Если вы не знаете, что такое TikTok, это как минимум странно. Короткие забавные ролики уже заполонили весь интернет и набирают миллионы просмотров всего за несколько часов. Мы пообщались с русскоязычными блогерами, которым удалось поймать волну популярности в социальной сети, и выяснили, как миллионы подписчиков меняют жизнь, какие приёмы использовать, чтобы набрать больше просмотров, и почему никто из новых звёзд не планирует возвращаться в Instagram.

«Я был поражён, когда первое же видео за сутки посмотрели миллион раз»

Салават Фидаи
Профиль в TikTok — @salavat.fidai, 4,7 миллиона подписчиков.

Раньше я работал топ‑менеджером в крупной компании и чувствовал себя отлично, но в конце 2013 года случилось выгорание. Я понял, что больше не хочу сидеть в офисе, и решил изменить свою жизнь. Около года я потратил на поиски себя: смотрел мотивирующие фильмы, читал книги, медитировал. Так я понял, что в душе художник. В молодости я не пошёл по стопам родителей и поступил на юрфак, а к 40 годам вдруг осознал, что пора возвращаться к искусству.

Я начал писать картины и увлёкся миниатюрной живописью: делал изображения на семенах тыквы и спичечных коробках. Позднее я выяснил, что существует жанр миниатюрной скульптуры, когда из дерева или ореховой скорлупы создают различные фигуры. Я заметил у кого‑то, что можно использовать графит — делать фигуры на кончике карандаша. Материал очень необычный и под микроскопом выглядит совсем не так, как невооружённым взглядом. К тому же графит легко узнают дети и молодёжь. Они очень удивляются, что из карандаша можно создать произведение искусства.

Я начал делать фигуры и выкладывать в социальные сети: Instagram, Facebook, YouTube. Постепенно интерес аудитории стал пропадать, и мне стало скучновато, поэтому я спросил у двенадцатилетней дочери, что такое TikTok — рекламу этой социальной сети я постоянно видел на YouTube. Она показала мне её на своём телефоне и сказала, что я могу выкладывать туда свои ролики. Я решил попробовать.

@salavat.fidai♬ Don’t Start Now — Dua Lipa

Я был поражён, когда первое же видео за сутки посмотрели миллион раз. Это помогло набрать несколько сотен тысяч подписчиков уже за неделю. Со временем стало понятно, что ролики должны быть короткими и с использованием трендовой музыки.

Я сократил время ролика с минуты до 15 секунд, и активность стала ещё больше.

Мне стало интересно, потому что художнику всегда приятно, когда людям нравятся его работы. Я начал выкладывать ролики чуть ли не каждый день, и в течение месяца собрал в аккаунте миллион человек. Ещё через пару месяцев счётчик перевалил за 3 миллиона.

Для меня стало открытием, что в TikTok такие активные пользователи. Отклик для творческого человека очень важен. Да, можно работать в стол в качестве хобби, но я уволился с основной работы и должен кормить семью, поэтому искусством занимаюсь ещё и для продажи. Социальные сети в этом плане очень помогают найти заинтересованную аудиторию, которая впоследствии может что‑то заказать. Главное — найти баланс и продолжать делать работы для души, чтобы удовлетворять не только интересы многочисленных подписчиков, но и собственные.

Алгоритм рекомендаций TikTok сильно отличается от Instagram. Здесь любое видео неизвестного человека с нулевым количеством подписчиков может выстрелить и попасть в рекомендации. Главное, ролик должны досматривать до конца, поэтому нужно делать видео интересными и не слишком длинными. Аудитория в TikTok очень молодая, так что приходится думать, какой контент будет интересен ребятам от 5 до 15 лет. Ролики, которые точно зайдут в Instagram, в TikTok могут не выстрелить. Например, герои сериала «Игра престолов» моим подписчикам в TikTok понравились не так сильно, как малыш Йода на кончике карандаша.

Более того, оказалось, что если использовать в названиях роликов имена популярных исполнителей и ставить их музыку на фон, то просмотры увеличиваются в разы. Например, бешеная популярность сейчас у Билли Айлиш или таких корейских поп‑исполнителей, как BTS или BLACKPINK. Ролик с музыкой последних набрал 49 миллионов просмотров. Я уже перестал удивляться тому, насколько быстро двигаются цифры на счётчике, но в этот раз снова был в шоке.

Ещё один лайфхак от меня: ведите аккаунты на английском. Я делал так с самого начала, чтобы учитывать интересы большей аудитории, ведь английский — международный язык. Если позиционировать себя как русского автора, то активность будет меньше. Нужно всегда держать в голове, что ты делаешь контент на весь мир. Голливудские фильмы же снимают не только для Америки?

С появлением миллионов подписчиков в TikTok моя жизнь никак не изменилась.

Мне просто приятно, что столько людей подписались на меня, ставят лайки, комментируют, им нравится моё творчество. Количество заказов не увеличилось, потому что аудитория станет платёжеспособной лет через пять. Пока она готова только ставить лайки и скроллить ленту большим пальцем. Впрочем, со временем платформа в России начнёт монетизироваться и перспективные авторы получат возможность зарабатывать. Например, в американском TikTok некоторые ребята уже ставят в публикации активные ссылки.

TikTok так быстро набирает популярность, потому что разработчики учли моменты, о которых не подумали в других социальных сетях. Платформа базируется на сервисе Musical.ly с огромной базой лицензионных треков, которые можно вставлять в свои ролики. В Instagram тебя забанят, если ты поставишь на фон Билли Айлиш, а здесь можно использовать популярную музыку и создавать с ней контент: танцевать, подпевать, вырезать фигуры из графита. Это просто фантастическая возможность.

TikTok — это бомба замедленного действия. Сейчас взрослое поколение не воспринимает его всерьёз и думает, что на платформе только баловство и кривляния. Впрочем, со временем всё изменится. Думаю, уже через год TikTok обгонит другие социальные сети по количеству пользователей. А если когда‑нибудь и эта платформа уйдёт в небытие, на смену обязательно придёт что‑то ещё.

«Сейчас в TikTok легко зарабатывать»

Близнецы Верзаковы
Профиль в TikTok — @twins.verz, 3,6 миллиона подписчиков.

O TikTok мы узнали, когда он назывался иначе — Musical.ly. На YouTube и в Instagram постоянно крутили рекламу, и мы думали: «Что за фигня? Какой‑то агрессивный маркетинг и непонятное приложение для детей». Потом платформу перестали так активно рекламировать, и постепенно о ней все забыли.

В январе 2017 года у нас с братом появился бизнес: мы выжигали портреты на заказ. Раньше продвигали свои услуги «ВКонтакте» и всё было в порядке, но потом наш метод стал заходить хуже и мы подумывали работать через блогеров. Правда, у большинства из них очень дорогая реклама, так что решили стать популярными самостоятельно.

Сначала подались в Instagram, однако быстро поняли, что без большого рекламного бюджета там не развиться. Не знаю, как мы вспомнили о TikTok, но решили попробовать продвинуться именно там: социальная сеть как раз только набирала популярность. Мы создали аккаунт 26 июня и сразу же выгрузили первое видео — какой‑то челлендж. За несколько минут оно набрало всего 10 просмотров. Мы расстроились и подумали, что это какая‑то фигня. А под вечер на нас подписались около 3 тысяч человек.

Мы начали снимать трендовые видео и выгружать их чуть ли не каждый день. Спустя неделю счётчик подписчиков перевалил за 30 тысяч.

Однажды мы увидели у одного парня видео, в котором он показывает движениями всё, что поётся в песне из мультфильма. Ролик набрал 300 тысяч просмотров, и мы решили записать подобный. Оказалось, людям такое нравится. Затем нам показалось, что будет прикольно не только слушать песни из мультфильмов, но и смотреть кусочки видео с персонажами. Мы сняли пародию на приветствие опоссумов из «Ледникового периода» — они тоже близнецы. За день этот ролик набрал миллион просмотров. Так мы решили делать пародии постоянно.

@twins.verz♬ оригинальный звук — twins.verz

Мы не видели большинство мультиков, на которые снимаем пародии. Чаще всего просто вбиваем в Google запрос «Интересный момент из „Спанч Боба“» или «Грустный момент из „Лило и Стич“», а затем выбираем понравившийся кусочек видео. Раньше мы часто делали ролики с Томом и Джерри, но просмотры снизились и подписчики начали говорить, что мультфильм надоел. Тогда мы переключились на других персонажей.

Сейчас в TikTok легко зарабатывать благодаря исполнителям и лейблам, которые хотят пропиарить в вашем аккаунте свои треки. Доход зависит от количества подписчиков и их активности. Иногда в TikTok приходят бренды. Например, недавно мы рекламировали Lays и «Полисорб».

В среднем за ролик можно получить около 10 тысяч рублей.

Для нас настолько активная реакция аудитории в TikTok была удивительной. Думаю, близнецам раскрутиться проще: за нами интересно наблюдать. Впрочем, мы видели девушку, которая танцует с попугаем, и она тоже активно набирает подписчиков. Важно просто придерживаться одного авторского формата. Если в аккаунте только трендовые видео, на вас вряд ли подпишутся, потому что это слишком стандартно. А вот аккаунт с пародиями на героев мультфильмов — это уже интереснее. Некоторые рассказывают страшные истории под ужасающую музыку, другие танцуют в сопровождении эффектов из Adobe After Effects, и выглядит здорово. Главное — найти интересный формат, который нравится людям.

На тренды тоже нужно обращать внимание. Заходите в чужие аккаунты и наблюдайте, какие ролики набирают больше просмотров. Если формат посмотрели больше 100 тысяч человек, скорее всего, он жизнеспособный и вам тоже стоит попробовать. Для экспериментов мы создали второй аккаунт, в котором снимаем что‑то трендовое и проверяем, какие из роликов нравятся людям больше. Сейчас на него подписано почти 500 тысяч человек. Первый же профиль хотим использовать только для формата пародий, к которому подписчики уже привыкли.

@twins.verz♬ Falling — Trevor Daniel

Когда TikTok перестанет быть популярным, мы начнём тестировать новые гипотезы. Думаем, появится другое приложение, которое станет ещё популярнее. Прямо сейчас у нас большие надежды на TikTok. Когда‑то все говорили, что в Instagram только дети, животные и еда, а потом туда пришли бренды и реклама стала очень дорогой. Кажется, TikTok ждёт то же самое. Сюда уже начали подтягиваться известные личности и бренды, которые рассматривают эту социальную сеть как полноценную рекламную площадку.

«Мой главный продюсер — внук»

Дедушка Коля
Профиль в TikTok — @ded.official, 528 тысяч подписчиков.

Я живу в небольшом городе Бабаево. Однажды внук предложил мне снять поздравление с 2018 годом для наших жителей и выложить его в региональную группу «Подслушано». Я согласился, и мы начали делать ролики регулярно. Правда, они не имели никакого отношения к TikTok: я просто читал стихи, рассказывал про политику. Людям понравилось, но активность была не очень высокой.

Как‑то внук зашёл ко мне попить кофе — мы соседи по квартире. Я заметил, что он сидит в телефоне и смотрит видео, поэтому спросил: «Ты чего там смотришь?» Он показал мне TikTok и предложил тоже что‑нибудь выложить. Мы сняли пару клипов, и они при нуле подписчиков сразу же начали набирать просмотры благодаря системе рекомендаций TikTok. Нас это очень зацепило, поэтому мы решили продолжать. Я пел и танцевал под популярную музыку, делал трендовые видео. В результате всего за две недели на аккаунт подписались 50 тысяч человек. Народу понравилось смотреть на молодёжного деда.

Мне самому интересна популярная музыка. Тащусь от рэпа и по три раза в день слушаю трэк «Двигаюсь без повода», который в TikTok сейчас на пике. Однажды мы сняли клип на песню «Зажигалка», и его посмотрели больше 5 миллионов человек. Мой главный продюсер — внук, поэтому он приходит и говорит мне, какая песня сейчас набирает популярность. Иногда мы делаем по 10 клипов за день, а потом он просто выкладывает их на протяжении недели, чтобы я в это время мог отдыхать или заниматься своими делами.

@ded.officialПриготовление BlackStarBurgera в домашних условиях😄Тоже соЧЧный,моЩЩный😎#дедушкаколя
♬ Гучи — Тимати

Чтобы раскрутиться в TikTok, нужно просто не стесняться быть собой и показывать свою харизму. Важно выдумать какую‑нибудь фишку, которая будет отличать вас от остальных. Наша изюминка в том, что я молодёжный дед, и мне это нравится. Недавно мы устраивали сходку подписчиков в Санкт‑Петербурге, пришло много ребят. Люди поддерживают меня, просят автографы, фотографируются — негатива практически нет.

За мной сейчас наблюдает 500 тысяч человек, а просмотры часто переваливают за миллион. Там, где есть подписчики, есть и заработок. Периодически к нам обращаются музыканты, которые хотят прорекламировать свои песни. Они просят снять клип под определённый трек и готовы за это заплатить. Чаще всего рекламодатели не пытаются влиять на контент — главное, чтобы на фоне была определённая песня. Впрочем, пару раз нам скидывали готовые сценарии. Если сюжет нормальный, мы соглашаемся.

Наша цель — набрать миллион подписчиков, а дальше будет видно. Делать TikTok основным источником дохода пока не думали — выкладываем ролики по приколу. Однажды внук сказал: «Давай поснимаем, а потом на телеке себя увидишь». Это было сказано не всерьёз, а в результате я действительно увидел себя по телевизору и благодаря TikTok имею прибавку к пенсии.

У Лайфхакера тоже есть аккаунт в TikTok, подписывайтесь!