Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
КнигиСвоё дело
23 августа 2022

Как создать экосистему бизнеса и конкурировать с маркетплейсами, если вы не «Яндекс» и не «Сбер»

Помогут четыре простых шага.
Фото автора Лайфхакер и издательство «Бомбора»
Лайфхакер и издательство «Бомбора»

Как создать экосистему бизнеса и конкурировать с маркетплейсами, если вы не «Яндекс» и не «Сбер»

Вик Довнар — предприниматель и основатель маркетингового сервиса и журнала Hooglink.com. А ещё — автор книги «Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок», которую выпустило издательство «Бомбора». С их разрешения мы публикуем главу 14, где собраны полезные советы для малого и среднего бизнеса.

Добро пожаловать в мир экосистем! Здесь богатые становятся богаче, а бедные беднее. Здесь крупные игроки типа «Яндекса» и «Сбера» играют в передел рынка и собираются не оставить от конкурентов камня на камне.

Стратегия понятна: скупить все ниши, чтобы полностью окружить покупателя собой. Главный показатель — возвращаемость клиентов (Customer Retention Rate). Главное оружие — экосистема.

Мы идём по пути Китая и Южной Кореи, где победитель получает всё. Но если у вас уже есть бизнес и вы хотите его развивать дальше, стоит подумать о создании собственной экосистемы.

Экосистема малого бизнеса

Воу, воу, воу… Где прикажешь взять миллиарды рублей на свою экосистему, чувак? Хороший вопрос.

Отвечу так: вы никогда не создадите экосистему, подобную «Яндексу» и «Сберу», но вы можете создать свою уникальную экосистему, используя целевые партнёрства. Потому что я думаю, что новый мир будет состоять из многочисленных интеграций.

Главное условие жизнеспособности малого бизнеса — лёгкая, её ещё называют «бесшовная», интеграция во всё и вся на вашем рынке.

Интеграция как физическая, так и цифровая.

Напомню: не старайтесь быть такими же, как гиганты, потому что вы ими не являетесь. Ведь у вас нет ни столько денег, ни столько специалистов, ни столько технологий.

Вместо этого специализируйтесь на чём-то одном, занимайте свою нишу и развивайтесь. Специализация поможет вашему бизнесу интегрироваться в другие компании и стать с ними единой экосистемой.

Давайте разберём возможные интеграции и потом обсудим, как складывается единая экосистема.

Создать собственную вселенную из говна и палок

Эта история произошла со мной в детстве. Мне было восемь лет. Я зачитывался книгами о царях и полководцах древности: Александре Македонском, Юлии Цезаре, Атилле, предводителе гуннов.

И мне очень хотелось играть в истории этих царей. Я задумал создать свой собственный «древний город». Пришёл к ребятам во дворе и сказал, что в соседнем дворе играют в Древний Рим и если мы сейчас же не начнём играть во что-то такое, то они нас поработят. Угроза, конечно, так себе…

Но мне поверили! И мы решили создать свою Древнюю Грецию: из палок, наломанных в соседней роще, построили дворец и крепость. Девочки были крестьянами, а пацаны — воинами. Свою родную сестру я предложил назначить нашей королевой (я сам не мог быть царём, потому что был младше остальных). И начались игры престолов. Я был счастлив! Но через пару недель ребятам стало скучно и народ начал расходиться.

Тогда такую же байку я закинул в соседний двор. Самому крупному пацану, поняв, что он лидер, я показал нашу крепость и как у нас всё устроено. Конечно же, добавил, что существовали и другие древние страны. И (внимание!) всю следующую неделю под моим чутким руководством ребята из соседнего двора строили Древний Рим.

В итоге за год с нами играло девять дворов. А я смог стать царём острова Крит (помните историю про Минотавра?).

Так. К чему это я?

Да к тому, что нужно думать как хакеры: ваш бизнес сам себя не построит. Но с помощью лидеров и партнёрств вы сможете создать экосистему в своих областях бизнеса.

Возможно, из говна и палок, но эффективную, которую даже гигантам будет сложно побороть. Только не делайте сестёр королевами! Это очень и очень плохая идея.

Итак, какие партнёрства можно организовать, чтобы создать свою экосистему?

Сo-marketing, или партнёрский маркетинг

Вечный вопрос малого бизнеса — где брать клиентов, поэтому поговорим о партнёрском маркетинге.

Чтобы сделать этот вид интеграции эффективным, нужно найти отличный от вашего продукт, но с той же целевой аудиторией.

Яркий пример: Burger King и World of tanks

Ресторан фастфуда Burger King придумал бургер специально для любителей игры World of tanks. Он предназначался тому, кто сделал комбо в игре и имел дополнительные баллы. Так онлайн‑мир интегрировался с офлайном. Каждый из них получил больше сторонников своего бренда.

Второй пример: Android и KitKat

Компания Nestlé выпустила специальный шоколадный батончик KitKat в виде робота Android с их лого. А так как KitKat является молодёжным брендом, то они абсолютно точно попали в аудиторию Google.

Что делать?

Найти компании своего уровня, но с другим товаром, которые обслуживают ту же аудиторию!

В Hooglink.com есть направление контекстной рекламы, мы работаем в основном в DIY-сегменте и строительной тематике. И угадайте, что я делаю?

Партнёрюсь с SMM-агентствами, которые сотрудничают с мебельными брендами и с DIY. Взаимодействую с ребятами, создающими сайты для крупных компаний и имеющими в портфолио большое количество клиентов по нашей тематике. А ещё с веб-дизайнерами, работающими в нашей сфере.

Hooglink.com даёт им клиентов и получает свой процент. В свою очередь, они направляют клиентов к нам и получают свой процент. Всё просто, понятно и это легко запомнить.

Портной, шьющий элитные костюмы, быстрее найдёт клиентов в соседней нише, чем где-либо ещё.

Бренды элитной обуви, украшений, автомобилей и подобное — вот лучший канал для работы в таких сегментах.

Это отлично работает и в e‑commerce. Продаёте обувь — вполне можете рекламировать одежду, аксессуары, сумки и т. д.

Да, можно стать маркетплейсом и добавить себе миллиард поставщиков. Но тогда вы «размоете» внимание клиента, лишитесь позиционирования и экспертности, а главное, совместного маркетинга с партнёрами. Лучше быть частью экосистемы, чем охотиться на слона с мухобойкой.

Контент

Моему старшему сыну десять лет. Как и большинство его сверстников, он увлёкся ТiкТок и запустил свой канал. У него не было ни идей, ни времени, ни желания что-то выкладывать постоянно. Время от времени снимал какие-то ролики, но подписчиков было немного. Но сын очень хотел быть блогером! И тут он понял простую истину, которую не могут понять некоторые предприниматели.

Он договорился с двумя своими друзьями выкладывать ролики по очереди. Канал стал расти. Некоторые видео попадали в топ, и количество подписчиков увеличивалось. Эффект от партнёрства получили все участники канала.

Горькая правда в том, что 99% малого и среднего бизнеса e‑commerce не обладают ни временем, ни ресурсами для запуска своего медиа или раскрученного аккаунта в соцсетях. Даже идей и материала нет в таком количестве, чтобы поднять свой ресурс в воздух.

Почему тогда столько компаний вкладывает в SMM деньги, и порой напрасно? Потому что это модно! Ок. Но если посмотреть статистику их бюджетов, окажется, что они ничтожны перед конкурентами в борьбе за внимание пользователей в медиапространстве.

А что, если бы несколько компаний, обслуживающих одну целевую аудиторию, запустили общий ресурс? Выделили бы бюджет, прописали правила, наняли одного толкового (читай: дорого оплачиваемого) специалиста и запустили бы свой ресурс? Смогли бы они получать от этого прибыль?

Сейчас в соцсетях чрезвычайно популярны конкурсы. Но чтобы люди подписывались на вас, нужно дарить им подарки минимум каждую неделю.

Если у вас пять компаний-партнёров, это не так уж накладно. Может показаться, что в таком случае внимание клиента распыляется. Но так как вы обслуживаете одну целевую аудиторию, опыт общения клиента с вашими брендами через единый ресурс работает на показатель возвращаемости (Customer Retention Rate).

А сейчас это один из самых важных показателей в бизнесе, даже важнее прибыли. Ну, по крайней мере, так считают «Сбер», «Яндекс», Facebook* и Uber.

Принцип совместного владения ресурсами и совместной пользы можно применять не только в создании контента и рекламы, но практически везде.

Логистика

Крупные компании покупают сервисы, логистические центры и data-cлужбы, чтобы увеличить ценность основного продукта. Малому же и среднему бизнесу нужно уметь договариваться и использовать все возможности для своего развития.

Логистика — самый больной вопрос для e‑commerce России.

Ни один логистический партнёр не сможет сравниться с курьерскими службами крупных компаний по скорости и стоимости доставки.

Но несколько партнёров в совокупности могут дать ожидаемый эффект. Во многих регионах работает сервис dostavista.ru. И в каждом регионе есть подобные сервисы, сотрудничество с которыми зачастую выгоднее.

Когда мы развивали компанию sklad220.ru (я продал её несколько лет назад), то по направлению логистики работали с несколькими партнёрами. Если у вас есть программное обеспечение, обеспечивающее взаимодействие с той или иной службой и чередующее их в зависимости от ситуации, эффект может быть бомбическим.

Поставьте на сайт динамическую систему расчёта доставки. Так вы сможете удержать клиентов, а для некоторых стать самым недорогим и быстрым доставщиком своего товара.

Пункты выдачи

Здесь действуют крупные компании, такие как СДЭК. Этот российский оператор экспресс-доставки документов и грузов имеет большую и независимую сеть пунктов выдачи товара. Кстати, великая и ужасная Wildberries когда-то работала именно с ними.

Сотрудничество со СДЭК очень помогло sklad220.ru: мы разместили адреса всех их пунктов выдачи у себя на сайте и стали рекламироваться по регионам. Люди воспринимали нас как крупную компанию, и конверсия по регионам резко возросла.

Пункты выдачи СДЭК оснащены примерочными, также они осуществляют услугу возврата товара и т. п.

Если вы работаете в регионе, то можно договориться с местной продуктовой сетью, например, и использовать их магазины в качестве пунктов выдачи своего товара.

Customer Retention Rate — наш новый король

В агентстве Нooglink.com есть отдел контекстной рекламы и SEO.

Однажды, делая отчёт, я заметил, что в последнее время выросла стоимость клиента в контекстной рекламе и сократились лиды по SEO у большинства наших клиентов, хотя эти показатели вроде бы выросли. И это несмотря на то, что главная услуга команды — запуск бренд-медиа и собственный сервис партнёрских программ hooglink.io. А в SEO и контексте мы всегда были сильны.

Я думаю, подобная ситуация будет повторяться. Поэтому мне, как и вам, нужно искать способы увеличения показателя возвращаемости и удержания клиента. Иначе можно потерять бизнес.

Хочу обратить ваше внимание на то, что всё в работе крупных компаний направлено на повышение именно этого показателя. По этой причине «Яндекс» и «Сбер» готовы даже не получать прибыль какое-то время, но сделать так, чтобы потенциальный клиент стал фанатом их бренда.

Четыре простых шага к созданию своей экосистемы для малого и среднего бизнеса

1. Примите решение действовать сообща с другими компаниями, чтобы захватить часть рынка.

2. Найдите подходящих партнёров. У вас должны быть примерно одинаковый уровень оборотов, ресурсов, бренда и трафика, одна целевая аудитория, отличный от вашего продукт, и вы должны получать удовольствие от совместной работы.

3. Пропишите чёткие правила взаимодействия. Это сроки партнёрства, обязанности и ответственность сторон, условия расторжения договора.

4. Цифровизируйте партнёрство. Создайте единое пространство для внутренней работы: совместные приложение, сайт, контент для клиентов (последнее необязательно, но возможно).

В. Довнар, «Антимаркетплейс. Как создать прибыльный бизнес в условиях господства онлайн-площадок»

Книга «Антимаркетплейс» будет полезна тем, кто хочет запустить e‑commerce-бизнес без серьёзных вложений. Выделять свою компанию на фоне конкурентов, создавать неиссякаемый поток клиентов, избегать большинства ошибок, мешающих бизнесу расти, — об этом и многом другом вы узнаете, если прочтёте её.

Купить книгу

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Читайте также
🛍
Зачем и как проверять идеи для бизнеса
Что делать, если вы решили начать свой бизнес, не увольняясь с работы
7 техник мозгового штурма для начинающих предпринимателей
Обложка: Anastasiconostas / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Наушники OnePlus Buds Pro 3

Наушники OnePlus Buds Pro 3 отдают со скидкой 58% на распродаже

Это интересно
Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Комментарии
Elena Babicheva
25.08.22 15:51
Спасибо за главу. Теперь точно знаю, что нет смысла тратиться на книгу. Если только 5-класснику, который мечтает заняться бизнесом. Впрочем, если реально мечтает, а не слова, то все это уже прогуглил. Увы, книга бессмысленна.

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Мила Цимбал30 минут назад

0 / 0

Мой стоматолог и пародонтолог настоятельно рекомендуют ирригатор. Пользуюсь больше года, очень-очень довольна)
15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»
Аватар автора комментария
Наталья Мурахтанова31 минуту назад

0 / 0

сейчас меня побьют, но... а как же погреть в микроволновке?))
15 гаджетов, которые помогут согреться и пережить холода
Аватар автора комментария
Julia Svit35 минут назад

0 / 0

А мне бы кружку с подогревом. А то сделаю чай, вдруг что-то отвлекло, а чай холодный. Особенно пригодится молодым мамам, они часто едят и пьют все остывшим.
15 гаджетов, которые помогут согреться и пережить холода
Аватар автора комментария
Наталья Мурахтанова46 минут назад

0 / 0

Ммм, тапули с подогревом! Люблю, чтоб дома было свежо, а вот ноги подмерзают, пока сижу за компом)
15 гаджетов, которые помогут согреться и пережить холода
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях