Сумбурное начало и захватывающее продолжение. Стоит ли смотреть «Колесо времени»

Если выдержите первую серию, потом вас ждёт красивая и неспешная история с классными героями.

19 ноября на стриминговом сервисе Amazon Prime вышли первые три эпизода сериала «Колесо времени». Проект основан на знаменитом цикле романов Роберта Джордана, признанных классикой фэнтези. Сам автор написал 11 частей, а после его смерти Брэндон Сандерсон доработал ещё три тома по черновикам Джордана.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Amazon вложила в экранизацию немалый бюджет: каждая серия порядка 10 миллионов долларов. И похоже, платформа была уверена в успехе проекта: «Колесо времени» на второй сезон задолго до релиза первого.

Однако после премьеры многие западные критики сериал. Отчасти справедливо: завязка кажется слишком сумбурной, а визуальные эффекты оставляют желать лучшего.

Но уже по трём вышедшим эпизодам можно сказать, что дальше проект становится значительно интереснее.

Сериал стартует слишком поспешно, но затем выравнивается

В далёком прошлом человек, прозванный Драконом, принёс в мир хаос и разрушение. С тех пор женский орден «Айз Седай» ждёт его реинкарнации. По легенде, новый Дракон спасёт человечество от зла. Представительница ордена Морейн Дамодред (Розамунд Пайк) прибывает в тихий край Двуречье, поскольку там есть четверо молодых людей (трое юношей и девушка), каждый из которых может оказаться избранным. В то же время на поселение нападают монстры троллоки — приспешники зловещего Тёмного. Чтобы спасти жителей и заодно вычислить Возрождённого Дракона, Морейн забирает подростков и отправляется с ними в путешествие.

Роберт Джордан изначально задумывал свои книги как масштабную многотомную сагу. Причём он даже заранее знал, чем закончится последняя часть (жаль, что не успел сам написать финал). Именно из‑за этой глобальности первый роман — «Око мира» — можно отчасти считать экспозицией к будущему развитию истории. Автор не торопился, постепенно знакомя читателей со всеми персонажами и их вселенной.

Создатели экранизации поступили ровно противоположным образом. В книге первые пять глав почти ничего не происходит: герои просто общаются друг с другом и решают будничные проблемы. В сериале уже к 20‑й минуте сюжет уходит в сложные любовные и семейные перипетии, а на 30‑й начинается экшен. Кажется, авторы слишком боятся, что зритель заскучает.

Кадр из сериала «Колесо времени»

Поэтому каждую короткую драматическую сцену тут же сменяет что‑то бодрое — от вступления про некоего безумного мужчину, на которого охотятся представительницы «Айз Седай», до испытаний молодой Эгвейн (Мадлен Мэдден).

Возможно, это и правда добавляет динамики. Но поначалу такой подход выглядит странным. Вроде бы молодые герои всю жизнь прожили в тиши и спокойствии. Однако они по первому зову тут же вскакивают на коней и отправляются навстречу приключениям. Выглядит это воплощением мема «Нет времени объяснять».

Кадр из сериала «Колесо времени»

О необходимости такого ускорения можно спорить. Достаточно вспомнить другие экранизации многотомных фантастических саг. Например, многие ругали новую «Дюну» за то, что Дени Вильнёв сделал почти весь фильм вступлением к будущим событиям. Но с другой стороны, если вспомнить экранизацию «Властелина колец», даже не хочется представлять, что хоббиты могли попасть в Ривенделл через 30 минут после начала картины, а об их родном Шире ничего бы не рассказали.

Из‑за быстрого темпа отчасти страдают и диалоги. Герои часто говорят совершенно неестественно, просто сообщая друг другу (а на самом деле зрителю) необходимую информацию. Это, конечно, живее, чем в «Доводе», уже давно ставшем поводом для многочисленных , но всё же поверить в реальность таких бесед трудно.

Кадр из сериала «Колесо времени»

Однако большинство этих проблем остаётся в первой серии. Уже со второго эпизода «Колесо времени» превращается в неспешную последовательную историю. Герои двигаются от одной локации к другой, встречают друзей и врагов, попадают в различные сложные ситуации, в которых каждый может проявить свой характер и открыть необычные способности.

Можно лишь надеяться, что дальше действие не вернётся к изначальной хаотичности и авторы будут постепенно вводить новых персонажей и добавлять сюжетные линии.

Сюжет кажется знакомым, но всё равно удивляет

Даже сам Роберт Джордан не скрывал, что сознательно превратил «Око мира» в подобие «Властелина колец» Толкина. Аналогий и правда очень много: пробуждение некоего Тёмного, путешествие группы «маленьких» людей, которые совершенно не похожи на борцов со злом, да и сами не в восторге от возложенной на них миссии. Тут же можно заметить отсылки к «Дюне» Фрэнка Герберта («Айз Седай» — явная копия женского ордена «Бене Гессерит»). Словом, по структуре книга представляет собой самое типичное фэнтези. Причём для Amazon Prime первое сравнение иронично: «Колесо времени» часто называют тренировкой платформы перед релизом более амбициозного и дорогого сериала «Властелин колец».

Кадр из сериала «Колесо времени»

По большей части экранизация книг Джордана, очень близко следуя сюжету оригинала, сохраняет классическую структуру. Но при этом удивительным образом не скатывается в набор клише. У «Колеса времени» есть несколько приятных отличительных черт, которые позволяют зацепить зрителя.

Так, тема «избранного», как и в оригинале, подана необычно: сами герои не знают, кто из них окажется Возрождённым Драконом. Конечно, для знатоков первоисточника это не секрет. Но в экранизации немного сместили акценты: по сути, главным персонажем скорее можно назвать Морейн. Тем более, что её играет единственная популярная звезда в актёрском составе. Остальным героям дают примерно одинаковое количество времени.

Кадр из сериала «Колесо времени»

Для поклонников книги создатели тоже приготовили несколько сюрпризов. Можно было опасаться, что в современной версии проект станет очередным подростковым фэнтези вроде «Тени и кости». Но тон повествования здесь даже мрачнее, чем в книге: в кадре не скупятся на жестокость, герои часто совершают очень неоднозначные поступки.

Основных персонажей сделали на несколько лет старше, чем в оригинале (кстати, даже приятно, что на эти роли взяли малоизвестных актёров). Соответственно, их почти детские заботы сменились более серьёзными мыслями. Ярче всего это заметно по линии Перрина (Маркус Ратерфорд). Одно из событий делает судьбу этого героя более трагичной.

Кадр из сериала «Колесо времени»

Но важно, что при этом «Колесо времени» не пытается быть уж слишком откровенным и жёстким, подобно «Ведьмаку» или «Игре престолов». Это всё ещё классическое фэнтези, которое не ставит своей целью эпатировать зрителя.

Спецэффекты не впечатляют, но мир и герои выглядят интересно

Многих зрителей, как и критиков, может расстроить сцена с первым нападением троллоков. Злобные монстры, атакующие поселение, получились неестественными и поэтому совершенно не пугают. А когда Морейн выходит на битву с ними, становится и того хуже: качество эффектов совершенно не соответствует заявленному огромному бюджету.

Кадр из сериала «Колесо времени»

Причём за эту сцену даже обидно: движения героини очень изящны, но посредственная графика рушит всё ощущение волшебства. Ещё больше проблем доставляет монтаж. В сражениях камера переключается слишком быстро, а иногда действие и вовсе прячут в темноте.

Но опять же, когда герои отправляются в поход, смотреть сериал становится намного приятнее. Персонажи попадают в различные красивые места: на паромную переправу, в заброшенный город‑крепость. Они встречают разных необычных людей. Здесь уже удаётся отвлечься от проблем со спецэффектами и насладиться как красотой природы (проект снимали в нескольких странах Восточной Европы, от Чехии до Словении), так и интересными поворотами. Например, удачным добавлением темы страшных снов главных действующих лиц.

Картинку очень изящно дополняет саундтрек из псевдофольклорных композиций. Над ним работал шотландец Лорн Бэлф — давний сотрудник Remote Control Productions Ханса Циммера и создатель музыки к «Тёмным началам» и шестой части франшизы «Миссия невыполнима».

Кадр из сериала «Колесо времени»

Кроме того, книги Джордана всегда хвалили за интересную проработку мира и персонажей. И похоже, сериал справится и с этим. Молодые герои представляют собой четыре традиционных типажа: романтичный Ранд (Джоша Страдовски), остроумный Мэт (Барни Харрис), задумчивый Перрин и мудрая не по годам Эгвейн. Морейн — их грубоватая, но сильная наставница; её помощник Лан (Дэниел Хенни) — образец преданности. В первых эпизодах разве что не хватило времени на Томаса Мерилина из книг.

Постепенно между героями возникает химия, на которой и будет держаться драматическая составляющая. А устами Морейн раскроют предысторию этого необычного мира, где аналогий с нашей реальностью всё же больше, чем с условным «Властелином колец».

Кадр из сериала «Колесо времени»

Стоит признать, что первый эпизод «Колеса времени» может испортить впечатление от сериала. Но, несмотря на слишком быстрое знакомство с основным сюжетом, дальше проект выравнивается и, хочется верить, будет развиваться так до конца сезона. Тогда у него есть все шансы постепенно разрастись в действительно масштабную и красивую сагу.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Колесо времени»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Alex Ponomar
04.12.21 00:10
Или нет.
Алексей Пелипенко
04.01.22 01:12
все так
Алексей Пелипенко
04.01.22 01:16
Как убого, автор описывает что-то из своей головы имеющее малое отношение к настоящему сериалу. С интересных персонажей просто посмеялся. Это про мискаст главных героев набранных по повестке вместо актерского мастерства.
Виктор Подволоцкий
24.01.22 11:37
Розамунд Пайк тащит, концовка удручает, но второй сезон всё же можно подождать.
Читать все комментарии