Термин «эквайринг» происходит от английского глагола to acquire — «приобретать, получать». На языке финансов так называют возможность принимать платежи с банковских карт.

По данным Россияне наращивают карточные платежи Центробанка России, на каждого жителя страны сейчас приходится почти по две платёжные карточки. А количество электронных операций в розничной торговле достигло 56%. По сути, с эквайрингом мы сталкиваемся на каждом шагу: от покупки хлеба до оплаты авиабилетов.

Что такое интернет-эквайринг

Для классического торгового эквайринга необходим платёжный терминал (POS), который считывает информацию с магнитной ленты на пластиковой карте. Мобильный эквайринг, или приём платежей с помощью смартфона, осуществляется через мини-терминал (mPOS).

Интернет-эквайринг — это возможность принимать оплату прямо в онлайн-магазине, без всякого дополнительного оборудования. Всё, что нужно, — стабильное подключение к Сети и платёжный интерфейс. Покупатель не должен никуда идти. И даже иметь при себе карточку необязательно: достаточно знать её реквизиты.

Но за удобство приходится платить. Комиссия при интернет-расчётах может быть в 2–3 раза выше, чем при оплате через терминалы. Немилосердные тарифы обусловлены необходимостью круглосуточно поддерживать веб-интерфейс и обеспечивать безопасность онлайн-платежей.

В чём преимущества интернет-эквайринга

В онлайн-расчётах заинтересованы и продавец, и покупатель.

Плюсы для покупателя

  • Совершать покупки можно в любое время дня и ночи, не отходя от компьютера.
  • Весь процесс происходит в несколько кликов и занимает считанные минуты.
  • Исключён риск, что у кассира не будет сдачи или вас обсчитают.

Плюсы для продавца

  • Увеличивается объём продаж — в том числе за счёт круглосуточного обслуживания и спонтанных покупок. Почти 40% денег клиенты интернет-магазинов тратят The State of Impulse Buying Persona – Statistics and Trends импульсивно.
  • Отпадает необходимость оплачивать услуги инкассатора.
  • Исключён риск, что вам подсунут фальшивые купюры.

Как работает интернет-эквайринг

В процессе задействованы несколько сторон:

  • Держатель карты (покупатель).
  • Интернет-магазин.
  • Международные платёжные системы (Visa, MasterCard, American Express).
  • Банк-эмитент, который выпустил пластиковую карточку клиента.
  • Банк-эквайер, в котором открыт расчётный счёт продавца.
  • Процессинговый центр — система обработки транзакций по банковским картам. По сути является посредником между остальными участниками.

Если не углубляться в технические тонкости, процедура выглядит примерно так:

  • Определившись с покупками, клиент онлайн-магазина выбирает вариант оплаты карточкой.
  • Происходит переадресация на защищённую страницу, где покупатель вводит платёжные реквизиты.
  • Банк-эмитент проверяет, активна ли карта, достаточно ли средств на счету, разрешена ли операция в данной стране и многое другое.
  • Если проверка прошла успешно, интернет-магазин оформляет заказ. А покупатель получает извещение о том, что товар оплачен.
  • Банк-эмитент блокирует (но пока не списывает) необходимую сумму на счету клиента.
  • Банк-эквайер принимает информацию о транзакции и формирует файлы клиринга — специальные электронные документы для безналичных расчётов.
  • Только после получения файлов клиринга банк-эмитент перечисляет средства банку-эквайеру, а тот, в свою очередь, переводит их на счёт продавца.

Хотя взаиморасчёты между банками могут занимать несколько дней, для покупателя всё происходит в считанные секунды.

Как подключить интернет-эквайринг

В Российской Федерации услуги по онлайн-расчётам предоставляют коммерческие банки и платёжные сервисы, которые оформлены как небанковские кредитные организации (НКО) и несут такую же ответственность перед клиентом, что и банки.

1. Подключение через банк

Чтобы проводить карточные онлайн-платежи, банк должен иметь специальную лицензию и процессинговый центр (свой или сторонний). Банки-эквайеры работают напрямую с клиентами, поэтому и тарифы за услуги будут несколько ниже. Но, как правило, солидные финансовые структуры чаще отказывают в сотрудничестве мелким клиентам: они дорожат своей репутацией, предпочитают крупные организации и стараются не связываться с интернет-бизнесом, в легальности которого есть хоть малейшие сомнения.

2. Подключение через платёжный сервис

Платёжный сервис, или агрегатор, сотрудничает с несколькими банками и электронными кошельками одновременно. Обычно тарифы у таких поставщиков чуть выше. Зато они более лояльны к мелкому бизнесу, предоставляют гибкие условия, круглосуточную техподдержку и широкий выбор платёжных систем.

Что нужно учесть при выборе провайдера услуги

Неважно, с кем вы предпочитаете иметь дело — банком или агрегатором. Критерии при выборе конкретного поставщика будут одинаковыми.

1. Размер комиссии по транзакциям

За каждый перевод провайдер взимает комиссию, которая зависит от торгового оборота и сферы деятельности интернет-магазина, способа оплаты, участия в партнёрских программах и многих других факторов. Цена будет ниже, если у банка есть свой процессинговый центр и ему не нужно покупать эту услугу у сторонней компании.

Перед подключением эквайринга выясните, сколько и за что с вас возьмут. Но в любом случае дешевизна не должна быть главным критерием выбора.

2. Скорость и простота подключения

Какой пакет документов нужно собрать? Сколько дополнительных бумаг придётся оформить? В какие сроки рассматривается заявка? А если речь идёт о банке, обязательно ли открывать в нём расчётный счёт? Как правило, платёжные сервисы требуют меньше бумаг и готовы подключить к услуге в более короткие сроки.

3. Наличие готовых технических решений

Договориться об услуге — это одно. А чтобы она заработала, нужно интегрировать платёжную форму на сайт. Хорошо, если провайдер предлагает готовое решение. Иначе вам придётся нанимать разработчика и нести дополнительные расходы.

4. Количество способов оплаты

Чем больше платёжных систем поддерживает провайдер, тем лучше. Банки часто ограничиваются только карточными расчётами, оставляя за бортом электронные деньги («Яндекс.Деньги», Webmoney, QIWI) или мобильные платежи (Google Pay, Samsung Pay, Apple Pay). Если вы плотно сотрудничаете с иностранцами, важно, чтобы ваш поставщик услуг принимал карты зарубежных банков.

5. Срок зачисления средств на расчётный счёт

С момента покупки до поступления денег на счёт продавца может пройти 3, 4 и даже 5 дней. Лучше выяснить этот момент заранее. Чем быстрее средства станут доступными, тем лучше. Банки в этом вопросе часто опережают агрегаторов, зачисляя деньги в течение суток.

6. Качество техподдержки

Для интернет-магазинов критично, чтобы помощь можно было получить оперативно и в любое время суток. Поэтому доступ к специалистам 24/7 — важный критерий при выборе провайдера. Заранее протестируйте, насколько чутко реагирует техподдержка на звонки и обращения.

7. Борьба с мошенничеством

Убедитесь, что ваш будущий провайдер поддерживает все эти технологии защиты карточных платежей от мошенничества:

  • PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) — стандарт, принятый международными платёжными системами Visa, MasterCard, American Express, Discovery, JSB. Организация, которая занимается услугами интернет-эквайринга, должна иметь сертификат на соответствие PCI DSS.
  • SSL (Secure Sockets Layer) — протокол шифрования, который обеспечивает безопасную передачу данных в интернете.
  • 3D Secure — протокол защиты карточных платежей, разработанный системой VISA.

У каждого поставщика услуг могут быть свои дополнительные системы антифрода (от английского anti-fraud — «борьба с мошенничеством»). Эти сервисы автоматически проверяют каждую транзакцию и следят, нет ли в платеже чего-то подозрительного.

8. Наличие дополнительных возможностей и услуг

Они могут значительно облегчить жизнь и продавцу, и покупателю. Полезно, если провайдер предоставляет такие дополнительные функции:

  • Оплата в один клик. Это значит, что система запоминает реквизиты карт постоянных покупателей, позволяя им быстро совершить покупку. Чем меньше времени клиент тратит на оформление заказа, тем выше вероятность, что он не успеет передумать.
  • Инвойсинг. Покупатель получает счёт по электронной почте, СМС или в чате.
  • Холдирование (блокировка средств на счету покупателя). Если деньги уже поступили на счёт интернет-магазина, а нужной вещи не оказалось на складе, возврат средств займёт немало времени. А это значит, что клиент останется недовольным. Функция холдирования крайне полезна, если нужно проверить наличие товара. Вы сможете мгновенно вернуть деньги и сохранить лояльность покупателя.
  • Мультивалютные платежи. Покупатель может расплатиться за покупку в удобной для него валюте и сэкономить на конвертации.
  • Рекуррентные платежи. Новые транзакции создаются автоматически на основе информации о предыдущих платежах покупателя.