«Мавританец»: фильм о сильном человеке, который стоит посмотреть каждому
18 февраля в кино вышла лента «Мавританец» Кевина Мак‑Дональда — лауреата премии «Оскар». В фильмографии режиссёра немало драматических и сложных историй, среди которых «Последний король Шотландии», «Орёл Девятого легиона» и не только. И новая работа держит планку, заданную в этих картинах.
Сюжет фильма рассказывает о жизни Мохаммеда ульд‑Слахи. Правительство США в течение долгих лет держит его в заключении: он проходит по делу как подозреваемый в организации теракта 11 сентября. Защищать Мохаммеда берутся адвокатесса Нэнси Холландер и её коллега Тери Дункан. На стороне государства — подполковник Стюарт Коуч, который пытается добиться смертной казни для Мохаммеда.
Эта история достойна того, чтобы её увидели. И вот почему.
В основе фильма — реальные события
Мохаммед ульд‑Слахи родился и вырос в Мавритании, после чего получил грант на обучение в Германии. Отработав пару лет в чужой стране, он вернулся на родину. Через год по приказу США его задержали власти Мавритании. Сначала Мохаммед отбывал срок там, затем — в Афганистане, а в 2002 году его доставили в тюрьму Гуантанамо на Кубе.
Абсурдность ситуации в том, что ни перед задержанием, ни во время отбытия срока Мохаммеду не предъявили обвинение. Однако это не мешало властям держать его и жёстко допрашивать, применяя «специальные» методы.
Но парню повезло: его дело попало к своенравной адвокатессе Нэнси Холландер. Она решает отстоять право задержанного на справедливый суд. Этот момент и является завязкой всего фильма.
Такая история кажется не совсем правдоподобной. Трудно представить, что в XXI веке в развитых странах возможны вопиюще неправомерные действия на государственном уровне.
Однако события, описанные выше, произошли в реальности. Осознание этого обеспечивает особые впечатления при просмотре. Зритель понимает: на месте заключённого — обычный человек, такой же, как он сам. А потому эмпатия вырастает в разы.
Сильный актёрский состав и харизматичные персонажи
Мохаммеда сыграл Тахар Рахим. Узнав историю своего прототипа и познакомившись с ним, актёр был тронут. Вероятно, именно поэтому он смог показать всю гамму сложных чувств и эмоций, которую испытывал Мохаммед. За эту роль Тахар Рахим получил номинацию на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший актёр в драматическом фильме».
Примечательно, что до этого Тахар Рахим уже играл в фильме про трагедию 11 сентября — «Призрачные башни». Однако там он исполнял роль одного из представителей закона.
Адвокатессу Нэнси Холландер сыграла Джоди Фостер. Энергетика Фостер сражает зрителя с первых кадров, ведь её персонаж — это яркая, сильная и справедливая женщина, которая готова пойти против системы. Однако по ходу действия она раскрывается, показывая и свою чувствительную сторону.
Помощницу Нэнси играет Шейлин Вудли — звезда цикла фильмов «Дивергент» и сериала «Большая маленькая ложь». Её персонаж, Тери, — это компиляция двух ассистенток правозащитницы по делу. Тери — тёплая женщина, которая воспринимает обвиняемого в первую очередь как человека, а не как материал для работы. Она резко контрастирует со своей коллегой, отчего дуэт Фостер — Вудли выглядит ещё более эффектным.
Роль подполковника Стюарта досталась Бенедикту Камбербэтчу. И это самый неоднозначный персонаж. На протяжении всего фильма он переживает сильные метаморфозы, что вызывает у зрителя противоречивые впечатления. Кстати, поначалу актёр принимал участие в проекте только как продюсер. Но в процессе работы он был очарован персонажем Стюарта и поэтому захотел сыграть его.
Живое и динамичное повествование
На протяжении фильма мы видим множество флешбэков, которые рассказывают о жизни Мохаммеда до его встречи с адвокатами. Из одних фрагментов зритель узнаёт о детстве и юности персонажа, из других — о событиях в тюрьме. После каждой новой вставки характер Мохаммеда раскрывается, становится глубже. А его история проясняется и обретает новый смысл. Так, по ходу действия мы не раз меняем своё отношение к герою.
Но на мнение аудитории влияет не только особый тип повествования. Параллельно с флешбэками мы наблюдаем за расследованием, которое ведут стороны обвинения и защиты. У каждой — свои источники и гипотезы.
И зритель, будто присяжный в суде, пытается понять, на чьей же стороне правда.
Подобную игру мы уже видели в фильме «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Каждое воспоминание и новая деталь там меняет ракурс, с которого публика смотрит на ситуацию. Похожие переживания вызывает и «Мавританец».
Динамики фильму добавляет и то, что создатели смогли смешать несколько жанров. Здесь триллер и драма совмещаются с детективом — итог расследования мы узнаём лишь в самом конце. Встречаются также и исключительно комические моменты, которые гармонично вписаны в художественный мир картины.
Эстетичные кадры
«Мавританец» очень красиво снят. По большей части сцены поставлены минималистично, в кадре нет ничего лишнего. Однако от этого картина не выглядит примитивной. Напротив, такая простота цепляет.
А ещё при просмотре можно заметить, как цветовая гамма кадров влияет на настроение. Например, сцены прогулок Мохаммеда в Гуантанамо очень солнечные. Зритель вместе с персонажем радуется тому, что в его жизни ещё есть хоть что‑то светлое и настоящее. А в эпизоде, где герой Бенедикта Камбербэтча подозревает заговор, виден дом, залитый кроваво‑красным светом.
Причина такого искусного визуального оформления понятна: над фильмом работали настоящие мастера своего дела.
В команде с Мак‑Дональдом трудился художник‑постановщик Майкл Карлин, номинант на премию «Оскар». Коллеги уже создавали вместе фильмы «Последний король Шотландии», «Оазис» и другие. В списке работ Карлина — множество нашумевших лент: от «Залечь на дно в Брюгге» до хита «Собачья жизнь».
В роли оператора выступил опытный Альвин Х. Кюхлер. До этого он сотрудничал с Мак‑Дональдом в создании оскароносной ленты «Один раз в сентябре». В фильмографии Кюхлера можно встретить много известных фильмов: «Стив Джобс», «Пекло», «Доброе утро» и не только.
Единственный недостаток визуального оформления (и всего фильма в целом) в том, что некоторые кадры слишком «стерильны». Например, нам показывают праздник в Мавритании, а в объектив попадают новенькие вьетнамки и кристально чистые бокалы. Эти детали не сочетаются с антуражем и вызывают некий дискомфорт.
Но это не затмевает достоинств картинки и не мешает зрителю получать настоящее эстетическое наслаждение.
Национальный элемент
Кевин Мак‑Дональд стремился сделать фильм максимально аутентичным, приближённым к реальной истории. События разворачиваются в нескольких точках мира. Мы видим яркие празднества в Мавритании, затем — мегаполис в США, пустынные пейзажи Кубы и военные учения в Афганистане. Хотя съёмки проходили не во всех этих странах, режиссёру удалось передать их колорит. Также на протяжении всей картины слышится несколько языков: французский, английский, арабский. Такое этническое и географическое разнообразие делает кадры фильма ещё более фактурными.
Зритель путешествует через время и пространство вместе с героями. Такие смены антуража идеально вписаны в повествование и смотрятся очень правдоподобно.
Вдохновляющая история с остросоциальной подоплёкой
Сюжет наталкивает на тяжёлые раздумья о беззащитности человека перед системой. Правительство США так хотело наказать кого‑то причастного к трагедии 11 сентября, что само выбрало почти террористические, нелегальные методы «восстановления справедливости». Получается, те, кто призван защищать закон, нарушают его — и это удручает.
Но история жизни Мохаммеда не угнетает зрителей. Напротив: она воодушевляет, так как вселяет веру в силу духа. Фильм даёт понять, что можно оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Ведь, отбывая срок и подвергаясь насилию, Мохаммед всё же находит силы, чтобы узнавать новое, шутить, выстраивать приятельские отношения и не терять веру в Бога.
Больше всего потрясает то, что ульд‑Слахи, будучи в заключении, смог издать книгу «Дневник Гуантанамо». Она появилась из писем‑показаний, которые заключённый передавал адвокатам: это был их способ общаться. Нэнси Холландер тронула история подопечного, и она посоветовала Мохаммеду рассказать её всему миру.
Вдохновляет здесь и смелость Нэнси, готовой пожертвовать своим спокойствием ради справедливости. А также самоотверженность её коллеги, которая решительно встаёт на сторону подсудимого.
С первого взгляда понятно, что «Мавританец» создан мастерами кино. Сюжет, визуальный ряд и актёрская работа достойны искренней похвалы. А история главного персонажа заставляет задуматься. Она напоминает: в жизни может выпасть тяжкое испытание, но это не повод отчаиваться и озлобляться. Напротив, именно в таких обстоятельствах важно найти силы прощать.
Лучшие предложения
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Лол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаКак улучшить родной город: 5 проектов, которые помогут преобразить окружающее пространство своими силами