. В других возвращаются постаревшие герои детства и снова пытаются влезть в классические образы.

С первыми вроде бы всё понятно: сценаристы и режиссёры переписывают сценарии на современный манер, приглашают любимцев публики и показывают знакомую историю в обновлённой обложке.

Отчасти это справедливо — другому поколению может быть не так интересно смотреть старое кино, особенно если речь идёт о фантастике или боевиках: изменились и съёмки, и спецэффекты. Но у публики, знакомой с классикой, это может вызвать только раздражение: раз в 10 лет показывают одно и то же.

А вот с прямыми продолжениями картин всё значительно сложнее и зачастую хуже.

Зачем в сиквелы всё время тащат старых актёров

Странным образом дело опять в популярности. Ведь в некоторых франшизах честно пытались создавать продолжения с другими героями и придумывать что-то новое. Но зрители ругали эти ленты, а иногда и просто игнорировали.

Например, «Терминатор: Да придёт спаситель» — единственная часть, в которой не снимался Арнольд Шварценеггер. И картина, в отличие от всех остальных, даже полностью не окупила расходы на производство и рекламу. И это при том, что главную роль сыграл Кристиан Бэйл.

У «Звёздных войн» со сборами всё намного лучше из-за огромной фанатской базы. Но можно сравнить рейтинги приквела «Эпизод 1: Скрытая угроза» 1999 года и сиквела классических частей «Эпизод 7: Пробуждение силы» 2015-го. У первого оценка на IMDb 6,5, у второго — 8,0.

Во многом дело как раз в том, что в «Скрытой угрозе» Джордж Лукас решил несколько отойти от знакомых идей, представил новых персонажей и даже объяснил само существование Силы с научной точки зрения.

Но зрителей гораздо больше порадовало возвращение Харрисона Форда и Марка Хэмилла в седьмой части. Даже несмотря на то, что классический сюжет об уничтожении очередного опасного оружия повторили уже в третий раз.

Но в «Звёздных войнах» спасает хотя бы то, что основную динамику сюжета возложили на новых актёров. А в уже пятом «Рэмбо» в центре сюжета всё тот же старый вояка, который в очередной раз сталкивается с жестокими преступниками и в одиночку пытается добиться справедливости.

Со времён выхода четвёртой части прошло более 10 лет, а с момента окончания знаменитой трилогии и вовсе больше 20. Сталлоне и в лучшие годы не был отличным актёром: ему удавалось играть лишь крутых парней с каменными лицами либо, наоборот, откровенных недотёп в комедиях.

Теперь же к этому добавился ещё и солидный возраст. И если Хану Соло он может быть вполне к лицу, то Джон Рэмбо иногда вызывает просто жалость, а его накачанные мышцы — такой же пережиток прошлого, как и сам сюжет картины. И потому даже поклонникам будет, скорее всего, грустно смотреть очередную часть.

Чем же новые фильмы хуже, если старые были хороши

Для начала многие из этих картин устарели. Например, в восьмидесятых и начале девяностых боевики или слэшеры про маньяков были на пике популярности. Сценаристы придумывали неожиданные сюжеты, и над этими картинами работали отличные режиссёры.

Теперь же продолжения чаще всего снимают не самые известные авторы — «Рэмбо: Последняя кровь» и вовсе доверили новичку Адриану Грюнбергу. А шумиха, что новым «Терминатором», который выйдет в октябре, занимается лично Кэмерон, оказалась просто обманом. Позже режиссёр признался, что лишь правил сценарий, а на съёмочной площадке и вовсе не появлялся.

Кинофраншизы: «Терминатор»
«Терминатор: Тёмные судьбы», 2019 год

К тому же этим лентам нечем удивить зрителя. Когда-то спецэффекты в «Терминаторе» и «Хищнике» поражали. А первый «Рэмбо» был ярким представителем модного жанра, в нём сочеталось гротескное насилие и политическое высказывание.

Теперь же фильмы от Marvel в плане графики обходят новых «Терминаторов»: в них вкладывают больше денег, а над спецэффектами работают лучшие студии. Ну а в плане экшена тот же «Джон Уик» смотрится намного интереснее и динамичнее, чем очередной выход Сталлоне. Хотя бы потому, что последний уже слишком медленно и тяжело двигается. В итоге «Рэмбо» пытается завоевать зрителей исключительно жестокими и кровавыми сценами, забывая, что даже в боевике должна быть хоть какая-то эстетика.

Ну а главное, сюжеты некоторых продолжений превратились в самоповторы и даже самопародии. «Звёздные войны» раз за разом пересказывают одинаковые истории. А Терминатор и в третьей, и в пятой части требует отдать ему очки.

Причём постепенно сами авторы показывают одни и те же сцены всё более комедийно, видимо, уже понимая, что при серьёзной подаче зрителя это уже никак не зацепит.

Но наиболее показательный пример бессмысленного продолжения произошёл недавно на телевидении. В очередном перезапуске знаменитого сериала «Беверли‑Хиллз, 90210» собрались актёры классического состава. Но вместо того, чтобы как-то продолжить сюжет или придумать нечто оригинальное, они играют самих себя. То есть актёров сериала «Беверли-Хиллз, 90210», которые собрались, чтобы снять перезапуск.

Правда ли продолжения классики — это всегда плохо

На самом деле нет. Возвращение старых франшиз может быть отличным. Просто нужно не играть на ностальгии и былой популярности, а придумывать что-то интересное.

Например, «Безумный Макс: Дорога ярости» оказался очень ярким и динамичным фильмом. Причём его могут смотреть не только поклонники классики, но и новые зрители: картина существует отдельно от предыдущих частей и снята очень современно.

Кинофраншизы: «Безумный Макс»
«Безумный Макс: Дорога ярости», 2015 год

В фильме «Бегущий по лезвию 2049» герой Харрисона Форда появляется лишь ближе к финалу. Он служит связующим звеном между двумя картинами. Но всё же в основе новый сюжет и потрясающей красоты картинка.

И даже сам Сталлоне вполне достойно вернул на экраны ещё одного своего легендарного персонажа — Рокки Бальбоа. В фильмах серии «Крид» можно сетовать на его актёрский талант, но первая часть не выглядела попыткой только пробудить ностальгию.


Остаётся надеяться, что со временем классические франшизы уйдут на покой, уступив место новым сюжетам, и стареющие актёры перестанут раз за разом появляться в одних и тех же образах. В ностальгии нет ничего плохого, но сегодня смотреть на Рэмбо, когда-то казавшегося образцом крутости, — сплошное разочарование.

А пока зрителей ждут продолжения «Терминатора», «Топ Ган», «Индианы Джонса», «Хэллоуина» и многих других фильмов из детства.