Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
МакрадарТехнологии
9 июля 2015

Профессия саунд-дизайнера: как создают музыку и озвучку к играм

Фото автора Андрей Байкалов
Андрей Байкалов

Профессия саунд-дизайнера: как создают музыку и озвучку к играм

Хорошую игру не сделать без оригинальной озвучки. Голоса персонажей, звуки, музыка — все это работа саунд-дизайнера. «МакРадар» связался с четырьмя известными специалистами в этой области и попросил рассказать о своей работе.

Александр Ахура, автор озвучки более 200 игр, среди которых серия Zombotron, Snail Bob 3–8, Train Valley, Wake Up the Box 3–5, Back to Zombieland

У меня в основном игры казуальные, то есть несерьезные. Поэтому, в моем случае, основной навык — оставаться в душе веселым мальчишкой при написании музыки и подборе звуков. Если говорить серьезно, то композитор, который пишет для игр, должен обладать базовыми навыками написания музыки, в частности, навыком гармонии. Поучиться этому можно в старых мультиках 50–70 годов прошлого века. Там как раз музыка, которую можно назвать «игровой», она хорошо показывает, как надо писать музыку для игр.

Я веду сразу много проектов. Идеальный случай — когда я вживаюсь в игру, начинаю чувствовать ее как бы изнутри. Например, недавно я работал над игрой, в которой были игрушечные рыцари. Я сделал музыку со средневековыми мотивами, где в качестве основного инструмента использовалась лютня. Добавил немного эпичных ноток. То есть я прожил жизнь с персонажами игры, словно сам побывал в Средних веках.

Мой подход к написанию музыки можно назвать интуитивно-абстрактным. А есть композиторы, которые не станут работать без диздока. В диздоке подробно описаны персонажи, сюжет, графический стиль, уровни, геймплей, оружие, интерфейс и так далее.

Начало работы со звуком зависит от разработчика, и некоторые в самый последний момент обращаются ко мне. Это плохой вариант. Хороший вариант — когда уже есть базовый графический стиль, может быть, начальный геймплей. Тогда можно примериться, как-то поэкспериментировать. Ведь редко с первого раза получается хорошо.

Из игр с отличной, на мой взгляд, озвучкой я бы назвал мобильные игры Machinarium, Botanicula, Shadowmatic.

Петр Руденко, автор музыки к игре «Lost Toys»

Для меня музыка — это хобби, поэтому я пишу треки и выкладываю их в доступ под свободной лицензией. Ко мне периодически обращаются с просьбой разрешить использовать музыку в своих проектах. Так было и с «Lost Toys». Мне написала продюсер Даниель, и мы договорились, что они возьмут треки в свою игру. На этом мое участие в работе над игрой закончилось. После выхода «Lost Toys» мне прислали в подарок iPad 4.

За последние несколько лет у меня выработался свой стиль работы. Для меня ключевое понятие — это состояние. Иногда говорят, что музыка — это язык передачи эмоций, но слово «эмоция» мне не нравится, оно слишком мутное, непонятное. А вот когда мы говорим о состоянии, то здесь все понятно, потому что состояние — внутри тебя, ты его ощущаешь. Мне нужно несколько дней, чтобы настроиться, поймать творческое состояние и еще несколько, чтобы вернуться к нормальному, обычному состоянию. Поэтому я пишу мало.

По профессии я программист. Существующие решения для записи музыки меня не устраивали, поэтому я написал свой секвенсор. И музыку пишу в нем. На заказ не пишу, могу вспомнить только один случай, когда работал над одним из модов Fallout.

Приложение не найдено

Ресса Шварцвальд, автор музыки к играм Legends of Eisenwald, Ancient Planet, Divide By Sheep, Nelly 2

Нужно знать музыкальную грамоту и основы композиции, уметь работать с синтезаторами и библиотеками семплов, иметь хотя бы начальные знания звукорежиссуры. Дальше все зависит от специализации: многие композиторы работают в определенной стилистике. Одни пишут восьмибитку и углубляются в синтез звука; другие пишут симфонику и изучают оркестровку, особенности звучания живых инструментов. Знания звукорежиссуры нужны для того, чтобы суметь свести трек, заставить его хорошо, коммерчески звучать. А еще игровому композитору стоит разбираться в геймдизайне — понимание связей между геймплеем и музыкой очень важно в работе.

Саунд-дизайнер создает звуковые эффекты, а в нашем случае озвучивает игровые события, анимации, персонажей, интерфейс и так далее. Звуки берутся из библиотек, которые он покупает или создает, многие специалисты сами пишут звук для конкретного проекта. В широком смысле саунд-дизайнерами часто называют аудио-продюсеров. Такие специалисты создают общий аудиальный стиль игры и помогают имплементировать звуки — локализовать в игровом пространстве, поместить в среду, обозначить условия, в которых звук должен проигрываться.

Когда я начинаю работу над проектом, для начала смотрю билд игры, консультируюсь с геймдизайнерами насчет деталей сеттинга и сюжета, прописываю драматургию звука и уточняю техническое задание. Бывает, то, что я хочу реализовать, не вписывается в бюджет или занимает слишком много рабочего времени программистов — тогда приходится корректировать драматургию. После этого начинаю писать музыку (скетчирую, довожу до чистового звучания), создаю и помогаю имплементировать sfx. Чтобы сделать sfx по анимации, я всегда снимаю геймплейное видео с нужным элементом, будь то персонаж, кнопка или экран выигрыша с восторгами и фейерверками. Когда игра озвучена, я обязательно тестирую ее со звуком и вношу правки — даже учитывая работу с видео и ювелирную подстройку под хронометраж анимаций, в игре многое звучит иначе, чем в секвенсоре.

Обычно разработчики договариваются со мной, когда игра почти готова. Бывает, обращаются раньше, когда есть прототип геймплея и скетчевая графика, тогда я сначала создаю черновую музыку, а потом, когда игра готова, делаю остальное. Иногда разработчики настолько вдохновляются музыкой, что добавляют новые детали в игру — обычно это касается сюжета.

Сергей Мелконян, автор музыки к игре Shadowmatic

Сочинение музыки для игр имеет свою специфику. Во-первых, это всегда предлагаемые обстоятельства, и ты не можешь выйти за рамки ограничений. Ты должен четко знать технические спецификации девайса для игры, будь то iPhone, iPad или что-то еще. Во-вторых, нужно учитывать возраст игроков. Например, в нашей игре Shadowmatic возраст игроков от 4 лет до 40 и старше. Нужно было найти золотую середину, чтобы удовлетворить все категории игроков. Ведь кто-то спокойный по характеру и играет так же, а кто-то более импульсивный. Даже среди жанров игр есть своя специфика написания музыки. Я сочинял и для аркад, и для квестов. Всегда есть свои нюансы.

В Shadowmatic восемь основных комнат, одна из них детская, и мне поначалу не удавалось найти подходящую музыкальную тему. После долгих попыток я переименовал тему «детская комната» на «детство» и стал сочинять не детскую музыку, а музыку, напоминающую детство. Ведь всем взрослым есть что вспомнить.

Мой метод написания музыки специфичен. Я начинаю с поиска определенного алгоритма.

Для Shadowmatic я изучил ритм дыхания людей во время проигрывания тех или иных композиций. Сколько вдохов-выдохов делает взрослый, ребенок, как меняются характеристики дыхания в моменты радости, грусти и так далее.

Спустя три недели после начала исследования я нашел алгоритм к написанию музыки для Shadowmatic и написал 11 композиций. У каждой из них своя драматургия, своя история.

Прежде чем стать музыкантом, я закончил театральный институт. Например, в актерском мастерстве есть такое понятие, как темпо-ритм. При написании музыки я часто пользуюсь театральными традициями. Мне это помогает.

Для Shadowmatic я не только написал музыку, но и работал как саунд-дизайнер, хотя саунд-эффектов, как таковых, в игре не много. Работа саунд-дизайнера по сути не отличается от работы графического дизайнера — те же слои, фантазия и компромисс между техническими решениями и эмоциональными порывами.

Shadowmatic
TRIADA StudioЦена: 199,00 рублей
Загрузить
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Надо брать: машинка для стрижки от Xiaomi со скидкой 72%

Проектор Wanbo Mozart 1 Pro 2025

Выбрасываем телевизор и забираем проектор Wanbo Mozart 1 Pro с хорошей скидкой

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

25 очаровательных товаров для дома, которые можно купить со скидкой

Распродажа Чёрная пятница наAliExpress

15 достойных внимания товаров со скидками до 67% на «чёрной пятнице»

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

iPhone 17 Pro подешевеет до 99 990 рублей в «чёрную пятницу». Добавляйте в корзину сейчас!

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Надо брать: компактная беговая дорожка для дома со скидкой 66%

Наушники OnePlus Buds Pro 3

Наушники OnePlus Buds Pro 3 отдают со скидкой 58% на распродаже

Это интересно
ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Экология, инфраструктура и перспективы: 3 причины переехать на север Москвы

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Комментарии
Евгений Мартинсон
10.07.15 07:54
Очень интересно, спасибо!! Сам занимался саунд дизайном раньше, а сейчас в разработку мобильных приложений углубился - сфера по деньгам более понятная. Кто еще пишет музыку для игр - сколько примерно стоит озвучка игры? (понятно, что вопрос всегда в объеме проекта, но есть же какие-то "от и до").
Что вы могли пропустить
Представлена серия смартфонов Huawei Mate 80 с 20 ГБ ОЗУ и семью камерами
Представлена серия смартфонов Huawei Mate 80 с 20 ГБ ОЗУ и семью камерами
0
14:40
Новости
Устройства
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
Без интернета, но с пропагандой: YouTube-блогер изучил два смартфона из Северной Кореи
0
13:09
Новости
Устройства
Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей
Баланс цены и мощности: 4 игровых ПК DigitalRazor Core до 142 000 рублей
11:00
Покупки
Технологии
В ChatGPT появилась функция «Исследование покупок» — как персональный продавец-консультант
В ChatGPT появилась функция «Исследование покупок» — как персональный продавец-консультант
0
10:31
Веб-сервисы
Новости
У ИИ-устройства Сэма Альтмана и Джони Айва появился прототип — но релиза придётся подождать
У ИИ-устройства Сэма Альтмана и Джони Айва появился прототип — но релиза придётся подождать
0
10:10
Новости
Устройства
Представлены Honor 500 и 500 Pro — смартфоны с батареями на 8 000 мА·ч и сенсорной кнопкой для съёмки
Представлены Honor 500 и 500 Pro — смартфоны с батареями на 8 000 мА·ч и сенсорной кнопкой для съёмки
0
Вчера
Новости
Устройства
Что лучше — ноутбук или стационарный компьютер
Что лучше — ноутбук или стационарный компьютер
0
Вчера
Ликбез
Устройства
«Проводник» в Windows 11 будет загружаться быстрее — особенно на слабых ПК
«Проводник» в Windows 11 будет загружаться быстрее — особенно на слабых ПК
0
Вчера
Windows
Новости
Передача файлов с Android на iPhone и обратно заработает на Snapdragon-смартфонах
Передача файлов с Android на iPhone и обратно заработает на Snapdragon-смартфонах
0
Вчера
Android
Новости
15 старых мобильных игр, в которые интересно играть до сих пор
15 старых мобильных игр, в которые интересно играть до сих пор
0
23 ноября
Технологии
Технологии
Xiaomi начала обновлять до HyperOS 3 ещё четыре смартфона, включая Redmi 13
Xiaomi начала обновлять до HyperOS 3 ещё четыре смартфона, включая Redmi 13
0
22 ноября
Android
Новости
Представлен внешний SSD с кнопкой уничтожения файлов без следа — прямо как в шпионских фильмах
Представлен внешний SSD с кнопкой уничтожения файлов без следа — прямо как в шпионских фильмах
0
22 ноября
Новости
Устройства
Испарительная камера рвётся голыми руками: OnePlus 15 проверили на прочность
Испарительная камера рвётся голыми руками: OnePlus 15 проверили на прочность
0
22 ноября
Новости
Устройства
Как выбрать хороший увлажнитель воздуха для квартиры и частного дома
Как выбрать хороший увлажнитель воздуха для квартиры и частного дома
0
22 ноября
Как выбрать
Ликбез
В «Блокноте» на Windows 11 появилась поддержка таблиц
В «Блокноте» на Windows 11 появилась поддержка таблиц
0
22 ноября
Windows
Новости

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Zodiac Animalia25 минут назад

0 / 0

C геймофикацией финансов ясно. А как с монетизацией игр?
Как навести порядок в личных финансах, превратив это в игру 
Аватар автора комментария
Alexandra Radyukina39 минут назад

0 / 0

Хорошая инструкция. Я биток через OKX покупаю по p2p, проще всего рублями оплатить и сразу на кошелек вывести
Как купить биткойны, если вы живёте в России
Аватар автора комментария
twenty fourth of September41 минуту назад

+11 / 0

Я 82 г.р. Помню, будучи ещё пацаном, на вопрос какую комедию считаю самой смешной, я хорошо подумав назвал "Голый пистолет". Каким же было моё удивление, когда спустя почти 30 лет моё мнение разделила широкая общественность. Я почему-то считал что многие её посчитают тупой и, в принципе, будут по своему правы.
От «Голого пистолета» до «SuperПерцев»: Variety назвал 100 лучших комедий всех времён
Аватар автора комментария
Мария Басова46 минут назад

0 / 0

Привет. Есть еще https://gclnk.com/FTz4bJdc Очень удобно. Все через ТГ и ВК, ничего устанавливать не нужно
10 приложений и сервисов для онлайн-записи клиентов
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке 

Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях