9 типов компаний, в акции которых не стоит инвестировать

Лучше сегодня заработать чуть меньше, чтобы завтра не потерять все вложения.

И опытные, и начинающие инвесторы стараются внимательно изучать компанию перед тем, как в неё вложиться. Такой подход помогает избежать лишних рисков и неожиданных потерь. Дотошно анализирует разные фирмы и Чарли Тянь, доктор философии и основатель сайта о стоимостном инвестировании.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

В книге «Инвестируй как гуру. Как повысить доходность и снизить риск с помощью стоимостного инвестирования» он составил список признаков, которые показывают, что в компанию лучше не вкладываться. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Лайфхакер публикует отрывок седьмой главы. В нём как раз рассказывается о проблемных фирмах.


На фондовом рынке очень просто потерять большие деньги, покупая акции на подъёме, когда рынок полон оптимизма, и затем продавая их во времена спада и паники. Или играя с опционами на акции и фьючерсами, или покупая на марже — если вы этим занимаетесь, то можете потерять деньги практически на любых акциях.

Даже если вы долгосрочный инвестор на относительно мирном растущем рынке, вы всё равно можете потерять деньги, купив акции компаний, которые находятся на пути к краху или которые могут выжить, но никогда не достигнут той точки, в которой оправдается уплаченная цена.

Далее я обобщу признаки, которые могут указывать на то, что вы покупаете не ту компанию. Предупреждающие сигналы, описанные ниже, относятся к бизнесу компании. Если вы заметите один из них в манере ведения бизнеса компании, которую рассматриваете для покупки, хорошенько подумайте, стоит ли её покупать.

1. Компания производит актуальный товар с потрясающим будущим

Как правило, это молодые компании в «модных» отраслях. Их продукция обычно связана с революционными прорывными технологиями, которые могут оказывать огромное влияние на общество. Многие амбициозные молодые предприниматели открывают компании в этой сфере, поскольку технология многообещающая и она меняет жизнь людей, а инвесторы в восторге от ярких перспектив и готовы вкладывать в технологии будущего.

По мере развития технологии становится очевидным, что она действительно изменила жизнь людей. Однако на этом поле слишком много игроков. Лишь очень немногие компании получат прибыль и выживут. Те, у кого это получится, заработают огромное состояние для своих инвесторов, в то время как большинство других инвесторов потеряют деньги, поскольку их компании не смогут приносить прибыль. И ещё больше инвесторов никогда не получат сколько-нибудь значимого дохода.

Начинающие инвесторы и инвесторы-любители могут легко попасть в такую ситуацию, в которую попал и я в начале своего пути. Я приобрёл акции компаний по производству оптоволокна, потому что технология была многообещающей, а перспективы — радужными.

Эта технология действительно позволила значительно увеличить скорость интернета и сделала возможным использование многих приложений, таких как потоковое видео, мобильный интернет и онлайн-игры, но из-за слишком большого количества компаний многие из них так и не начали приносить прибыль и не оправдали своей стоимостной оценки.

Это случается раз в несколько лет в новых областях, и сейчас это происходит чаще, чем в прошлом, в связи с ускорением развития технологий и инноваций. В прошлом столетии это было самолётостроение, автомобилестроение, полупроводники, цифровые часы, компьютерное оборудование, программное обеспечение, интернет, доткомы, оптоволоконные технологии. В этом столетии пока что это солнечные технологии, биотехнологии, социальные сети, электромобили и так далее.

Начиная с середины 2000-х годов, при поддержке и поощрении правительств США и Китая, технологии использования солнечной энергии процветали. Технология казалась многообещающей, потому что она не наносит вред окружающей среде и относится к неистощимым источникам энергии, а у нас, похоже, заканчиваются нефть и газ.

Развитие технологии привело к удешевлению производства и сделало его более экономически выгодным. Это настоящая революция. Даже Томас Эдисон однажды сказал: «Я бы инвестировал все свои деньги в солнце и солнечную энергию. Какой источник энергии! Надеюсь, мы овладеем ею до того, как закончатся нефть и уголь».

По всему миру появились сотни компаний по производству солнечных батарей, многие из которых стали публичными, и это, казалось, открыло для инвесторов прекрасную возможность принять участие в бурном развитии новых технологий. Инвесторы взвинтили цены акций и заработали состояния.

В то время Ши Чжэнжун, основатель китайской компании Suntech Power Holdings, стал самым богатым человеком в Китае с состоянием свыше двух миллиардов долларов, поскольку акции Suntech торговались на Нью-Йоркской фондовой бирже и её рыночная капитализация составляла 12 миллиардов долларов. Рыночная капитализация американских компаний, работающих в отрасли солнечной энергетики, таких как SunEdison, First Solar и SunPower Corp., достигала 10 миллиардов долларов.

Однако конкуренция очень жестока, особенно в международном масштабе.

Как и в случае с любой новой технологией, в солнечную энергетику вливались всё новые инвестиции, что увеличивало конкуренцию; технология быстро развивалась, и слишком много игроков стали производить гораздо больше продукции, чем рынок мог переварить.

Цены на солнечные батареи резко упали. Никто от этого не выиграл. Suntech Power и SunEdison обанкротились. First Solar и SunPower потеряли свыше 80% своей рыночной стоимости по сравнению с 2008 годом. Компания SunPower до сих пор несёт убытки. SolarCity, относительно новый игрок, которая занимается монтажом солнечных панелей на крышах домов и которую возглавляет предприниматель-визионер Илон Маск (он является председателем совета директоров и крупнейшим акционером), не справляется в одиночку и объединяется с другой компанией Маска, Tesla Motors.

У Tesla свои проблемы. Она тоже никогда не была прибыльной, а её убытки растут. Она тоже работает в «модной» отрасли, куда заходит всё больше игроков. Ходят слухи, что даже компания Apple планирует выпускать машины. Это напоминает оптоволоконный пузырь, из которого я извлёк свой болезненный урок.

Не поймите меня неправильно. У солнечной энергетики действительно было светлое будущее. И до сих пор есть. Она становится всё более рентабельной, и её доля на рынке растёт. Как бывший учёный и изобретатель, я не против новых технологий и инноваций. Новые технологии и инновации делают жизнь людей лучше. Просто это не самое хорошее направление для инвестиций.

2. Компания производит модный товар, который все покупают

Помните то время, когда практически у каждого ребёнка были кроксы? Или у каждого подростка — футболка Aeropostale? Они были крутыми, и дети их обожали. В 2006 году объёмы продаж компании Crocs выросли в три раза по сравнению с предыдущим годом, а в 2007 году удвоились.

Продажи компании Aeropostale росли более чем на 20% ежегодно с 2004-го по 2009-й. Родители покупали не только детскую обувь и футболки, но и акции. Рыночная капитализация Crocs составила свыше шести миллиардов долларов. Рыночная капитализация Aeropostale приближалась к трём миллиардам.

Но сегодня эта обувь кажется уродливой, и никто не хочет носить футболку с надписью AERO на груди. Компания Crocs смогла диверсифицироваться и расширить свой ассортимент и сегодня продаёт больше обуви, чем раньше. Однако её акции потеряли свыше 80% своей стоимости, а рыночная капитализация упала ниже миллиарда долларов. Компания Aeropostale так не смогла снова стать крутой и близка к банкротству.

Вполне нормально покупать акции компании, если вам нравится её продукция, но стоит убедиться, что эта компания стабильно растёт и приносит прибыль.

Вот почему, на наш взгляд, хорошей может считаться только та компания, которая получала прибыль в течение как минимум 10 лет. Нам необходимо получить подтверждение того, что компания была состоятельной в течение хотя бы одного полного рыночного цикла. Мы не хотим поддаваться всеобщему ажиотажу.

3. Компания находится на пике своего цикла

Прибыль высокая, а стоимость акций кажется низкой. Однако на самом деле это циклическая компания, которая находится на пике своего цикла. Такие циклические компании, как автопроизводители, авиакомпании и производители товаров длительного пользования, получают хорошую прибыль на пике цикла, из-за чего коэффициент P/E снижается, а акции кажутся привлекательными для покупки.

Коэффициенты Р/С и Р/В в сравнении с историческими данными более наглядно представляют реальную стоимость акций. Если компания является производителем таких сырьевых товаров, как нефть, уголь, сталь и золото, необходимо также смотреть, как их текущие цены соотносятся с историческими. Если они расположены близко к историческому пику, высока вероятность их падения.

Мы часто слышим рассказы о циклических компаниях, выходящих из кризиса. Обычно это происходит не из-за того, что их руководство особо одарённое, — дела компании идут лучше просто потому, что рынок восстанавливается. Когда вновь наступит рецессия, руководство, скорее всего, обнаружит, что «ему удалось развернуть бизнес… но не в том направлении».

Мы предпочитаем не покупать циклические компании, но если вы всё-таки настроены на покупку, то лучшее время — это нижняя точка цикла, когда новости плохие, а компании, возможно, теряют деньги. Многие из них не могут пройти этот этап и становятся банкротами. Покупайте компании с высокой финансовой устойчивостью, которые способны пережить тяжёлые времена. Также не забудьте продать их акции, когда ситуация будет казаться хорошей, а прибыль компаний снова станет высокой. В отличие от стабильно прибыльных циклические компании вновь столкнутся с трудностями при очередном спаде в отрасли.

4. Компания растёт слишком быстро

Вам нужно, чтобы купленная компания росла, но не слишком быстро. При слишком быстром росте она может испытывать трудности с привлечением достаточно квалифицированных сотрудников для сохранения уровня качества товаров и услуг. Так произошло с компанией Krispy Kreme в начале 2000-х и с компанией Starbucks в середине 2000-х. Starbucks пришлось закрыть свыше 900 неприбыльных точек и сфокусироваться на основном бизнесе.

Кроме того, таким компаниям для финансирования стремительного роста порой требуется больше средств, чем они могут заработать, что приводит к нехватке наличности и заимствованиям.

При малейших проблемах в экономике или у самой компании могут возникать трудности с обслуживанием долга и риск банкротства.

Компания Tesla растёт быстрыми темпами, при этом ожидается, что Model 3 будет готова через три года. Компания расходует значительные средства на наращивание производственных мощностей. Тем временем, наращивая объём продаж автомобилей, она теряет всё больше денег. Пока акции компании Tesla показывают хорошую динамику для тех инвесторов, которые приобрели их до 2013 года.

И не забывайте, что Tesla только что купила компанию SolarCity, у которой наблюдается ещё более серьёзный дефицит денежных средств из-за стремительного роста. С учётом роста долговой нагрузки Tesla и её слияния с компанией, которая находится в ещё более сложной ситуации, я предпочитаю держаться от неё подальше.

Слишком быстрый рост опасен. Когда компания растёт слишком быстро, следите за её денежным потоком.

5. Компания агрессивно поглощает другие компании

Компании могут расти путём поглощения других компаний, что ещё более опасно. Я могу привести очень много примеров компаний, испытывающих трудности после поглощения. Из-за амбиций руководителей многие компании растут за счёт поглощения своих конкурентов. Они платят высокую цену за приобретение и ещё глубже увязают в долгах.

Это произошло с канадской фармацевтической компанией Valeant. После того как Майкл Пирсон стал её генеральным директором в 2010 году, Valeant стала проводить активную политику поглощений. В результате ежегодного поглощения нескольких компаний её выручка выросла с чуть менее одного миллиарда долларов в 2009 году до 10 миллиардов с лишним в 2015-м. В течение довольно долгого времени Valeant была самой популярной компанией США и Канады.

Инвесторы приветствовали рост, и цена акций поднялась более чем в 20 раз. Это считалось заслугой Пирсона, и он был самым высокооплачиваемым генеральным директором в мире. Тем временем долгосрочный долг компании вырос с 380 миллионов долларов до 30 миллиардов.

Затем удача отвернулась, и Комиссия по ценным бумагам и биржам США начала расследование против компании. Модель роста через поглощения оказалась несостоятельной, и Пирсон был смещён со своего поста. Цена акций упала на 85% по сравнению с максимумом, компания Valeant продолжает терять деньги, а долговая бомба тикает.

Если компания ведёт слишком агрессивную политику поглощений, следите за её долгом.

6. Компания работает в слишком конкурентной среде

Ни одна компания не может избежать конкуренции, именно поэтому ей нужно создавать экономический рост на основе высокого качества продукции, низких затрат, узнаваемости бренда, высоких издержек переключения, сетевого эффекта и тому подобного. Разные компании конкурируют по-разному и в разном масштабе. Ресторан обычно конкурирует с другими ресторанами в том же районе. Конкуренты технологической компании могут находиться в любой точке земного шара.

Если компания продаёт однородные товары, она не может выделиться за счёт продукции. Она вынуждена конкурировать по цене. Выигрывает компания с наименьшими затратами. Однородные товары — это нефть, газ, сельхозпродукция, авиабилеты и страховки. Со временем многие высокотехнологичные товары становятся однородными. Вспомните телевизоры и компьютеры. Сегодня даже смартфоны становятся однородными товарами.

Розничная торговля — очень тяжёлый бизнес, поскольку почти всё, что продаётся в одном магазине, можно найти в другом, и всё, что делает компания, может быть легко воспроизведено конкурентами. Раньше конкуренция розничных продавцов была локальной, а теперь она глобальная благодаря интернету. Компании с более высокими затратами не выживают, и многие из них закрываются.

Вы ещё помните компании Circuit City, Sport Authority и K-Mart? Наиболее жёсткая конкуренция разворачивается среди торговых центров, поскольку их слишком много. В 1977 году Уоррен Баффетт деньги на универмаге Vornado Inc. Он писал: «Как оказалось, магазинов слишком много, Vornado и остальные дискаунтеры не выдержали конкуренции со стороны магазинов K-Mart». Сети K-Mart уже давно нет, а отрасль так же перегружена, как и 40 лет назад.

Переориентация потребителей на покупки через интернет делает положение торговых центров ещё более уязвимым. Мы продолжаем наблюдать за борьбой таких игроков, как JC Penney, Macyʼs и Sears. В отрасли с такой бешеной конкуренцией проигрывают все игроки.

7. Компания идёт на всё, чтобы завоевать долю рынка

Рост числа потребителей не всегда хорош для компании. Ей следует быть избирательной по отношению к потребителям и устанавливать цену на свою продукцию так, чтобы она была конкурентной, но прибыльной. Необходимо уделять внимание преданным и платёжеспособным потребителям. Попытка завоевать большую долю рынка за счёт агрессивного ценообразования может угрожать выживанию компании.

Использование любых средств для завоевания доли рынка может иметь фатальные последствия для финансовых институтов, таких как банки и страховые компании.

Обычно негативные последствия проявляются только через несколько лет, поэтому необходим строгий процесс оценки платёжеспособности клиентов и надлежащее ценообразование продуктов на основе корректной оценки возможных потерь.

Не так давно банки ослабили свои стандарты оценки платёжеспособности и выдавали кредиты низкокачественным заёмщикам, которые до этого не отвечали требованиям. Они ввязались в ценовые войны и стали предлагать кредиты с «нулевым обеспечением, под нулевые проценты и с нулевыми платежами».

Финансовый кризис, спровоцированный низкокачественными ипотечными кредитами, в итоге поставил мировую финансовую систему на грань краха. Банки с наибольшими объёмами таких кредитов пострадали больше всех. Многие из них исчезли со сцены и были забыты.

У страховых компаний могут быть серьёзные проблемы при слишком большом количестве клиентов и ценообразовании, не учитывающем возможные риски. В начале 1970-х компания GEICO была близка к краху из-за стремления расширить долю рынка. Она продавала страховые полисы на автомобили слишком дёшево. Компания была на грани банкротства, пока не подняла цену и не ушла из тех штатов, где была убыточной. Эти меры привели к уменьшению её доли рынка, но зато позволили снова стать прибыльной.

При покупке своего первого дома я застраховал его в компании Texas Select. Плата за страховку у неё при аналогичном покрытии была существенно ниже, чем у других страховщиков. Однако в 2006 г. компания обанкротилась, и мне пришлось страховаться в другой компании по более высокой цене. Низкий тариф Тexas Select работал в случае очень узкой группы клиентов, а слишком агрессивное ценообразование выдавило страховую компанию из бизнеса.

В своём письме акционерам 2004 г. Баффетт National Indemnity Company, дочернюю компанию Berkshire Hathaway, «дисциплинированным оценщиком платёжеспособности», поскольку с 1986 по 1999 годы она отказывалась от состязания с «самым оптимистичным конкурентом» в области ценообразования и была готова потерять клиентов, чтобы сохранить прибыльность, исходя из своей оценки платёжеспособности клиентов.

Если компания пытается привлечь клиентов, не обращая внимания на свою прибыль, держитесь от неё подальше.

8. Компания сталкивается с изменением нормативно-правового регулирования

На протяжении многих лет коммерческое образование было привилегированным бизнесом, поскольку позволяло получить диплом на уровне колледжа людям, которые не могли поступить в аккредитованные колледжи и университеты. Выручка и прибыль в этой сфере росли десятилетиями, и акции коммерческих учебных заведений демонстрировали одни из лучших результатов в первое десятилетие этого века.

Однако внезапно всё изменилось. Выпускники таких заведений не могли найти работу и увязали в студенческих кредитах. Правительство, выделяющее миллиарды долларов в качестве финансовой помощи, вынуждено было покрывать убытки по студенческим кредитам. Было инициировано расследование деятельности коммерческих учебных заведений и принят новый закон, который существенно ограничил их права на зачисление новых студентов. Отрасль рухнула, и акционеры понесли большие убытки.

Не забывайте анализировать нормативно-правовые риски компаний, акции которых вы планируете купить.

После финансового кризиса 2008 года было принято новое законодательство, регулирующее банковскую сферу. Многие источники дохода исчезли. Больницам и медицинским страховым компаниям пришлось вести бизнес по-другому после того, как был принят закон о доступном здравоохранении администрации Барака Обамы. Кроме того, эти риски возникают при инвестициях в отрасли, деятельность которых регулируется государством.

9. Компания устаревает

Устаревание компании не обязательно означает, что она уже слишком много лет работает на рынке. Это означает, что она не успевает адаптироваться к отраслевым изменениям. Её продукция теряет свою привлекательность и заменяется новыми технологиями.

Газеты, некогда бывшие главными поставщиками новостей и привлекавшие рекламодателей, в настоящее время вытесняются интернетом. Компания Blockbuster, с традиционными торговыми точками, в которых можно было взять напрокат DVD-диски, была вытеснена компанией Netflix. Плёнку Kodak заменили цифровые камеры. Розничные магазины постепенно уходят в онлайн.

Канадский производитель смартфонов BlackBerry когда-то занимал лидирующие позиции в корпоративном мире, ему принадлежало свыше 50% рынка смартфонов. У всех руководителей в корпоративном мире были телефоны BlackBerry. Даже у меня было два их телефона.

Однако компания слишком долго переходила к телефонам с сенсорным экраном и никогда не занималась созданием своей экосистемы, которая повышает затраты на переключение для потребителей. Я помню то время, когда никак не мог запомнить комбинацию клавиш на телефоне BlackBerry для удаления блоков писем электронной почты. Сегодня на рынке смартфонов забыли о BlackBerry.

Проблема устаревающих компаний заключается в том, что они владеют большим количеством активов — недвижимостью, патентами, брендами, дочерними компаниями и так далее — и могут выглядеть привлекательными для инвесторов после серьёзного падения цены их акций. Однако зачастую они представляют собой те самые стоимостные ловушки, в которых инвесторы теряют большую часть своих денег.

«Инвестируй как гуру» — это подробное руководство по стратегии стоимостного инвестирования. И хотя книга точно будет полезна новичкам, она пригодится и более опытным инвесторам, которые хотят находить акции с хорошей доходностью.

Купить книгу

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Gorodenkoff / Shutterstock
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Сергей Балашов
07.01.22 16:31
Немного старенькая книжка: приведённые примеры уже неочевидны
Борис Попов
07.01.22 16:50
Bitcoin? :)
Олег Залялов
07.01.22 18:39
Пункт 8 говорит, что не стоит инвестировать в российские компании
Алексей Пилецкий
12.07.22 11:11
Сейчас в текущей ситуации есть вообще смысл заниматься этим со средним доходом? Кто шарит?
Читать все комментарии