Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Рабочие местаСвоё дело
12 августа 2013

Рабочие места: Федор Овчинников, тот самый «ботаник» который сделал бизнес

Фото автора Roman Zaytsev
Roman Zaytsev

Рабочие места: Федор Овчинников, тот самый «ботаник» который сделал бизнес

Книга «И ботаники делают бизнес», сеть пиццерий «Додо пицца», блог «Сила ума» и один человек, который все это объединяет. Федор Овчинников. Человек, в котором живет незаурядный интеллект, завидное упорство и непоколебимая вера в возможности. Одним словом — предприниматель с самой лучшей точки зрения. Мне очень нравится вступительный абзац о книге в блоге Федора:

«Эта книга об одном предпринимателе из совсем обычного маленького города. Это очень правдивая и документальная книга о бизнесе. Это книга о мечте, развитии, удачах, победах, ошибках и разочарованиях. Евгений Чичваркин назвал её «одной из лучших книг о предпринимательстве». Так получилось, что эта книга обо мне.”

Чем вы занимаетесь?

Я основатель, со-владелец и директор сети пиццерий Додо Пицца ” и популярного блога « Сила ума ». «Додо Пицца» — это не просто сеть пиццерий. Мы создаем собственную «облачную» информационную систему для управления нашими специфическими бизнес-процессами. С помощью новых технологий я намерен совершить маленькую революцию в общественном питании. Цель — создать « умную пиццерию », а затем тиражировать эту модель. Сегодня группа «Додо Пицца» состоит из трех компаний. Первая компания производит пиццу. Это наша розничная сеть. Здесь мы тестируем технологии, рецепты, бизнес-процессы, маркетинговые решения. Вторая компания запускает и поддерживает партнерские пиццерии. Это наша франчайзинговая компания. Третья компания разрабатывает информационную систему Dodo IS. «Додо Пиццу» можно смело назвать IT-компанией. Наша модель чем-то напоминает Apple. Также как Apple продает свою операционную систему только вместе со своим “железом”, так и мы продаем свой софт только вместе с бизнесом в виде франшизы. Мы хотим создать максимально эффективную систему, где софт и бизнес были бы максимально интегрированы. Наш бизнес получил российскую известность во многом благодаря открытости. С 2006 года я веду блог , в котором рассказываю обо всем, что происходит в моем бизнесе, включая выручку, расходы и нашу прибыль. Наш подход: мы ничего не скрываем от наших Клиентов. Так, например, на кухнях наших пиццерий висят веб-камеры, которые в прямом эфире транслируют как готовится пицца. В данный момент 9 пиццерий «Додо Пицца» работают в 7 городах — Сыктывкар, Самара, Челябинск, Смоленск, Белгород, Ухта, Сарапул. В ближайшие месяцы откроются пиццерии в Башкирии, Таганроге и подмосковном Долгопрудном.

Как выглядит ваше рабочее место?

Мое рабочее место — там, где мой ноутбук. Весь мой офис помещается в рюкзак и весит один килограмм. У меня нет своего рабочего стола. Я совершенно мобилен и давно избавился от бумаг. Я не храню визитки, буклеты, бумажные документы. Если мне интересен контакт, я переношу его в электронный вид и визитка отправляется в мусорку. Документы, на которых необходима моя подпись, приносят ответственные сотрудники. У меня ничего не остается в бумажном виде. Счета на оплату утверждаю в электронном виде. 

Мое рабочее место. Непостановочная фотография. iPad Mini + MacBook Air 11", блокнот нелинованный, ручка гелевая черная.
Мое рабочее место. Непостановочная фотография. iPad Mini + MacBook Air 11″, блокнот нелинованный, ручка гелевая черная.

Компания быстро развивается. Часто бывают периоды, когда у меня нет закрепленного за мной рабочего места. Я работаю в комнате для переговоров, в кафе или на любом свободном месте. Однако для моей работы важно иметь место, где можно было бы поговорить с человеком тет-а-тет или сконцентрироваться. Например, сейчас у меня есть условно мой кабинет. Однако когда меня нет в офисе, его может занять любой сотрудник. В этом кабинете просто два стола, маркерная доска и стулья. Если «мой кабинет» и переговорная заняты, я назначаю встречи в кафе. Прямо под нашим главным офисом в Сыктывкаре находится пиццерия. Это очень удобно. В любое время можно провести планерку на мягких диванах, попивая вкусный кофе. Иногда я провожу рабочие встречи в неожиданных местах. Мы можем прогуляться по лесу или даже съездить на пляж.

Планерка в пиццерии.
Планерка в пиццерии
Планерка с директором по маркетингу на берегу реки Сысола
Планерка с директором по маркетингу на берегу реки Сысола

Я не сразу привык так работать. Долго вырабатывал этот навык. Я хотел научиться работать независимо от обстоятельств: в аэропорту, в гостинце, дома. Этот навык позволяет быть мобильным. Я понимаю, что такой стиль работы подходит далеко не всем сотрудникам нашей компании, поэтому стараюсь создать комфортные рабочие постоянные места для коллег.

Офис проектировки Dodo IS в Сыктывкаре
Офис проектировки Dodo IS в Сыктывкаре
Центральный офис над нашей первой пиццерией в Сыктывкаре
Центральный офис над нашей первой пиццерией в Сыктывкаре

Что касается рабочего стола. Люблю пустой рабочий стол. Ничего не должно отвлекать. На моем рабочем столе — ноутбук, блокнот, ручка, листки бумаги для рисунков, вода, пару яблок.

Оффлайновые офисные программы в нашей компании под запретом. Все документы создаются в Google Docs, кроме сложных таблиц

Я использую MacBook Air 11″ и очень доволен этим компьютером. Для меня важны скорость, время работы батареи и главное небольшой вес. Даже ограниченное дисковое пространство я рассматриваю как плюс, так как это заставляет меня удалять все лишнее и ненужное, а также использовать «облачные» хранилища. Производительности мне также хватает, так как, фактически, я использую компьютер только для работы с электронной почтой, документами и несложными таблицами. Не использую мышь — она занимает место в сумке и на столе. Мне хватает трекпада. Также я пользуюсь iPad Mini, iPhone 4 и iPod Nano. На iPad Mini я проверяю почту, работаю с календарем, читаю книги и журналы. C iPod Nano бегаю. 

Один из моих ключевых принципов в работе: главное не то, что делаешь, а то, что ты не делаешь.

Каким ПО и инструментами используетесь?

Я активный пользователь и даже фанат сервисов Google. Моя жена создает в нашем общем календаре Google события, например, взять справку для ребенка. Я работаю с Gmail для домена silа-uma.ru с 2007 года. В компании «Додо Пицца» мы используем службы Google для домена dodopizza.com. У нас платный корпоративный аккаунт и на данный момент 72 пользователя. Оффлайновые офисные программы в нашей компании под запретом. Все документы создаются в Google Docs, кроме сложных таблиц. В компании утверждена система папок в Google Disk. У каждого сотрудника есть своя папка, доступная администратору домена. Есть общие папки для рабочих документов. Благодаря такой системе мы не теряемся в документах, версиях, а все, что создается остается внутри компании. Мы активно используем Google Calendar для планирования встреч и планерок. У нас есть общие таблицы в Google Docs для планирования платежей, ведения проектов. Вот, пример такого файла — это продажи нашей собственной розничной сети. Данные в эту таблицу вносятся еженедельно. Это реальный файл и реальные данные. Любой может посмотреть наши продажи. Это, кстати, пример нашей политики открытости. Для организации корпоративной Базы знаний мы используем сегодня Google Sites, для быстрой переписки мессенджер Google Talk. Сотрудники нашей компании находятся в разных офисах и городах — в Сыктывкаре, Москве, Коломне, Минске, Уфе. Для рабочих встреч используем аналог Skype — Google Hangouts. Наши партнеры-франчайзи также работают в нашем домене dodopizza.com со службами Google. Для каждого франчайзи, на каждую пиццерию, мы выделяем по три бесплатных аккаунта @dodopizza.com. С помощью корпоративных аккаунтов франчайзи получают доступ в Базу знаний и к документам. Возможность распределять пользователей по группам позволяет эффективно управлять доступом к различным документам. В целом семья сервисов Google предоставляет огромные возможности, при этом все просто, доступно и недорого. Также в своей работе я использую Dropbox, SlideShare. На своих мобильных устройствах — приложения сервисов Google: почта, календарь, документы, Google Tasks. Очень люблю фотохостинг Flickr, онлайн-сервис для создания ментальных карт, схем, бизнес-процессов LucidChart . В управлении разработкой Dodo IS мы долго использовали Basecamp от 37signals, но буквально два месяца назад перешли на более специализированный сервис OnTime , специально созданный для управления разработки программного обеспечения по методологии Scrum. 

В идеале у меня в Gmail не должно быть непрочитанных сообщений. «Непрочитанное» означает, что я не ответил на письмо, не выполнил задачу.

Почту я проверяю как по мере поступления, так и отвожу в течение дня время для того, чтобы отреагировать на письма, требующие вдумчивого ответа. Самое главное для меня — не накапливать почту. Ко мне поступает достаточно большой поток входящих сообщений. Если я «запущу» почту, это станет серьезной проблемой и потребуется много времени, чтобы ее разгрести. Так, например, в июле ко мне поступило 2297 писем от 304 человек, а я отправил 840 e‑mail’ов для 139 человек.

Статистика работы с почтой
Статистика работы с почтой

В идеале у меня в Gmail не должно быть непрочитанных сообщений. «Непрочитанное» означает, что я не ответил на письмо, не выполнил задачу. Я могу прочитать сообщение, но если я не готов на него ответить, я отмечаю его как «непрочитанное». Это означает, что я вернусь к этому сообщению. Gmail во многом заменяет нам task-менеджер. У меня был большой опыт использования различных сервисов для управления задачами — Мегаплан, Basecamp. В итоге я остановился на почте, как на самом гибком и универсальном инструменте. В нашей компании есть официальный стандарт работы с корпоративной почтой. Например, максимальный срок реакции на письмо — 2 рабочих дня. Нельзя писать сообщение в теме письма, а «тело» оставлять пустым. Надо обращаться по имени, с большой буквы и писать без ошибок ;) Вот так выглядит мой рабочий стол.

Рабочий стол на Macbook Air
Рабочий стол на Macbook Air

На бумаге я люблю рисовать. Пробовал рисовать на iPad с помощью стилуса Bamboo Wacom, но возможностей там гораздо меньше. Мне важно, чтобы бумага была приятной и ручка была капиллярная с тонкой линией. Рисую в основном для себя, чтобы лучше думалось. Для меня очень важно визуализировать идеи. Если я рассказываю какую-то схему, нужна бумага или доска, даже если я в итоге нарисую там три кружочка и две стрелочки. На бумаге я люблю рисовать план на день. Очень важно визуализировать «логистику дня», чтобы в голове уложилось. Это такая инфографика, «схема моего дня». Точно также рисую схему плана действий или проект на 2–3 месяца или больше, я — визуал. Я пробовал много методик и сервисов для управления задачами и планирования времени. В итоге пришел к обычной почте, календарям Google, бумаге и ручке. Все остальное — в голове.

Как вы организуете свою работу в поездке?

В поездке я работаю с почтой, часто пишу тексты и готовлю презентации для публичных выступлений, читаю и смотрю кино.

Хороший инструментарий позволяет Федору работать где угодо
Хороший инструментарий позволяет Федору работать где угодно

Что обеспечивает вам высокую продуктивность?

Один из моих ключевых принципов в работе: главное не то, что делаешь, а то, что ты не делаешь. Мы ведь делаем очень много лишнего и ненужного. Мы потребляем огромное количество ненужной информации, которая отнимает колоссальное количество энергии и «места на полке», начиная от бесполезных e‑mail до бесполезных новостей. Огромный ресурс для повышения продуктивности — искусство концентрации, умение не отвлекаться на «шум», фильтровать информацию. Признаюсь, что я лично еще не достиг в этом больших успехов. Второе, это личная мотивация и управление собственной энергией. Ни одна система управления задачами и временем не поможет, если у вас не будет мотивации и у все не будет «энергии», то есть жизненных сил. Как добиться мотивации при том, что не всегда приходиться делать работу, которая нравится? Нужно ставить перед собой захватывающие цели. И, конечно, нужно мотивировать себя. Да-да! Мотивировать себя. Никто кроме вас самих это не сделает. Как это делаю я? Я думаю о том, что хочу достичь и создать, визуализирую результат. Иногда я даже специально убеждаю себя делать то, что мне не нравится, придумываю причину, почему мне может быть это интересно и полезно. Всегда делать то, что нравится не получится, это миф! Также меня лично очень мотивирует, когда кто-то не верит в нашу компанию. Это так заряжает ;) Что касается «энергии»… Это очень важно. Важно, чтобы у вас батарейки не садились. Это чистая физиология. Чтобы быть продуктивным, сверхэффективным, надо быть в хороше физической форме. Надо правильно питаться, обязательно заниматься спортом — организму нужна физическая нагрузка. Ни в коем случае нельзя курить. Это сверхнеэффективно. Я, например, сегодня полностью отказался от алкоголя и чувствую себя прекрасно. Никой напряженности в плане разгрузки или снятия стресса не чувствую. Алкоголь как средство для расслабления и получения эмоций я заменил на спорт — футбол, велосипед, бег и музыку.

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

Надо брать: робот-пылесос Roborock S8 со скидкой 69%

15 otlichnyh tovarov, kotorye otdayut so skidkami do 70% na AliExpress

15 отличных товаров, которые отдают со скидками до 70% на AliExpress

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

8 качественных пижам, которые отдают со скидками до 76%

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Кроссовки от Li-Ning для суровой российской зимы

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Надо брать: новый ручной пылесос от Dreame за полцены

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Это интересно
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

«Мне всего 30, откуда у меня высокое давление?» Почему гипертония молодеет и что с этим делать

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Комментарии
Павел Подгайский
12.08.13 14:42
Верю.
lexmirnov
12.08.13 15:05
Спасибо, Лайфхакер, вот это - отличная статья.
Слава Баранский
12.08.13 17:10
Не за что :) У нас много таких.
Алексей Лазарев
15.08.13 02:41
Google Sites для организации корпоративной базы знаний - спасибо за наводку. Решение оказывается есть рядом! Отлично!
Roman Zaytsev
15.08.13 11:19
Алексей... вы удивитесь насколько много решений есть рядом)) Просто мы как правило думаем о проблеме, а надо думать о решении
Andrew Ivakhov
12.08.13 15:08
Люблю статьи этого автора, и сама рубрика очень нравится. Буквально пару дней тому , слушал подкаст Андрея Шаркова и его интеврью с Чичваркиным, где Евгений посоветовал эту книгу. Начал интересоваться этим человеком, и только сегодня решил поискать его систему управления дел, как... на тебе! Lifehacker.ru ее публикует. И жалуйся после этого на то, что lifehacker не "торт". Спасибо! Классно и информативно!
Слава Баранский
12.08.13 17:10
:) за «торт» спасибо и за слова в адрес автора. Он и правда сильно крут.
Roman Zaytsev
12.08.13 15:10
Спасибо друзья! Нашего Тортика хватит на всех - налетай!
Roman Goncharenko
12.08.13 15:23
Офисные пакеты под запретом, а у Федора стоит MS Office =)
Roman Zaytsev
12.08.13 15:27
Вынужденная мера. Он много времени проводит в поездках когда необходимо работать офф лайн.
Павел Подгайский
12.08.13 15:34
Я тоже улыбнулся, но потом вспомнил ремарку: "кроме сложных таблиц". В конце концов, он же хозяин ).
Roman Goncharenko
12.08.13 15:43
Книгу прочтите о Федоре. Там он очень ясно заявляет, что никто не будет следовать корпоративным правилам если "босс" сам плевать хотел на них. Единственное разумное объяснение: * сложные таблицы * работа оффлайн * комп то ведь не корпоративный, для личной жизни Федор юзает Office =)
Слава Баранский
12.08.13 17:11
Круто вы его подловили :)
Фёдор Овчинников
12.08.13 19:58
Друзья, MS Office использую исключительно из-за Excel и Power Point. Многие таблицы присылают в Excel. Да, и у нас есть сложные таблицы финансовые с макросами, которые может только Excel открыть.
Фёдор Овчинников
12.08.13 20:02
Да, и, конечно, работат в оффлайн. Иногда печатаю тексты в Word, когда нет Интернета.
Oleg
13.08.13 00:33
Так в Google Docs есть оффлайн версия. Почему бы ей не пользоваться? Почему не она? :) И кстати, пока я в ней работал, только оффлайн версию и использовал. Хотя рядом MS Office пылился.
Александр Рябец
21.08.13 01:31
в Google Apps for Business есть ограничения на оффлайн-доступ. Но могу ошибаться.
Mikhail Kiselev
12.08.13 18:52
Отличный материал. Редко читаю эту рубрику, но про Федора прочитал и не пожалел. К сожалению не хватает ясности в деталях. Я сам пытаюсь держать инбокс в Gmail пустым. Но пока не определился, как быть с активной перепиской. С теми письмами, по которым ожидаю ответа. Делать для них отдельный тег - кажется неверным, ведь они все по разным тематикам. Поэтому держу в инбоксе, пока тред не закроется и его можно будет перенести под один из тематических тегов.
Фёдор Овчинников
12.08.13 20:00
Я точно также поступаю. У меня очень редко бывает 0 непрочитанных сообщений. Есть письма, которые по месяцу висят, так как вопрос не закрыт.
Александр Рябец
21.08.13 01:32
а как разделяете сообщения в инбоксе, которые ждут ответа ОТ Вас, и сообщения, ответа на которые ждете Вы? специальный тэг?
Eugene Mischenuk
12.08.13 19:06
Отличная статья, спасибо! Федора давно читаю. очень вдохновляюще. Есть вопрос. В статье упомянуто, что база знаний организована на Google. Можно ли про это поподробнее (ссылка конечно не ведет никуда). Как организовано и удобно ли. Мы сейчас для этих целей используем Еверноут, но как то пока не очень нравится.
Фёдор Овчинников
12.08.13 20:01
Евгений, наша База знаний организована пока на движке Google Sites. Удобно, но некоторых опций не хватает. Сейчас мы для Базы знаний отдельное решение внедреям на базе Word Press. Как сделаем, я обязательно в блоге расскажу.
Andrew Ivakhov
12.08.13 22:46
Федор, используется ли в компании CRM , и если да, то какая? Спасибо!
Фёдор Овчинников
13.08.13 16:14
Андрей, мы используем CRM в нашей собственной информационной системе - Dodo IS. Это для розничного рынка. Для франчайзи пока справляемся с помощью таблиц.
KZNMED.RU
13.08.13 00:03
Читаю блог Федора почти с момента его запуска. Книгу прочел за день. Уникальный человек. Федор, раз вы тут в комментариях отмечаетесь - как лицо, прошло?
Фёдор Овчинников
13.08.13 16:13
Лицо прошло) Видимо, научился не ловить стрессы.
Павел Федоров
13.08.13 11:15
Федор, скажи, удобно ли читать журналы фомата А4 на iPad mini?
Фёдор Овчинников
13.08.13 16:15
Я читаю журнала адаптированные под iPad - Секрет Фирмы, Свой бизнес, Ведомости, а также в Zinio. Вполне удобно.
Roman Zaytsev
13.08.13 15:49
Ребята... такой шанс упускаете... не те вопросы задаете (
Дарья Кулинич
13.08.13 18:13
Начала читать Фёдора в 2006-м, когда он запускал книжный. Потом с удивлением обнаружила в своем городе "Додо-пиццу". Не могла не заказать - с точки зрения маркетинга всё ок, а вот вкусовые качества оставляют желать. Фёдор, удачи!
Фёдор Овчинников
13.08.13 19:40
Дарья, спасибо за отзыв, а вы в каком городе заказывали?
Дарья Кулинич
13.08.13 20:07
Белгород. Не то, чтобы совсем несъедобно, но у конкурентов на порядок лучше.
Фёдор Овчинников
13.08.13 23:01
Дарья, а у каких конкретно конкурентов, передам белгородским коллегам.
Дарья Кулинич
13.08.13 23:06
Да хоть в Белладжио, хоть в Потапыче. Взять хотя бы "маргариту" и сравнить.
Фёдор Овчинников
15.08.13 17:42
Дарья, спасибо. Никогда бы не подумал про "Потапыч") Будем работать с Белгородом.
Igor Verterich
13.08.13 19:05
Федор, добрый день! Спасибо вам за то, что делитесь своим опытом. Я с другом сейчас запускаю службу доставки пиццы в своем маленьком городке под Краснодаром. Вопрос про франшизу Додо-пиццы. Возможно ли будет в будущем открыть Додо по франшизе в городе с населением 60 тысяч человек? Или будут ограничения по количеству жителей в населенном пункте?
Фёдор Овчинников
13.08.13 19:40
Игорь, возможно, здесь все написано: http://sila-uma.ru/2013/02/16/franchise-dodo-pizza-2013/ http://sila-uma.ru/2013/02/10/strategiya-2013/
Дмитрий Шиханов
14.08.13 18:30
я с 2009 года слежу за историей бизнеса этого человека и до сих пор ему поражаюсь
Артем Нестеров
15.08.13 00:24
- "Это такая инфографика, «схема моего дня»" Выложи пожалуйста схему своего дня, думаю всем будет интересно. Может она в виде маинт- карт?
Фёдор Овчинников
15.08.13 17:41
Артем, это тема для следующей заметки) Это не майнд-мэп, а "прямая времени", на которой я ставлю "флажки-дела", отмечают периоды.
Dmitry Fomin
31.08.13 18:52
Федор, подскажите пожалуйста, не рассматривали Яндекс для замены гуглу? Понимаю, что компания уже давно работает на Гугле и переводить всю систему куда-либо это долго и дорого. Но я вот сейчас сравниваю и, в принципе, сервисы Яндекса также заслуживают внимания...
Денис Ерофеев
11.09.13 15:57
Федор, раз Вы постоянно в разъездах...то какое у вас рабочее место в авто? какая марка?

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Василий Виноградов6 минут назад

0 / 0

Там имеется в виду не "не за что", а именно "ни за что" в смысле "ни за что не простим", или как в крылатом выражении "да чтоб я?.. да ни за что!"
30 ошибок в письменной и устной речи, за которые должно быть стыдно
Аватар автора комментария
Василий Виноградов10 минут назад

0 / 0

забыли вставить "ихний" )))
30 ошибок в письменной и устной речи, за которые должно быть стыдно
Аватар автора комментария
Василий Виноградов15 минут назад

0 / 0

Вы отстали от жизни. И, хотя мне тоже режет слух "дОговор", но надо признать, ещё году в 2009 (+/-...) Минобрнауки признано допустимым ставить ударение и на первый слог. Автор и владелец языка - народ. И, если уж население использует какие-то слова не по норме очень массово, причём это не связано с какими-то неприличными вещами, то следует принять такие слова на вооружение, ведь язык живёт и меняется всю историю своего существования. Нормы меняются. Если народ не идёт навстречу норме, норма идёт навстречу народу.
30 ошибок в письменной и устной речи, за которые должно быть стыдно
Аватар автора комментария
Виктор Подволоцкий18 минут назад

0 / 0

Кристофер Робин очень понравился.
10 фильмов, напоминающих взрослым, что можно оставаться детьми
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях