Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Декабрь без стресса
🎁 Подарки на Новый год
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
МакрадарТехнологии
9 июля 2015

Профессия саунд-дизайнера: как создают музыку и озвучку к играм

Фото автора Андрей Байкалов
Андрей Байкалов

Профессия саунд-дизайнера: как создают музыку и озвучку к играм

Хорошую игру не сделать без оригинальной озвучки. Голоса персонажей, звуки, музыка — все это работа саунд-дизайнера. «МакРадар» связался с четырьмя известными специалистами в этой области и попросил рассказать о своей работе.

Александр Ахура, автор озвучки более 200 игр, среди которых серия Zombotron, Snail Bob 3–8, Train Valley, Wake Up the Box 3–5, Back to Zombieland

У меня в основном игры казуальные, то есть несерьезные. Поэтому, в моем случае, основной навык — оставаться в душе веселым мальчишкой при написании музыки и подборе звуков. Если говорить серьезно, то композитор, который пишет для игр, должен обладать базовыми навыками написания музыки, в частности, навыком гармонии. Поучиться этому можно в старых мультиках 50–70 годов прошлого века. Там как раз музыка, которую можно назвать «игровой», она хорошо показывает, как надо писать музыку для игр.

Я веду сразу много проектов. Идеальный случай — когда я вживаюсь в игру, начинаю чувствовать ее как бы изнутри. Например, недавно я работал над игрой, в которой были игрушечные рыцари. Я сделал музыку со средневековыми мотивами, где в качестве основного инструмента использовалась лютня. Добавил немного эпичных ноток. То есть я прожил жизнь с персонажами игры, словно сам побывал в Средних веках.

Мой подход к написанию музыки можно назвать интуитивно-абстрактным. А есть композиторы, которые не станут работать без диздока. В диздоке подробно описаны персонажи, сюжет, графический стиль, уровни, геймплей, оружие, интерфейс и так далее.

Начало работы со звуком зависит от разработчика, и некоторые в самый последний момент обращаются ко мне. Это плохой вариант. Хороший вариант — когда уже есть базовый графический стиль, может быть, начальный геймплей. Тогда можно примериться, как-то поэкспериментировать. Ведь редко с первого раза получается хорошо.

Из игр с отличной, на мой взгляд, озвучкой я бы назвал мобильные игры Machinarium, Botanicula, Shadowmatic.

Петр Руденко, автор музыки к игре «Lost Toys»

Для меня музыка — это хобби, поэтому я пишу треки и выкладываю их в доступ под свободной лицензией. Ко мне периодически обращаются с просьбой разрешить использовать музыку в своих проектах. Так было и с «Lost Toys». Мне написала продюсер Даниель, и мы договорились, что они возьмут треки в свою игру. На этом мое участие в работе над игрой закончилось. После выхода «Lost Toys» мне прислали в подарок iPad 4.

За последние несколько лет у меня выработался свой стиль работы. Для меня ключевое понятие — это состояние. Иногда говорят, что музыка — это язык передачи эмоций, но слово «эмоция» мне не нравится, оно слишком мутное, непонятное. А вот когда мы говорим о состоянии, то здесь все понятно, потому что состояние — внутри тебя, ты его ощущаешь. Мне нужно несколько дней, чтобы настроиться, поймать творческое состояние и еще несколько, чтобы вернуться к нормальному, обычному состоянию. Поэтому я пишу мало.

По профессии я программист. Существующие решения для записи музыки меня не устраивали, поэтому я написал свой секвенсор. И музыку пишу в нем. На заказ не пишу, могу вспомнить только один случай, когда работал над одним из модов Fallout.

Приложение не найдено

Ресса Шварцвальд, автор музыки к играм Legends of Eisenwald, Ancient Planet, Divide By Sheep, Nelly 2

Нужно знать музыкальную грамоту и основы композиции, уметь работать с синтезаторами и библиотеками семплов, иметь хотя бы начальные знания звукорежиссуры. Дальше все зависит от специализации: многие композиторы работают в определенной стилистике. Одни пишут восьмибитку и углубляются в синтез звука; другие пишут симфонику и изучают оркестровку, особенности звучания живых инструментов. Знания звукорежиссуры нужны для того, чтобы суметь свести трек, заставить его хорошо, коммерчески звучать. А еще игровому композитору стоит разбираться в геймдизайне — понимание связей между геймплеем и музыкой очень важно в работе.

Саунд-дизайнер создает звуковые эффекты, а в нашем случае озвучивает игровые события, анимации, персонажей, интерфейс и так далее. Звуки берутся из библиотек, которые он покупает или создает, многие специалисты сами пишут звук для конкретного проекта. В широком смысле саунд-дизайнерами часто называют аудио-продюсеров. Такие специалисты создают общий аудиальный стиль игры и помогают имплементировать звуки — локализовать в игровом пространстве, поместить в среду, обозначить условия, в которых звук должен проигрываться.

Когда я начинаю работу над проектом, для начала смотрю билд игры, консультируюсь с геймдизайнерами насчет деталей сеттинга и сюжета, прописываю драматургию звука и уточняю техническое задание. Бывает, то, что я хочу реализовать, не вписывается в бюджет или занимает слишком много рабочего времени программистов — тогда приходится корректировать драматургию. После этого начинаю писать музыку (скетчирую, довожу до чистового звучания), создаю и помогаю имплементировать sfx. Чтобы сделать sfx по анимации, я всегда снимаю геймплейное видео с нужным элементом, будь то персонаж, кнопка или экран выигрыша с восторгами и фейерверками. Когда игра озвучена, я обязательно тестирую ее со звуком и вношу правки — даже учитывая работу с видео и ювелирную подстройку под хронометраж анимаций, в игре многое звучит иначе, чем в секвенсоре.

Обычно разработчики договариваются со мной, когда игра почти готова. Бывает, обращаются раньше, когда есть прототип геймплея и скетчевая графика, тогда я сначала создаю черновую музыку, а потом, когда игра готова, делаю остальное. Иногда разработчики настолько вдохновляются музыкой, что добавляют новые детали в игру — обычно это касается сюжета.

Сергей Мелконян, автор музыки к игре Shadowmatic

Сочинение музыки для игр имеет свою специфику. Во-первых, это всегда предлагаемые обстоятельства, и ты не можешь выйти за рамки ограничений. Ты должен четко знать технические спецификации девайса для игры, будь то iPhone, iPad или что-то еще. Во-вторых, нужно учитывать возраст игроков. Например, в нашей игре Shadowmatic возраст игроков от 4 лет до 40 и старше. Нужно было найти золотую середину, чтобы удовлетворить все категории игроков. Ведь кто-то спокойный по характеру и играет так же, а кто-то более импульсивный. Даже среди жанров игр есть своя специфика написания музыки. Я сочинял и для аркад, и для квестов. Всегда есть свои нюансы.

В Shadowmatic восемь основных комнат, одна из них детская, и мне поначалу не удавалось найти подходящую музыкальную тему. После долгих попыток я переименовал тему «детская комната» на «детство» и стал сочинять не детскую музыку, а музыку, напоминающую детство. Ведь всем взрослым есть что вспомнить.

Мой метод написания музыки специфичен. Я начинаю с поиска определенного алгоритма.

Для Shadowmatic я изучил ритм дыхания людей во время проигрывания тех или иных композиций. Сколько вдохов-выдохов делает взрослый, ребенок, как меняются характеристики дыхания в моменты радости, грусти и так далее.

Спустя три недели после начала исследования я нашел алгоритм к написанию музыки для Shadowmatic и написал 11 композиций. У каждой из них своя драматургия, своя история.

Прежде чем стать музыкантом, я закончил театральный институт. Например, в актерском мастерстве есть такое понятие, как темпо-ритм. При написании музыки я часто пользуюсь театральными традициями. Мне это помогает.

Для Shadowmatic я не только написал музыку, но и работал как саунд-дизайнер, хотя саунд-эффектов, как таковых, в игре не много. Работа саунд-дизайнера по сути не отличается от работы графического дизайнера — те же слои, фантазия и компромисс между техническими решениями и эмоциональными порывами.

Shadowmatic
TRIADA StudioЦена: 199,00 рублей
Загрузить
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%

Chto podarit' mal'chiku na Novyj god: 15 klassnyh idej

Что подарить мальчику на Новый год: 15 классных идей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Берём в подарок планшет Huawei MatePad 11.5 с высоким рейтингом покупателей

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Надо брать: беспроводная зарядная станция Ugreen MagFlow со скидкой 43%

Nahodki AliExpress: samye interesnye i poleznye tovary

Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 подарков парню на Новый год, которые не будут пылиться на полке

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

10 бытовых товаров от Synergetic, которые часто покупают на Ozon

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

5 хороших электрических зубных щёток дешевле 5 000 рублей

Это интересно
Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

Подготовка к беременности: где бесплатно пройти обследования и получить поддержку

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

3 фактора, которые влияют на качество вашего сна

проигрыватели на разный бюджет

Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет

5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

5 гаджетов, которые помогут сделать жизнь проще

Реклама
Комментарии
Евгений Мартинсон
10.07.15 07:54
Очень интересно, спасибо!! Сам занимался саунд дизайном раньше, а сейчас в разработку мобильных приложений углубился - сфера по деньгам более понятная. Кто еще пишет музыку для игр - сколько примерно стоит озвучка игры? (понятно, что вопрос всегда в объеме проекта, но есть же какие-то "от и до").
Что вы могли пропустить
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
10 бесплатных онлайн-сервисов, чтобы сделать гифку из видео
0
Вчера
Технологии
Технологии
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
Проигрыватель в подарок: 3 варианта на разный бюджет
0
Вчера
Устройства
Устройства
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
Как выбрать кофемашину для дома и не разочароваться
0
14 декабря
Ликбез
Технологии
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
Telegram представил новые функции в приложении — и подколол мессенджер Max
0
13 декабря
Новости
Технологии
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
Как посмотреть свои игровые итоги 2025 года на PlayStation в России
0
13 декабря
Технологии
Технологии
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
Windows 11 позволит запускать Android‑приложения в полноэкранном режиме
0
13 декабря
Windows
Новости
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
Новая теория заговора: библиотекари скрывают книги, которые советует ChatGPT
0
12 декабря
Новости
Технологии
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
Рататуй в мире гаджетов: представлен ИИ-куб для оценки степени готовности блюд
0
12 декабря
Новости
Устройства
«Сбер» запустил оплату картами «Мир» со смарт‑часов — без интернета и смартфона рядом
«Сбер» запустил оплату картами «Мир» со смарт‑часов — без интернета и смартфона рядом
0
12 декабря
Новости
Технологии
Что такое конвекция в духовке и зачем она нужна
Что такое конвекция в духовке и зачем она нужна
0
12 декабря
Ликбез
Технологии
WhatsApp заново изобрёл голосовую почту — теперь можно отправлять аудио- и видеоответы на пропущенные
WhatsApp заново изобрёл голосовую почту — теперь можно отправлять аудио- и видеоответы на пропущенные
0
12 декабря
Новости
Технологии
Google показала инновационный браузер Disco — он создаёт мини-приложения под задачу на лету
Google показала инновационный браузер Disco — он создаёт мини-приложения под задачу на лету
0
12 декабря
Браузеры
Новости
OpenAI представила флагманскую ИИ-модель GPT-5.2 — в попытке угнаться за конкурентами
OpenAI представила флагманскую ИИ-модель GPT-5.2 — в попытке угнаться за конкурентами
0
12 декабря
Новости
Технологии
Герои Disney, Pixar и Marvel приходят в ChatGPT и Sora — нейровидео с ними теперь официально разрешено
Герои Disney, Pixar и Marvel приходят в ChatGPT и Sora — нейровидео с ними теперь официально разрешено
0
11 декабря
Новости
Технологии
Последний оплот: Apple сильно усложнила блокировку iMessage со стороны правительств
Последний оплот: Apple сильно усложнила блокировку iMessage со стороны правительств
0
11 декабря
iOS
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Иваника Иванова5 минут назад

0 / 0

Скажите, что она подобна богине. Есть такая античная статуя Venus Kallipygos
12 ёмких английских слов, которые заставляют сомневаться в богатстве русского языка
Аватар автора комментария
Iris Strange14 минут назад

0 / 0

4. абракадабра. тарабарщина 5. иризация. чем это слово хуже, чем перевод на английский - не совсем ясно. 7. опыт. предыстория. анамнез. но согласна, что понятие "background" делает особенный акцент на смысле "база для настоящего". отсюда его популярность в нашей стране, калька в разговорной речи гуляет давно уже. это так, сходу. да и всё остальное перевести можно, если хоть немножко заморочиться. а первое вообще сами перевели - и ничего, хуже не стало :):)
12 ёмких английских слов, которые заставляют сомневаться в богатстве русского языка
Аватар автора комментария
Элина55 минут назад

0 / 0

Ну кто виноват что у вас руки из ж пы растут?а бабушки скажите что доллар до сих пор не упал,и зависть это плохое дело.
Творожные кексы с яблоками и корицей
Аватар автора комментария
Skubacok59 минут назад

0 / 0

Согласен. Считаю отличным подарком для автолюбителя ))
Пусковое устройство от Baseus, которое пригодится зимой. Сейчас на него скидка 48%
От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

От ПМС до овуляции. Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях