1. Assassin’s Creed

С момента появления в 2007 году Assassin’s Creed была серией стелс-экшенов про скрытных убийц. Со времён второй части новые игры франшизы выходили каждый год, иногда даже по две за раз.

Assassin's Creed
steampowered.com

Постепенно в серию начали проникать ролевые элементы: ветки навыков, полоски здоровья у противников. А с выходом Odyssey в 2018 году Assassin’s Creed превратилась в полноценную экшен-RPG. В диалогах можно выбирать варианты ответов, они влияют на результаты квестов. Концовка зависит от действий героя на протяжении всей игры. У персонажа есть уровни, и прокачка до максимального занимает не один десяток часов.

Игры франшизы не потеряли в качестве: Origins и Odyssey увлекают, их хочется изучать и проходить. Но это уже не Assassin’s Creed. Нет ни скрытого клинка, ни противостояния тамплиеров и ассасинов, ни, самое важное, возможности изучить противника, чтобы затем незаметно подкрасться к нему и убить одним движением.

Assassin's Creed
steampowered.com

Логично было бы закончить франшизу на Syndicate 2015 года, а следующие части назвать как-то иначе, создав, например, серию спин-оффов. Но Ubisoft не пойдёт на это: бренд Assassin’s Creed слишком мощный, чтобы от него отказываться. Особенно учитывая стоимость разработки игр такого масштаба.

2. Metal Gear

Франшиза Metal Gear создана Хидео Кодзимой — одним из самых известных гейм-дизайнеров современности. Он трепетно относится к своим играм: сам контролирует каждый аспект разработки, создавая удивительную синергию геймплея, арт-дирекшена и сюжета.

Metal Gear Solid V
playstation.com

На протяжении почти 30 лет Кодзима работал над серией, выстраивая вселенную Metal Gear со своими законами, историей и героями. В 2015 году вышла Metal Gear Solid V — последняя часть серии, к которой приложил руку знаменитый разработчик.

Но франшиза на этом не закончилась. Компания Konami, владеющая правами на неё, продолжает создавать игры с Metal Gear в названии. Так, в 2018 году она выпустила Metal Gear Survive — survival-экшен, в котором игрокам нужно собирать ресурсы на огромной карте, а затем обороняться от орд зомби.

Metal Gear Survive
steampowered.com

С работами Кодзимы Survive имеет мало общего: внешне она немного похожа на Metal Gear Solid V, действие происходит в той же вселенной. Но, в отличие от предыдущих частей, Survive скучная и незапоминающаяся. Геймплей в ней как будто искусственно растянут, а сюжета и толком прописанных персонажей нет.

Survive получила очень низкие оценки от прессы, но можно быть уверенным, что Konami выпустит ещё не одну игру в популярной серии. А жаль: её стоило бы оставить в покое.

Metal Gear Survive
steampowered.com

3. Need for Speed

Когда-то Need for Speed была одной из главных гоночных серий в мире. C 1997-го новые части выходили практически каждый год. Но после чрезвычайно успешной Most Wanted 2005 года популярность франшизы стала снижаться вместе с качеством игр.

Need for Speed: Most Wanted (2005)
mobygames.com

Electronic Arts, издатель франшизы, пытался снова найти золотую жилу с помощью экспериментов. Так, ProStreet и Shift были посвящены легальным гонкам, а The Run — линейный боевик голливудского масштаба.

Компания также выпускала ремейки успешных игр серии (Hot Pursuit и Most Wanted) в надежде, что поклонники вернутся, увидев знакомое название. Эти игры не стали провальными, но их результаты несравнимы с успехом оригинальной Most Wanted.

В 2015-м вышла Need for Speed, призванная перезагрузить всю франшизу. В ней было всё, что любят фанаты: бесконечная ночь, стритрейсинг и широкие возможности тюнинга. Но и она не снискала особой популярности.

Вдохновлённая фильмами серии «Форсаж», Payback 2017 года показала себя не лучше — пресса оценила Metacritic её примерно на 6 баллов из 10.

Need for Speed: Payback
origin.com

Возможно, Electronic Arts просто пора отбросить идею о возрождении серии. Дать талантливым студиям под её крылом создать новые франшизы вместо того, чтобы продолжать тщетные попытки заново отыскать «душу» Need for Speed.

4. Tomb Raider

Серии Tomb Raider уже больше 20 лет. За эти годы Лара Крофт сильно прибавила в количестве полигонов, побывала в сотнях гробниц и даже смогла повоевать с тёмными силами бок о бок с бессмертным воином майя.

Tomb Raider: Legend
steampowered.com

Последний перезапуск франшизы произошёл в 2013 году. С этого момента игры серии превратились в эпичные приключения — как Uncharted, только с крафтингом и женским персонажем в центре истории.

Проблема в том, что новая героиня не воспринимается как Лара Крофт. Это совершенно другой человек, которому по нелепой случайности досталось такое же имя. У неё нет ни чувства юмора, ни бесконечной уверенности в себе, ни харизмы главной героини предыдущих частей. От старой Лары остался только род деятельности и проблемы с отцом.

Shadow of the Tomb Raider
steampowered.com

Новая трилогия связана с первыми частями только формально. А значит, есть смысл отправить серию Tomb Raider на покой и создать новую франшизу приключенческих экшенов с женщиной в главной роли. Главное — придумать героине запоминающееся имя.

5. Grand Theft Auto

В 2001 году Rockstar Games показала, какими могут быть экшены в открытом мире. Grand Theft Auto III удивила всё игровое сообщество своими масштабами, ощущением свободы и сюжетом, достойным криминального триллера.

GTA San Andreas
steampowered.com

Следующие игры серии становились всё амбициознее. В San Andreas игрокам был доступен целый штат, в GTA IV появился реализм и продвинутая физика, а GTA V превзошла всё, что Rockstar делала раньше, по масштабам и проработанности мира.

Однако в пятой части особенно ярко проявилась главная проблема игр от знаменитой студии: устаревший геймплей. Потрясающая степень свободы при изучении мира здесь контрастирует с ограничениями, которые появляются во время миссий. Игрок должен делать именно то, что предусмотрели разработчики, иначе его ждёт провал.

GTA V
playstation.com

Нельзя остановить машину квестового персонажа, заранее поставив на её пути грузовик: он просто исчезнет. Часто не разрешается даже пересесть в более быстрый автомобиль во время погони. Зачем нужен проработанный открытый мир, если его нельзя изобретательно использовать для выполнения заданий?

Тем более что у непревзойдённого количества деталей есть цена: на них тратятся огромные деньги и десятки тысяч часов рабочего времени. Может, Rockstar стоит использовать эти ресурсы, чтобы создать что-то кардинально новое и ещё раз изменить игровую индустрию.