Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
19 июня 2015

Очевидные и неочевидные преимущества физического труда

«Учись, а то будешь коровам хвосты крутить», — говорила мама, намекая, что мне придётся зарабатывать на жизнь физическим трудом, если плохо окончу школу и не поступлю в университет. Подобным образом мотивировали к учёбе своих детей, наверное, 90% всех мам и пап. В итоге мы получили массовую культуру, в лучшем случае пренебрежительно, в худшем — с презрением относящуюся к физическому труду. И именно такое отношение является одной из главных причин большого количества неуспешных и посредственных людей.
Фото автора Андрей Банников
Андрей Банников

Очевидные и неочевидные преимущества физического труда

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина — лень — стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона.

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой — мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души — это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан — Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический — это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура — единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам становиться умнее.

В своей книге «Правила мозга» Джон Медина приводит массу интересных фактов о благотворном влиянии физической активности на мозг и его работу:

…физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта. Такие тесты определяют быстроту мышления и способность мыслить абстрактно, воспроизводить ранее полученные знания для решения новой проблемы.

Джон Медина

Медина также сообщает, что физическая активность снижает риск возникновения деменции вдвое, а в случае с болезнью Альцгеймера результат составляет даже 60%! На 57% снижается риск одной из главных причин возрастных болезней мозга — приступа стенокардии. Физическая нагрузка также помогает регулировать поступление в кровь норэпинефрина, дофамина и серотонина, которые напрямую связаны со здоровьем мозга и его функционированием.

К сожалению, сегодня малоподвижный образ жизни — проблема не только взрослых людей, занятых работой в офисе, но и детей, прикованных к телевизору, компьютеру и планшетам со смартфонами. Это отрицательно сказывается не только на физическом, но и на умственном здоровье:

…физическая активность совершенствует детей. Дети в хорошей физической форме быстрее распознают визуальные стимулы, чем их малоподвижные сверстники, и лучше концентрируются. Исследования умственной активности показали, что физически активные дети и подростки используют больше когнитивных ресурсов для выполнения заданий.

Джон Медина

Физический труд может дать не меньше полезной и разнообразной нагрузки нашему телу, чем спортивные упражнения, оказывая такое же благотворное влияние на него как, например, бег. Но при всём этом физический труд может дать ещё нагрузку для нашего мозга, которую он не сможет получить больше нигде.

Практический ум

Даже во время уборки квартиры наш мозг решает намного больше практических задач, чем при решении сложных математических уравнений. Поэтому правильно организованный физический труд способствует формированию практического мышления. В таком случае человек учится видеть причинно-следственную связь и получает навык предугадывать последствия и результаты не только своих дел, но и слов и мыслей.

Но из-за того, что физический труд считается проклятием или наказанием, большинство выполняет свою работу бездумно, по накатанной и без творчества. Конечно, такое положение никак не способствует практическому мышлению, которое так необходимо для достижения успеха и полноты жизни.

Дети, воспитанные на видеоиграх и фильмах, где зачастую причинно-следственные связи совершенно отсутствуют или мало общего имеют с реальностью, когда вырастают, часто просто не могут понять, что происходит с их жизнью, и берутся ругать звёзды, мировые заговоры, правительство, иностранцев, соседей… А ещё с неприятным удивлением для себя узнают, что жизнь иногда оказывается тяжёлой и сложной штукой и их знания, навыки, и характер совершенно не подготовлены к ней.

Не зря же в Кремниевой долине есть школа, в которой дети учатся (без компьютеров и планшетов) лепить, рисовать, вырезать и вообще работать руками. И отдают в эту школу своих детей знаменитые персоны Hi-Tech-общества. Многие из них, как и Стив Джобс когда-то, в разной степени ограничивают общение своих детей с гаджетами.

Воспитание характера

Физический же труд может стать прекрасным помощником и в воспитании характера. А точнее, в воспитании качеств характера: целеустремлённости, упорства, трудолюбия, аккуратности, основательности — которые критически важны для успеха, развития, роста и преодоления трудностей.

Хочет того ребёнок или нет, но, выполняя порученное ему задание или переделывая плохо сделанное, он воспитывает в себе все эти качества. А то, что без них невозможно достичь ничего толкового, думаю, объяснять нет необходимости. Дети, разделяющие с другими членами семьи часть домашних обязанностей, вырастают более самостоятельными, более подготовленными к жизни и её неприятным сюрпризам.

Готовность к превратностям жизни

Никто не знает, как в дальнейшем сложатся для нас обстоятельства, но человек, приученный к физическому труду, и в этой ситуации имеет преимущество. Обретённые навыки помогут найти временную работу или даже открыть собственное дело, а закалённый характер поможет не сдаться и не опуститься до воровства или попрошайничества.

А если взять крайние случаи — необитаемый остров, природные катаклизмы и другие «концы света», — то вряд ли навыки блогера или программиста помогут, если нет электричества. Полезными в такой ситуации будут совсем другие умения.

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, — это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже балкона.

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

Обложка: rurquiza/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

15 uzhasnyh tovarov dlya Hellouina

15 ужасных товаров для Хеллоуина

Эти средства с распродажи корейской косметики вы захотите применять каждый день

Эти средства с распродажи корейской косметики вы захотите применять каждый день

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

42_dejstvitel'no_nuzhnyh_tovara_so_skidkami_do_69%_na_AliExpress

42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress

Это интересно
«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

«У вас плотная грудь»: что значит такое заключение врача и нужно ли его бояться

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции

Комментарии
Gaja Rodĵer
19.06.15 05:29
Физический труд дает такую степень удовлетворения от сделанного, какую никогда не даст труд интеллектуальный. Природой лучше продуман механизм выброса гормонов в ответ на работу мышц, чем на работу мозга. Но не стоит бежать устраиваться грузчиком (я работал, знаю) - люди, с которыми придется общаться, удручают. Большинство из них интеллектуально находятся на уровне тягловых животных.
Андрей Банников
19.06.15 16:55
Gaja Rodĵer, я тоже работал одно время грузчиком. Но я был единственным грузчиком, поэтому с другими грузчиками общаться не приходилось. :) А первая моя работа, на летних каникулах, — помощник комбайнёра. :) Все ребята на озере купаются, каникулы, а я весь липкий от пота и мокрый, голова полная соломы и в первые дни всё чесалось. :) Вспоминаю как увлекательное приключения. :) Но грузчиком, действительно, не стоит устраиваться, если нет такой необходимости. Просто и люди интеллектуального труда, и, что ещё на много важнее, люди физического труда должны поменять к нему отношение. :)
Gaja Rodĵer
20.06.15 08:32
"Если работать без дураков, любой труд становится умственным." (Станислав Ежи Лец)
Konstantin Dobrovolsky
22.06.15 21:56
А что - грузчик это всё? Другого физического труда не существует? Слесарь - тоже физический труд, спецназ - физический труд, операторы тяжелой техники - физический труд, с/х - физический труд. Грузчики во все времена были дном. Я вот давно уже сменил квартиры на собственный дом, всю эту офисную суету на нормальный мужской труд. Когда люди видят результаты моего труда они радуются. Я - приношу пользу обществу и при этом получаю большое удовлетворение от труда, потому как работу свою люблю.
Gaja Rodĵer
23.06.15 05:09
Есть и другой физический труд, конечно. Но и в перечисленных профессиях мало приятных собеседников, увы. Эрудированный, интеллигентный слесарь - скорее, исключение, чем правило. Со спецназовцами я тоже общался - приятные ребята, все разговоры о том, как они кого-то били или трахали. Необычно, да, и юмор такой своеобразный, но чтобы долго это терпеть, мозг приходится отключать.
Настя Радужная
19.06.15 09:13
Великолепная статья! Спасибо!
Андрей Банников
19.06.15 16:58
Спасибо, Настя. А вообще реакция читателей меня приятно удивила. Предполагал противоположную. Ещё больше зауважал читателей ЛХ. :)
Ефим Рогоз
19.06.15 09:39
Разговаривал с одним товарищем, который как раз зарабатывает на жизнь физическим трудом. Говорит: состарюсь, никому не нужен буду, потому что больше ничего не умею. Вот если бы можно было сочетать - полдня начальник отдела, а полдня канавы копаешь... Красота б была.
Сергей Волков
19.06.15 13:14
Пускай учится еще чему-то. Если еще не поздно. Тем более, если его пугает такая перспектива. Вон, авторы ЛХ советую научиться кодить. Говорят, это все могут и всем надо. )))
Андрей Банников
19.06.15 17:04
Ефим, передайте своему товарищу, что будет он нужен кому-то в старости или нет не зависит от того, каким он трудом занимается, а от того как будет относиться к собственным родителям и воспитает своих детей. :) Ну и пусть учится, развивается. Я тоже начинал с грузчика и водителя, но непрестанно учился, развивался и когда Бог предоставил возможности я был к ним готов. Ну или наоборот: когда я был готов, появились возможности. :) У меня нет ни одного высшего законченного, но большую часть жизни я проработал на должностях, требующих, по мнению общества, диплом о высшем образовании. :)
Сергей Петров
19.06.15 10:29
несмотря на то, что главная книга христиан — Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь Библия отрицает загробную жизнь??? Автор, уж если ты ссылаешься на Библию, будь внимательнее. Сама статья неплохая.
Poligraf Poligrafovich
19.06.15 10:41
обогнал)
Андрей Банников
19.06.15 13:22
Спасибо за хорошую оценку статьи. Рад, что понравилась. :) А по поводу Библии хочу сказать, что мнение будто она учит о бессмертной душе и загробной жизни пришло из греческой культуры, так как многие церковники пришедшие «из греков» принесли с собой учение Платона. Оно утвердилось не сразу, но сегодня уже мало кто считает по-другому. Даже, когда мы встречаем в Библии слово «душа», то у нас возникают ассоциации, полученные от общества, родителей, людей, считающих себя христианами. Но, если подойти к этому слову и вообще этой теме без предубеждённости, то увидим совсем противоположную картину. Я поясню. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт. 2:7. Бог , как ясно видно из текста, не вдунул в человека некую разумную сущность, а создал тело, «запустил» его и появилась в результате этого душа. Формула очень проста: прах земной (материальная основа, тело) + дыхание жизни (жизненная энергия) = душа живая. То есть основой для нашего мышления, нашей личности и т.п. есть кусок плоти, который называется мозг. Умирает мозг, исчезает человек ибо исчезает физиологическая основа мыслей, чувств, личности: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Из предыдущего текста мы увидели, что этот дух — дыхание жизни. Это же подтверждается многими местами, где говорится о смерти души. Как может умереть нечто бессмертное? К тому же Библия чётко говорит, что бессмертен только Бог (1Тим. 6:16). Кстати, ещё в первых главах Библии сообщается, что суть обмана сатаны заключалась именно в этом: Бог сказал, что если выберете свой путь — умрёте; сатана же сказал: «Нет не умрёте». О загробной жизни: - мёртвые ничего не знают (Еккл. 9:5) - у них нет никаких мыслей (Пс. 145:4) - после смерти для умершего нет ничего (Еккл. 9:10) - они не знают, что происходит в мире живых и у них нет никаких чувств (Еккл. 9:6) А теперь о воскресении: Когда воскрес Христос, то Он воскрес в теле (ел пищу и позволял прикоснуться к Себе). Когда Павел пишет о воскресении в 15-главе первого послания в Коринф, то пишет он о том, что тела живущих при втором пришествии обновятся и станут нетленными, а мёртвые уже воскреснут с нетленными телами. Выходит, если подходить непредвзято, то видим совсем другую картину. Поэтому полезно периодически подвергать сомнению точку зрения большинства В ЛЮБОМ ВОПРОСЕ. :)
Сергей Волков
19.06.15 14:25
Сильно! Истинно или нет, не берусь утверждать. Но сильно. (Истину возможно только после смерти и узнаем. Или после второго пришествия. )))
id11741173
19.06.15 14:55
В поддержку: про всю Библию не скажу, но вот Рудольф Бультман в книге "Новый Завет и мифология" и в других работах тоже высказывает схожую точку зрения про то что загробная жизнь — это интерпретация Павла. Впрочем, я не эксперт. Но одно понятно: когда дело доходит до обсуждения таких материй, то тут только в оригинал лезть.
Андрей Банников
19.06.15 17:07
Не совсем понял про Павла.
id11741173
19.06.15 17:36
Вот здесь есть книга: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/Article/bultm.php Но лучше найти более полное издание его работ "Избранное. Вера и понимание" Смысл в том, что по Бультману учение Христа было мифологизировано, апостолом Павлом среди прочих. И что если провести герменевтический анализ Еванегие, то можно увидеть, что учение Иисуса — это не обещание другой жизни после смерти, а духовное преобразование жизни здесь и сейчас. Учение Иисуса на самом деле имманентно, но было мифологизировано и стало трансцендентным.
Poligraf Poligrafovich
19.06.15 10:40
Если верить автору книги «Правила мозга» Джону Медину, то очень правильный вывод из статьи сам для себя сделал Андрей Банников и собрался "обрабатывать виноградник", чтобы благотворно влияло на мозг сие действие, так как написав "Библия — ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь" раскрыл карты, что в чтение Библии свое драгоценное время он не вкладывал и не понятно на чем вообще сделал свое умозаключение. Андрей, счастья тебе и добра. Читай книжки, работай физически.
Сергей Волков
19.06.15 11:33
Если верить словам из цитаты, которую вы, богоизбранные комментаторы, здесь уже два раза вставили, то можно сделать вывод, что у Платона было другое понимание о душе. Тут даже Платона читать не надо. Хотя, я думаю, вам не помешало бы. Счастья вам. ;)
Андрей Банников
19.06.15 13:24
…не понятно на чем вообще сделал свое умозаключение. Своё заключение я сделал на Библии. :) Скопирую часть ответа из комментария выше: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» Быт. 2:7. Бог , как ясно видно из текста, не вдунул в человека некую разумную сущность, а создал тело, «запустил» его и появилась в результате этого душа. Формула очень проста: прах земной (материальная основа, тело) + дыхание жизни (жизненная энергия) = душа живая. То есть основой для нашего мышления, нашей личности и т.п. есть кусок плоти, который называется мозг. Умирает мозг, исчезает человек ибо исчезает физиологическая основа мыслей, чувств, личности: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Из предыдущего текста мы увидели, что этот дух — дыхание жизни. Это же подтверждается многими местами, где говорится о смерти души. Как может умереть нечто бессмертное? К тому же Библия чётко говорит, что бессмертен только Бог (1Тим. 6:16). А теперь о загробной жизни: - мёртвые ничего не знают (Еккл. 9:5) - у них нет никаких мыслей (Пс. 145:4) - после смерти для умершего нет ничего (Еккл. 9:10) - они не знают, что происходит в мире живых и у них нет никаких чувств (Еккл. 9:6) А теперь о воскресении: Когда воскрес Христос, то Он воскрес в теле (ел пищу и позволял прикоснуться к Себе). Когда Павел пишет о воскресении в 15-главе первого послания в Коринф, то пишет он о том, что тела живущих при втором пришествии обновятся и станут нетленными, а мёртвые уже воскреснут с нетленными телами. Так что Библия чётко и ясно говорит о целостности человеческой природы. Можете вложить немного своего драгоценного времени в чтение Библии. ;)
Poligraf Poligrafovich
23.06.15 11:59
1Тим. 6:16 "16. единый имеющий бессмертие..." единый и единственный разные вещи - не так ли? Воскреснуть с нетленными телами - суть жизнь вечная. Вы сами себя пытаетесь опровергнуть?) А что касается дыхания Бога в тела людей, так скорее его дыхание будет основанием, нежели "прах земной" Спасибо за совет читать Библию, мне и вправду не помешает, а Вам посоветую еще и вникать в читаемое :)
Андрей Банников
23.06.15 17:32
Со словом «единый» — это казусы старорусского языка. В оригинале стоит слово «μόνος», которое можно перевести: один, единственный, одинокий. Так что смысл текста ясен: кроме Бога бессмертием не обладает никто. :) Надо понимать, что загробная жизнь и жизнь вечная — это совсем разные вещи. Загробная жизнь — это существование каких-то бессмертных бестелесных душ в потустороннем мире. А жизнь вечная — это существование человека в теле на протяжении всей вечности в реальном мире. Так что я не опровергаю сам себя. :) Спасибо за совет. Вникать в читаемое стараюсь. :)
Poligraf Poligrafovich
24.06.15 04:40
Можно перевести как "единственный", а можно как "единый", опираясь на заветы Библии, в т.ч. на Иоанна 3-16 - "Ибо так возлюбил Бог мир..." Речь то про жизнь вечную)
Андрей Банников
28.06.15 14:57
Ну, во-первых, подход очень интересный: как хочу так и перевожу. :) Напомнило одно шоу, где было в одной из серий такое приветствие: «Хэлоу чилдрен! Шо по-нашему означает: не стреляйте пожялюста! Я — хороший!». А по поводу перевода: 1 Тим. 6:16 используется слово μόνος (мОнос), которое переводится «один» с вариантами перевода «единственный», «одинокий». Ин. 3:16 используется слово μονογενη (моногэнЭ которое переводится - «единственный» с вариантом перевода «единородный». Так что ни в первом, ни во втором случае нет и намёка на понятие «единый». :) А по жизни вечной: это разные понятия «жизнь вечная» и загробная жизнь бестелесных духов. :)
Сергей Волков
19.06.15 12:41
Как-то поначалу у меня все не укладывалось в голове, о чем статья. Потом разобрался. По-моему, автор намешал разные понятия, и замесив этакий коктейль, пытался ответить на вопрос... или на несколько?.. Короче, с поставленным вопросом тоже не очевидно. В моем понимании физический труд и физическая работа - разные вещи. Сравните. Одно дело, сделать уборку дома или обработать свой виноградник. Другое дело, весь день пахать грузчиком, или сборщиком на конвейере, или на том же винограднике с утра до вечера. Меня тоже родители наставляли, что образование нужно. Но отношение было немного другое. К физическому труду было и есть хорошее отношение. С детства приучен и ничего плохого в этом не вижу. А вот что родители пытались донести в свое время, то что без образования будет тяжело зарабатывать на жизнь. В поте лица, так сказать. Поэтому и не могу согласиться, что такое отношение идет еще со времен Платона и т.д. Скорее, это отношение тех, кто вдоволь набатрачился. С другой стороны, всегда была прослойка интелектуалов, которая стремилась к власти, к богатой элите. У них были свои мотивы для выбора. Также я не думаю, что "все считают" физический труд или работу недостойным уважения. А тем, кто так думает, стоит задуматься, что бы они ели, если бы кто-то не вырастил своими руками картошку и многое другое. Пластиковую кашу? И еще один момент насчет образования. "ребёнок ленится работать интеллектуально". По-моему, причина другая. Кому-то дано, кому-то нет. У кого есть способности, тот учится и учится, интелектульным работникам часто приходится повышать свой уровень. А кто не способен, идет на физическую работу, и на этом его развитие обычно и прекращается. В результате и получается такие слои общества, которым и поговорить не о чем. Ну в качестве выводов. Движение - это жизнь. Это даже ежику известно. Физический труд полезен. Это и без ученых было известно. Физическая работа, ну, здесь... От каждого - по способностям, каждому - по труду. )
Андрей Банников
19.06.15 16:50
> В моем понимании физический труд и физическая работа - разные вещи. Сравните. Одно дело, сделать уборку дома или обработать свой виноградник. Другое дело, весь день пахать грузчиком, или сборщиком на конвейере, или на том же винограднике с утра до вечера. Да, согласен, это вещи разные. Но ничто человеку не мешает, прийдя домой, вместо того, чтобы пялиться в «телик», заняться саморазвитием и самообразованием. В первые годы моей самостоятельной жизни, примерно так и было. > Меня тоже родители наставляли, что образование нужно. Но отношение было немного другое. К физическому труду было и есть хорошее отношение. С детства приучен и ничего плохого в этом не вижу. Это хорошо, когда есть такие родители. Меня тоже воспитывали в таком духе, но очень сложно пытаться привить любовь к физическому труду и при этом «пугать» физической работой, настраивая, что ты, во чтобы то не стало, должен работать в офисе. :) > Поэтому и не могу согласиться, что такое отношение идет еще со времен Платона и т.д. Скорее, это отношение тех, кто вдоволь набатрачился. А чем физическая усталость хуже умственной? Я помню как по 10 часов сидел в офисе. Приходил домой измождённый, хотел спать, а заснуть не мог. Заработал себе хронь в ЖКТ… А физически уставший человек засыпает быстро, спит крепко и лучше высыпается. :) Я считаю, что и то и другое — труд, и в обеих местах надо работать в поте лица, если ты уважаешь себя. :) Если дело в высоких зарплатах, то человек может потерять себя, своё счастье и свою жизнь в погоне за ней. Согласен, что это не маловажный вопрос нашей жизни, но никак не главный. > Также я не думаю, что «все считают» физический труд или работу недостойным уважения. Неужели я написал «все считают»? Если так, то это задумался. На самом деле не все, но очень многие. Сравните размер оплаты видов труда и всё станет понятно. :) > Кому-то дано, кому-то нет. У кого есть способности, тот учится и учится… Тут я полностью не согласен с Вами, Сергей. Жизнь и последние исследования показывают, что наши способности — наш выбор. Не каждый, конечно, может стать Левитаном, но красиво рисовать может научиться каждый и т. д. и т. п. И способности к обучению тоже самое. Другой вопрос, что мне интересно, к чему лежит душа, чем мне нравится заниматься. Но даже плотник сегодня должен постоянно расширять область знаний в своей профессии, не говоря уже о личностном росте, как человека.
Сергей Волков
19.06.15 18:17
"вместо того, чтобы пялиться в «телик», заняться саморазвитием и самообразованием" Кто ж против? Я - за! Только это уже как бы другая тема. Вот у меня, например, умственная работа, и после работы я умудряюсь чем-то заниматься умственным... И тут впору спросить - а физический труд где? :))) "А чем физическая усталость хуже умственной?" Ну, не сказать что хуже, но разные. Я знаю и то, и то. Тут наверное, можно развести надолго, но не хочется. Да и вопрос надо по-другому ставить, имхо. Хуже-лучше - это больше из личного отношения. А я хотел сказать, что люди, которые впахивали на заводах (а раньше работали не по 8 часов, а чуть ли не по 14, при желании можно найти точные данные) или в поле от рассвета до заката и видели представителей интеллигенции, вполне таких свеженьких всегда, могли сделать соответствующие выводы. Ну и учить своих детей, и так из поколения в поколение. "Неужели я написал «все считают»?" Ну, читая статью, складывается такое впечатление. "В итоге мы получили массовую культуру, в лучшем случае пренебрежительно, в худшем — с презрением относящуюся к физическому труду. " А про оценку по размеру зарплаты - вопрос относительный. Некоторые физическим трудом сейчас зарабатывают больше, чем инженеры, учителя, врачи и т.д. " наши способности — наш выбор." Тут-то я согласен. Потенциально - каждый может. Но на практике... У некоторых нет ни желания что-то делать, ни тяги к знаниям и т.п. Они предпочитают вести потребительский образ жизни, или растительно-животный, увы.
Андрей Банников
21.06.15 15:09
Сергей, я во многом с Вами согласен. Если человек трудолюбивый, целеустремленный, то он всегда сможет достичь уважения и прибыли в любом труде. Но всё равно большинство людей рвутся получить высшее образование и сидеть в офисе. Вот только что мысль пришла: может потому что не всегда можно видеть результаты труда и можно «проволыниться» без большого риска на нагоняй, а в конце всё же получить зарплату…
losev.sergey
20.06.15 14:07
Бог , как ясно видно из текста, не вдунул в человека некую разумную сущность, а создал тело, «запустил» его и появилась в результате этого душа. "«И вдуну, — говорит, — в лице его» дыхание жизни». То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души. Потому (Моисей) и прибавил: «и бысть человек в душу живу»; созданный из перста, приняв вдуновение, дыхание жизни, «бысть в душу живу». Что значит: «в душу живу?» В душу действующую, которая имеете, члены тела, как орудия своих действий, покорные ее воле." Беседы на книгу Бытия, святитель Иоанн Златоуст. "Члены тела...,покорные ее (души) воле". Мозг - это орган, который, как и другие органы, имеют исключительно прикладную функцию, если уместно такое выражение. Следовательно личность - это, все же, душа. ("Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела." http://azbyka.ru/dictionary/05/dusha-all.shtml) На счёт Вашей цитаты про бессмертие. Открываем толкование этого места Священного Писания блаженного Феофилакта Болгарского, читаем: "Господь один имеет бессмертие по существу; ангелы же хотя и бессмертны, но не по природе, а по благодати. Итак, они не имеют бессмертия, но причастны бессмертию." Тоже уместно применить к человеку. Далее. "И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло." (книга Бытия, гл. 3, ст. 2-5) Речь там идёт совсем не о том, о чём Вы толкуете. О посмертной жизни почитайте, хотя бы, книгу Откровение Иоанна Богослова, притчу о богаче и Лазаре. Или, если есть особый интерес, можно почитать фундаментальный труд иеромонаха Серафима (Роуза) "Душа после смерти" (http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/dusha-posle-smerti) К чему это я... Вы повторяете опыт протестантов, которые сами, как кому вздумается, трактуют Священное Писание. Не говоря уже о вырывании фраз из контекста. С уважением.
Андрей Банников
21.06.15 15:03
losev.sergey, нам с Вами сложно будет дебатировать на эту тему, так как я привёл конкретные и ясные тексты из Библии, а Вы мне привели мнение по этим текстам других людей, которое не является для меня авторитетным и прямо противоположно тому, что написано в Библии. Потом мне непонятно, почему протестанты не имеют право толковать Библию, а православные богословы имеют право толковать Библию как им вздумается? Разве Библия поддерживает идею о существовании привилегированной касты, которая только одна имеет право на толкование? Разве Иисус не призывал всех изучать Библию? Я вижу тут прямое противоречие учению Иисуса? А по поводу книги Откровения и притчи о богаче и Лазаре. Книга «Откровение» — это пророческая книга, которая полна символов, аллегорий и иносказаний. А подобные вещи, как Вы понимаете, не должны толковаться буквально. Ну а притча — она притча, и тоже не может толковаться буквально. Или в православном учении ад и рай находятся так близко, что они слышат друг друга и можно протянуть руку из рая в ад, чтобы смочить язык? Кстати, учение о вечных муках тоже не библейское… :) Но, опять же, я не знаток в том, о чем говорят разные богословы, включая православных, и их мнение для меня не является авторитетным. Не будучи членом никакой деноминации я около 8-ми лет изучал Библию, поэтому могу оперировать только библейскими текстами. И только в таком ключе у нас с Вами может получиться дальнейшая дискуссия по этой теме. Пишу для того, чтобы сберечь Ваше и своё время. Всего доброго. :)
losev.sergey
21.06.15 18:50
Речь же не про дебаты) Раз уж Вы закрыли наш диалог, скажу пост скриптум. Вы когда болеете почему к врачу ходите? Потому, что доверяете его опыту. Так и везде, во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Что же тогда говорить о намного более серьезных вопросах духовной сферы? Вот здесь православные христиане (в отличие от тех же протестантов) доверяют опыту тех, кто всей своей жизнью воплотили процесс богопознания. Тех, кто стяжал при жизни благодать Святаго Духа и в духе этой благодати писал свои толкования. Это те, кого Церковь, еще до всяких разделений и расколов, единая и соборная, прославила в лике святых отцов и вселенских учителей. Ведь без наших школьных учителей и без своих родителей мы бы никогда и читать не научились. Так и свои измышления Священного Писания очень желательно сравнивать с толкованиями святых отцов. Хотя бы ради своей собственной безопасности. Рай и ад - не география. И вечные муки уж точно не про раскаленные сковороды=) С уважением, и Вам всего доброго!)
Андрей Банников
21.06.15 19:13
losev.sergey, я не закрыл диалог, а просто обратил внимание, что он не возможен из-за разности наших авторитетов. :) Если мы дискутируем о том, что говорит Библия, то давайте говорить об этом. А если о том, что говорят православные богословы, то я совершенно не разбираюсь в этом и поэтому диалог вести не могу. :) Я не против опыта других людей, более опытных, чем я, но если их утверждения противоречат тому, что ясно видно, то в этом вопросе, я не буду прислушиваться к ним, хотя в чём-то другом и могу взять пример. А мне ясно, что христиане в большинстве своём вообще непонятно откуда взяли свои мировоззрения. Вот простая логика: В Библии написано, что Бог — есть любовь. Ну а как же Он будет вечно мучать тех, кто грешил то всего само больше тысячу лет (допотопные люди)? Здесь не любви, ни справедливости. Значит или Библия противоречит сама себе, или христиане противоречат Библии. Я склоняюсь ко второму. :) Большинство христиан говорит, что грешники будут мучаться вечно за свои грехи, а спасенные жить в раю, потому что Христос заплатил за их грехи. Почему же Он не мучается вечно, ведь плата за грех муки вечные? Опять: или Библия противоречит сама себе, или христиане Библии. Но я склоняюсь ко второму, потому что еще не один христианин верящий в бессмертие души и вечные муки не доказал мне на основании Библии свою точку зрения, атолько мнения своих богословов. К тому же я склоняюсь к мысли, что вечные муки придумали попы и ксендзы, дабы держать свою паству в страхе и повиновении. И, честно скажу, мне обидно за Христа: Он пришёл показать Бога любящим и заботливым, а христиане показывают Его жестоким, несправедливым и мстительным…
losev.sergey
21.06.15 21:07
Благодарю за ответ. Понимаю Ваше отношение к противоречию и соглашаюсь. Но противоречий нет. Почитайте то, что оставил, к примеру святитель Иоанн Златоуст. Там нет противоречий. Истина не может быть противоречива, я считаю. Теория наказания за грех и вечных мук за неповиновение - западная теория. Ярчайший пример - индульгенции. Восточная православная Церковь говорит о совершенно другом. Не буду Вам ничего доказывать. Если Вам будет интересно - сами всё увидите. Небольшой ориентир, кажется, я Вам оставил) Благодарю Вас, Андрей за интересный диалог! "...будьте мудры, как змии, и просты, как голуби." =)
Андрей Банников
21.06.15 21:18
losev.sergey, спасибо и Вам за диалог. Вы оказались одним из немногих православных христиан, с которым было приятно общаться. :)
Сергей Волков
23.06.15 17:15
А я вот склоняюсь к тому, что библия сама себе противоречит. (Много авторов?) Иначе как объяснить такое. Всемогущий Бог творил-творил, да так устал, что на седьмой день решил себе выходной устроить! Вот так всемогущий! (Интересно, к тому времени уже был юлианский или григорианский календарь?) Осталось только выяснить, кто написал библию? Для кого? И зачем?
Андрей Банников
23.06.15 17:24
Сергей, слово, используемое в оригинале, которое в Синодальном переведено, как «почил», не означает отдыхать от усталости. Так что никаких противоречий нет. :) И при чём тут календари?
Сергей Волков
23.06.15 17:43
Хмм.. А что же оно означает? Может позвать толкователей? :)) Календари при том, что мы тоже на 7 день отдыхаем. И тут появляются вопросы. Почему на 7? Кто это придумал? Сначала такой календарь появился, а потом библию написали (исправили), или в библии это было написано, а потом календарь появился? И т.д. Эту тему можно развивать бесконечно долго, но у меня такой цели нет. Это вам для размышлений. Мы же не хотим "жить как все"? ;))
Алексей Пономарь
22.06.15 20:47
ох, блин.
Eugene Grant
26.06.15 05:49
Как-то разговор плавно с'ехал в теологическую дискуссию. Возвращаясь к теме статьи, хотел бы заметить что не только Платон, но почти все философы (не-богословы) противопоставляя труд умственный и физический, провозглашали главенство первого и низость последнего. Особенно отличились в деле унижения физического труда философы-социалисты, т.е. те самые активисты которые якобы боролись за права трудящихся. «Чем меньше труда – тем лучше» - вот их девиз. «В идеальном обществе никто не будет работать» - вот их цель. Известный французский экономист и политический деятель Поль Лафарг (1842–1911) так и назвал свое произведение: «Право на лень». Вот Вам пара цитат этого деятеля: «Странное безумие овладело рабочими классами... Безумие это — любовь к труду... Попы, экономисты и моралисты объявили труд святым, превратили его в священнодействие.» А вот еще: «Труд есть причина духовного вырождения и физического уродства.» И это только начало первой главы! А начали это унижение труда вольтер'янцы, якобинцы и прочие «просветители». Например, Готхольд Эфраим Лессинг (один из самых выдающихся представителей эпохи Просвещения), прямо призывал: «Будем лениться во всем, креме любви и питья, во всем, кроме лени.» Вот мы и получили то что имеем – современное общество где все хотят потреблять и никто не хочет производить, ибо – «унизительно» трудиться...
Андрей Банников
26.06.15 07:23
Eugene Grant, спасибо за напоминание о теме статьи. :) Действительно, съехали мы в сторону. А сам комментарий — отличное дополнение к статье. :)
Eugene Grant
26.06.15 21:03
Спасибо, Андрей, на добром слове. Ваша статья заставила задуматься: действительно, как сильно изменился мир за последнюю сотню лет. Веками люди знали что труд – это основа не просто благополучия семьи, но часто – самой жизни. Крестьяне пахали от зари до зари (в прямом смысле слова пахали). Ремесленники в городах вставали с петухами и вкалывали день-деньской не требуя 8-часового дня и обеденного перерыва. Никто не мог себе представить доктора или учителя на пенсии. Торговцы, воины, дети – работали все летом и зимой без отпусков и бюллетеня. Даже знать и аристократия не могла себе позволить слишком уж расслабиться: Не уделяешь достаточно внимания военной подготовке – и вот уже соседний граф завоевал твое баронство, и твою семью – под нож. Женился по любви а не по зову долга – и твое княжество в руинах, а твои дети голодают. «Как попашешь – так попляшешь», а что поделаешь. Но только социалисты/утописты вдруг решили что это плохо. Я конечно ни разу не психолог, но только мнится мне что все их идеи – это выверты их совестливого подсознания. Ну посудите сами: сидит такой философ (φιλόσοφος — любящий помудрствовать) и видит что все вокруг него все заняты полезным трудом, и только он один ни хрена не делает, не производит. Может ли он самому себе признаться что это он один ущербный а все остальные нормальные? Нет кочечно! Но подсознание-то твердит, не успокаивается: ты не такой как все, надо что-то делать! А что делать? Есть два пути – либо самому начать трудиться (что для нашего философа естественно неприемлимо), либо остальных низвести до своего скотского уровня – т.е. цель жизни беззаботно спи/жри/пей/трахайся. Ну вот на выходе мы и получили целую философию современных профсоюзов и офисных хомячков: «Трудись поменьше (в идеале не работай совсем), а благ себе вытребывай побольше (в идеале получи все и сразу на халяву)»...
Андрей Банников
28.06.15 14:48
А ещё всё усугубляется тем, что нелюбовь к физическому труду вырастает в нелюбовь к труду вообще и к интеллектуальному в частности.
Eugene Grant
29.06.15 14:17
Абсолютно согласен, так и есть!
IreneV
28.12.15 18:59
По-моему статья к концу утекла не в ту степь.. Вывод "физические нарузки полезны" и так давно известен, сейчас почти весь офисный планктон в тренажерках зависает. Хотелось бы раскрытую тему физического труда как профессии, основного занятия в жизни: какие карьерные перспективы, что может подтолкнуть/оттолкнуть к осознанному выбору рабочей специальности, какое требуется обучение, примеры реальных людей с их историями успеха/неуспеха и проч.
Михаил Николаев
16.01.16 20:51
Через шевеление конечностями - к шевелению извилин мозгов. Таков мой лозунг! Какие мысли при хилом, немощном теле. Ему бы свое тело нести. Труд физический облагородит тело и душу. Умение сделать вещь своими руками - разве не благо?
Тая Сильцова
22.08.19 15:14
Кто такой бред писал ??? Книга Христиан = Библия как раз таки говорит о бессмертной душе и загробной жизни ! Что вы пишите о библии то, о чем не знаете ! Возмутительно просто !
Что вы могли пропустить
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
4 признака, что вам не хватает сострадания к себе
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
«Рубанула каре»: почему перемены в жизни подталкивают к переменам во внешности
0
21 октября
Жизнь
Жизнь
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
Кто такие зиллениалы и чем они отличаются от миллениалов и зумеров
0
21 октября
Жизнь
Ликбез
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
19 октября
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Алексей Хромов20 минут назад

0 / 0

А без словаря никак не получится? (
Что такое shallowing — секс-тренд, который очень нравится женщинам
Аватар автора комментария
Reif43 минуты назад

0 / 0

В свое время Googl Glass пробовали, но не взлетело, именно из-за контента, сейчас совместно с ИИ может и можно полезного придумать.
Samsung представила Galaxy XR — собственный аналог шлема Apple Vision Pro
Аватар автора комментария
NZT6001 час назад

0 / 0

Дубайский шоколад пробовал, хоть и дорогой, но очень на любителя. Не знаю от чего такой хайп вокруг него
Ожидания против реальности: 15 фото еды, которая на картинке выглядит куда аппетитнее
Аватар автора комментария
Eugen Damm1 час назад

0 / 0

Ни один британский или американский словарь не содержит такого понятия.
Что такое shallowing — секс-тренд, который очень нравится женщинам
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях