Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ЛикбезЖизнь
17 сентября 2021

Что такое общество потребления и действительно ли оно так плохо, как о нём говорят

У этого феномена много критиков, но и сторонники тоже есть.
Фото автора Андрей Вдовенко
Андрей Вдовенко

Что такое общество потребления и действительно ли оно так плохо, как говорят

Что такое общество потребления

Это тип социального устройства, при котором люди покупают больше товаров и услуг, чем требуется. В таком обществе люди стремятся не накопить деньги, а потратить их на различные товары. С помощью покупок потребители пытаются приблизиться к некоему идеалу благополучной жизни. Например, иметь жильё, машину, хорошую одежду, дорогие украшения, вкусно питаться и отдыхать за границей.

Вещь становится прежде всего символом обеспеченности и статуса, а также средством самовыражения. Так, человек может пользоваться техникой единственного производителя, игнорируя остальных, или предпочитать одну газировку другой, хотя вкус практически не отличается.

Общество потребления сложилось в развитых странах Запада после завершения Второй мировой войны, когда произошёл массовый переход на конвейерное производство.

Автоматизация позволила создавать большое количество дешёвых товаров, доступных для широких слоёв населения. Люди стали обзаводиться домами, машинами, бытовой техникой, а компании начали предлагать всё больше и больше вещей и услуг. В итоге потребление из периодического стало постоянным, а общество этого типа распространилось практически по всему миру.

Есть мнение, что в нынешнюю эпоху на смену общества потребления пришло общество переживаний. Но, по сути, оно ничем глобально не отличается.

Так, при нём люди больше не стремятся обладать статусными вещами, зато жаждут рассказать окружающим о своей насыщенной жизни. Например, не просто запостить в соцсетях фото с пляжа, а показать, что получили нетипичный опыт: совершили паломничество к восточным мудрецам, спустились в пещеры отшельников или прыгнули с тарзанки.

Какие плюсы есть у общества потребления

Вот что говорят его сторонники.

Обеспечивает экономическую и политическую стабильность

Массовое потребление позволило избегать как кризисов перепроизводства, когда товаров слишком много и они никому не нужны, так и дефицита. Постоянный спрос, с одной стороны, приводит к тому, что продукция не залёживается, а с другой — не даёт завышать цены на неё. Это сделало работу предприятий более устойчивой, и многие люди получили стабильный источник дохода.

Мотивирует людей

Во‑первых, потребление заставляет компании совершенствовать, удешевлять производство, создавать новую продукцию или расширять функциональность старой. Ведь запросы людей растут, а конкуренты не дремлют. Это способствует прогрессу.

Так, ещё 20 лет назад с мобильных телефонов можно было только звонить, а позволить себе такой аппарат могли немногие. Сегодня же почти у каждого человека есть смартфон, в котором можно найти всё: интернет, записную книжку, фото- и видеокамеру и многое другое.

Во‑вторых, сами потребители стремятся больше зарабатывать, чтобы покупать более дорогие вещи и жить лучше. Для этого люди стараются получить хорошее образование, стать профессионалом своего дела и занять высокую должность. То есть развиваются.

Делает людей спокойнее и терпимее

Общество потребления, по мнению его сторонников, позволяет удовлетворить базовые потребности большей части населения. Даже те, кто не относится к среднему классу, обычно не нуждаются в пище, одежде и жилье. В результате становится значительно меньше абсолютно бесправных и обездоленных людей. Снижается социальная напряжённость и сокращается количество конфликтов.

За что критикуют общество потребления

Вот основные претензии его противников.

Делает человека зависимым от вещей

Общество потребления и искусство. Граффити Бэнкси «Покупай, пока не упал»
Граффити Бэнкси «Покупай, пока не упал». Фото: QuentinUK / Wikimedia Commons

При обществе потребления стандартная экономическая аксиома «спрос рождает предложение» переворачивается: теперь «предложение навязывает спрос». Уже не потребность вынуждает людей приобретать товары, а наличие этих самых товаров, реклама и пример окружающих заставляют тратить деньги. Причём покупка может быть абсолютно бесполезной, а удовольствие от приобретения лишь сиюминутным.

Поэтому критики общества потребления, например экономист Джон Гэлбрейт и социолог Эрих Фромм, заявляют, что никакой подлинной демократии при нём быть не может. Бизнес, как считают они, с помощью рекламы и СМИ манипулирует сознанием людей в своих целях и создаёт особый вид эксплуатации и тоталитаризма.

Маркетинг формирует вкусы, желания, ценности, нормы и интересы людей. Например, рисует образы идеальной семьи, родителей, детства, молодости и жизни в целом. Реклама окружает человека везде: от листовок на остановке до баннеров на интернет‑сайтах. При этом она подстраивается под потребителя, меняется вместе с ним. И тот постепенно перестаёт замечать, как его нужды и вкусы начинают прямо зависеть от рекламы.

Сводит на нет практическую ценность вещей

Она заменяется на потребительскую и демонстративную, когда товар покупают не за утилитарные свойства, а за возможность похвастать дорогим продуктом. Появляются наценки за бренд.

Изменяется концепция пользования вещами: люди больше не чинят их в случае поломки или износа, а покупают новые. В итоге предметы потребления устаревают и выходят из моды быстрее, чем утрачивают функциональность.

Сами покупки чаще становятся импульсивными и незапланированными. Повальное распространение получают предметы китча — бесполезные вещи вроде спиннеров или поп‑итов, лавинообразно набирающие популярность. А посещение торговых центров превращается в форму досуга и развлечения.

У некоторых людей даже развивается ониомания — неконтролируемая страсть к совершению покупок.

Обесценивает результаты труда и учёбы

Если человек живёт только ради потребления, его интересы, цели и устремления перестают иметь значение. Ведь тогда хорошее образование получают только ради высокооплачиваемой должности, а работают, чтобы получить больше денег.

О развитии и самореализации в таком случае речи не идёт. В итоге человек не получает удовольствия от труда и учёбы и не ценит сам процесс.

Вредит природе

На производство новых товаров уходит всё больше природных ресурсов, а заводы и их продукция всё сильнее загрязняют планету. Так, автомобиль не поедет без бензина, а синтетическую ткань не создать без нефтесодержащих материалов.

Если темпы потребления будут расти и по всему миру приблизятся к уровню развитых стран, в ближайшем будущем мы можем столкнуться с истощением природных ресурсов и глобальными изменениями климата.

Так, по оценкам Европейского агентства по окружающей среде, к концу 21‑го столетия среднемировая температура может повыситься на 6,4 °C. А это грозит таянием ледников, затоплением прибрежных территорий, засухами и другими негативными последствиями.

Поддерживает социальное неравенство

Из‑за бесконечной потребности производить всё новые товары богатые государства практически исчерпали собственные ресурсы. Их недостаток они компенсируют за счёт более бедных стран, в которых потребление ещё не вышло на тот же уровень.

Последние становятся источниками сырья и дешёвой рабочей силы, с помощью которых производятся блага. Большая их часть уходит в развитые страны, а развивающиеся практически ничего не получают. Так, в 2008 году ЕС импортировал в шесть раз больше материалов, чем экспортировал.

В погоне за дешёвой силой корпорации строят заводы в бедных странах. Компании экономят на всём, поэтому работа на таких конвейерах особенно тяжела.

Например, с 2010 по 2016 год из‑за невыносимых условий труда около 20 сотрудников тайваньской компании Foxconn покончили с собой. Эта фирма поставляет комплектующие для Apple. После публикации историй об этом никакого улучшения условий труда в Foxconn не произошло: они стали только хуже. Компания установила решётки на окна производственных и жилых помещений и отказалась выплачивать компенсации родственникам сотрудников, совершивших самоубийство.

Лишает чувства личной ответственности

Культура общества потребления обезличена: в происходящем винят корпорации, а не отдельных людей. Если об алчных капиталистах известно многим, то о простых потребителях, которые и обеспечивают фирмам прибыль, пишут меньше. В результате люди не ощущают личной ответственности за негативные последствия общества потребления.

Например, потребители вряд ли почувствуют вину за то, что заводы дымят, плантаторы вырубают леса для посадки кофе, а права рабочих в странах третьего мира нарушаются. Хотя всё это происходит для потребителя и за его деньги.

В этом плане показательна история с самоубийствами сотрудников Foxconn. Apple не перестала сотрудничать с компанией, а люди продолжили покупать iPhone.

Может привести к кризису

Противники общества потребления считают существующую стабильность иллюзорной и хрупкой. Например, они отмечают, что расходы на товары и услуги постоянно повышаются, иногда обгоняя рост доходов населения. Этому способствует развитая система кредитования.

Но раздувание потребления ради ещё большего потребления не может происходить бесконечно. Истощение ресурсов приведёт к дефициту, а бесконтрольное кредитование — к обесцениванию денег. В итоге может произойти кризис такого масштаба, которого не было раньше: когда люди будут драться за еду и умирать от голода, пока на полках магазинов пылятся бесконечные ряды кофеварок и телевизоров.

Что можно сделать, чтобы сгладить негативные эффекты общества потребления

В той или иной мере мы все являемся частью этого общества и вряд ли сможем полностью от него отказаться. Несмотря на все недостатки, оно успешно существует долгие годы.

Однако общество потребления действительно создаёт острые проблемы. В первую очередь экологические. Если вы хотите внести свой вклад в борьбу с ними, постарайтесь стать осознанным потребителем и следовать стратегии минимализма.

Это не значит, что нужно отказаться от покупок совсем, просто надо научиться делать их разумно. Вот что можно попробовать:

  1. Оставьте только то, что вам действительно нужно. Попытайтесь разложить все предметы в доме по коробкам и пожить так месяц. Скорее всего, вы поймёте, что в большинство даже не заглядывали. Возможно, вещи из них вам попросту не нужны.
  2. Прежде чем что‑то купить, попробуйте отложить приобретение. К примеру, на несколько недель. Если вещь действительно вам необходима, то вы не передумаете и вернётесь в магазин. В противном случае вы о ней забудете, а значит, товар был не так уж и нужен.
  3. Получайте удовольствие, а не гоняйтесь за ним. Читайте книги, ешьте, делайте покупки не торопясь. Часто мы потребляем лишнее только потому, что боимся чего‑то не успеть. Но в погоне за радостями жизни можно утратить вкус к ней.
  4. Стремитесь больше производить, чем потреблять. Так вы будете не только использовать этот мир, но и преображать его. Например, займитесь творчеством. Особенно хорошо, если вы научитесь давать новую жизнь старым вещам.

Эти советы не только сделают из вас более ответственного потребителя, но и помогут сохранить деньги и время.

Читайте также
🤑⛽🏭
Эрнесто Че Гевара: как икона революции превратилась в бренд
7 заблуждений о бедности, которые мешают победить её
Осознанное потребление: что это такое и почему о нём нужно задуматься каждому
10 вещей, которые пора перестать покупать: мнения пользователей Сети

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Обложка: кадр из фильма «Шопоголик»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

6 классных уходовых средств из коллаборации Geltek и «Союзмультфильма»

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома со скидкой 38%

Надо брать: паровая швабра для уборки всего дома

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Кроссовки Li-Ning Red Hare 8 Pro отдают за полцены на распродаже

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Всё самое нужное с распродажи «Чёрная пятница» на AliExpress

Пусковые устройства на распродаже

5 пусковых устройств для автомобиля, которые можно выгодно купить на «чёрной пятнице»

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Эта светодиодная лента создаёт волшебную атмосферу и стоит меньше двух тысяч рублей

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Это интересно
ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Рак груди во время беременности: что нужно знать

Рак груди во время беременности: что нужно знать

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Нейросети меняют рынок труда. Что нужно сделать сегодня, чтобы оставаться востребованным завтра

Комментарии
Alexanches
17.09.21 21:57
Та во всём люди стали потребителями, не только товаров, конечно. В погоне за сиюминутным удовольствием все только и делается. Мало читают умных книжек, даже музыку нормальную не слушают. Поставлю Гэбриела или Гилмора - выруби, что за фигня. Слушают фигню какую-то, что бомжи поют, аш голова трещит. А может я уже старею...?
Sergei F
18.09.21 09:02
"О вкусах не спорят,Не спорят вообще,И особенно с безвкусными мYдаками"(Кровосток)
Алексей Хромов
18.09.21 16:07
У самого популярного трека Гэбриела на одном только Spotify 135 миллионов прослушиваний. Точно не слушают?
Alexanches
18.09.21 22:05
На одном только Ютьюбе, в одном только русскоязычном сегменте, один только некий Хабиб поднял 286 млн. просмотров Ягоды малинки.
Алексей Хромов
20.09.21 17:55
То, что кого-то слушают больше, обнуляет эти 135 миллионов?
Сказочный Сказочник
03.10.21 11:30
Александр, не в возрасте дело, а в уровне развития личности и мировосприятии. У нас с вами одно - у многих другое. Некоторые, кому сейчас за 30, вообще на уровне тинейджеров застряли, и я имею в виду не только стиль одежды, а и стиль "по жизни".
axamep
18.09.21 08:51
женский тип жизни. хочу и куплю немедленно. и не беда, что дома не ношенных и не нужных вещей куча.
Сказочный Сказочник
03.10.21 11:33
Это не "женский тип", а "безответственный тип". Вечные подростки. Такие есть в любую эпоху.
Sergei F
18.09.21 09:04|изменено
Можно поменять местами причину и следствие.Люди потребляют именно потому, что общество стабильно, что не нужно думать о завтрашнем дне (откладывать на "черный день"), а можно получить парочку приятных мелочей прямо сейчас, за кровно заработанные. И просто радоваться жизни.
Андрей Вдовенко
18.09.21 09:20
Это, скорее, не причина и следствие, а взаимосвязанные процессы, которые подстёгивают друг друга: много производится -> много потребляется -> ещё больше производится -> ещё больше потребляется...
Liubov Grigorieva
16.11.23 22:53
Забавно (или ужасно?), что стабильность рухнула меньше чем через полгода после этого вашего коммента--может это вы её сглазили?! 😁 (привет из мерзкого питерского ноября 23 года)
Sergei F
16.11.23 23:22
Сильно надеюсь, что не я был причиной этому всему)
Nick Nathan
18.09.21 10:43
минусов больше, общество упаковки зависимо от мнения того же общества
Liubov Grigorieva
16.11.23 22:54
О! Отличный мем--"общество упаковки"! спасибо за идею))
Виталий Раденко
20.09.21 15:47
Так ли стабильно в мире, в потребительском обществе? Может пора строить Созидательное Общество?
Alexanches
22.09.21 00:18
А, может, было уже? Эпоха Просвещения? А задолго до того в греческой империи каждый второй считал себя философом... Или это не про Созидание всё было?
Борис Попов
22.09.21 00:20
И что мешает Вам строить?...
Борис Попов
20.09.21 18:14
Я так и не понял, как бороться с "обществом потребления". :D Уйти в монастырь не сможет даже один из тысячи. Лучший способ борьбы с излишествами - высокие цены на излишества.
Alexanches
22.09.21 00:59|изменено
Есть и менее радикальные способы, давно предложенные ведущими умами экономики. Например, законодательно запретить причислять расходы на маркетинговые коммуникации к расходам до налогообложения, уменьшая тем самым её базу. Хотите продвигать товар на рынок? Пожалуйста, за счет чистой прибыли сколько угодно! Желающих заниматься агрессивным маркетингом резко поубавится.Еще массовое внедрение международных стандартов в области упаковки и др.
Борис Попов
22.09.21 09:58
И правительство какой же страны отважится на столь решительный шаг? :) ПредлОжить можно что угодно. Как внедрить предложение? Глобальное потепление уже является неумолимым фактором, но 99,9% землян считают, что пронесёт. 8)
Александр Наумов
20.09.21 19:37
Фраза из культового романа О.Хаксли "Зачем чинить? лучше купить!" перестала быть фантастикой.
Борис Попов
20.09.21 20:05
Что поделать, если ручной ремонт дороже автоматического производства. :)
Тайный Пурпурный Ежик
20.09.21 20:25
Внимание, длиннопост. Пожалуй, стоит разраничать "вещизм", патологическое потребление от общества массового потребления. Что такое массовое потребление? Это когда товар или услуга перестает быть доступной лишь превилигированному классу, а становится общедоступной. Массовое потребление основано прежде всего на высокой производительности труда и стимулирует развитие техники, технологии и других наук. Что дало нам массовое потребление?1. Чистая вода. Товар недоступный большинству еще сто лет назад сейчас течет из водопроводной трубы почти во всех сранах мира.2. Еда. За исключением отдельных стран Африки мир уже постепенно забывает о голоде. Последний голод, красиво названный "Трудным походом", был в 90-х годах прошлого века в Северной Корее. Это одна из стран немассового потребления. Кстати, сейчас они готовятся к новому "походу".3. Электричество. Про электричество можно сказать лишь одно. Про то, как плохо без него вспоминают только тогда, когда его неожиданно отключают. Проблемы с электрификацией у нас опять же в беднейших странах Африки и странах, идущих "Трудными походами". Достаточно глянуть фотки Земли со спутника.4. Информация. Повсеместное развитие интернета это не только котики в ютубе. Это и обучение и коммуникация на дальние расстояния. Существуют исследования, что развитие демократии напрямую связано с развитием интернета.5. Одежда. Опять же мы не про Гучи и Версачи. Сейчас любой человек земли даже с очень небольшим доходом не рискует замерзнуть зимой. Аляски и ватники - тоже массовое потребление.6. Здравоохранение. Еще 100 лет назад досуп к нормальной медицине был уделом элиты. Сейчас во многих странах существует гарантированная медицинская помощь. Помимо этого существуют целые области медицины, которые развиваются именно из-за массового потребления - офтальмология, стоматология, ортопедия и тп.Что дают нам 6 перечисленных плюсов? Долгую (очень долгую) здоровую и интересную жизнь. Таких комфортных условий существования, какие сейчас есть в развитых и разивающихся странах, человечество еще не знало.Теперь о минусах.Да - ресурсов на планете становится меньше, мусора больше. Но человечество умнеет. Переработка мусора и уменьшение затрачиваемых ресурсов - это тоже про рынок и потребление.Про неравенство - нет. Его было гораздо больше до общества массового потребления. А пример Китая не релевантен. Там до ИТ заводов такой трэш творился... Никто не гарантирует, что жителям бедной аграрной страны середины 20 века жилось лучше, чем современным китайцам.Про обезличивание... Ну тоже сложный вопрос. Раньше целые сословия были. Неважно было кто ты, важно кем ты родился. Сейчас можно как раз с помощью доступных товаров и информации развить в себе индивидуальность.Экономические кризисы - это такие штуки, с которыми люди научились неплохо справляться (вроде). Был же ипотечный кризис. Ничего, вроде все живые. А уроки были выучены.Ну и на последок. Сейчас люди в развитых странах переходят от общества массового потребления к обществу массового осознанного потребения. Это должно решить все описанные проблемы, оставив нам одни плюшки. :)
Alex Ponomar
20.09.21 21:48
Не со всем согласен, но спасибо за развёрнутый комментарий!
Тайный Пурпурный Ежик
21.09.21 12:45
Я смотрю здесь читают длинные посты. :)С чем не согласны? Интересно.
Alex Ponomar
21.09.21 13:15
Чистая вода и здравоохранение стали результатом не массового потребления, а неизбежным этапом роста населения и урбанизации (и необходимостью бороться с последствиями этих процессов). Очень хорошо помог холерный вибрион, в частности :) Рекомендую книгу «Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов» по теме.Переработка остается уделом маргиналов даже в развитых странах, а основные страны-мусорщики скорее избегают этой темы, так как это не является заметным драйвером экономического роста.
Alexanches
21.09.21 08:12|изменено
Тоже длинно. Статья не об обществе "массового" потребления, а просто об обществе потребления, да, именно о вещизме, хотя и спровоцированном эффектом от увеличения масштабов производства.1. Чистую воду не стоит путать с безопасной водой и уж тем более со вкусной. Во многих странах мира она безопасная, да, но положительного влияния на кожу, волосы, да и для питья тоже, она не оказывает. И уж тем более просто отвратительна на вкус.2. Проблема голода чаще была и есть не из-за недостатка производства продовольствия, а из-за неправильного его перераспределения. Кроме того, развитие НИОКР в с/х, формирование крупных агрокорпораций и массовое применение ими пестицидов, а также сильнейшее удорожание натурального удобрения привели к проблемам урожайности частных землевладельцев и домохозяйств.4. Россия - одна из наиболее покрытых интернетом стран, с одним из самых высоких уровней цифровизации сервисов и экономики (попробуйте, для сравнения, оплатить банковской картой в любом магазине Баварии), должно быть, значит, и с наиболее развитыми демократическими институтами.5. Ну эта проблема решена, кажись, ещё со времен древнего человека - никто и тогда не сунулся бы на крайний север, не будь у него теплой одежды. А вот во времена, например, войны, такая проблема возникала и будет возникать.6. Ситуация с медициной действительно лучше, но это следствие НТП, а не того, что общество стало больше потреблять. И опять же доступность не говорит о качестве медицины. Кроме того она часто недоступна всем даже в очень развитых странах. В США провести реформу здравоохранения обещает чуть ли не каждый кандидат в президенты именно по этой причине, и там самая развитая медицина остается уделом элиты.Что касается потребления сверх необходимого в сфере стоматологии, то тут как раз проблемы есть: глупые процедуры вроде отбеливания зубов за счет утончения эмали ведёт к скорому лишению самих этих зубов. И бесполезно объяснять человеку, что цвет здоровых зубов как раз желтоватый - он ведь жертва потребления.Из минусов надо отметить очень важное - высокую производительность труда: как человек стал интенсивно потреблять предметы своего труда, так и производитель стал интенсивно потреблять самого человека. Повальное потребление в сфере физкультуры сверх разумного ведет к росту потребления в ортопедии.
Тайный Пурпурный Ежик
21.09.21 12:45|изменено
Здесь опять же не надо путать то, как бы мы хотели с тем, что бы было бы если бы массового потребления в 20 веке не случилось.1. Плохо, что вода невкусна и то, что после нее в чайнике остается накипь. Хорошо, что она безопасная во многих странах и мы забыли, что такое эпидемии холеры, дизентерии и брюшного тифа. Есть страны, которые не забыли, но Россия к ним не относится.2. Совершенно в этом не эксперт, но производительность сельского хозяйства, наверное, выросла за последние годы. Новые семена, в том числе ГМО, новая техника. Плюс новые консерванты. Холодильные установки в каждом доме. Это все помогло победить голод. Про то, кто должен кормить людей, мегакорпорации или частные землевладельцы, я не знаю. Для меня это проблема второго порядка. Когда сытый и довольный гражданин выбирает, что ему лучше, купить яица с птицефермы или у соседки. Там же избыток калорий, фастфуд и тп. От всего это можно осознанно отказаться. От голода - нет.4. Идет активная борьба с интернетом. Индекс свободы интернета по версии Freedom House у России 30 из 100. Рядом Белоруссия, Венесуэла, Турция, Казахстан, ОАЭ.5. Сложно сказать. Я не специалист в это вопросе. Но есть, например, в казахском эпосе история про Алдара-Косе, который свой дырявый холодный халат променял на теплую шубу у дурака бая. Не спроста такие истории народ складывал.6. Глупые процедуры вроде отбеливания зубов Вы можете и не делать. Никто не заставляет. Зато можно совсем не дорого вылечить пульпит и поставить удобную и долговечную световую пломбу. С хорошей анестезией в удобном кресле. Такое к нам пришло только с перестройкой. Доступные красивые очки. Я людей с треснутыми стеклами и оправе на изоленте с 90-х не видел.А чем Вам высокая производительность труда не угодила? Я не понял. :)
Борис Попов
22.09.21 00:24
Обычно результатами высокой производительности труда недовольны те, кто больше пользуется её плодами. Интернетом, например. :)
Тайный Пурпурный Ежик
22.09.21 09:25
Ну это меня и удивило. Что в этом плохого то? Вроде как сейчас все борются за повышение производительности и индексы развития человеческого потенциала.
Борис Попов
22.09.21 10:00
Может и борются. Но либо борцов крайне мало, либо их методы крайне неэффективны.
Alexanches
22.09.21 00:45
Покороче))1. Безопасная (но не чистая) вода, электрификация, здравоохранение - результаты не общества потребления, а НТП.2. Голод - это не только когда нечего есть, но ещё когда человек, даже если и ест достаточно в массовом исчислении, однако недополучает необходимых веществ. Другими словами, потребляет некачественную или недостаточно разнообразную пищу, что приводит тоже к заболеваниям и преждевременной смерти. Просто имеет несколько отложенный негативный эффект, чем буквальное отсутствие еды.
Тайный Пурпурный Ежик
22.09.21 09:22
1. НТП напрямую и очень тесно связан с потреблением.2. Есть разница, когда людям нечего есть совсем и когда у них питание не сбалансировано. Но даже разнообразие в питании увеличиваеся год от года. Разве нет?
Alexanches
22.09.21 09:41
Конечно "увеличивается", тут не поспоришь! Благодаря обществу потребления у нас теперь валом черной икры и прочих дешевых морепродуктов. Или вы не про этот суррогат, а про настоящие деликатессы, вроде хотдогов и сэндвичей?
Тайный Пурпурный Ежик
22.09.21 11:25
Опять Вы про премиальное потребление. Поверьте, в этом плане, за последние 5000 лет ничего не изменилось. Никакого общества "премиального потребления" нет и никогда не будет. Красную или черную икру каждый день смогут позволить себе есть только 3-5% самых обеспеченных. Ну или жители приморских районов.Что дало нам общество массового потребления в котором мы сейчас живем? Да - хотдоги и сэндвичи. Хотите - ешьте. Можно запить колой и закусить чипсами. Не хотите? Можете съесть куриную грудку с греческим салатом. Цена будет не сильно отличатся. Если готовить дома, то можно вообще разнообразить свое меню по-максмому. Каши, йогурты, мясо 3 видов, фрукты, овощи. Все же доступно продается и по доступной многим цене.
Борис Попов
22.09.21 11:55
200 лет назад хотдог считался бы деликатесом. 8)
Alexanches
22.09.21 14:49
в 90-х и ранее черная икра - премиальное потребление? Ну расскажите...
Тайный Пурпурный Ежик
22.09.21 16:13
Ну я лично ее ни разу не пробовал и кажется даже вживую не видел. Был и в 90х и ранее. Рассказал :))В начале 90х мы, кстати питались макаронами, серыми сосисками из бумаги и бедрами Буша. Окорочков почему то не было. Юпи, инвайт и жвачки турбо помню. Черную икру нет.
Борис Попов
22.09.21 11:54
1. НТП связан с численностью населения и текущим технологическим уровнем (производственное оборудование и средства разработки новых товаров).
Тайный Пурпурный Ежик
22.09.21 12:53
Ну и спросом на это НТП. Который формирует как раз потребности общества. Чем больше потребностей у населения, тем больше необходимости в НТП и тем больше туда вкладывают деньги. Конечно, можно и индустриализацию репрессивными методами делать, военку развивать, в космос летать... Но все-такие если результаты НТП обществу реально нужны, то все идет гораздо веселее.
Иван Иванов
07.07.25 05:35
👍👍👍 очень конструктивно
небо море
21.09.21 00:44
Ужасно быть рабом вещей. Статья, безусловно, дельная, но не сказать что сильно удивила.
Что вы могли пропустить
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
10 стыдных вопросов о памяти: отвечает нейрофизиолог Ольга Сварник
0
24 ноября
Жизнь
Колонка
Как отдохнуть по-настоящему, если вы тревожный человек
Как отдохнуть по-настоящему, если вы тревожный человек
0
23 ноября
Жизнь
Жизнь
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
0
21 ноября
Жизнь
Жизнь
Как извлечь пользу из сожалений
Как извлечь пользу из сожалений
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
0
20 ноября
Жизнь
Колонка
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
0
18 ноября
Жизнь
Колонка
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
0
17 ноября
Жизнь
Колонка
Почему умные люди принимают глупые решения
Почему умные люди принимают глупые решения
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Энергия без границ. Узнайте, как сильно атомные технологии изменили нашу жизнь
Энергия без границ. Узнайте, как сильно атомные технологии изменили нашу жизнь
14 ноября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Сенди8 минут назад

0 / 0

Ничего себе, а я не знала, что люди настолько богатые, что покупают iPhone. Да, они классные, но цены у них космические.
iPhone 17 вернёт Apple лидерство на рынке смартфонов — впервые за 14 лет
Аватар автора комментария
Сенди11 минут назад

0 / 0

Класс. Сколько можно с помощью её сделать прикольных вещей...
Adobe выпустила бесплатное расширение Photoshop для редактирования фото прямо в Chrome
Аватар автора комментария
Сенди12 минут назад

0 / 0

Классные, но и цена, конечно, не каждому по карману.
Huawei представила наушники FreeBuds Pro 5 с ИИ-шумодавом и записью голоса
Аватар автора комментария
Сенди13 минут назад

0 / 0

Мне кажется, что у любой породы есть ДНК волка. Просто она сильнее проявляется у тех, кому приходится выживать на улицах.
У большинства собак есть волчья ДНК — учёные рассказали, у каких её больше и меньше всего
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях