1. Движение

Представьте, что вам нужно заставить кого-то неотрывно наблюдать за точкой на стене. Это практически невозможно: наши глаза постоянно хотят двигаться, скользить от одного предмета к другому. А попытка задержать взгляд, скорее, вызовет желание поспать.

Чтобы захватить внимание, нужно движение. Как в прямом смысле — хождение по аудитории или сцене, так и в переносном — переход от одной темы к другой. Даже если вам нужно надолго остановиться на определённом вопросе, периодически касайтесь отвлечённых тем, рассказывайте истории из жизни. Так вас легче будет слушать.

2. Неожиданность

Повторяющиеся вещи заставляют нас скучать. Люди, которые рассказывают одни и те же истории, политики, использующие одни и те же аргументы, вызывают желание отвлечься на что-нибудь другое.

Чтобы вас воспринимали с интересом, оставляйте место для тайн. Меняйте хронологию рассказа, заставляйте слушателей гадать, что будет дальше. Начинайте издалека, проводите необычные параллели, делайте вид, что ведёте к одной развязке, и резко сворачивайте к другой.

Перечитывая свою речь, выясните для себя, что именно будут ждать слушатели в каждый момент, — и разрушайте эти ожидания.

3. Продуманное поведение

Одна из самых важных вещей в публичных выступлениях — поведение спикера. Если говорить без энтузиазма, устремив глаза в пол, закрываться от слушателей и не проявлять интереса к теме, то аудитория будет делать то же самое — скучать и мечтать, чтобы это поскорее закончилось.

Подумайте, какие эмоции вы хотите вызвать у слушателей, и ведите себя соответствующе. Если от людей вам нужен поток идей, то общайтесь с напором. Если интерес и радостное воодушевление, то говорите открыто и энергично. Подобное рождает подобное — это правило работает и в сфере выступлений.

4. Цепочки утверждений

Представьте, что вам поступает холодный звонок от какой-нибудь компании. И первое, что у вас спрашивают: «Вы не хотели бы воспользоваться нашими услугами?» Разумеется, вы отвечаете: «Нет». Теперь звонившему придётся проявить чудеса убеждения, чтобы заставить вас передумать, и ему это вряд ли удастся.

Если мы начинаем отрицать что-то, всё наше естество направлено на то, чтобы настоять на своём и не менять позицию. Мы закрываемся, начинаем скептически относиться к словам собеседника и с большой неохотой принимаем чужие идеи, даже если они никак не относятся к вопросу, на который мы отвечали изначально.

Поэтому необходимо создавать цепочки утверждений. Задавайте людям очевидные вопросы, чтобы получить в ответ несколько «да». Это создаст благоприятные условия для восприятия ваших идей и расположит аудиторию к вам. Человек, сказавший «да», психологически настроен впитывать информацию и охотно слушать.

5. Вопросы

Ещё один хороший способ оживить аудиторию и заставить людей вам внимать — задавать вопросы. Публичные выступления — это, как правило, одностороннее взаимодействие. Спикер рассказывает, остальные слушают. Но если вы чувствуете, что внимание людей начинает ускользать, задайте им вопрос.

Это переворачивает схему взаимодействия: теперь слушателям приходится говорить, а вам слушать. На секунду аудитория получает контроль над ситуацией, и это вызывает интерес, заставляет быстро отреагировать. Люди чувствуют себя включёнными в разговор, что гораздо веселее, чем просто воспринимать информацию.

6. Включение нового

В людях заложена тяга к новой информации. Это одна из причин, по которой мы так любим читать новости. Эту черту можно использовать в своих целях. Чтобы сделать речь более захватывающей, добавьте в неё новостей, которые касаются вашей темы, но могут вызвать интерес и сами по себе.

Это может быть новое изобретение, которое перевернёт всю индустрию, удивительное открытие в смежной области или нечто, связанное с городом или страной, в которой вы выступаете. Главное — помнить, что в новости должно быть достаточно знакомой информации, иначе аудитория не сможет её воспринять. Слишком много нового — это так же плохо, как и его отсутствие.

7. Дозирование

Порой хочется рассказать аудитории всё и сразу, поделиться максимумом информации, потому что время ограниченно, а опыта и знаний у вас накопилось много. Но лучше притормозить. Человек может воспринять не так уж много данных за единицу времени, и превышение этого порога приведёт к тому, что ни один из ваших тезисов не запомнится.

Если вы хотите, чтобы слушатели действительно уделили внимание вашим словам, выберите одну-две главные идеи и транслируйте их. Можете обрамить их менее важными тезисами, историями из жизни и другой информацией, главное — не терять фокус. Если ваша речь будет сконцентрированна, то и аудитория тоже.