Почему сериал «Перри Мейсон» — отличный нуар, которому мешает имя главного героя

Критик Алексей Хромов рассказывает о плюсах и минусах нового проекта, совершенно не связанного с легендарными книгами.

22 июня на американском канале HBO (в России — на Amediateka) стартует сериал «Перри Мейсон». Авторы взяли за основу легендарную серию книг: Эрл Стэнли Гарднер написал об адвокате Перри Мейсоне 80 романов, популярных во всём мире до сих пор.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Над экранизацией работала очень крутая команда. Изначально главную роль хотел исполнить Роберт Дауни — младший. Но в итоге он спродюсировал проект, уступив место звезде сериала «Американцы» Мэттью Ризу, компанию которому составили такие актёры, как Джон Литгоу и Татьяна Маслани.

Шоураннерами и сценаристами выступили давние напарники Ролин Джонс и Рон Фицджеральд («Огни ночной пятницы»). А первые серии поставил Тим Ван Паттен, уже снимавший исторические криминальные сериалы «Подпольная империя» и «Клан Сопрано».

Такая команда изначально заставляет ждать от проекта чего‑то выдающегося. И он действительно хорош. Вот только от книг Гарднера в экранном «Перри Мейсоне» не осталось практически ничего.

Переосмысление героя

Плюс: впервые раскрыто происхождение персонажа

Все, кто читал книги Эрла Стэнли Гарднера, наверняка помнят образ главного героя. Перри Мейсон — стильный и уверенный в себе адвокат, который берётся за серьёзные дела (чаще всего с убийствами) и лично проводит расследования.

Значительную часть времени он пребывает в судах, оправдывая своего подзащитного, и неизменно заставляет признаться реального преступника, который проходит свидетелем.

Ровно в этом же виде он запомнился всем поклонникам классического сериала «Перри Мейсон» 50–60‑х годов, где главную роль сыграл Реймонд Берр.

Обо всех фирменных чертах персонажа лучше забыть перед просмотром «Перри Мейсона» от HBO.

Дело в том, что в книгах Гарднер почти не рассказывал о прошлом своего героя. Перри Мейсон появлялся сразу на пике карьеры, с громким именем и помощниками. Точно так же поступали в других экранизациях. Новый же сериал захватывает персонажа ещё до того, как тот стал успешным. И это даёт авторам право придумать несколько иной образ.

Джонс и Фицджеральд — первые, кто решился рассказать о тёмном прошлом Перри Мейсона. Поэтому они не слишком противоречат канону (хотя некоторые детали всё же не совпадают), а скорее дополняют его.

Минус: Перри Мейсон мог бы быть любым другим детективом

Главный герой в исполнении Риза — бедный частный сыщик, который живёт от заказа до заказа и не гнушается зарабатывать съёмками супружеских измен. Он ночует на разрушенной молочной ферме, вечно потрёпан, много пьёт и покупает галстуки по дешёвке в морге. К тому же у Мейсона сильное ПТСР после участия в Первой мировой войне.

Мэттью Риз в сериале «Перри Мейсон»

Поначалу герой Риза кажется скорее однофамильцем знакомого персонажа. От серьёзной критики спасает лишь мастерство актёра. Кажется, что и сам Дауни не справился бы лучше. Уж слишком Мэттью Риз хорош в образе саркастичного и резкого детектива с постоянным надрывом. Движения, жесты, перепады настроения — всё сыграно идеально.

И лишь к финалу сезона можно наблюдать за постепенным превращением экранного Мейсона в книжного.

Цельная история вместо процедурала

Плюс: подробный рассказ, нагнетающий мрачную атмосферу

Каждый эпизод классического сериала с Берром основывался на отдельном произведении Гарднера и рассказывал о новом расследовании.

HBO решил отказаться от такой структуры. Весь сезон посвящён одному громкому делу: у семейной пары похищают ребёнка, требуя выкуп. Супруги достают деньги, но младенца им подкидывают уже мёртвым. За дело берётся адвокат Элиас Бёрчард Джонатан (Джон Литгоу), которому и помогает Перри Мейсон.

Джон Литгоу в сериале «Перри Мейсон»

Отчасти хорошо, что на такой сюжет выделили не один эпизод, хоть и длятся серии по часу. Ведь параллельно рассказывают историю самого Мейсона. На подробный и интересный разбор дела времени бы просто не хватило.

Масштабная история вместо восьми маленьких позволяет зрителю полностью погрузиться в мрачную атмосферу криминала тридцатых годов. Причём HBO традиционно не скупится на жестокость и откровенные сцены. Здесь много обнажённых тел (не всегда красивых), расчленёнка, размозжённые головы и даже зашитые глаза. Сильно впечатлительным лучше быть поосторожнее при просмотре.

Гейл Рэнкин в сериале «Перри Мейсон»

Сюжет построен в духе классического детектива: подозрение падает буквально на всех, кто может быть причастен к делу. Причём полиция и обвинители, недолго думая, тут же хватают каждого предполагаемого преступника и пытаются выбить показания.

Тем временем Перри Мейсон намерен распутать невероятно сложное преступление и найти настоящего убийцу. Получится, конечно, не сразу.

Минус: затянутые второстепенные линии

Но приходится признать, что основное действие, то есть сам детектив и история Перри Мейсона, занимает далеко не всё экранное время. Сюжет легко можно было бы уложить эпизодов в пять. Оставшееся время заполняют второстепенные герои. И тут, увы, проект не всегда выдерживает достойный темп.

Добавлена линия радиопроповедницы сестры Элис. Это, возможно, самая яркая и масштабная часть сериала, а звезда «Тёмного дитя» Татьяна Маслани великолепна в своей роли. Но на основное действие её персонаж практически никак не влияет, просто затягивая время.

Кстати, забавно, что подобная сюжетная линия недавно появилась в другом громком телепроекте — «Страшные сказки: Город ангелов». Проповедницы, вероятно, даже списаны с одного исторического лица — Эйми Семпл Макферсон.

Татьяна Маслани в сериале «Перри Мейсон»

Помощники Перри Мейсона или даже те, кто только готовится ими стать, тоже получают собственные линии. Причём в них успевают захватить и современные социальные темы.

Делла Стрит (Джульет Райлэнс — Ребекка из «МакМафии») отвечает за образ сильной феминистки. Она защищает арестованную женщину и нередко высказывает здравые мысли, к которым, конечно, никто из мужчин не прислушивается.

Джульет Райлэнс в сериале «Перри Мейсон»

Полицейский Пол Дрейк (Крис Чок — Люциус Фокс из «Готэма») в новой версии темнокожий. И его расследованиям часто мешают расовые предубеждения, распространённые даже среди коллег.

И Делла Стрит, и Пол Дрейк получились очень яркими, их истории логично вписываются в сюжет. Но персонажи вышли слишком уж правильными, что заметно ещё сильнее на фоне разбитого Перри Мейсона. А потому иногда их беды кажутся надуманными.

Реалистичный нуар, а не книжный детектив

Плюс: разрушение романтики тридцатых

Даже упомянутые «Страшные сказки: Город ангелов», как и большинство проектов о противостоянии гангстеров, в описании старых времён часто склоняются к слишком изящной театральной картинке.

Настоящая Великая депрессия вовсе не выглядела романтично и красиво. «Перри Мейсон» знакомит зрителей с более реалистичным миром. При стильных шляпах, старых машинах и джазе это всё же времена болезней, бедности и ненависти. Коррумпированные служители закона стараются быстрее закрыть дело, а не найти преступников. Есть даже сцена, где полицейский душит человека, прижав его горло ногой, — мрачное отражение сегодняшних реалий.

Крис Чок в сериале «Перри Мейсон»

Всё это ещё и перебивается флешбэками о кровавой войне, разрушившей жизнь Мейсона. Кстати, в «Подпольной империи», над которой работал Ван Паттен, тоже есть герой с ПТСР после участия в боевых действиях. Да и вообще в мрачных тридцатых авторы явно чувствуют себя органично. Со съёмочной группой в сериал пришла и часть второстепенного актёрского состава.

В церковных сценах показывают великолепный размах с десятками статистов. Тут же всё перемежается с бледной цветовой гаммой, агрессией и обречённостью потерянных людей, которые без остановки пьют и курят.

Даже юмор в сериале грубый и дерзкий. Смеются герои — засмеётся и зритель. Но это мрачные шутки на грани нервного срыва.

Минус: очередная потеря связи с Гарднером

Заседания суда, конечно же, станут частью сериала. Но до любви Гарднера (он сам долго работал юристом) к долгому и подробному описанию процессов Джонсу и Фицджеральду очень далеко.

Мэттью Риз и Ши Уигхэм в сериале «Перри Мейсон»

И словно подшучивая над наивностью оригинала, сериал рушит главный принцип книг: на самом деле в суде никто не признаёт свою вину. Да и остальные участники процесса вряд ли сразу пойдут на поводу у адвоката, каким бы красноречивым он ни был.

Но экранный проект слишком старательно рушит веру в неизбежную победу добра, которую защищал Гарднер. А потому, когда светлые моменты всё же проскакивают в этом мрачном мире, они кажутся немного лишними. А ведь у главного героя неплохое будущее.


В итоге ругать сериал будут лишь те, кто ждёт от него соответствия оригиналу. Им действительно лучше считать героя просто тёзкой книжного адвоката. Для них весь сезон покажется лишь раскачкой и подготовкой к истории настоящего Перри Мейсона.

Остальные же наверняка оценят тягучую нуарную атмосферу: авторы заманивают жестоким детективным сюжетом, а потом погружают в судьбы героев, которые переплетаются самым невероятным образом. Это хороший самостоятельный проект, назвавшийся экранизацией лишь для привлечения внимания.

А вы читали книги Эрла Стэнли Гарднера или, может быть, смотрели старый сериал? Собираетесь оценить новинку от HBO? Как относитесь к переосмыслениям персонажей?

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: кадр из сериала «Перри Мейсон»
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Алексей Хромов
20.06.20 18:54
Про пресс-показы и рассылку скриннеров никогда не слышали? А в других странах случайно фильмы и сериалы не показывают? Только в стране происхождения? Вот "Перри Мейсона" Amediateka у нас транслирует по договору с HBO
Елена Шмидт
17.07.20 21:07
Посмотрела первую серию. Жуть в полоску.
Алексей Хромов
17.07.20 23:20
Я вот даже не могу понять, это вам понравилось или наоборот? :)))
Незнакомая Чёрная Чайка
25.07.20 20:48
Посмотрела уже шесть серий. Атмосфера, исторические детали, актеры —все хорошо, но где сюжет? Хоть какой-то эпизод Гарднера имеет ли отношение к этим сериям , я так и не поняла. В Шерлоке сюжеты улавливались и очень изящно обыгрывались, здесь, к сожалению, все очень затянуто и много абсолютно лишних сцен. Вот радиопроповедница к чему тут , например? Странное впечатление создаётся, что повествование может с легкостью свернуть вдруг в сторону и обратно уже не вернётся.
Читать все комментарии