Яна Пескарь

Основатель студии брендов «Суть».

Современный IT-бизнес приобрёл свой современный внешний вид в момент появления жёсткой конкуренции в Сети и большого количества «гуру» интернет-маркетинга. Они знают это, умеют то, их специальность — всё и сразу: от SMM-продвижения до SEO.

В этой статье лишь моё мнение и опыт, который был приобретён после различных событий, в том числе неприятных. Если у вас всё хорошо, поздравляю. Но если вам уже пришлось поработать с таким «гуру» или только предстоит искать специалиста, читайте дальше. Потом можно поделиться «весёлыми» историями о таких ребятах в комментариях.

Причины кризиса специалистов

Когда поисковая оптимизация только зарождалась в России, благодаря «Яндексу», отважные ребята-программисты по-разному пытались порвать топы выдачи.

Первые SEO-cпециалисты — это администраторы сайтов, кодеры. Они начинали манипулировать разметкой, тегами, ключевыми словами, скрывали тонны поисковых фраз от глаз человека, закрашивая их под цвет фона страницы. В будущем самые успешные оптимизаторы перекочевали работать в «Яндекс» — создавать поисковые алгоритмы и бороться с бывшими братьями.

Этот экскурс в историю показывает, насколько другими раньше были специалисты в этой сфере: они знали несколько языков программирования и свободно ориентировались внутри сайта. Но SEO изменилась, стала ближе к контенту и удобному интерфейсу. По большей части это не только код и текст, теперь это ещё и маркетинг.

Многие «гуру» интернет-рекламы услышали слово «маркетинг» и набежали в SEO. Среди них встречаются и такие, которые банальный язык HTML не знают. А ведь это база при поступлении в вуз на программиста, этому сейчас даже учат в школах.

Что должен знать и уметь SEO-специалист

Да, в 2018 году не нужно возлагать надежд, что ваш будущий специалист по поисковой оптимизации будет знать множество языков программирования и обладать навыками вёрстки. Он и не обязан: если нужно всё и сразу, вперёд, в веб-агентство или на сайты фрилансеров — искать универсального «бойца». Но есть несколько навыков и умений, которые SEO-специалисту просто необходимы.

1. Знать HTML и CSS

Это маст-хэв. Ему придётся сокращать код, «лечить» его от ошибок, сокращать стили, которые бравые верстальщики любят оставлять прямо в коде, не перенося в специальный файл.

2. Разбираться в принципах работы поисковых машин

Он должен знать разницу между алгоритмами Google и «Яндекса», какую роль играют асессоры. Может, даже сам поработал в компании, которая владеет поисковой системой. Ведь ему придётся отслеживать изменения алгоритмов и понимать их.

3. Анализировать имеющийся контент

Чтобы понимать степень его оптимизации. Если что-то не так, должен уметь самостоятельно поменять текст (даже если это статичный HTML-сайт без админки), метатеги, атрибуты Title и Alt изображения. Отсюда вытекает следующий пункт.

4. Быстро учиться

Алгоритмы меняются, неактуальные раньше пункты ранжирования выходят на первый план, популярность набирают различные CMS (системы управления данными сайта), и надо всё это запоминать, знать, как с этим работать и какие сложности могут возникнуть.

5. Разбираться в способах внешней оптимизации

Чтобы мог сформировать вам божественный сниппет и отличал крауд-маркетинг от естественных ссылок. (Кстати, если ваш SEO-специалист покупает их для «Яндекса», смело избавляйтесь от него.) Также ему придётся поработать с пиар-публикациями и настроить кросс-постинг.

6. Собирать семантические ядра

Не от балды, а по потребностям потенциальных клиентов, задав и обосновав определённую структуру. Уметь их кластеризовать.

7. Иметь свой программный набор

Узнайте, чем кандидат в ваши SEO-специалисты пользуется в работе. Если услышите только «Яндекс.Вебмастер» и «Google что-то там» гоните из своего офиса куда подальше. Ведь столько крутых и функциональных программ есть: Screaming Frog, «Семантический калькулятор», RDS, инструменты Арсёнкина и прочее. У профессионала должен быть свой набор софта.

8. Понимать UX-дизайн

Выше говорилось, что современная поисковая оптимизация — это не только код, но и дизайн. Код может быть убогий, но удобный интерфейс способен решить многое. Если вам ничего не предлагают поменять на сайте, значит, либо у вас уже был редизайн, либо сайт прекрасен — но только у вас в голове, потому что вам жалко денег. В 2018 году решает контент, внешний вид и поведение людей на сайте. Последнее вытекает из двух предыдущих. Пора это осознать.

Можно ли получить гарантированный результат?

Конечно, но с одной оговоркой. SEO-специалист вряд ли сможет назвать точные сроки, когда будет достигнут результат (приблизительно — два месяца). Также вышеописанные навыки не гарантируют попадания сайта в топ выдачи. Их наличие у специалиста всего лишь обезопасит вас от работы со лгуном или «гуру» интернет-маркетинга.

От хорошей поисковой оптимизации сайт преображается. Меняется дизайн, текст, добавляются страницы. Вам постоянно предлагают что-то новое. Ведь SEO — это в первую очередь стратегия и оптимизация.

У каждого (очень хорошего) SEO-специалиста есть определённый список того, что влияет на выдачу страниц в поиске. И он большой. Спросите об этом, попросите поделиться мыслями насчёт стратегии. Ответ должен быть уверенным, в нём должен быть чётко обозначен план работы.

Кстати, если вы наняли SEO-специалиста, предложите ему процент от прибыли, которую принесёт его работа. Поверьте, это очень хорошо подстегнёт человека, у него появится желание реально вам помочь.

Заключение

Многое зависит лично от человека, от его качеств и работоспособности. Даже от того, сможет ли он всего-навсего обуздать лень.

Работа оптимизатора сильно связана с проведением анализа и аудита. С умением делать логические выводы из полученных данных и разрабатывать стратегию продвижения. Специалист-новичок с такими знаниями — это уже хорошо. А бывалый мушкетёр с кейсами и опытом вообще находка! И конечно, логично, что такой специалист обойдётся вам дороже.

Читайте также