Как самостоятельно зарегистрировать ИП

Пошаговая инструкция для тех, кто хочет открыть своё дело без юридических фирм и лишних трат.

Что такое ИП

Индивидуальный предприниматель (ИП) — это человек, который занимается бизнесом официально, но без образования юридического лица. Ему будет проще с отчётностью, но предпринимательские риски ложатся на личное имущество.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

ИП может стать любой дееспособный гражданин (кроме и ). Процедура довольно простая.

Как открыть ИП

1. Определитесь с видами деятельности

Печёте торты? Ремонтируете автомобили? Загляните в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и найдите код, соответствующий роду ваших занятий.

Коды ОКВЭД нужно внести в заявление на регистрацию ИП: один основной и несколько дополнительных.

Последние пригодятся, если вы решите расширить или перепрофилировать бизнес. Зарабатывать тем, что не попадает под указанные при регистрации коды, незаконно. Все они должны быть четырёхзначными, а общее количество неограниченно.

Для занятия некоторыми видами деятельности (медицина, перевозка пассажиров и так далее) необходима , а некоторые сферы для ИП закрыты. Например, индивидуальные предприниматели не вправе торговать алкоголем и производить лекарства.

2. Выберите систему налогообложения

От неё зависит размер налогов и количество отчётности. Поэтому определиться с ней лучше ещё до открытия ИП.

В нынешнем законодательстве для предпринимателя есть несколько налоговых режимов.

  • Общая система налогообложения (ОСН или ОСНО). Предполагает уплату НДФЛ (13%), НДС (0, 10 или 20% в зависимости от вида товаров и услуг) и налога на имущество (если оно есть). Это одна из самых сложных систем. И отдавать государству на этом режиме придётся больше всего. Подойдёт предпринимателям, планирующим сотрудничать с крупными организациями.
  • Упрощённая система налогообложения (УСН). Позволяет выбрать объект налогообложения: доходы (тогда ставка налога составит 6%) или доходы минус расходы (15%). Регионы могут уменьшать ставки. Это наиболее простая и удобная для новичков система. Но перейти на неё могут только ИП, у которых меньше ста сотрудников, а годовая прибыль не превышает 60 миллионов рублей.
  • Патентная система налогообложения (ПСН). Введена специально для ИП, у которых меньше 15 работников и прибыль не более 60 миллионов рублей в год. Действует только для отдельных видов деятельности. Предприниматель просто покупает патент на срок от 1 до 12 месяцев — никаких регулярных платежей и деклараций.
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Ещё одна упрощённая система без НДС, налога на прибыль и имущество. Подойдёт для тех, кто выращивает, обрабатывает или продаёт сельскохозяйственную продукцию. Ставка составляет 6%, но регионы могут снижать её хоть до нуля.
  • Налог на профессиональный доход (НПД). Специальный режим для самозанятых, который подходит и для ИП. Но только для тех, кто работает без сотрудников и зарабатывает в год не больше 2,4 миллиона. Также есть ограничения по видам занятости.

Кроме того, с 1 июля 2022 года будет использоваться автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Подойдёт ИП, у кого не больше 5 сотрудников и 60 миллионов прибыли в год. Правда, пока эксперимент проводится в четырёх регионах России.

У каждого налогового режима есть нюансы. Поэтому, если хотите разобраться в теме чуть подробнее, почитайте материалы о том, какие налоги и страховые взносы платит ИП, о самозанятости и об особенностях АУСН.

При регистрации ИП автоматически вступает в силу ОСН. Подать заявление о переходе с неё на УСН или ЕСХН можно вместе с документами на регистрацию. Перейти на патент и НПД с ОСН разрешается в любое время.

3. Оплатите госпошлину

Для этого на сайте ФНС есть сервис «Уплата госпошлины». Сначала выберите вид платежа. Впишите Ф.И.О. и адрес плательщика. В квитанции автоматически появятся реквизиты нужной налоговой инспекции.

Теперь нужно указать способ оплаты. Онлайн это можно сделать прямо на сайте налоговой или через мобильный банк. Для наличного расчёта распечатайте и оплатите квитанцию в любом банке.

Регистрация ИП стоит рублей. Это размер госпошлины.

Её можно не платить, если подавать документы в электронном виде (они должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью), через МФЦ или нотариуса.

4. Подготовьте пакет документов

Для обращения в Федеральную налоговую службу потребуется:

  • Заявление по форме Р21001 (как его заполнять — ниже).
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Паспорт и его копия (отдавать и отправлять паспорт не нужно, но показать придётся).
  • Заявление о переходе на УСН, ПСН, НПД или ЕСХН (опционально).
  • ИНН (если отсутствует, его присвоят при регистрации ИП).

5. Составьте заявление на открытие ИП

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001) — самый важный документ во всём пакете. Из-за ошибок в нём чаще всего отказывают в открытии ИП. У налоговой есть к тому, как он должен выглядеть.

Заявление нужно заполнять заглавными буквами на компьютере или чёрными чернилами и печатными буквами от руки. На первом листе укажите Ф.И.О., пол, дату и место рождения, ИНН (если есть). На втором — адрес регистрации и паспортные данные. Код своего субъекта РФ и код документа, удостоверяющего личность, можно посмотреть в требованиях к оформлению формы, а почтовый индекс — на сайте «Почты России».

При заполнении заявления не ставьте подпись на листе Б. Это делается в присутствии налогового инспектора.

6. Подайте документы на регистрацию ИП в налоговую

Индивидуальный предприниматель может строить бизнес по всей России, но открывать ИП придётся по месту регистрации (прописки).

Подать документы можно разными способами:

  • онлайн через сайт налоговой или «Госуслуги»;
  • непосредственно в налоговую лично или через представителя по доверенности;
  • отправить заказным письмом с описью вложения (копию паспорта и заявление на регистрацию ИП необходимо заверить у нотариуса);
  • через МФЦ;
  • через нотариуса;
  • через сайт банка, который предоставляет такой сервис.

7. Получите документ о регистрации ИП

Если всё пройдёт успешно, через три дня налоговая пришлёт на электронную почту уведомление о регистрации. В нём будет указан основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Бумажное свидетельство о регистрации ИП больше не выдаётся.

8. Сделайте печать, откройте банковский счёт, купите кассовый аппарат

Но сначала выясните, нужно ли вам это. Например, печать предпринимателям по закону не нужна. Но документы, скреплённые штампом, традиционно имеют больший вес в сознании клиентов и партнёров. Расчетный счёт по умолчанию не обязателен, но завести его скорее всего придётся, если вы хотите проводить безналичные расчёты. Некоторые виды деятельности также разрешается вести без касс. Допустим, без них могут обойтись ИП на патенте, занимающиеся химчисткой или фотографией.

Этот материал впервые был опубликован в июле 2017 года. В июне 2022-го мы обновили текст.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Alex_Maryna / Shutterstock
Над текстом работали: Наталья Копылова, Настя Радужная
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
yourihdx
12.07.17 04:10
По ООО распишите ещё пожалуйста подробно, с акцентом на то, как минимизировать затраты на всё.
Valery Konchin
01.07.22 01:31
Открыть легко, закрыть нереально)