Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.

Несколько лет назад моя родственница — взрослая женщина с высшим образованием и аналитическим складом ума — отправилась на некую бесплатную косметическую процедуру, которую ей предложили по телефону. Вернулась она с четырьмя тюбиками косметики и кредитом на 60 000 рублей. Чтобы понимать масштаб трагедии: тогда средняя зарплата в моём городе была примерно 17 000 рублей. Родственница два дня звонила всем знакомым и расхваливала косметику, а потом пришла в себя и долго удивлялась, как она умудрилась взять кредит.

Мне было интересно, что же нужно сделать с человеком, чтобы он захотел отдать большие деньги за ненужную вещь. Поэтому, когда мне позвонили с незнакомого номера и сообщили, что я выиграла бесплатную процедуру, я отправилась выяснять, какие ловушки скрыты за этим предложением.

Как меня заманивали на процедуру

Мне позвонили и начали с козырей. Сказали, что у них есть очень важный разговор, и спросили, когда я смогу уделить время. Представиться при этом забыли.

Стоило согласиться, как меня обрадовали: мой номер выиграл в лотерею центра эстетики и я могу прийти на бесплатную процедуру. Как личный телефон оказался в базе центра, мне объяснить не смогли, сославшись на некую хорошую подругу, которая якобы его им оставила. Имя подруги, конечно же, сообщить отказались.

Хотя в этот момент стало ясно, что это просто рекламная акция, я ради эксперимента согласилась. Назначили время — вечер выходного дня.

Спойлер: мне повезло, что я настояла на самом позднем времени приёма. Возможно, это помогло сберечь внушительную сумму.

Неизвестно, чем бы закончился этот эксперимент, если бы со мной работал не один задержавшийся сотрудник, а целая команда.

До процедуры оставалось немного, и ежедневно мне звонили с напоминанием. В день, на который я была записана, мне позвонили три (!) раза и спросили, точно ли я приду. Не прийти было бы уже неловко, ведь я столько раз обещала, что появлюсь в назначенный срок. И только во время последнего телефонного разговора предупредили, что нужно обязательно взять с собой паспорт.

Как всё начиналось

В день X я добралась до места, где улыбчивые сотрудники сразу же попросили у меня паспорт. Я согласилась его продемонстрировать, но хочу сразу предостеречь: никогда так не делайте. Паспортные данные могут использовать не в вашу пользу. Они позволяют без участия владельца составить договор, подписать его (если вы нарвётесь на профессиональных мошенников) или, например, перевыпустить вашу сим-карту.

Ольга Широкова

Юрист Европейской юридической службы.

Ни в одном нормативном документе нет прямой обязанности клиента предъявлять паспорт. Вы вправе, в свою очередь, потребовать документ, где это требование чётко прописано.

Александра Бродельщикова

Генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права».

Если у вас просят паспорт для входа в здание, поинтересуйтесь, кто его спрашивает и на каком основании. Если это охранник, попросите его показать соответствующее удостоверение.

Если же вам толком не могут объяснить, кто и на каком основании требует паспорт, лучше его не демонстрировать. Ссылайтесь на Федеральный закон «О персональных данных», по которому персональные данные каждого (ФИО, паспортные данные, ИНН и другие) могут быть предоставлены только с согласия человека.

Ни в коем случае не отдавайте паспорт для снятия с него копий. Эти данные могут помочь мошенникам, выдающим себя за контролёров и охранников.

Меня очень быстро передали в руки косметолога. Мы прошли в уютный кабинет, где мне предложили заполнить анкету. Вопросы были стандартные и правильные: о жалобах, о том, чем я недовольна в своей внешности, о противопоказаниях к процедурам и образе жизни.

Анкета была очень длинной, и мы с мастером успели обсудить не только здоровье, но и погоду, домашних животных и интерьер кабинета. Всё проходило в очень доброжелательной атмосфере, а столько комплиментов, сколько я получила за 15 минут анкетирования, я не слышала за последний год.

Затем была экскурсия по всем помещениям центра, где мне показали множество приспособлений для борьбы с целлюлитом, лишним весом, акне и отёками. А потом началась собственно сама процедура.

Как проходила процедура

Как проходила бесплатная процедура

Я заранее была готова к неожиданностям: мне рассказывали, что под «бесплатной процедурой» может скрываться всё что угодно. Например, моей родственнице наносили косметику только на одну половину лица, чтобы была заметна разница между «до» и «после». Но мне очень повезло: я попала явно в другую компанию и процедуру чистки пор мне делали как положено.

Пока я лежала с маской на лице, мастер продолжала мило разговаривать. Правда, постепенно комплименты сменились вопросами о том, где я работаю, на какой должности, как давно. Потом спрашивали, как познакомилась с мужем, где он работает, где мы живём, как часто отдыхаем и где проводим отпуск.

Всё напоминало обыкновенный small talk до вопроса о том, сколько я зарабатываю. Это явно не то, о чём хотелось бы рассказывать.

Впрочем, общую картину доходов можно было составить и без ответа на последний вопрос.

Затем косметолог перевела разговор на то, какие же процедуры мне необходимо сделать. И вот тут я узнала о себе много интересного.

Оказывается, у меня:

  • второй подбородок, который срочно нужно корректировать, пока не понадобилась операция;
  • выраженная сосудистая сетка на лице;
  • множество прыщей;
  • тёмные круги под глазами.

Обо всех недостатках мне сообщили так ненавязчиво, что я поверила. Косметолог делилась историями, случаями из практики, а потом уже подводила тему к моим проблемам. Например, говорила: «Видно, что вы много времени проводите за компьютером. У людей, которые сидят, опустив голову к клавиатуре, слабеют мышцы. Не обижайтесь, но у вас выраженный второй подбородок».

По мнению мастера, нужно полгода-год интенсивно заниматься своей внешностью, чтобы от этих недостатков избавиться. Конечно, у эстетического центра были для этого все возможности, и всё, что от меня требовалось, — купить абонемент.

Как я не купила комплекс процедур за 150 тысяч рублей

Итак, процедура закончилась, а наш разговор перешёл к самому интересному — покупке абонемента.

Как мне сказали, в этот центр нельзя прийти и сделать одну процедуру. Все услуги продаются только в комплексе, а цена абонемента рассчитывается индивидуально. Мне нужно было минимум четыре месяца еженедельных визитов в центр за каких-то 100–150 тысяч рублей. VIP-клиентам можно оформить кредит.

А чтобы я убедилась, что больше ничего страшного у меня нет, я могу пройти бесплатную диагностику кожи «на клеточном уровне», только в другой день.

Поскольку был выходной и дело шло к вечеру, в центре не осталось никого, кроме меня и косметолога. Так что диагностику и расчёт абонемента пришлось перенести на другой день. Но я не пришла.

Почему я не вернулась

Мне честно провели одну процедуру, пригласили ещё раз и пообещали предоставить абонемент с индивидуальными условиями. Мастер мило со мной пообщалась и тактично рассказала о недостатках. Домой я отправилась с ощущением, что не зря согласилась и что стоит пройти эту самую диагностику — на всякий случай.

Только утром моё мнение полностью изменилось.

Во-первых, я поняла, что никакой диагностики на клеточном уровне быть не может, если не делать биопсию тканей, а это уже серьёзная манипуляция, на которую я не согласна.

Во-вторых, я посмотрела в зеркало и не нашла ни кругов, ни второго подбородка, ни прочих опасностей.

В-третьих, чёрт побери, это же 100 000 рублей! Я не могу спустить бюджет отпуска на избавление от призрачных подбородков. Да даже если бы могла, простая арифметика показывает: если разделить 100 000 на четыре месяца, я могу ходить к любому косметологу через день, купить годовой абонемент в спортзал и ещё что-то останется.

Все эти мысли пришли ко мне только на свежую голову, когда у меня было время подумать над покупкой. Но сразу после процедуры, расслабленная разговорами и внимательным отношением, я готова была поверить в то, что абонемент мне необходим.

Что делать, если вы заплатили по навязанному договору

Бесплатные процедуры: что делать, если навязали договор

Мне повезло: я попала не к откровенным мошенникам, а скорее в организацию с агрессивной рекламой. Я заранее знала, что иду на эксперимент, и потому у меня было время всё проанализировать. Но если вы заплатили за услуги, которые вам не нужны, то можете получить деньги обратно.

В такой ситуации необходимо подать в компанию заявление об отказе от договора и потребовать вернуть уплаченные деньги. При этом какого-либо обоснования своего отказа сообщать не нужно. Закон о защите прав потребителей этого от вас не требует.

Александра Бродельщикова

Если вам откажут, подайте исковое заявление в суд о взыскании с организации:

  • уплаченной суммы;
  • неустойки за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке;
  • потребительского штрафа в размере 50% от удовлетворённой судом суммы;
  • компенсации морального вреда;
  • расходов на юридические услуги.

О расторжении договора просить суд не нужно: с момента подачи заявления об отказе от договора в адрес организации он будет прекращён автоматически.

От вас могут потребовать оплатить только фактические расходы, подтверждённые документально, например, если сделали анализ крови. Заявление об отказе оформляйте в двух экземплярах, чтобы на втором сотрудник медицинского центра поставил подпись о его принятии. Также в заявлении укажите срок для возврата денежных средств.

Ольга Широкова

Что делать, если вы взяли кредит

Ситуация с кредитом сложнее, но и в этом случае можно побороться за деньги. Ольга Широкова советует поступать так:

  • Проверьте, есть ли у вас все необходимые документы: договор оказания услуг с медицинским или косметологическим центром и кредитный договор с банком.
  • Обратитесь с письменным заявлением об отказе от услуг в организацию. Если оплата производилась по безналичному расчёту банком, то в заявлении о расторжении договора потребуйте вернуть ему деньги и уведомить вас об этом. Либо можете требовать выплатить деньги вам и впоследствии самостоятельно погасить задолженность перед банком.
  • Обратитесь в банк и выясните, перечислил ли он деньги на счёт организации. Если ещё нет, то напишите заявление об отказе от предоставления кредита, приложив копию заявления на отказ от услуг. Согласно статье ГК РФ Статья 821. Отказ от предоставления или получения кредита 821 ГК РФ, заёмщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления. А если банк уже перечислил средства, то вам необходимо письменно уведомить его об отказе от услуг и возврате денег.

Если ваши требования проигнорируют, идите в Роспотребнадзор, прокуратуру, суд за защитой своих прав. Также вы вправе обратиться в правоохранительные органы и заявить о мошенничестве.

Что делать, если вам предлагают бесплатную процедуру

Лучше всего, конечно, просто не ходить. Никогда нельзя с уверенностью сказать, что скрывается за этим предложением. Но если любопытство оказалось сильнее, постарайтесь обезопасить себя.

  • Не берите с собой паспорт. Так будет проще не давать его в руки охранникам и менеджерам. Добросовестная компания не станет настаивать на том, чтобы вы его предъявили.
  • Готовьтесь к тому, что у вас найдут массу проблем.
  • Ничего не подписывайте, предварительно не прочитав. Даже если вас просят поставить подпись под согласием на осмотр или договором на бесплатную процедуру, возможно, мелким шрифтом в документе указано, что вы берёте кредит.
  • Решите для себя, что любое предложение вы оплатите на следующий день, даже если вам очень хочется сделать покупку. Так у вас будет время обдумать всё ещё раз.

Поделитесь этой статьёй в соцсетях, чтобы ваши друзья и близкие знали, чем могут обернуться «бесплатные» процедуры и как вернуть деньги, если мошенники взяли верх.