Правило 1. Выберите правильный пруд

Когда я спросил Боба Саттона, преподавателя аспирантуры Стэнфордской школы бизнеса, какой совет из тех, что он даёт своим студентам, самый лучший, он ответил:

Начиная работать в новом месте, хорошенько присмотритесь к своим будущим коллегам, поскольку велики шансы, что вы станете походить на них, а не они на вас. Вы не сможете их изменить. Если они вам не нравятся, то вы здесь не приживётесь.

Неподходящая рабочая обстановка может изменить вас в худшую сторону и сделать несчастным. Как показывают исследования, непорядочность заразна. Видя, что окружающие поступают нечестно, мы тоже начинаем нарушать правила.

К счастью, влияние коллектива распространяется в обе стороны. Когда мы видим, что окружающие ведут себя самоотверженно, то тоже начинаем поступать альтруистично. А если вы оказались в дурной среде, объединяйтесь с другими хорошими людьми.

Правило 2. Первым идите на сотрудничество

Когда преподаватель Гарвардской школы бизнеса Дипак Мальхотра обучает студентов искусству переговоров, то в первую очередь рекомендует вызвать у оппонента симпатию, а не проявлять жёсткость.

Также ключевую роль в формировании чувства взаимного сотрудничества может сыграть любезный жест — предложение помощи. Это не значит, что вы должны давать каждому встречному по двадцатке. Услуги и любезности могут быть совсем небольшими.

Возьмите и отправьте новому сокамернику подарочную корзину. Когда в тюремном дворике начнут размахивать ножами, гораздо больше людей будет прикрывать вашу спину.

Цитата из книги «Лаять не на то дерево»

Мы часто забываем о том, что довольно простые действия (например, потратить 30 секунд на написание электронного письма, чтобы представить одного человека другому) могут принести кому-то огромную пользу (например, новую работу).

Правило 3. Помните: самоотверженность — это признак не святости, а глупости

Доверие к окружающим в целом более эффективно. Невозможно предсказать, насколько успешным будет сотрудничество в каждом конкретном случае, но выигрывать вы точно будете чаще, чем проигрывать. Результаты исследования эффекта доверия показали, что самые успешные люди оценивают своё доверие к окружающим на 8 баллов — не на 10!

Однако слишком много отдавая, мы начинаем эмоционально выгорать. Двух часов добровольной помощи другим в неделю вполне достаточно для улучшения самоощущения. Так что не нужно винить себя в том, что вы не жертвуете собой, но не нужно и оправдываться тем, что вам не хватает времени.

Правило 4. Трудитесь усердно, но проследите, чтобы это заметили

Чему можно научиться у наглых эгоистов, не уподобляясь им? Они не стесняются форсировать свой прогресс. Эгоисты рекламируют себя и договариваются о выгодных для себя условиях. Они стараются быть заметными. Это можно делать, и не становясь беспринципным наглецом. Вам определённо будет полезно немного выставить себя напоказ, не утратив свои высокие моральные качества.

Давайте обойдёмся без ханжества и наивности. Вам действительно нужно быть заметным, а нравиться начальству необязательно. Такова человеческая натура.

Упорный труд не окупается, если люди не знают, кого за него награждать.

Думаете, кому-то удалось бы успешно продавать отличный продукт совсем без рекламы и участия маркетологов? Вряд ли. Где же баланс?

Каждую пятницу отправляйте начальнику электронное письмо с кратким перечнем своих достижений за рабочую неделю. Ничего особенного, просто вкратце покажите ему, сколько всего полезного успели сделать. Если вы думаете, что он сам всё видит, не обольщайтесь. У него масса собственных дел и проблем. Он оценит ваш поступок и начнёт ассоциировать вас с какими-то положительными известиями (исходящими от вас, разумеется). И когда придёт время просить прибавку к зарплате (или обновить резюме), вам нужно будет лишь пересмотреть те письма и вспомнить, почему вы такой прекрасный работник.

Правило 5. Думайте о будущем и заставьте других делать то же самое

Старайтесь сделать всё возможное, чтобы открыть для себя перспективы. Включите в контракт больше этапов. Расскажите людям о том, как вы можете помочь им в будущем. Чем больше эпизодов взаимодействия или общих друзей, чем выше вероятность повторных контактов, тем выгоднее оппоненту относиться к вам хорошо.

Люди всегда пытаются установить два факта: можно ли доверять потенциальному партнёру и какова вероятность встретиться с ним снова. Ответы на эти вопросы в большей степени будут определять, что любой из нас захочет сделать в данный момент.

Дэвид Дестено, руководитель группы по изучению социальных эмоций в Северо-Западном университете

Правило 6. Прощайте

Жизнь шумная, сложная, и мы не располагаем полноценной и точной информацией о других людях и их мотивах. Иногда нежелание сотрудничать возникает из-за банального недопонимания.

Признайтесь, вы даже себе не всегда можете доверять. Вы говорите, что худеете, а потом кто-то приносит на работу пончики, и вы отправляете свою диету ко всем чертям. Означает ли это, что вы навеки провинились и больше никогда не сможете себе доверять? Конечно, нет!

Очень важно иногда давать второй шанс. Вы несовершенны, другие люди несовершенны, все мы, бывает, запутываемся и делаем не то, что собирались.

Книгу Эрика Баркера «Лаять не на то дерево» стоит почитать тем, кто хочет разобраться, что отличает невероятно успешных людей от всех остальных, а также выяснить, как стать похожим на них и почему в некоторых случаях лучше этого не делать.

Как добиться успеха: «Лаять не на то дерево», Эрик Баркер

Купить книгу

Читайте также