Как повести себя в первый рабочий день, чтобы быстрее наладить отношения с коллегами

Расслабьтесь: это не экзамен, и двойку вам точно никто не поставит.

Первый день на новом месте работы во многом определяет и ваши дальнейшие действия, и отношение к вам коллег. Поэтому стоит провести его так, чтобы и у вас, и у новых сослуживцев остались приятные впечатления о вашем появлении.

🙋‍♀️ Телеграм-канал «Ждём резюме» поможет найти работу или сотрудников.

1. Придите на работу вовремя 

Кажется очевидным, что в первый день стоит прийти в офис без опозданий. Однако это не всегда получается. Вы можете собираться чуть дольше, чем планировали. Общественный транспорт иногда приходит не вовремя, а ещё есть риск попасть в пробку. Если вы идёте пешком, то можете ошибиться, рассчитывая время на дорогу, или просто немного заблудиться.

Чтобы точно не опоздать, постарайтесь выйти заранее. Будет неплохо, если вы появитесь в офисе на 10–15 минут раньше. Когда до начала рабочего дня ещё полчаса, а вы уже на месте, можно немного погулять — изучить окрестности или просто пройтись. Если вы нервничаете, такая пауза поможет справиться с волнением.

2. Оденьтесь в соответствии с дресс-кодом 

О том, как принято одеваться в вашей новой компании, стоит узнать заранее. Возможно, в офисе нежелательно появляться в джинсах и тем более в шортах. А может, наоборот — неформальный и расслабленный стиль только приветствуется. Если забыли спросить о дресс-коде, вспомните, как выглядели рекрутер и ваш будущий начальник на собеседовании. Если оденетесь в том же стиле, вряд ли ошибётесь.

Ну а если совсем ничего не помните от волнения, выбирайте образы в стиле кэжуал. Он будет уместно выглядеть и там, где носят рваные джинсы и худи, и там, где отдают предпочтение деловой одежде.   

3. Поздоровайтесь с коллегами

Да, это важно — появиться не молча, а сообщить о своём присутствии. Не стоит кричать «Всем привет!» сразу же, как только открыли дверь. Но вежливо поздороваться с офис-менеджером, а потом — с коллегами, с которыми вы будете работать рядом, необходимо. Если волнуетесь, можно просто кивнуть присутствующим — у вас ещё будет шанс познакомиться ближе.

Постарайтесь сразу же выяснить, как принято обращаться друг к другу — на ты или на вы. В первом случае смело можете говорить при следующем появлении «привет», во втором лучшим вариантом будет «здравствуйте» или «доброе утро». Если вы видите человека впервые, можно сразу представиться — так у него не будет вопросов, кто вы и что здесь делаете. 

4. Подготовьте рассказ о себе 

Возможно, в первый день вам придётся представляться несколько раз. Поэтому лучше продумать заранее, что вы скажете, а не торопливо подбирать слова. Пусть ваше представление займёт меньше минуты. В первую очередь вам стоит сказать, как вас зовут и чем вы будете заниматься в компании. Можно добавить, с какими рабочими задачами к вам можно обращаться. 

Если коллег заинтересует, можно рассказать, откуда вы пришли и почему решили сменить место работы. Но не стоит при этом ругать прежнее начальство или сослуживцев — новые коллеги тут же могут поставить себя на их место. Поэтому будьте корректны. 

5. Попросите показать вам помещение 

Вряд ли это займёт много времени, зато наверняка избавит вас от необходимости задавать вопросы о том, что и где расположено в новом для вас офисе. Постарайтесь запомнить хотя бы самое важное — как найти ваше рабочее место, где туалет и кухня, есть ли комната отдыха, где искать вашего непосредственного начальника. 

Нелишним будет уточнить, какой посудой вы можете пользоваться, а также принято ли пить чай или кофе прямо на рабочем месте или все делают это на кухне. Узнайте, как лучше поступить с использованной посудой — вымыть сразу же под краном или поставить в посудомоечную машину. Это мелочи, но они тоже могут повлиять на впечатление о вас. 

6. Постарайтесь запомнить имена новых коллег

Возможно, будет сложно удержать в памяти сразу всё. Если забудете, как зовут какого-то коллегу, не страшно — можно извиниться и переспросить. Но если запомнили, то лучше обращаться к человеку по имени. Человеку будет приятнее, а вы ещё раз сможете повторить, как его зовут, и вряд ли уже забудете.

Если видите, что кто-то из коллег хочет заговорить с вами, но явно забыл ваше имя, представьтесь ещё раз. В самом начале такие ситуации могут случаться часто, и их лучше воспринимать с юмором. Со временем все запомнят, как кого зовут, и ошибки исчезнут. 

7. Задавайте вопросы и внимательно слушайте ответы 

В самом начале вам почти наверняка многое будет непонятно. Могут понадобиться уточнения и по организации рабочего дня, и по взаимоотношениям в команде, и по работе. Не стесняйтесь спрашивать. Не думайте, что ваш вопрос глупый, — лучше сразу получить ответ, чем наделать ошибок и оказаться в неловкой ситуации. 

Если сомневаетесь, как лучше поступить, всегда стоит спросить. Это касается и работы, и внутренних вопросов. Например, можно уточнить, куда принято ходить на обед и отправляются ли туда все вместе. Если да — можно ли вам присоединиться к общей компании. Возможно, это будет первым шагом к дружеским взаимоотношениям с коллегами.   

Внимательно слушайте ответы сотрудников, особенно те, которые касаются рабочих задач. Если вы что-то пропустите и зададите тот же вопрос снова — вам, конечно, ответят. Но если повторять придётся часто, вы вряд ли создадите себе репутацию внимательного собеседника.

8. Пообщайтесь с новыми коллегами в неформальной обстановке 

Если в компании принято общаться по-дружески и неформально, не сторонитесь коллег. В перерывах они могут обсуждать самые разные нерабочие темы. Говорить о спорте и здоровом образе жизни, воспитании детей и требованиях учителей, новых гаджетах, фильмах и сериалах, музыке, домашних животных и хобби. 

Если вам есть что сказать — не молчите. Иногда дружеские связи начинаются с разговоров о любимых котах или с обмена впечатлениями о новых местах для рыбалки.   

9. Наблюдайте и делайте выводы

Иногда это даже полезнее, чем задавать вопросы. Наблюдая, как общаются коллеги, вы можете понять, кто здесь формальный и неформальный лидер. Увидеть, к кому идут со сложными рабочими вопросами, а с кем приятно поболтать и посмеяться. Такие наблюдения помогут вам легче выстраивать искренние и комфортные отношения с коллегами

Если вам кажется, что кому-то может понадобиться ваша помощь, предложите её. Возможно, она будет уместна — например, вы уже работали с приложением, которое ваш сослуживец только начал осваивать, и способны дать ему пару полезных советов. Но может случиться, что человек откажется от помощи. Не настаивайте — он пока ещё мало вас знает. Возможно, он интроверт, поэтому знакомство с новым человеком для него тоже стресс. Уважайте границы других, и в будущем у вас могут возникнуть тёплые и приятные отношения. 

Наблюдая, вы можете оценить, какая атмосфера сложилась в вашей новой команде. Это поможет вам понять, будет ли вам комфортно в этом коллективе.

10. Работайте, просто работайте

Вы пришли в новую компанию как профессионал, поэтому сразу же приступайте к своим рабочим задачам. Возможно, первый день будет посвящён онбордингу, знакомству с правилами и нормативами, а также составлению планов. Постарайтесь разобраться с предварительными вопросами побыстрее и сразу же приступить к основным задачам.

Есть вероятность, что на прошлом месте процесс был устроен иначе. Не спешите сразу же критиковать новые правила. Сначала разберитесь в них, изучите все плюсы и минусы. Если вы захотите внести коррективы, это можно будет сделать чуть позже, когда вы уже немного освоитесь.

11. Будьте самим собой

Может быть, это самый важный пункт. Не стоит играть роль супергероя или самого общительного в мире собеседника, если такое амплуа вам некомфортно. Достаточно вашего искреннего интереса к работе и коллегам, доброжелательности и стремления во всём разобраться.

Не бойтесь чего-то не понять или сделать не так. Возможно, вы будете совершать ошибки — в самом начале их допускают практически все. Вероятно, и руководитель, и каждый из коллег когда-то был на вашем месте. Поэтому они, скорее всего, поймут вас. А если станет совсем сложно — найдите, к кому обратиться за помощью.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Каролина Вилья / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter