Почему нелегальное скачивание контента делает человека не пиратом, а вором

Не даём пиратам оправдаться и рассказываем, как смотреть сериалы, слушать музыку и пользоваться софтом и не разориться.

Почему люди скачивают нелегальный контент

У пиратов тысячи оправданий, и почти все не выдерживают критики.

То, что в открытом доступе, принадлежит всему миру

«Если я могу что-то взять бесплатно, значит, я имею на это право».

Конечно, нет. То, что распространитель пиратского контента взял на себя все юридические риски и выложил контент в открытый доступ, не значит, что вы можете смотреть сериал онлайн без зазрений совести. Seasonvar, Kinogo и FreeSoft существуют только потому, что пираты ими пользуются.

От авторов не убудет

«У разработчиков, музыкантов, режиссёров и писателей полно денег. Неужели им действительно так нужна пара сотен моих рублей?»

Условным Universal и Warner Bros. вы действительно не навредите: все риски большие корпорации продумывают. А вот более уязвимые, независимые и самостоятельные творцы просто сгинут, если будут писать книги, снимать фильмы и записывать музыку, рассчитывая на деньги с продажи лицензий. Всё из-за пиратов.

Мы спросили деятелей искусства, писателя и музыканта, о том, сколько денег можно заработать на музыке и литературе, если ты не Монеточка или Сергей Лукьяненко.

Антон Образина
Вокалист московской нойз-рок-группы Jars. Jars выступает в Москве раз в пару месяцев, ездит в туры, издаёт музыку в стриминговых сервисах и на физических носителях.

Вообще у меня нет такого уж серьёзного предубеждения против пиратства, но могу понять музыкантов, которые борются с этим. Наш доход со стримингов пока ни разу не превысил 100 долларов за квартал. Это настолько незначительно, что я даже не помню суммы. Основные деньги мы получаем с концертов, продажи мерча и носителей: кассет и пластинок. Но всё это моментально съедает запись, съёмки видео или иные производственные дела. Пока что мне кажется, что выход в ноль — это уже показатель определённого успеха для DIY-артиста.

Должен сказать, что стриминги вызывают у меня серьёзные вопросы. Да, это удобный способ доставки своей музыки слушателю, но выплаты за это получаются абсолютно жалкие. Справедливости в этом не сильно больше, чем в прямом воровстве, разве что это вроде как легально. Какие-то ощутимые доходы со стримингов получают только крупные артисты, они же и относительно ощутимо могут пострадать от пиратства. А маленькие и нишевые музыканты будут страдать всегда. Или же не будут страдать никогда — это как посмотреть.

Артём Сошников
Молодой писатель, выпускник Литературной мастерской Аствацатурова и Орехова.

У молодых прозаиков словосочетание «заработок писателя» не вызывает ничего, кроме усмешки. Выпускники нашей литературной мастерской публикуются в толстых журналах, писательских сборниках, у них выходят книги — но денег за свой труд не ждёт никто.

Говорят, что в случае успеха первой книги ты можешь рассчитывать на 30–40 тысяч рублей гонорара. Возможно, тебе заплатят роялти с продаж тиража. Стартовый тираж ведущих издательств — плюс-минус 3 000 экземпляров, с такого количества ты получишь… ну, ещё тысяч 30. Издательство всегда заинтересовано заплатить поменьше, не рисковать.

Роман, на который ты тратишь год-полтора бессонных ночей, вечеров и выходных, оценивается на рынке как две зарплаты сотрудника «Макдака».

Хороший роман может получить премию. Победитель «Нацбеста», допустим, заработает 900 000 рублей. Но победа никому не гарантирована, рассчитывать на эти деньги не стоит.

Большинство писателей промышляет чем может: преподаёт в университетах, работает юристами, пишет сценарии… и так далее. Конечно, на рынке есть исключения вроде Сорокина или Пелевина. Но даже у Прилепина есть собственный бизнес, а Алексей Иванов получает основной доход со сценариев и экранизаций. Для того, чтобы жить литературой, нужно учитывать желания аудитории, уметь себя продавать и подавать, заводить знакомства… это очень сложная и комплексная задача. Одним талантом, качеством прозы обойтись не выйдет.

Литература перестаёт быть профессией, но остаётся призванием, так что я не переживаю. Если хочется заработать денег — лучше стать востребованным специалистом или бизнесменом. Люди пишут не ради прибыли, а потому что не могут не писать. Конечно, рыночные механизмы душат таланты, не позволяют нам писать много и регулярно. Но те из нас, что преодолеют трудности, в итоге станут сильными авторами, авторами-титанами. И сюжеты мы, конечно же, возьмём из нашей повседневной жизни.

Выводы делайте сами.

У меня нет денег

«Лицензионный контент дорого стоит. Особенно в России и особенно западный — там-то и зарабатывают, и платить привыкли больше».

Действительно, за хорошую игру от большого бренда на PlayStation 4 придётся заплатить до 5 тысяч рублей, а условный Photoshop стоит почти 1,5 тысячи в месяц. Но есть аргументы и против:

  • Контент становится доступнее, а многие лицензии у нас стоят дешевле. Например, сейчас вместо покупки альбома за 109 рублей в iTunes вы можете купить подписку на Apple Music за 169 рублей в месяц и слушать не только его, а все альбомы мира. И да, в Америке такая подписка стоит 10 долларов — больше 600 рублей.
  • Много контента просто не нужно. Сколько фильмов остаются в памяти после просмотра? Два, три в месяц? А как часто вы слушаете музыку? А сколько книг читаете? Мы не призываем потреблять меньше контента, просто предлагаем посчитать бюджет, который вы потратили бы на лицензионное кино, книги и музыку. Возможно, выйдет не так много.
  • Условные Photoshop и Lightroom — инструменты для профессионалов. Строители покупают шуруповёрты, диджеи — пульты, а фотографы и дизайнеры — Photoshop и Lightroom. Если вы не пользуетесь софтом как профессионал, то можете рассмотреть бюджетные или бесплатные альтернативы, а серьёзные игрушки оставить тем, кто на этом зарабатывает. Есть вероятность, что вы станете дизайнером в будущем, но ведь вы не крадёте гитару, чтобы стать музыкантом?

Возможность приобретать легальный контент есть не у всех. Не у всех пожилых людей, детей или, например, учителей информатики, которые ставят пиратскую Windows на школьные компьютеры. Но обычно этот аргумент исходит не от них.

Авторы и сами не против пиратов

«Да если бы не пиратство, эти деятели никому и нужны бы не были! Пускай скажут нам спасибо».

Действительно, иногда авторы сами выступают за свободное распространение творчества, говорят спасибо пиратам и выкладывают свои произведения на некоммерческие площадки. К Oxxxymiron можно относиться по-разному, но подобную позицию он красноречиво ещё в 2013-м.

Ещё один пример, за которым не надо далеко ходить, — реакция создателей «Игры престолов» на то, что многие зрители не платили за доступ к сериалу. Портал Techdirt комментарии режиссёра Дэвида Петрарки и генерального директора WarnerMedia Джеффа Бьюкса. Кажется, они всем довольны.

Дэвид Петрарка
Один из режиссёров «Игры престолов».

Нелегальные скачивания «Игры престолов» спровоцировали шум вокруг сериала и сделали шоу процветающим.

Джефф Бьюкс
Генеральный директор WarnerMedia — владельца HBO.

Да, я думаю, что «Игра престолов» — самое «спирачиваемое» шоу в мире. И это звание лучше, чем «Эмми».

И всё же это не оправдание. Пользоваться контентом бесплатно допустимо, но только если автор сам предоставил для этого все возможности.

Пиратский контент — это самодостаточный продукт

«Озвучки от „Фаргуса“ гениальны. Голос Володарского — бальзам на душу. Альбом Beastie Boys — Paul’s Boutique, построенный на чужих сэмплах, прекрасен. Пиратские радиостанции, вещающие музыку без лицензий с морских суден, изменили мир».

Да, мы тоже всё это любим, но современное пиратство не за что романтизировать. Оно не про творчество и талантливые интерпретации чужого материала. Оно про бездарное воровство, яркие баннеры, браузер «Амиго» и бесконечные «ставки на спорт».

Я обязательно куплю лицензию, если мне понравится продукт

«Зачем платить за то, что может не понравиться? Если будет круто, я потом всё куплю, честно-честно!»

Ну, во-первых, скорее всего, человек всё равно ничего не купит. А во-вторых, никто же не надкусывает яблоко в магазине перед покупкой?

То, что мне нужно, просто нельзя купить

«Хочу посмотреть пару серий „Скорой помощи“ из 1990-х, а потом — редкие выпуски „Монти Пайтон». И ребёнку „Улицу Сезам“ показать. Очень хочу заплатить, но не знаю кому».

Пожалуй, это единственное работающее оправдание.

Пользоваться лицензионным контентом неудобно

«У меня нет времени разбираться с этими подписками и стриминговыми сервисами. Запрос в поисковике, пара кликов, и я смотрю любимый сериал — это гораздо удобнее».

С большинством популярных сервисов придётся потрудиться лишь раз: завести аккаунт и привязать банковскую карту. Современный пират сталкивается с куда большим количеством неудобств: навязчивой рекламой или, например, нестабильно работающим софтом, «крякнуть» который может быть куда сложнее, чем купить.

Другие тоже это делают

«Почему всем можно, а мне нельзя?»

Да, многие тоже воруют контент. А многие не воруют, и быть во второй группе, на наш взгляд, как-то правильнее.

Каковы последствия пиратства

Не бывает преступления без жертвы. И в случае с пиратством жертвами выступают производители контента, его потребители и, самое прискорбное, искусство.

Авторы не зарабатывают деньги

Ещё 10–15 лет назад культура легального приобретения контента у нас была совершенно не развита, а купить что-то по-честному было непросто: лицензионные диски продавались не в каждом городе и стоили в разы дороже «пираток». Может показаться, что в эпоху стриминговых сервисов и ПО по подпискам, когда большинство из нас привыкло платить за что-то в интернете, ситуация изменилась, но нет.

Портал MUSO, специализирующийся на исследованиях нарушений авторских прав, , что в 2018 году количество посещений пользователями пиратских сайтов выросло по отношению к данным 2017 года на 1,6%. Россия заняла второе место по количеству правонарушителей, уступив первую позицию США.

По данным , проведённого блогом о стриминговых видеосервисах CordCutting.com, Netflix ежемесячно теряет 192 миллиона долларов из-за пользователей, которые делятся своим аккаунтом с друзьями. 40 и 45 миллионов — убытки сервисов Hulu и Amazon Prime соответственно.

Ежегодный Международной федерации производителей фонограмм говорит о том, что каждый третий пользователь слушает музыку нелегально.

Большинство результатов исследований свидетельствуют о грандиозных убытках корпораций из-за пиратства. Но у игроков помельче всё ещё хуже: одни компании сокращают штаты и экономят на производстве, другие — закрываются, а вольные творцы-одиночки умирают в нищете или ходят на основную работу, занимаясь творчеством по выходным.

Поп-культура становится примитивнее

Киноделы понимают, что могут рассчитывать только на прокат, выпуская эффектные трейлеры и фильмы нестабильного качества. Музыканты уходят от сложных форм и стремятся заинтересовать слушателя в первые секунды трека, пока тот не скипнул его в плеере «ВКонтакте». Гейм-дизайнеры, вынашивающие проекты годами, просто боятся рисковать. Ведь проще сделать игру покороче и заработать деньги на встроенном платном контенте и дополнениях.

Мы не снобы, выступающие за элитарность искусства, но присутствие Артура Пирожкова в топах «Яндекс.Музыки» даже не тревожный звоночек, а тревожный грохот колокола. Как и то, что Владимир Мединский с Александром Невским судьбу российского кино.

Не пиратством единым — формированию печальной картины послужили и другие причины. Чей-то дурной вкус, чьё-то отсутствие таланта.

Сами пираты потребляют продукт сомнительного качества

Вот с чем приходится мириться:

  • с рекламой перед песнями и сериалами, иногда — посреди серии;
  • играми с багами и самыми внезапными глюками;
  • отсутствием своевременных обновлений и поддержки от производителя;
  • вероятностью заразить компьютер или смартфон вирусами.

Как закон карает за пиратство

Всё зависит от того, что человек натворил.

Более подробно о правовом регулировании пиратства можно прочитать в статье УК РФ и главе ГК РФ.

Прецедентов в России было не много, но вероятность того, что молния ударит в вас, всегда есть. Судебная кара уже настигла администраторов торрент-трекера семью и активного пользователя торрент-трекера Алексея . Также уголовное дело было возбуждено против несчастного директора сельской школы Александра , который поставил в классы компьютеры с пиратской Windows.

Как жить честной полноценной жизнью и не быть пиратом

Не быть пиратом в 2019-м легче, чем когда-либо. Вот что можно сделать.

Купить подписку на музыкальный стриминговый сервис

Самые популярные из них — Apple Music, «Яндекс.Музыка», Deezer и «Google Play Музыка». Вот тарифы:

Индивидуальная подписка Семейная подписка Студенческая подписка Бесплатный период
Apple Music 169 рублей в месяц 269 рублей в месяц 75 рублей в месяц 3 месяца
«Яндекс.Музыка» 169 рублей в месяц 3 месяца
Deezer Обычная подписка — 169 рублей в месяц, подписка с музыкой в формате FLAC — 339 рублей в месяц 255 рублей в месяц 84 рубля 50 копеек в месяц 30 дней
«Google Play Музыка» 169 рублей в месяц 269 рублей в месяц 30 дней

Купить подписку на онлайн-кинотеатр

Чтобы не искать сериалы и фильмы на подозрительных сайтах, вы можете оформить подписку на онлайн-кинотеатр с ежемесячной оплатой. Netflix, «Амедиатека», ivi.ru, «Кинопоиск» — вариантов масса. Выбирать сервис в этом случае лучше исходя не из цены, а из каталога.

Подобрать бесплатные альтернативы дорогому ПО

Большинству пользователей не нужны дорогостоящие Photoshop или Audition. Чтобы обрезать картинку, достаточно редактора Paint.NET, а чтобы склеить два кусочка аудио — бесплатного Audacity.

Вместо покупки программы или поиска её «крякнутой» версии попробуйте ввести в Google запрос «*Название программы* free alternatives». Скорее всего, что-то найдётся.

Покупать музыку и фильмы на носителях

Коллекция из того, что можно потрогать, всегда приятнее. И с дисками, пластинками и аудиокассетами у вас не будет ощущения, что вы заплатили за воздух.

Играть по правилам площадки

Можно купить альбом в iTunes, а можно «выдернуть» его из YouTube — сервиса, где есть любая музыка, а защита от скачивания обходится проще простого. И здесь важно уловить эту грань: слушать музыку на YouTube не пиратство, а качать её с помощью сторонних программ — уже да.

Приговор

Статистика намекает, что пиратство будет жить ещё долго. Но это не значит, что это правильно. Мы всегда призывали соблюдать этику в Сети и уважать чужую интеллектуальную собственность. В 2019-м это делать проще простого.

Если мы кого-то не переубедили и вы остаётесь пиратом, который принципиально не платит за контент, — что ж, возможно, мы доживём до момента, когда время выкинет ваши принципы на свалку истории. Вместе со всеми торрентами, ставками на спорт и сериалами без СМС и регистрации.

А если вы согласны, что нелегальное потребление контента лишает авторов денег и ведёт к деградации поп-культуры, поделитесь этой статьёй в социальных сетях. Возможно, кто-то из пиратов перейдёт на сторону добра.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Ольга Селепина
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Speakeasy
15.01.24 13:45
Объясните это обзорщикам фильмов и сериалов на этом же сайте.
Адриан Зубров
16.01.24 14:34
| изменено
пиратство -- это вполне норм, проблемы только с совестью, потому что нас научили капиталистической морали! Да, если всё доступно, мож, многие деятели искусства прогорят -- но не жалко, зато искусство не будет коммерческим, будут делать только те, кто хочет СОЗДАТЬ, а не срубить бабла! Искусство и коммерция -- вещи несовместимые! Поэтому я ЗА пиратство, не пойман -- не вор! А копирастов -- в баню, это просто тлетворное влияние Запада!
Адриан Зубров
16.01.24 14:36
именно, что копирастия!
Игорь Иванов
10.04.24 12:29
| изменено
Все эти излияния имеют проблему - сваливают на отдельно взятого потребителя проблемы индустрии в целом. А народ банально не верит во все эти "начни с себя" и "из искры возгорится пламя" и не готов взваливать на себя. Т.е. потребителю предлагается прямо сейчас заплатить за то, что он может спокойно получить даром и надеяться, что и другие так же поступят. Но гарантий никаких, а сумма заметная. Поэтому проще скачать и не заморачиваться проблемами людей, которых ты никогда не увидишь.
Читать все комментарии