Как я открыла свою школу и стала зарабатывать миллионы на Excel

Я никогда не думала, что построю свой бизнес.

«Я считала себя на 100% офисным сотрудником»‎

Я поступила в Бауманку на факультет инженерного бизнеса и менеджмента и с конца третьего курса начала работать. Я не понимала, кем хочу быть, и, чтобы к концу учёбы куда‑то устроиться, мне нужно было уже сейчас что‑то делать и пробовать себя. У меня было несколько мест работы, а на шестом курсе я поняла, что мне интересна сфера управления финансами. Я устроилась в компанию, где создавала финансовую модель привлечения инвестиций в мини‑НПЗ — это был мой готовый дипломный проект.

После университета я решила попробовать себя в FMCG — в компании, которая занимается товарами повседневного спроса. Я пошла работать в Adidas, где отвечала за расходную часть бюджета, логистические затраты, производство, зарплату. Вся наша отчётность зависела от бизнес‑процессов. Это были не просто цифры, а большие многофакторные модели, по которым мы видели, например, что человек стал тратить больше времени на раскладывание коробок. Благодаря цифрам мы находили проблему и отслеживали цепочки её возникновения, чтобы оптимизировать затраты.

Тогда я начала более тесно взаимодействовать с данными и смотреть, как они влияют на бизнес. Это была крутая профессиональная школа. Но я попала под сокращение и дальше пошла работать в другую компанию.

Там была совсем другая политика: решения принимались долго, никто не хотел что‑то менять. А у меня после работы в Adidas энергия пёрла! Было много идей по оптимизации, и я постоянно их предлагала, пыталась внедрять, но процесс затягивался.

В конце концов я решила уйти, потому что мне хотелось менять мир, а здесь это делать не получалось. И я пошла в Danone — она считается одной из топовых компаний в FMCG. Это было то, чего я хотела, потому что скорость принятия решений там невероятно высокая. Это связано с тем, что у продукции маленький срок годности, и надо обрабатывать огромные объёмы данных быстро, пока это всё не стухло.

Я отвечала за маржинальность 50% бизнеса. Если маржа падала, получала в первую очередь я. У меня был полный карт‑бланш, связанный с обучением сотрудников, совершенствованием бизнеса. Я руководила подчинёнными, меняла процессы. В Danone до сих пор пользуются некоторыми файлами, созданными мной.

Тогда у меня расправились крылья, потому что я чувствовала свою важность, видела результаты в цифрах. Мы увеличили маржу на 2 процентных пункта — это очень много в многомиллиардном бизнесе.

И я чувствовала, что у меня только‑только всё пошло, я управляю бизнесом, командой, принимаю решения, внедряю идеи. Я считала себя на 100% офисным сотрудником, и неважно, что добиралась пешком до метро, ехала час, потом пересаживалась на автобус, ехала ещё полчаса. Я балдела от этой работы. И никогда не думала, что уйду в бизнес.

Потом началась пандемия, я забеременела. Сначала сидеть дома было нормально, но мне не хватало работы. Ребёнок немножко подрос, а энергии у меня было море, и надо было куда‑то её девать. Я задумалась: а что мне нравится? Excel!

«Единственный ключ к успеху, который я нашла, — повторять одни и те же работающие действия»

В декрете я начала снимать обучающие ролики в соцсети. Если вы посмотрите мои старые видео в Tik‑Tok — это ужас. У меня не было ничего, кроме телефона: ни света, ни звука, ни фона. Но я всё равно делала видео с какими‑то советами, выкладывала их несколько месяцев, просмотров было мало.

И вдруг какой‑то ролик залетел на 500 тысяч просмотров, и у меня тут же набралось 5 тысяч подписчиков. После этого расти стало легче, я дошла примерно до 40 тысяч. Я планировала переливать оттуда аудиторию в Instagram*. Но она этого делать не хотела.

Тогда же я зарегистрировалась как самозанятая, чтобы сделать тестовый запуск курса, и объявила об этом в Tik‑Tok. Пришло шесть смельчаков. Оборачиваясь назад, я вообще не понимаю, как они доверились мне. Хотя в итоге знаниями остались довольны.

Тогда я занялась Instagram*. У меня не было денег на раскрутку, поэтому нужно было идти бесплатными путями. Я чуть улучшила фон, свет и прошла курс по созданию роликов. Там объясняли, как прописывать сценарий для видео. Я начала составлять сценарии, снимала, монтировала, выкладывала.

Первая тысяча подписчиков далась очень тяжело. Когда я перешагнула эту отметку, то очень радовалась. А потом пошло быстрее.

Единственный ключ к успеху, который я нашла, — повторять одни и те же работающие действия. Пишешь сценарий, снимаешь, выкладываешь. Я выкладывала минимум два ролика в неделю. Через 1,5–2 месяца какой‑то из роликов снова залетел, и люди начали прибавляться. Потом я начала арендовать студии для съёмок, чтобы ролики были более качественными. Так я доросла до 100 тысяч подписчиков за год, а сейчас их 170 тысяч.

Я очень много работала. В основном во время сна сына, по ночам или когда приходила няня. Бывало, от меня отписывалось очень много людей, но я не сдавалась и продолжала снимать. Конечно, от количества подписчиков стало зависеть и количество учеников, и школа тоже начала расти.

«На первый поток ко мне пришло восемь человек»‎

Вообще, изначально никакую школу я делать не думала. Когда‑то ещё в Danone мы с коллегами сидели на кухне, и я предложила им сделать свои онлайн‑уроки по Excel, ведь очень много кто работает в этой программе, но мало кто знает, как упростить процесс. Но мы тогда просто посмеялись и разошлись.

А в декрете эта мысль у меня снова всплыла. Я решила попробовать. Если у меня есть навязчивая идея, которую я не реализую, она начинает меня пожирать. Мне не нужны были никакие инвестиции — я просто сама писала и сама снимала на телефон. Когда мне исполнялось 30 лет, друзья спросили, что мне подарить. Я попросила деньги, чтобы вложить их в дело. Это были мои первые небольшие инвестиции, которые я пустила на создание страницы на платформе GetCourse.

Я всё оформила и стала ждать учеников. На первый поток ко мне пришло восемь человек. Вебинары, которые я проводила, были просто ужасными. На первом мне не хватило голоса, и я с трудом довела его до конца. Но подумала: ладно, пусть будет как есть. На второй поток пришло 12 человек.

Я продолжала снимать ролики в соцсети и искала няню, чтобы она могла 3 дня в неделю по 5 часов проводить с сыном, пока я работаю. Муж предлагал нанять человека на более длительный срок, но я не хотела, мне важно было проводить время с ребёнком.

У меня не было цели строить какой‑то бизнес. Мне просто хотелось побыть в декрете подольше, а для этого нужны были небольшие сбережения.

Тогда у меня не было ни отдела продаж, ни бухгалтера — только кураторы. Это мои бывшие подчинённые, которым я предложила подработать у меня на курсе.

Бум случился на третьем потоке: ко мне пришло 50 человек, потому что к тому моменту я очень подросла в соцсетях. Мне писали сотни людей, задавали вопросы по курсу. Общалась я с ними сама, и это было очень тяжело. И тогда я подумала, что, кажется, мне нужен отдел продаж, иначе я не справлюсь с таким объёмом переписок. Так у меня во время третьего потока появились люди, которые консультируют по всяким вопросам о курсе.

На четвёртом потоке учеников стало уже 80, и я наняла ещё кураторов. Сейчас у меня их пять, а в новом потоке будет 10. Все они выходцы из крупных компаний.

Сначала я сама изучала финансовые вопросы, сразу же открыла ИП, чтобы не было вопросов с налогами. Но мне и это стало сложно, поэтому появился бухгалтер. И так по мере возникновения новых задач в команде появлялись новые люди.

При этом до недавнего времени я сама снимала все ролики, вела свой канал. Буквально три месяца назад я наняла рилсмейкера. Это было очень страшно, потому что кажется, что идеально можешь сделать только ты. Тем более в моих роликах много про Excel, там не только творчество. Но я доверилась, и очень этому рада, потому что всё же для каждого дела есть свои профессионалы.

«Образовательную лицензию нам подтвердили в течение недели»

Когда у тебя есть образовательная лицензия, ты выступаешь уже как более серьёзное предприятие. Плюс меня часто спрашивали, есть ли она у меня и можно ли получить налоговый вычет. И мне не нравилось говорить: «Нет». Поэтому я решила за это взяться. Мне хотелось, чтобы у меня был курс, одобренный на государственном уровне.

На тот момент прошло пять потоков, и у меня уже была прибыль, которую можно было потратить. И я наняла юриста. Нужно было описать каждый модуль, техническую составляющую для прохождения курса, составить договор образовательной оферты, подготовить программу с почасовой разбивкой. Мы собрали пакет документов и отправили его через «Госуслуги» на согласование.

Я прописана в Сургуте, и ИП у меня зарегистрировано там же, поэтому и документы нужно было направлять туда. Мне звонили из Министерства, мы очень много обсуждали нюансы, они советовали, что поправить в оформлении документов.

В Москве такого нет, там могут просто не принять документы без объяснения причин. А Сургут оказался очень вовлечён, у нас даже сложились какие‑то партнёрские отношения. Образовательную лицензию нам подтвердили в течение недели.

Теперь добавилось очень много сопутствующих хлопот. Например, каждый ученик отныне должен по приказу быть принят в онлайн‑школу, на него должна быть вся информация. Нужно иметь очень много документов для кураторов и приглашённых спикеров — с каждым из них нужен договор, они оформлены как самозанятые и должны платить налог. Теперь это очень серьёзная контора, для которой нужен огромный список документов. Благо есть юрист, который консультирует в этом.

Когда я получила лицензию, у меня случился бум учеников: их было 175 в потоке. Оказалось, людям важно, что они могут получить налоговый вычет.

«Сейчас я зарабатываю миллион чистой прибыли за поток»

Количество учеников росло. Меня это очень вдохновляло и мотивировало. Поэтому, когда пришло время выходить в офис из декрета, у меня случился какой‑то разрыв. Я любила офис, у меня была хорошая карьера, я получала около 200 тысяч, мне нравилась команда, причастность к чему‑то большому.

Но и в своей школе у меня всё получалось, люди были довольны, а по деньгам я стала обгонять свой офисный заработок. Приблизительно на такой же доход я вышла в первый год работы. Сейчас я зарабатываю миллион чистой прибыли за поток.

Поэтому я начала метаться — что делать. Обсуждала это со всеми, с кем могла. Совмещать было нереально: нельзя качественно делать и то, и другое.

После долгих раздумий я решила уйти в бизнес, но с пометкой, что могу ещё вернуться в офис. Правда, вскоре эта пометка отпала. Теперь я уверена, что сделала правильно.

Своё дело — очень интересная штука. Ты каждый раз ставишь творческие задачи себе, команде, решаешь их.

Сейчас через мою школу прошло 548 человек — это семь потоков, мы готовим восьмой. Эксперт с большой долей вероятности может сказать, сколько человек запишется к нему на курс. У меня есть вся аналитика по школе. Я знаю свои конверсии и знаю, что, чтобы продать курс на 100 человек, мне надо, чтобы заявку на регистрацию подало около 1000 человек, часть из которых передумает, не захочет, не сможет участвовать.

К ноябрю я надеюсь запустить новый курс, потому что понимаю, что этот уже начал надоедать. Почти все, кто мог и хотел, его прошли. Так что нужно развивать дальше линейку продуктов.

И я очень хочу, чтобы новый курс был интерактивным, чтобы люди пришли и сказали: «Вау, как круто!» Сейчас я его пишу, мы снимаем киношные подводки к урокам, будут приглашённые спикеры, я хочу сделать книгу для курса. На его создание уйдёт больше 600 тысяч.

«Как оказалось, ко мне приходят не только за Excel, но и за поддержкой»

Когда я начинала, мне казалось, что это всё несерьёзно, не то что работа в офисе.

Дело в том, что в моей семье очень развито интеллектуальное начало. Респект выражают, когда ты занимаешь крутую должность и ведёшь крутые проекты, причём неважно, сколько ты зарабатываешь. Мы всегда мерялись знаниями, а не деньгами.

И когда после такого ты выходишь в онлайн‑бизнес, тебе поначалу кажется, что это ерунда. Когда я работала в офисе, у меня даже не было Instagram*. И поначалу мне казалось, что свой опыт в компаниях я куда‑то спускаю.

А потом я поняла, что именно этот опыт готовил меня к тому, чтобы делать что‑то своё. Давать рабочие места. Например, у членов моей команды зарплата может варьироваться от 40 до 80 тысяч за поток, и для многих это просто подработка.

Когда я выстраивала систему работы школы, то очень много брала от FMCG: KPI для команды, оплату труда, обратную связь и так далее.

Например, у всех кураторов есть KPI довести каждого ученика до конца курса. Если у последнего что‑то не так, мы с ним работаем, общаемся, выясняем, какие у него вопросы.

Как оказалось, ко мне приходят не только за Excel, но и за поддержкой. Иногда мы просто общаемся с учениками, я их подбадриваю — они очень крутые, интересные, мы обмениваемся опытом, энергией. И когда они рассказывают о своём росте, ты думаешь: «Как круто, что ты кому‑то помог». Ведь самое важное — возможность помогать людям улучшать жизнь.

Мне всегда хотелось менять мир, пусть по крупице, и добавлять в свою жизнь что‑то дельное. Когда я выйду на другие обороты, мне очень хотелось бы участвовать в благотворительности. Ну и конечно, развивать свою школу, делать курсы в других областях с приглашёнными экспертами.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Шаповалов
20.09.23 02:53
Эксель супер прога, очень люблю её. Раньше я строил большие двухстрочные логики с помощью формул. Но как то раз была идея упростить работу по анализу данных в энергетической компании где я работал и тут я понял что формулы не дают всего что надо, полез в vba, стал изучать вопрос. Сейчас иной раз вместо формулы пишу макрос. Нравится что можно наверное любую задачу решить с их помощью. Везде где я работал после сотрудники удивлялись как я так быстро справляюсь с отчёностями и когда я им показывал как сделать то или иное начинали меня считать волшебником:) и мне нравилось пользу приносить. Сейчас пробую уже изучить джаву, так как меня кое что не устраивает в телефоне, точнее кое чего не хватает этому миру, надеюсь моя разработка попрёт!