Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
ОбразованиеСоветы
11 октября 2012

Школьное образование vs обучение дома

Фото автора Ирина Баранская
Ирина Баранская

Школьное образование vs обучение дома

©photo

Система нашего образования в данный момент является для меня очень актуальной и болезненной темой, так как в следующем году мой ребенок должен идти в школу. Но с проблемами мы начинаем сталкиваться уже сейчас. Я так понимаю, что некоторые преподаватели в детском саду решили основательно подготовить родителей к школе в психологическом плане.

Я просто не понимаю, как эти люди собрались учить моего ребенка и что они могут ему дать?! С воспитательницей нам очень повезло. Но везение состоит в том, что свой выбор дошкольного учреждения мы сделали основываясь на том, какой у ребенка будет воспитатель, а не на красоте помещения и крутости игрушек. К вопросу первого учителя мы подойдем еще более серьезно. Хотя мысли о домашнем образовании стали все чаще посещать мою и так уже замороченную всеми этими “праздниками-фестивалями-надо-чтобы-у-ребенка-была-белая-рубашка-и-черные-штаны-как-у-всех” голову. Я не хочу, чтоб роботы сделали из моего ребенка очередного робота, который в состоянии работать и мыслить исключительно по инструкции. Наша система образования неповоротлива и я не уверена, что то, чему будут учить моего ребенка в школе, будет актуально через 11 лет. Так что если вас интересует все, что касается обучения детей вне школы, вам будет интересно узнать несколько советов от людей, которые уже прошли через этот опыт.

Что такое домашнее обучение?

У Лео Бабауты, автора блога Zenhabits и уже приличного количества книг о жизни в стиле минимал, 4 ребенка, которые не ходят в школу и обучаются дома. И он решил поделиться своим опытом домашнего обучения в своем блоге.

Он, как и я и многие мои знакомы, считает, что на данный момент система образования не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. В школе готовят роботов, которые не в состоянии обучаться самостоятельно и для того, чтоб усвоить новый материал, им нужен учитель. Школа — это сплошные правила и запреты. Для детей это скорее каторга и во время уроков и подготовки домашнего задания они, скорее, не живут, а отбывают срок. После чего идут гулять и заниматься другими делами, то есть жить.

Дома же обучение для детей — это веселье. И оно длится не определенный отрезок времени, а происходит постоянно. Каждая новая прочитанная книга, нарисованная картина или беседа с интересным человеком. Дети учатся не по строгим правилам — это ведь не каторга. Для них такое обучение и есть сама жизнь, в процессе которой они постоянно узнают что-то новое и интересное, а жизнь — это самая большая и интересная в мире школа с удивительными преподавателями и мастерскими.

Если в школе занимаются по четким инструкциям и специально подобранным учебникам, то дома вы можете использовать любой источник информации.

В школе ученики учатся четко следовать инструкциям, а дома вы можете научить ребенка думать своей головой.

В школе все учатся в одном темпе и под одной программе. Дома же ребенок учиться в том темпе, который помогает лучше всего усваивать информацию. Все дети разные. Восприятия и запоминание различной информации тоже разное, поэтому нельзя всех уравнять и если ты не успеваешь, значит недостаточно сильно стараешься. Дома нет отстающих и двоечников. В домашнем обучении не существует неудачников.

Положительные стороны домашнего образования

  • Это то, как учатся предприниматели. В школе учат следовать инструкциям и подготавливают хороших наемных работников. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Домашнее обучение готовит предпринимателей, а не роботов.
  • Это гораздо естественней. Если взять всю историю человечества, то школьное образование еще очень и очень юно. До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин.
  • Это дает чувство свободы. Школьная структура хороша для тех, кто любит, чтобы решения за них принимал кто-то другой. Но если вы хотите принимать собственные решения и узнавать вещи по мере необходимости, вам нужно будет больше свободы, чем может дать школа. 
  • Мы учимся вместе с детьми. Школа делает так, что родители постепенно полностью удаляются из процесса обучения. Во время домашнего обучения родители постоянно рядом, они помогают, подсказывают и направляют. Кроме того, что вы сами узнаете много нового и интересного, ваши дети научаться взаимодействовать с другими людьми для того, чтобы в будущем с их помощью находить ответы на свои вопросы.
  • Это гораздо веселее. Как я уже писала, школа — это обучение в строго ограниченный период времени. Это нужно и очень часто вместо того, чтобы слушать учителя, дети смотрят на часы в ожидании окончания этой каторги. Домашнее обучения не является чем-то принудительным. Оно неотъемлемо от жизни и не ограничено по времени.

Как учиться дома

Так как обучение дома — это занятия без правил, сложно построить единую систему. Поэтому поначалу будет немного страшно. Страшно не из-за то, что ребенку будет сложно, а из-за того, что вы можете не справиться. Поэтому Лео написал несколько общих советов, которые подскажут вам правильный путь.

  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Годам к шести уже понятно, что ему особенно нравится, а что дается с трудом. Старший сын Лео хочет поступать в колледж, поэтому записался на специальные подготовительные курсы в интернете. Он уже определился с тем, что ему нравится, и направил все свои усилия на совершенствование в этих предметах. Все зависит от наклонностей вашего ребенка. Это могут быть точные науки или страсть к литературе или языкам. А может быть у вас растет будущий гениальный скрипач или художник. Направляйте их и поддерживайте, и тогда к моменту поступления в университет он уже четко будет знать, чем хочет заниматься. И вряд ли провалит экзамены.

  • Сила вопросов. Все дети обожают задавать вопросы. И это очень хорошо, потому что вопрос является прекрасной возможностью узнать что-то новое. Ищите ответы вместе с ними в книгах, в сети или спрашивайте у специалистов в этой области, если среди ваших знакомых такие имеются.

  • Ваши знакомые — невероятный источник знаний. Кто лучше всего расскажет о том, как работает двигатель автомобиля — учитель в школе, или автомеханик? То же самое касается и всего остального. Не бойтесь задавать вопросы вместе со своим ребенком. Многим это будет очень приятно и они с удовольствием поделятся знаниями о своем любимом деле.

  • Играйте в игры. Играйте во все виды игр и не сосредотачивайтесь на том, чему именно может научить эта игра. Главное, что детям будет весело и они узнают, что жизнь может быть игрой, и будут учиться в этой игре.

  • Не забывайте о научных проектах. Это может быть сбор макета или опыт с растениями. Это может быть все, что угодно, и все, что касается науки. А еще это может быть очень весело.

  • Потакайте интересам ребенка. Если вы видите, что ваш ребенок очень заинтересовался какой-либо наукой, помогайте ему узнать об этой области как можно больше интересного.

  • Отдых от школьной системы и перенастройка. Если ваш ребенок уже проучился какое-то время в школе, ему нужно будет немного времени для того, чтобы отойти от системы и начать свое обучения без рамок. Это может быть как неделя или две, так и несколько месяцев. Не переживайте, вы сможете быстро наверстать упущенное время.

  • Подсовывайте интересные журналы и книги. Это будет хорошим стимулом для обучения чему-то новому. Откуда у ребенка может появиться интерес, например, к дайвингу, если он никогда не читал о нем или не смотрел завораживающие ролики про подводный мир?

  • Найдите свой путь. Самое главное в домашнем обучение — это выяснить, что подходит именно вашему ребенку. Пробуйте разные вещи. Играйте. Мастерите. Гуляйте и встречайтесь с новыми людьми, которые могут рассказать много интересного. Вам всегда должно быть весело и интересно. Не должно быть никакого принуждения. Как только ребенок почувствует, что его заставляют что-то делать, интерес моментально исчезнет.

  • Будьте терпеливы. Вы не увидите быстрые результаты, но ваше ребенок меняется, пусть и медленно. Вам может показаться, что он ленится и не хочет учиться и тут же появится соблазн заставить ребенка сделать что-то, что касается учебы. Но так вы все испортите. Просто позвольте им играть в то, во что они хотят. Со временем они научаться сами регулировать свои игры и обучение.

  • Доверяйте.Очень важно доверять своим детям и вначале это может быть очень сложно — верить в то, что они вполне в состоянии учиться самостоятельно. Если их что-то заинтересовало, они обязательно это выучат.

Если честно, то оглядываясь на свою учебу в школе я не понимаю, зачем было пичкать меня всем этим, если в итоге пригодилось меньше половины? Эрудированность? Мне кажется, что это скорее бесполезная трата времени. Ну вот скажите, зачем мне знать все про отряд членистоногих, если только я не собираюсь стать биологом или зоологом?! Да, нужно знать, откуда появляются яблоки на деревьях, но зачем же так подробно? Сколько времени и сил было потрачено на то, что никогда в жизни не пригодится? Зачем тащить весь этот багаж, который забил довольно ценный ресурс — память — почти доверху? Лучше путешествовать с целью и знаниями, которые помогут ее достичь как можно быстрее. А если мне нужно будет сделать что-то еще и я не буду знать, как, тогда я просто найду необходимую информацию и научусь.

Это будет очень сложно, но если вы не опустите руки, будете доверять своим детям и сами не будете лениться, у вас обязательно все получится. Это очень спорный и сложный вопрос — нужна ли детям школа. Я думаю, что найдется огромное количество людей, которые встанут на защиту школьной системы. Но мы в состоянии сделать правильный выбор самостоятельно, без оглядки на то, что скажут люди и то, что теперь ребенок не ходит в школу, как все остальные. А кто все эти остальные?

Что скажете? Вы решились бы отказаться от школы и обучать своего ребенка дома?

Источник: Zenhabits.net
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

5 nadyozhnyh obogrevatelej do 5 000 rublej dlya doma, dachi i ofisa

5 обогревателей до 5 000 рублей для дома, дачи и офиса

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

Надо брать: инверторная стиральная машина от Weissgauff со скидкой 36%

5 nadyozhnyh uvlazhnitelej vozduha do 5 000 rublej

5 увлажнителей воздуха до 5 000 рублей

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Надо брать: 43-дюймовый 4К-телевизор от Tuvio со скидкой 58%

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

Самый популярный 3D-принтер от FlashForge отдают за полцены

10 par nadyozhnyh zimnih krossovok i botinok na AliExpress

10 пар надёжных зимних кроссовок и ботинок

Это интересно
Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Куда поехать осенью на машине: 7 небанальных маршрутов по России

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Комментарии
Вадим
11.10.12 20:52
Семейное образование Учиться дома можно не только вынужденно (по состоянию здоровья), но и по собственному желанию (по желанию родителей). Форма, когда ребенок обучается на дому по собственному желанию (по желанию родителей), называется семейным образованием. При семейном образовании все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для прохождения итоговой аттестации. Вот несколько основных причин, когда целесообразнее не заставлять ребенка ежедневно ходить в школу, а перевести его на домашнее обучение: Ребенок значительно опережает сверстников по умственному развитию. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок раньше сверстников изучил всю программу и ему неинтересно сидеть на уроках. Малыш крутится, мешает одноклассникам и в результате может потерять всякий интерес к учебе. Можно, конечно, "перепрыгнуть" через год (а иногда и через несколько лет) и учиться с более старшими ребятами. Но в этом случае ребенок будет отставать от одноклассников по физическому, психическому и социальному развитию. Ребенок имеет серьезные увлечения (профессионально занимается спортом, музыкой и т.д.). Совмещать школу с профессиональным спортом (музыкой) довольно сложно. Работа родителей связанна с постоянными переездами из одного места в другое. Когда ребенку приходится каждый год, а иногда и по несколько раз в году переходить из одной школы в другую, это очень травмирует малыша. Во-первых, могут возникнуть трудности с успеваемостью. А во-вторых, ребенку психологически трудно каждый раз привыкать к новым учителям, новым друзьям и новой обстановке. Родители не хотят отдавать ребенка в общеобразовательную школу по идеологическим или религиозным соображениям. Технология процесса Для оформления надомного обучения по собственному желанию, родителям необходимо написать соответствующее заявление в департамент образования. Для рассмотрения этого заявления, как правило, формируется комиссия, в состав которой входят представители департамента образования, школы, к которой прикрепляется ребенок, родители (или лица их заменяющие) и другие заинтересованные лица (тренеры или педагоги ребенка). Иногда на заседание комиссии приглашают и самого ребенка. Если комиссия признает целесообразность обучения данного ребенка на дому, издается приказ о прикреплении его к конкретному учебному заведению, где ребенок будет проходить итоговые аттестации. Можно пойти другим путем и написать заявление непосредственно на имя директора образовательного учреждения, ближайшего к месту жительства ребенка. Но в связи с тем, что семейное образование пока не особо распространено в нашей стране, директора школ редко берут на себя ответственность принимать решение. Как правило, они направляют заявление родителей в департамент образования. В образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ с указанием обязательной программы, соответствующей возрасту ребенка, а так же сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестации. Затем между школой и родителями ребенка заключается договор, в котором прописываются все права и обязанности обеих сторон (администрации школы, родителей и самого обучающегося). В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая - семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать. При оформлении надомного обучения по собственному желанию преподаватели из школы, к которой прикреплен ребенок, не обязаны приходить к нему домой. В этом случае ребенок должен самостоятельно, с помощью родителей проходить установленную программу. Хотя иногда родители договариваются с преподавателями за определенную плату о дополнительных уроках. Но этот вопрос решается исключительно по личной договоренности. Для итоговой аттестации ребенок должен в установленные дни приходить в школу, к которой он прикреплен. В зависимости от обстоятельств и возраста ребенка его могут обязать проходить итоговую и промежуточную аттестацию одновременно со сверстниками. В этом случае ребенок должен приходить в школу только в дни итоговых контрольных и тестирований. Но для ребенка и для родителей более удобен вариант, когда назначается индивидуальный график итоговой и промежуточной аттестации. Законная поддержка Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании" и пунктом 2 "Положения о получении образования в семье". Вот основные положения этого закона: Перейти на семейную форму образования можно на любой ступени общего образования по заявлению родителей. И на любом этапе обучения, по решению родителей, ребенок может продолжить образование в школе (п. 2.2 "Положения"). В заявлении родителей в общеобразовательное учреждение (школу, лицей, гимназию) необходимо указать выбор семейной формы получения образования и причину, по которой принимается такое решение. В приказе о переводе ребенка это также отмечается. Между школой и родителями заключается договор по организации семейного образования (п. 2.3 "Положения"). Главное в договоре - порядок, объем и сроки проведения промежуточной аттестации. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором (п. 2.3 "Положения") предоставляет учебники, программы учебных курсов и другую литературу, имеющуюся в школьной библиотеке; методическую, оказывает консультативную помощь и осуществляет промежуточную аттестацию. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии не усвоения учащимся учебных программ, которое может быть выявлено во время промежуточной аттестации. Перевод в последующий класс производится по результатам промежуточной аттестации (п. 3.2 "Положения"). Родители вправе сами обучать ребенка, или самостоятельно пригласить преподавателя, или обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение (п. 2.4 "Положения"). Родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка в государственной, муниципальной общеобразовательной школе (п.8 ст.40 Закона РФ "Об образовании"). В настоящее время эта сумма составляет около 500 рублей в месяц, хотя в некоторых регионах она несколько выше за счет компенсаций местной администрации. Достоинства домашнего обучения: Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов за один год. Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания. Возможность более углубленного изучения интересующих предметов. Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком). Родители могут корректировать недостатки школьной программы. Недостатки домашнего обучения: Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде. Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками. У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.
Эд Корвин
15.03.13 17:18
Непонятно только вот что. Хотение индивидуального учителя от школы бесплатно, или родители будут платиить? А то так удобно законодателю повесить еще одно бесплатное дело на школу.
Дмитрий Горчаков
11.10.12 20:59
Все это хорошо, но попробуйте объяснить своему ребенку, например, как складываются неправильные дроби, закон Ома и хотя бы простейшие химические реакции. Представьте, что это вам придется делать каждый день. Да, это возможно, но на это надо жизнь положить. Для большинства это не реально. Увы...
Jenia Dodina
11.10.12 22:42
А нафига ребенку закон Ома в жизни? Я вот как-то не особо его помню и прекрасно себя чувствую. Домашнее образование тем и прекрасно, что ребенка можно обучать только тем вещам, которые ему действительно нужны.
Дмитрий Горчаков
11.10.12 23:06
Закон Ома нужен ребенку, чтобы экзамен по физике сдать, потому что при любом даже самом-пресамом домашнем образовании ему все равно придется сдавать все испытания по школьной программе. Что касается необходимости разных знаний в жизни, то я тоже многого не помню. Но в подкорке оно у меня хранится и я в состоянии, в случае необходимости, быстро возобновить эти знания. В отличие от всяких двоечников, которые смотрят на это как на инопланетную письменность.
Max Tatarchenko
12.10.12 01:40
Нафига закон Ома? Вы смеетесь? Конечно нужен! А что? Лучше быть ущколобым гуманитарным идиотиком, который не может себе наушники запаять или починить блок питание? А откуда бы знаете, что ребенку надо, а что нет? Я не против индивидуального образования, но решать нужные ли знания самому - это, извините, профанация.
Алексей Якубович
12.10.12 01:52
Не примите за укол в вашу сторону. НО Ваше "решать нужные ли знания самому — это, извините, профанация" Это относится только к тем кто выскажется тут или к школьной программе тоже? Дело в том что я почти так же считаю, но больше обращаю это утверждение в сторону школьной программы. Так как по моему: а) Важность и глубина изучения некоторых предметов сильно преувеличена. Пример: История которая переписывается или акцентируется задним числом при разных правителях. К примеру на первой сессии я чуть не вылетел из вуза из за плохого знания Российской истории будучи до этого жителем Казахстана и изучавшем соответствующую. При том что моя специальность близка к программированию. б) Важность и глубина изучения некоторых предметов сильно приуменьшена. Примеры: Психология межличностных отношений. Почти всех поголовно ожидает тесное взаимодействие в коллективе, в групповой работе (что в школе прямо запрещается) а ни кто не учит тому чтобы супруги из за мелочей мозг друг другу не канифолили. Финансовая грамотность. С 18 лет могут и кредиты брать и часто за них родителям расплачиваться. А кто то в школах заикается об этом? Там делают вид что этого в мире не существует и оно не достойно внимания. Моя любимая тема - Грамотное обращение с детьми и их воспитание. Тоже ни кого это не касается? Почему этого нет в школьной программе? Или научат родители? А их кто научил? Что то не о том заботятся по моему.
Max Tatarchenko
12.10.12 02:36
Ну так и объясняйте сами психологию помимо школы. А физику сможете? Химию? Биологию?
Алексей Якубович
12.10.12 03:58
Ну так объясню помимо школы. И физику смогу и химию и особенно биологию. Только не о том вы беспокоитесь. Не объяснять моя задача. А научить учиться. Это в школе все больше учат знать, мне видится более перспективным научить узнавать и пользоваться этим. В наше время дефицита информации не наблюдается. Только умных больше от этого не становится как я погляжу.
Владислава Перекотиенко
12.10.12 14:25
Мне в свое время очень повезло с учителем по философии, который на первом же уроке сказал:"я не буду вам вам вдалбливать то, что вы и так найдете в любом источнике, я буду учить вас думать и задавать вопросы". Гением, конечно, я не стала, но своих детей тоже учу задавать вопросы и искать ответы. На самом деле, ведь можно спорить много, и плюсов и минусов хватает, а результат любой системы обучения очень долгосрочен, чтобы его можно было отследить.
Алексей Якубович
12.10.12 03:59
И то что я могу это объяснить дома, это означает что в школе это не нужно? Лучше религиозные сказки с четвертого класса внедрять? У них важнее ни чего не нашлось?
Max Tatarchenko
12.10.12 11:15
С этим согласен, религиозных сказок стало больше чем нужно (а их не нужно). Но, в нормальной школе учителя вообще-то с этим вполне согласны. Основное преимущество школы далеко не в том, что она учит чему-то особенному, а в том, что дает поверхностные понятия о разных вещах, а уж потом надо самаму учится. Короче домашнее нужно, но и школьное тоже и надо в комплексе.
Алексей Якубович
12.10.12 11:18
Ну так о тем и и речь что школьную программу домашним не заменяют. Оно, школьное образование нужно. Только не в том виде в котором оно в школах. При тех зарплатах которые у учителей.
Алексей Якубович
12.10.12 12:07
Немного отклонюсь. (не для обсуждения, просто высказать мнение) Про религии: Сам да же могу проголосовать "ЗА" их изучение, НО только в рамках курса логики, который очень помогает для дальнейшего усвоения и изучения информации, но почему то опять же не проходится в школе. Вот в таком ракурсе, даже считаю вредным пропускать такое изучение.
Storm UA
12.10.12 14:29
Религиозные сказки - это как раз перекос сегодняшнего дня. Завтра в мин обр будет новый министр, в другую сторону перекосит. А логику вообще "опасно" учить в школе, дети могут начать ловить учителей на нестыковках в учебниках истории, задавать неудобные вопросы по литературе и тп. Поэтому "убрать идеологически вредный предмет". Пущай кому-надо сами учат или основы логики в институтской программе есть, а остальным не надо.
Владислава Перекотиенко
12.10.12 14:36
Мне кажется, даже скорее не логики, а культурологии что ли. Именно в рамках систем мировоззрений. только ведь это может "оскорбить" чьи-нибудь чувства верующего((( А с з/п учителям... сейчас потихоньку проводятся реформы, имеющие собой смысл переложить материальный вопрос с государства на граждан, например, пенсионная реформа, в которой часть денег на пенсию обязуют выплачивать работодателя (НЕ государство), на ржд на плацкарт увеличивается сумма на 60%, потому что государство больше не будет выплачивать дотацию на билет на плацкарт, а граждане будут оплачивать в полном объеме, в некоторых дет.садах частью з/п воспитателей являются деньги, вносимые родителями, и в школах, тот самый закон о платном образовании предполагает нечто подобное в отношении з/п учителей. Такое ощущение, что государство самоустраняется от образовательного процесса. Но даже, если платить, и з/п у учителей станет повыше, то ведь совершенно не факт, что качество обучения улучшится...
Станислав Куликов
12.10.12 11:44
да никто же не сможет!!!!
Storm UA
12.10.12 01:56
ну, правильно.... и географию учить не надо, извозчик тьфу ты, таксист, куда надо довезет... и биологию не надо, скотину крестьяне вырастят, а повар приготовит... и астрономию не надо, зачем вверх смотреть... и физику не надо, свет если что электрик сделает... И будет еще одна Проня Прокопьевна: "Да все ж по моднему, по франциски!"
Irina Baranskaya
13.10.12 18:13
Все надо, но именно в том объеме, в котором это необходимо для жизни. Просто у нас все слишокм углублено. Ну зачем было учить бензольные кольца, например? Хотя я химию в школе хорошо знала - мне это нравилось. А некторые просто выли, потому что учитель была не в состоянии объяснить тем, кому это сложно дается. Тут, конечно, есть и вина учителя, раз не смог объяснить так, чтоб все поняли. Но мне в жизни это пока не пригодилось.
Stael
16.02.13 20:06
> закон Ома в жизни Закон Ома объясняет, базовые понятия по электрике: например просчитать какой толщины купить провод к люстре, что б обеспечить дешевизну и не грелся. Или как рассчитать - сколько заплатите за электричество включая 10 Амперный чайник. > можно обучать только тем вещам, которые ему действительно нужны. а нужны ему или Вам?
Mike Alex
11.10.12 21:10
закон ома проще всего, простые хим реакции тоже можно, а про дроби я и сам не помню))) кто то использует их?
Akaki Sigizmundovich
11.10.12 21:17
Советы от человека по поводу обучения, который не может запомнить простейшее правило и пишет >> И оно длиТЬся не определенный отрезок это очень полезные советы
Irina Baranskaya
13.10.12 18:16
Я смотрю, вы внимательно читали, раз заметили опечатку. Вы бы лучше по сути что-то написали. И если бы были еще более внимательны, то увидели бы, что рядом с каждым нашим постом висит небольшая напоминалка о том, что если вы заметили опечатку или ошибку, то выделите ее, нажимет Ctrl+Enter и она будет исправлена. Но зачем, правда? ОшибитЬся может каждый, но вот сдержатЬся и не ткнуть в это носом - единицы. Правда?
mor4ee
11.10.12 21:24
Школа это же только образование. Это и коллектив и опыт социального взаимодействия. Мне кажется это очень сложно заменить домашним обучением.
Dmitriy
11.10.12 21:52
Сколько лет детям Бабауты? Уже можно видеть результат его "образования"?
Irina Baranskaya
13.10.12 18:17
Старшему - 16 лет, потом 10, 8 и, кажется, 6. Старший готовится к поступлению в колледж. Посмотрим :)
Евгений Власов
11.10.12 21:52
Только в мою роботизированную голову пришла мысль, что домашнее обучение - это делание ДЗ после школы? К сожалению, "домашнее обучение" последний раз делал в классе 2 мб 3, и именно только в школе на уроках что-то да откладывалось в голове. Да и вообще... как, как меня может чему-то научить "прогрессивная, не роботизированная, которая мыслит "не как все" мать", которой сама ничего не знает, ведь "в жизни же это не пригодится". Итак ясно без всяких статей, что школьники кладут болт на членистоногих, и готовятся только к тому что в жизни пригодится, к "ЕГЭ"
FishkaLife
11.10.12 21:56
не забывайте про взаимоотношения в школе, социум. Где ваш подопечный встретит первую любовь? - дома что ли?
Алексей Якубович
12.10.12 02:25
Человек считает что первую любовь можно встретить только в школе. Вот же ограниченность мышления... интересно, это результат чего?
Валерий Владимирович
11.10.12 22:04
Боже, какой феерический бред! Я так понимаю вы умышленно или из-за недопонимания поставили перед собой цель угробить своего ребенка! Мне его реально жаль, тем более что я уже не первый раз наблюдаю как недальновидность и личные комплексы родителей делают из детей моральных уродов. В школу, равно как и в садик ребенок ходит не только за знаниями, там он учится самому важному и сложному в этой жизни - социальным навыкам, умением находить общий язык с людьми в коллективе. Именно это ему понадобится в первую очередь если он не собирается стать отшельником на необитаемом острове. Если вы сейчас лишите его этой важной составляющей, то рано или поздно придет время, он вырвется из-под вашей опеки и попадет в реальную жизнь где ему уже нужно будет самому находить общий язык с людьми, где нужно отстаивать свои права и интересы, а спрятаться под мамину юбку уже нельзя. Вот тогда он битый и гонимый обществом, в котором он не способен жить, будет вас проклинать. Почитайте или посмотрите фильм про Ихтиандра, это ваш случай на 100%. Мне искренне жаль вашего ребенка...
Алексей Якубович
11.10.12 22:54
Ваш ход мысли больше похож на бред. Считать что ребенок в школе учится социальным навыкам? Это когда? На переменах по 5 минут? Это при каких обстоятельствах? При попытках обмануть учителя при списывании Д.З.? или при фантазировании и имитации наличия знаний при ответе у доски. Сам вызов к которой часто считается одной из мер наказания... И с чего вы вообще взяли, что при домашнем обучении он станет отшельником? Это видимо с того что в статье одним из аргументов "Это дает больше свободы"? Для меня домашнее обучение означает более эффективное, индивидуализированное получение информации и тренировка способностей и навыков, за счет чего у ребенка появляется больше свободного времени. Это время он В РЕАЛЬНЫХ условиях использует для, опять же, естественной тренировки социальных навыках, вместо традиционного просиживания половины дня в школе, а большую часть остального времени за выполнением Д.З.
Алексей Якубович
11.10.12 22:20
Есть что по делу сказать, как Вадим (большое спасибо за инструкции) - говорите. Если знаете ссылки на сообщества единомышленников - выкладывайте. Всем кому это сложно - проходите мимо и водите в школу. Не тратьте свое время и не отвлекайте внимание заинтересованных.
Валерий Владимирович
12.10.12 00:19
Давайте вы не будете закрывать людям рот. Большинство людей явно не поддерживают автора и я не вижу оснований это замалчивать. Хотите отгородиться как вы огораживаете своих детей? Создавайте закрытое сообщество, вход только по инвайтам после проверки лояльности. Тогда не будет никакой критики.
Алексей Якубович
12.10.12 00:28
Разве в моем сообщении был призыв закрыть рот тем кто против? В нем была просьба о неотвлечении внимания, обращенная к тем кто считает это сложным или невозможным и по этим причинам не собирается это делать. Их комменты не информативны по содержанию. А аргументированные мнения тех кто в теме, я сам рад узнать для рассмотрения вопроса с разных сторон. Обращайте внимание на суть сообщений и выплескивайте свои эмоции аргументированней. Ладно бы при перепутали что то при общении..., но тут же на пару сантиметров выше написано что я и кому говорил.
Валерий Владимирович
12.10.12 00:45
Где вы увидели у меня эмоции? Все кто критикуют весьма информативны - в один голос говорят о том, что ребенок не получит социальных навыков. Именно это огромнейший минус домашнего обучения. Вы этого или не видите или просто не понимаете насколько это важно. Второй огромный минус, что не будучи педагогом самому качественно подготовить ребенка к экзаменам почти не возможно, поэтому те, кто рассчитывают сами заниматься со своими детьми, лишают их не только социализации но и полноценного образования, ставя фактически крест на их дальнейшей учебе в институте. Хотя если вы видите будущее своего ребенка в роли дворника или грузчика, то тогда действительно можно смело не идти в школу и самому научить его худо-бедно читать и писать. Ему этого будет достаточно.
Алексей Якубович
12.10.12 00:52
Эмоции увидел в том что врали про то о чем я говорил в своем сообщении. А информативными считаются теперь те кто говорит в один голос? Я всегда считал по другому. Я как раз таки понимаю на сколько это важно. И после прочтения не одного десятка книг о детской психологии и после получения уже 7 летнего личного опыта воспитания. Если вы сомневаетесь в своих способностях понять школьную литературу и при необходимости ВСПОМНИВ объяснить, то это не значит что "амому качественно подготовить ребенка к экзаменам почти не возможно". И вот такие экстраполяции неуверенного себя на всех, вы еще и аргументами обзовете? Чтобы узнать в какой роли я вижу своего ребенка - нужно спрашивать у меня а не предполагать за меня.
Irina Baranskaya
13.10.12 18:20
Валерий Владимирович, ваши эмоции выразились во фразе "Феерический бред". Я не вижу смысла вам что-то доказывать. Моего ребенка не жалейте, поверьте, он уже развит гораздо больше, чем большинство его сверстников. Я не писала о том, что сама собираюсь полностью отказаться от школы. Но подходить к выбору школы буду очень серьезно. Будем смотреть и пробовать. И кто сказал, что домашнее обучение - то только дома?! Есть огромное количество секций, курсов и кружков, которые помогут оставаться в социуме и получать все необходимые навыки общения :)
Дмитрий Горчаков
11.10.12 23:10
Ира, я во многом согласен с тобой, потому что современная школа это не просто п@#ец, это гораздо хуже. Но в реальности отвертеться от этого практически невозможно, поэтому лучше думать не о замене школьного образования, а о его коррекции с помощью домашних занятий.
Irina Baranskaya
13.10.12 18:23
Ох, Дима, будем корректировать. Я уже все ближайшие школы просканировала. Есть два неплохих варианта. И ведь проблема даже не столько в самом образовании, сколько в учителях. Мне повезло - у меня было несколько замечательных учителей, который научили нас именно "учиться" и решать самостоятельно. Но таких, к сожалению, единицы. Глядя на некоторых преподавателей мне кажется, что они идут на эту работу из-за безисходности. А некоторые, конечно, действительно любят свою профессию и детей. Только найти их очень сложно :(
Storm UA
11.10.12 23:16
Выше перечисленные в статье примеры дома получали только начальное образование - в 1-4 классах отряды членистоногих не учат, а потом отправлялись в гимназии, лицеи, к учителям-практикам и тд и тп или работали на уровне взрослых (Моцарт). Полностью домашним образованием заменить школьное вряд ли возможно. Тот же пример со специальными навыками у учеников - например, в физико-математической школе часть уроков ведут преподы из университета - кто дома сможет объяснить аналитическую геометрию или основы квантовой физики? Да, начальное образование дома получить можно, полноценное среднее - наверное, но навыки социального взаимодействия таки тоже нужны. Группировка молодых особей в отдельные группы наблюдается не только у людей, но и у большинства развитых млекопитающих. Полностью устранить от этого невозможно и не желательно. Домашнее образование это не сложно, но крайне индивидуально. Общая школьная программа в СССР была разработана максимально универсально на всеобщий средний уровень. Именно "разработана" - были исследования, определялись объем навыков и знаний и тп - готовились универсальные заготовки под ПТУ, техникум, институт в зависимости от личных навыков и дальше в промышленность. Естественно, индивидуальности сглаживались под среднюю гребенку. Сейчас учебные программы - жестко поковерканные программы тех лет, причем перекосы - как кого в мин образования перекосило. В крупных городах сейчас есть лицеи, гимназии и тп с своими учебными программами - если вам не нравится общая школьная - посмотрите на такие образовательные учреждения. Да, может быть не бесплатно, но все чего-то стоит в этой жизни. ИМХО, полностью заменить школьное домашним можно только в исключительных случаях - здоровье, профессиональные занятия и тп
Пупкин
12.10.12 15:11
"Кто дома сможет объяснить аналитическую геометрию или основы квантовой физики?" - Вы не заметили в контраргументах пункта "друзья"? (Кто лучше объяснит как работает двигатель механик или школьный учитель?) Я с радостью объясню кому угодно квантовую физику выходящую за рамки университетской теории (общеобразовательной, а не специальности физика) (даже есть опыт объяснений, квантовая физика - хобби, одно из десятка) если взамен кто-то обучит моего несуществующего ребенка лит./танцам/... Спокойно расскажу даже больше чем учат в специальных математических/физ./программ. классах/школах не открывая ни единой книги. Если взять книгу по биологии - то и это не составит труда. Но я не смогу никого обучить истории. С музыкой познакомлю, могу начать учить играть (еще хобби), но если будет сильный интерес и способности - нужно делегировать. Детей нет, но если бы, то в школу отдал, но попытался бы договорится наверное с половиной учителей, и большая часть бы согласилась, чтобы обучал дома, а присутствовал на контрольных. Конечно бы мешало расписание, но 25% обучения дома куда лучше 0 и ребенок был бы сказочно доволен "такими" уроками даже если нужно подготовить к школьному экзамену/контрольной полупринудительно. Правда боюсь что большинство против только потому что не могут этого делать и у меня бы заняло это довольно много времени.
Дмитрий Горчаков
12.10.12 17:10
Теоретики, мля... Ни один учитель не возьмет на себя ответственность разрешить вам дом. занятия по своему предмету. А если бы и взял, то как вы это представляете? На первый урок дите идет в школу. Затем на 2 и 3 урок идет домой, потом опять в школу...
John Appleseed
11.10.12 23:17
Наверно количество хороших поваров , дворников , да и вообще хороших людей возрастет. Гении сами пробьют себе дорогу. Только вот где же специалистов технических взять ? Чтоб и с дробями разбирались и коленный вал от карданного отличали. Или это не нужно , так как мы в повседневной жизни не используем это?
Max Tatarchenko
12.10.12 02:53
гуманитариев наплодили вот и имеем "мудрецов"
Пупкин
12.10.12 15:16
Как любитель техники и ненавистник гуманитарии имею таких же всех друзей. И могу с уверенностью сказать что у родителей техников - дети гуманитариями не станут. Соотв. вывод: Вы - наоборот, гуманитарий и все друзья ваши, соотв. и их родители и дети, а из этого следует то что вам кажется что вокруг одни гуманитарии.
Пупкин
12.10.12 15:16
тупой lh, отвечаешь на одно, запостит в другом месте
Владислава Перекотиенко
12.10.12 15:41
Не соглашусь с тем, что у родителей техников не может быть ребенка гуманитария. И наоборот. Я знаю, к примеру, семью, где родители и дочь стали художниками, а сын - астрофизик. Или родители - физики, а сын стал юристом. Ваше рассуждение немного напоминает идею "семейных профессий", где все мужчины идут в армию, или в медицину. Мне кажется, ребенку важно показать и гуманитарные, и технические науки, иначе - однобоко как-то, а при домашнем обучении, где в семье все "технари", и друзья их тоже, и дети друзей тоже, "гуманитарность" будет неизбежно ущемляться
Irina Baranskaya
13.10.12 18:27
Ну а кто отменял индивидуальные занятия с преподавателями?! Если ребенко тянется к математике, значит пойдет либо в матлицей, либо отдельно заниматься усиленно. Зачем ему забивать голову ботаникой? Проблема не в том, что школа - фигня, а дома - круто. Проблема в самой системе. Кстати, не знаю, как там в Росси, но то, что сейчас просиходит с образованием в Украине - это феерический ппц. И это не мое личное мнение. Нам все преподаватели жалуются. Некоторые берут на себя смелость и самостоятельно решают, в каком объеме давать, глядя на детей в классе и чувствуя их способности.
Владислава Перекотиенко
11.10.12 23:51
Расписано все замечательно. Я, конечно, как мать троих детей, тоже задумывалась о домашнем обучении именно с позиции "оробочевания". Вижу такие минусы: а) не могу позволить себе не работать, а, следовательно, не могу находиться все время дома, чтобы заниматься с ними по очереди уроками; б) я не могу гарантировать, что знаю в достаточном объеме, чтобы подготовить своих детей к аттестационным испытаниям. в) как бы это ужасно не звучало, я хочу, чтобы у меня немного оставалось времени на СВОЮ жизнь, а не только на жизнь своих детей. Поэтому мои дети ходят в школу. При этом мы, разумеется, разговариваем, что они проходят, какие еще бывают теории на эту тему, как бы ребенок поступил на месте того или иного персонажа и т.п. То есть, я пытаюсь донести своим детям, что есть и другие взгляды на все, и альтернативные теории. И если, предположим, создать другие условия, то и результаты будут получены другие. Как-то сумбурно я все излагаю, ну да ладно) Тема болезненная) Еще все мои дети, с самого раннего возраста, любят читать. Спрашивают, рассказывают по картинкам. Сейчас старшая (11 лет) вовсю читает электронные книги, записалась сама в библиотеку. Мне кажется, что это так же влияет на формирование личности (а не "робота"). Но, знаете, меня больше всего удивляет, что чаще всего за домашнее обучение ратуют отцы и мужья! Они волевым решением готовы оберегать свое чадо от "оболванивания". Но кто будет заниматься с ребенком? Хорошо, если в семье достаточно средств, чтобы нанять квалифицированных педагогов по всем необходимым предметам (необходимым для сдачи экзаменов). А если недостаточно? Очевидно же, что мужчина заработает больше, а женщине к тому же и привычнее посвятить себя в очередной раз ребенку. Как бы, я считаю подобную ситуацию несправедливой по отношению к женщине. Можно долго объяснять, почему, но думаю, что женщины с 2мя и более детьми и мужем меня и так поймут.
Алексей Якубович
12.10.12 00:02
То что вы хотите оставить время на СВОЮ жизнь - это нормально. И ваша позиция в ваших условиях, тоже нормальная. Вы делаете то что можете в тех условиях в которых находитесь. Правильно подмечено, что домашнее образование, для тех кому этого хочется и есть возможность вместо со способностями. Про отцов и мужей, я думал мне одному казалось.
Владислава Перекотиенко
12.10.12 00:24
Перечитала исходную статью, полезла по ссылкам. Лео Бабаута из Сан-Франциско. Конечно, я могу ошибаться, но помниться мне, что западная система образования, и бывшая советская в принципе различны. В западной делают упор на факультативы (по выбору какой-либо специализации), и постепенно они и становятся основными занятиями. То есть идет углубленное изучение по какому-то одному виду деятельности. А советская система образования в свое время придерживалась принципа разноспециализированного обучения, проигрывая, конечно, в "глубине" материала. Сейчас это, к сожалению, извращено нынешним минобром(( Получается, что ни та, ни другая система образования, по мнению автора и и ее многих знакомых, не в состоянии дать детям то, что им действительно необходимо. Дико печально это говорить, но не могу не выказасть сомнений, что домашнее обучение это необходимое дать в состоянии.
Алексей Якубович
12.10.12 00:41
Т.е. вы сомневаетесь что ребенок находясь в РЕАЛЬНОЙ среде, получая и развивая навыки которые в ней же нужны, не получит то что ему нужно? По моему уже нужнее некуда. Какое стандартизированное заведение сможет дать нужнее?
Storm UA
12.10.12 01:27
В деревню и пусть получает все необходимые навыки в РЕАЛЬНОЙ среде... Подготовка технического персонала односторонне развитого - крайне мало полезная задача. Получается как раз очень ограниченный спец без возможности переквалификации и широты кругозора. Такие спецы необходимы на производстве при поддержке существующих систем. Имеено таких спецов и используют на Западе, выучили, попользовали, выкинули оборудование, спецов за ним следом.. Для создания нового оборудования, новых систем, для проведения исследований нужно комбинация тупой усидчивости(это дают в школе, даже слишком много), широты кругозора (это должны давать, но тот у кого этого нет - дать не сможет) и творческого подхода (зависит от личности, в школе не дадут, нужно стимулировать самостоятельно). Без широкого охвата естественно-научных знаний сложно сделать переход "Количество - качество". Реальная среда ограничена в каждый конкретный момент времени. Домашнее обучение должно стимулировать и дополнять школьное, углублять в интересующих моментах, но и сохранить широту охвата материала.
Алексей Якубович
12.10.12 01:30
Причем тут именно деревня? Те кто в городах уже к реальности не относятся? При чем тут односторонне развитие если вы проходите то что в школе, только в других условиях? Откуда вы это берете?
Storm UA
12.10.12 01:45
>если вы проходите то что в школе, только в других условиях? Начальную школу пройдете самостоятельно, не сомневаюсь. Средние классы без привлечения частных педагогов - может быть, старшие - совсем вряд ли. Что получается - теже педагоги, только вы их выбираете сами и сами оплачиваете их работу - это !!!идеальный!!! вариант образования, !!!если!!! вы можете его оплатить. Полностью всю школьную программу вы без обученных педагогов преподать не сможете. Если сможете - флаг в руки и дорогу на доктора педагогических наук - делать революцию в школьном образовании. Школы снижают стоимость обучения одного ученика, разнося зарплату учителя на класс и оплачивают её из госбюджета. За счет этого содержат разных учителей для разных предметов.
Алексей Якубович
12.10.12 01:58
"старшие — совсем вряд ли" Вы в школе сами не были? Эти самые, старшие классы не проходили? Я склоняюсь к тому что вы это прошли. И не понимаю, что может мешать объяснить то же самое ребенку. И даже могу понять что какие то предметы вы не любили и сдали на чистом везении. НО что в этих учебниках такого сложного, что взрослый человек, не обремененный стрессами перед будущими экзаменами не сможет прочитать и понять, а потом объяснить. И это только при том что ребенок сам не поймет.
Storm UA
12.10.12 02:09
Знать самому и объяснить другому, так чтобы понял - это несколько разные вещи. Причем совсем. Не забывайте - между тем как прошли это вы и вам надо это рассказывать, прошло порядка 18-20 лет, а то и больше. Память человеческая - штука избирательная. А в условиях современной специализации еще быстрее забывается. Если интересы ребенка не совпадут с вашими - вы программист, он хочет стать филологом - ваши знания мало полезны. >НО что в этих учебниках такого сложного, Опять же зависит от специализации. Я заканчивал физ-мат школу, решенное домашнее задание по геометрии родители проверить не могли. В программу высшей математики строительного ВУЗа не входит материал, который учили в 10 классе физ-мат школы.
Алексей Якубович
12.10.12 02:14
Вот и вернулись к тому с чего начали. Если вы не можете (объяснять то что понимаете) или просто не хотите, это не должно быть поводом для написания коммента или протеста против домашнего обучения. Давность ли... специализация ли... это отговорки для тех кто не в состоянии понять учебники ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Storm UA
12.10.12 02:40
Учебники ДЛЯ ДЕТЕЙ есть для начальной школы... Всё. Потом есть учебники по отдельным предметам. И чтобы по ним учить, педагогов зачем-то учат в ВУЗах. По сути , в ходе школьной учебы повторяется прогресс науки за историю человечества - дроби, геометрия, алгебра, механика, электричество, биология, химия и тп... Я не говорю, что конкретно у вас не получится понять учебник, но оценить всю глубину литературного произведения и научить этому - не уверен что у меня получится быстро и правильно.
Max Tatarchenko
12.10.12 02:50
только по учебникам учить мало, надо много "от себя рассказывать". Для этого надо иметь специальное образование, потому что хуже учителя, который читает по книжке, только учитель-священник.
Yelena Androsova
11.10.12 23:53
Зачем называть статью "X vs. Y", исключительно воспевая в ней Y? Хотелось бы увидеть адекватное, проработанное сравнение. Как жаль...
Max Tatarchenko
12.10.12 02:26
Бред это все. Вот я, к примеру. Я программист, работаю в небольшом иностранном стартапе, полностью доволен своей работой, знаю 4 иностранных языка, пишу кандидатскую диссертацию по одному спецразделу математики. И как, скажите, я б всего этого достиг при домашнем обучении? Вот вы говорите лишние знания. Не бывает лишних знаний. Никогда. Никаких. Вы даже не поверите, насколько красиво складывается картина мира из "ненужных"(по вашему) знаний. Я вижу ложь политиков, маркетологические манипуляции, абсурдность религий, тупость и недалекость "успешных" людей, которые по сути являются простым зазнавшимся быдлом. При этом понимаю взаимосвязь наук и вижу в этом всеобщую систему. И после этого учить только то, "что нужно"? Нужно для чего? Для работы? И кто робот после этого ? Вы скажете, что не все же понимать физику-химию. Согласен. Только после этого признайте, что вам просто интеллекта не хватило и все. Гуманитарный склад ума - отсутствие научного. Все, к чему приведет ваше домашнее образование, это то, что в итоге вы получите еще одного члена целевой аудитории всевозможной эзотерической хрени и псевдонаучной бредятины, личность с "богатым внутренним миром" (в худшем смысле) и слабой логикой. Как это не абсурдно, но вся грязь и сомнительные прелести школы - тоже опыт, возможность научится выкручиваться, врать, преодолевать бюрократию, импровизировать в стрессовой ситуации. А без этого потом, в обществе, будет тяжело. Это как дикий абориген, который в городе умирает от гриппа. Ну и социализация. Без этого никак, нужно общение со всеми слоями населения, опять же прививка. По моему мнению, лучшая система такова: 1) Домашнее дошкольное образование 2) Младшая школа общественная, но по возможности с хорошей репутацией 3) Средняя и старшая школа - гимназии, лицеи, которые с одной стороны общественные, а с другой дають все же хоть какие-то знания. 4) При всем этом не забывать рассказывать ребенку о жизни; прививать критический взгляд на жизнь; показывать, что перед тем, как следовать за толпой, надо анализировать, зачем и надо ли. 5) Не заставлять ребенка заниматься тем, что нравится вам - лучшие результаты достигаются только в том, что нравится. Насильно мил не будешь. Я знаю много людей, которые занимались разной ненавистной фигней, в ущерб куда более любимым вещам, которыми в итоге и занялись. А все потому, что родители не понимали и заставляли. А не школа. Вот так вот. Знаете, наболело. Достали неучи, которые пытаются кого-то учить жизни.
Алексей Якубович
12.10.12 03:53
То что вы такой как есть, со своими способностями и достижениями - это закономерность для школьного образования или ближе к исключениям? Большинство людей проходят примерно тем же путем что и вы. И у того же самого большинства "красиво складывается картина мира из «ненужных»(по вашему) знаний. Я вижу ложь политиков, маркетологические манипуляции, абсурдность религий, тупость и недалекость «успешных» людей, которые по сути являются простым зазнавшимся быдлом." ? Объективней взгляните. И при всем уважении к вам... Опрометчиво выглядит оскорбление - "бред" тоже самое обучение, тем же самым наукам, взаимосвязям которых вы так рады, но в более индивидуализированной форме.
Max Tatarchenko
12.10.12 11:18
" И у того же самого большинства «красиво складывается картина мира из «ненужных»(по вашему) знаний" К сожалению, далеко не у всех(( А про бред. Хотя бы "До этого люди не ходили в школы и при этом все равно появлялись гении, такие как Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Моцарт, Эйнштейн и Бенджамин Франклин." говорит об отсутствии аналитического подхода. Давайте еще скажем, что в эпоху неолита не было машин и потому водились мамонты.
Пупкин
12.10.12 15:47
закономерность или исключение? Я не тому кому задавали вопрос. Но как сказать... Я не любил в школе биологию, оценки от 3 до 5 с переменным успехом, до сих пор помню, на удивление часто бывает что эти знания оказываются нужными, не в работе, нет, и даже не в практических целях, а в понимании вещей, в разговоре, в размышлении. От этого мне точно хуже не стало. А я ее заучивал. Зарабатываю программированием, а учил его только в школе чуть-чуть (ха ха, и дома, до 8-го класса именно дома учил программирование). Единственное что хотел бы сказать по ненужным знаниям - это то что не нужно на то что не получается тратить больше времени. Я на историю в универе тратил времени больше чем на все остальное вместе взятое, и все равно единственная тройка. Но все равно это нужно. Даже ОБЖ в школе нужно. Там ничего не научили такому что я не знал. За то я понял что учителя тоже бывают дурами (прошу прощения) и можно не очень то ее и слушать делать задания кое-как. И это опыт, важный опыт. Потом в "очень крутой" физмат школе (все боялись не сл. учителя, нам реально там хорошо по физ. и мат. подготовили и могли отчислить за неуспеваемость + оплата в зав. от неуспеваемости, боялись вызова родителей (боялись в смысле не страх-ужас а очень старались избежать этого)) в школу пригласили учительницу ... сначала она что-то рассказывала про "евро-культуру" что она правильная, а у нас свиньи (не ну это понятно, но она превозносила все в рамках прямо таки божественной евро-культуры), а потом начала про ауры и прочую мистификацию. Тут я "примерный мальчик" вдруг стал самым отстающим, я ее просто бойкотировал, зауч грозилась вызвать родителей - и это в первый раз мне "вызвать родителей" стало не страшно, а смешно. В конце концов ее убрали (это такой был неудачный эксперимент). И как бы я без этого опыта? Как? То что мне пытались вогнать страх, но я это понял и т.к. считал себя правым то мне нечего боятся, на глазах у всех улыбнутся в лицо тому кто должен вселять страх. До сих приятно помню этот момент, один из приятнейших за все школьное время. А удивлять учителей правильностью своего ответа, но "не правильным решением", так чтобы они ни слова не смогли сказать? Это высшее блаженство тогда было. (правда всего лишь 2 раза помню, но оно этого стоило) Дома это было бы невозможно. Не знаю, весь опыт полезен, не знаю от какого из этих отказываться или на сколько каждый ограничить, но точно каждый из них полезен.
Алексей Якубович
12.10.12 15:56
Я про то же. Про то что ОПЫТ - он очень полезен. Только я говорю что в школьных условиях за 10 лет, реально полезного опыта - крупицы. К примеру по вашему признанию. А в реальных условиях, при общении с бОльшим количеством людей, в настоящих делах, этого опыта получится больше и он будет качественней. Еще раз вкратце: Я за образование и развитие, только за более адекватное и индивидуализированное.
Storm UA
12.10.12 17:01
Опыт полезен и необходим, только чтобы его были не крупицы за 10 лет школы, надо родителям выбирать ту школу, в которой будет интересно ребенку. И домашнее образование должно отвечать интересам обучаемого и дополнять школьное. Но полностью исключать школьное как ненужное - это перебор.
Алексей Якубович
12.10.12 17:15
Да сколько же можно... КТО и ГДЕ говорит об исключении школьного образования? Я за изменение формы подачи того же самого школьного образования. Сколько раз еще повторить чтобы это как то уложилось или замечать стали?
Irina Baranskaya
13.10.12 18:32
Это рерайт статьи плюс мое наболевшее о том, что творится сейчас в системе обучения в Украине. Я - не неуч. Слава богу, у меня диплом с вышим - не купленный, и ни один экзамен не был сдан за деньги. Я химию отлично знаю. Математика с физикой - на четверку. У меня на все хватило силы. Не нужно переходить на личности. Но я бы знала их гораздо лучше, если бы меня не пичкали остальным. Если я не ошибаюсь, то в нашей системе образования до сих пор после начальной школы нельзя выбрать себе профилирующие предметы. И это плохо. Гимназии с уклоном - это хорошо, но все равно это не совсем то. С вашей системой я очень даже согласна. Именно этим сейчас и занимаюсь
Max Tatarchenko
14.10.12 02:45
а я Вам лично ничего и не говорил, ясно же что перепечатка. Предметы выбирать нельзя, но как я уже писал выше, это реализуемо переходом в профильную школу (гимназию, лицей, ...). А жаль, в старшей школе было бы полезно.
Станислав Куликов
12.10.12 11:43
как-то все так сложно!!!!
Дмитрий Горчаков
12.10.12 13:00
Да, все очень сложно :)
kukabynd
12.10.12 23:24
Уважаемый, я вас поддерживаю абсолютно. Но вот я бы посоветовал позволить ребенку походить в школу класса так до 3-го или 5-ого. А там уже ему самому виднее будет. По крайней мере у меня так было. И что в итоге? Закончил школу на два года раньше чем положено моему возрасту при ни титанических усилиях. Положил болт на ЕНТ (Казахстанская версия ЕГЭ). Пожил в Шотландии и Малайзии, по году в каждой стране. Сдал IELTS на 6.5 в 16 лет. Сейчас учусь на дистанционной программе маркетингу в английском вузе. Конечно, не топовый Cambridge, но зато находится в Cambridge. Вуз-среднячок.. :).. Можно было бы еще все круче сделать конечно.. Совершенству ведь нет предела.. Во многом я благодарен тому, что на меня родители никогда не давили. Водили в дет.сад, походил 3 дня. Мне не нравилось, родители и не настаивали. И такой подход был на протяжении всей школы. Смысл в том, что все эти отличники школьные, которыми учителя так любили восхвалять себя, сейчас учатся в местных университетах и особо не блещут. Я конечно не могу твердить, что это везде так. Однако мой опыт показывает такой тренд на протяжении с 1-ой школьной скамьи. Никто не знает как ребенку лучше, кроме самого ребенка конечно. Очень важно наблюдать за порывами маленького человека и позволять ему самому шагать в нужном направлении. Родители нужны для того чтобы они поддерживали и находились на расстоянии вытянутой руки в случае чего, а не для того чтобы заменять весь жизненный опыт своими не выполненными мечтами или того хуже, комплексами. Будут у меня дети, париться насчет образования не буду вообще. Если он не хочет быть инженером или физиком-теоритиком..ну и врачом само собой.. :)) А заработать себе на хлеб человек может и без образования. Жаль, что не все этого понимают. По-моему нужно себя развивать всю жизнь и по-своему желанию, а не когда тебя учителя унижают, о том что ты не подготовил домашнее задание как какая-нибудь там Derp. Есть один пример того, что школьное образование не такое уж и лишнее. Ведь всегда есть время заниматься после школы или на выходных. Знакомый один, с очень простой семьи учился в лицее. Во время школы с ранних классов занимался шахматами, а после углубленной математикой. У человека был интерес. Параллельно занимался маленькими движениями, чтобы деньжат получать.. Поступил в местный топовый вуз на грант, но отказался. Многие стали судить, мол как ты мог, это же отличная возможность! Ну а бро то что, он то знает куда стремится. Потому позволил себе gap year. И вот в этом году в сентября месяце улетел в Штаты на полный грант и стипендию от University of Pennsylvania. Я уверен, что многие родители хотят подобного и для своих детей. Дайте им возможность заниматься, а там сам разберется. I'm gone.
Алексей Якубович
12.10.12 23:31
Золотые слова! Про родителей которые должны поддерживать и быть на расстоянии вытянутой руки, про то самому ребенку позволить шагать в выбранном направлении - самое оно.
Irina Baranskaya
13.10.12 18:40
Дааааа, судя по количетсву огромных и вдумчивых комментариев я поняла, что это больной вопрос не только у меня. Я очень жалею, что в моей школе не было возможности сортировать предметы и выбирать профильные. Моя система не научила меня тогда главному - правильно находить и обрабатывать информацию. Повезло, что было несколько прекрасных учителей, которые научили думать самостоятельно и плевать на систему, если я видишь, что что-то не так. Обрабатывать информацию я научилась уже в университете и то потому, что пришлось. И поначалу было тяжело. Если бы я получила эти навыки раньше, все было бы гораздо проще и, возможно, я бы достигла гораздо большего. Но теперь я знаю хотя бы в какую сторону направить своего ребенка и не позволю ломать его и зажимать. У нас сейчас, к сожалению, находится довольно большое количество учителей, которые не поставят хорошую оценку ребенку или не дадут допуск к экзаменам даже если он это честно заслужил, если им не заплатят. Ну как можно позволять этим людям калечить, грубо говоря, свое же будущее?
Светлана Головлева
16.10.12 23:17
Не буду оправдываться за армию тех, кто калечит ваших драгоценных детей. У меня к вам только один вопрос - что дальше? Что будет дальше с вашими детьми? Вот мои собственные у меня одни, и они ходят в школу, в такую школу, которой я доверяю. И я решаю там проблемы их образования один на один со специалистами, которым я доверяю. Хотя, в принципе, школьную программу могу всю легко и без напряга, даже и к ЕГЭ. Я понимаю, что идеала нет и быть не может. Но это неоценимый опыт жизни в коллективе, в модели социума, где все разные и ты находишь свое место. Вот без этого бесценного опыта я своих детей не имею права оставить. Конечно, каждому свое. Только вот кто из нас потом будет кусать локти? И тем и другим будет, к сожалению, поздно. Я вообще против категоричности высказываний об образовании. Как известно все умеют лечить, учить и управлять государством. Может уже каждый займется своим делом? А говорить с нашими детьми, помогать им найти себя, дорогу в жизни это не дело чужих теть и дядь в школе. Это наше с вами дело, дорогие родители. И неважно, учится ребенок дома или ходит в школу, просто ребенок этот наш, не чей-нибудь, а наш, и нам заниматься всеми важнейшими вопросами в его жизни. А учить учителя учить, врача - лечить, а президента - управлять государством дело весьма неблагодарное.
Алексей Якубович
17.10.12 00:11
...это неоценимый опыт жизни в коллективе, в модели социума, где все разные и ты находишь свое место... Да сколько можно? Какой такой неоценимый опыт и модель социума в том изолированном от реальности месте под названием школа? Что за необоснованные и столь смелые утверждения? Каким местом она (школа) кого то к реальной жизни подготовила?
Светлана Головлева
17.10.12 00:17
Меня, моих родителей, всех взрослых членов моей семьи, многих моих друзей. Может у нас школы были разные? Вряд-ли.
Алексей Якубович
17.10.12 00:24
Скорее у нас понятия адаптированности и разные.
Светлана Головлева
17.10.12 00:28
Это преступление? Расстреляем меня за это? Я по-моему высказалась против любых категоричных высказываний. Отметила, что выражаю собственное мнение и всего лишь выразила беспокойство за детей, лишенных общества себе подобных.
Алексей Якубович
17.10.12 00:32
А при чем здесь преступления и расстрелы?
Алексей Якубович
17.10.12 00:46
Вы бы лучше вместо конфабулезной ереси про расстрелы, написали что нибудь в ответ на мои вопросы и попытались бы аргументированно защитить свою позицию.
Светлана Головлева
17.10.12 00:34
Да сколько можно? Какой такой неоценимый опыт и модель социума в том изолированном от реальности месте под названием школа? Что за необоснованные и столь смелые утверждения? Каким местом она (школа) кого то к реальной жизни подготовила? Следующая стадия - расстрел, я полагаю. Я же на ваши высказывания в таком тоне не отвечаю. Вот и Вы потрудитесь посдержаннее, раз уж у нас понятия разные.
Алексей Якубович
17.10.12 00:40
Я тружусь тут не один десяток коментариев, а вы не столь неуважительно не потрудились понять их смысл. И вообще: я от ваших детей хочу школу изолировать? или кто то другой из сторонников домашнего образования хочет чьих то других детей к этому привлечь? Так какого вы в чужие вопросы лезете. Вас это не касается. Вы выбрали свой путь, вам ни кто не мешает. Не мешайте другим.
Валерий Владимирович
17.10.12 01:43
"Я тружусь тут не один десяток коментариев" - это шедевр! Могу только пожелать вам успехов в вашем нелегком труде :D А вообще странно что чьи-то каменты мешают идти по своему особому пути :))
Алексей Якубович
17.10.12 10:59
Логика и суть повествования вам видимо чужды. Фразы вырываются из контекста и ставятся туда где вам смешней....
Валерий Владимирович
17.10.12 01:45
Таких людей вы никогда ни в чем не переубедите, не распыляйтесь попусту :)
Алексей Якубович
17.10.12 12:13
Увидев в уведомлении, сначала подумал это вы мне, а то подходит хорошо по смыслу. А потом глянул где сообщение написано и удивился... Не переубедите? При пустых заявлениях, без ответов на вопросы, без аргументации, на одних эмоциях - убедить можно только тех кого школа "хорошо подготовила" Кто из противников хоть как то объяснил свою точку зрения? Кто из них отвечал на уточняющие вопросы? Если бы эти объяснения у них были, это бы не составило труда, Но их нет.
Валерий Владимирович
17.10.12 18:30
успокойтесь, это не вам, это Светлане Головлевой, здесь почему-то глючат треды.
Denis Silvers
11.12.12 04:06
Я два последних года не учился в школе. Иронично, но сейчас я преподаю. Могу вам сказать, что самому важному я научился как раз за эти два года. Научился читать книги и находить знания во многих источниках, а не только в школьных учебниках. Понял, что школьные учебники на самом деле плохие и часто не точные. Но что самое важное, именно уйдя из школы я понял, что мне действительно интересно: какими-то предметами я занимался каждый день, а какие-то пролистывал только перед зачетом. По какой-то причине все, ну или почти все, мои ученики лишены того поискового мышления, которое мне помогло выучить некоторые предметы на уровне существенно выше школьного. Даже если об этом есть статья на википедии, большинство предпочтет подождать меня и задать этот вопрос лично. Система воспитывает людей, которым нужны учителя, наставники, начальники, которые предпочли бы выполнять инструкции, вместо того, чтобы создавать процесс. Поэтому когда мне говорят: "Расскажите как это делать, я запомню и буду делать так же", с спрашиваю: "А чем ты тогда отличаешься от моего ноутбука?"
НАТАЛИ Добровольская
15.05.14 07:28
мой ребёнок ходит в государственную школу,весь год не было оценок,говорят,что мол первый класс и права не имеют их ставить,но тут пошли контрольные и....двойки,а это всего лишь первый класс,что потом будет не знаю.звоню учительнице,говорю,что нам делать,ну посоветуйте и вот её ответ мне"Я ЖЕ ГОВОРИЛА,ЧТО ВАШ РЕБЁНОК НЕ ГОТОВ ИДТИ В ШКОЛУ""ужас,а что в школу идут подготовленными и всё знающими!?и это говорит педагог с огромнейшим стажем работы.тут подумала,а может и вправду домашнее обучение,репетиторы психологи и так далее,ну или частная элитная школа,где в классе не 25 человек,а всего 10,где нет звонка,где молодые специалисты,где индивидуальный подход.ребёнок в 4 года занимался английским,я не думаю,что он отстаёт в развитие,но получает двойки.у меня нет времени заниматься с ним дома,а учителя все делают акцент на обучении дома,что мы должны научить наших детей,тогда такой вопрос,что должен учитель?я отдала ребёнка в школу,где учитель не научил его читать,записала ребёнка к частным репетиторам,теперь он хорошо читает.какой выход?я сама училась и помню,как от учителя менялись мои оценки.а сын мой в семь лет мне говорит,что не хочет идти в школу,что учитель,только и делает,что читает им лекции.
Есения Чукавина
19.05.16 16:05
Недостатки домашнего обучения: "Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде." А кроме физкультуры в школе этому на каком уроке учат? "Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками." Опыт выступлений набирается в кружках по интересам. А мнение перед сверстниками и не только придется отстаивать в любом месте за приделами школы. Это жизнь. "У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день." Так оно и не требуется. Можно и треть учебника за раз освоить, если материал интересный, а можно и выходной себе устроить. Главное, к экзамену успеть.
Lena Kaminskas
04.07.16 07:38
Можно подумать, что все, кто учился в школе, помнят закон Ома или грамотно пишут? Посещение школы не дает вам никаких гарантий. То, что кто-то помнит закон Ома или умножение дробей, это его личная заслуга или вынужденная потребность эти знания использовать в повседневной жизни. Каждый сам в состоянии выбрать какие ему знания нужны, а какие нет. А в случае их нехватки, процесс получения знаний полностью обратимый. Не знаешь сегодня, выучишь завтра.
Александра Горчакова
09.03.17 22:56
Хм, я ж еще сама то ребенок и очень хочу на домашнее обучение , только мои родители не хотят этого. Я полностью согласна с тем , что здесь написано , но по моему этого маловато и можно было бы еще добавить например , что ребенок сам должен учиться и в школу пр ходить для аттестации. Или что есть несколько способов перейти на длмашнее обучение и все их описать , а там пошло поехало... Учебный год хаканчивается , что ж , надеюсь я смогу уговорить папу на следующий год перейти на homeschooling(сразу извеняюсь за возможные ошибочки в слове)?
Olga78216
03.04.17 03:05
вот до этого просто читала, а теперь не могу сдержаться. Вам так не безразлична судьба абсолютно Вам незнакомых детей? Сомневаюсь. Я как раз планирую третьего ребенка обучать дома и потому читаю то что нахожу. И не от беспросветной глупости и необразованности хочу так поступить. Имею горький личный опыт вреда школьного образования для детей опережающих в развитии сверстников. Моему первому ребенку сильно не повезло, в основном из-за отсутствия у меня опыта борьбы с этой самой системой и наивной уверенности что учителя хотя бы до сведения родителей разок доведут если ситуация становится опасной. Второй дочери уже смогла помочь, видя пример старшего. И, между прочим, старший активно приветствует моё желание обучать младшего брата дома. И да я смогу научить всем программным предметам. А мысль, что проблема в системе образования (а не в ребенке и мне) пришла ко мне после нескольких лет репетиторства (математик я) и общения с детьми, которых уже после четвертого-пятого класса самостоятельно думать учить заново надо, а с книгой работать и находить нужную информацию так и старшеклассники не умеют, я уже не говорю про интерес к познанию. Да, и не пытайтесь запугивать родителей необходимостью работать вместо учителя до конца школы. Интерес творит чудеса, а умение учиться развить в ребенке несложно, уже к 7-8 классу задача родителей заключается больше в предоставлении материала (а не его разжевывании). На примере двух старших детей могу сделать вывод, что на социализацию школа положительно повлиять вряд ли может. У меня сын в 20 лет нуждается в помощи психотерапевта (так ему школа аукнулась и моя неопытность) для социализации и абсолютно социализированная дочь 17-ти лет, студентка 3 курса, будущий архитектор. Пусть моя история позволит сделать правильные выводы сомневающимся. Не нужно знать родителям все предметы за всю школу, нужно быть последовательным и предоставить ребенку необходимые условия, кому свободу и помощь, кому жесткие рамки, а кому соревнования или другую мотивацию, и дети Вам уже через пять лет умения читать сами уроки давать будут о том куда в школе обычной даже не углубляются.
Olga78216
03.04.17 09:16
не видно в Вас той гибкости мышления о которой Вы так красиво намекали, и предпочтение школе отдаете на уровне внушенных Вам там же верований. Нет у Вас ни опыта, позволяющего посмотреть со всех сторон, ни критического мышления. Вы абстрактно размышляете, а родители решают практическую задачу.
Анатолий Федоров
13.05.17 08:02
Подскажите пожалуйста. Где можно заказать комплекты видеоуроков за 7 класс.
Что вы могли пропустить
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
0
23 октября
Ликбез
Образование
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
0
22 октября
Образование
Образование
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
0
21 октября
Образование
Образование
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
Что можно сделать школьнику, который хочет стать химиком: 5 идей 
0
26 сентября
Образование
Образование
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
Всероссийский кастинг: станьте ведущим нового образовательного шоу
24 сентября
Образование
Образование
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
5 судебных процессов, которые повлияли на ход истории
0
19 сентября
Образование
Образование
Что вы могли пропустить
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
Правда ли контейнер пылесоса надо чистить сразу после уборки
0
25 октября
Советы
Советы
Как отличить хрусталь от стекла
Как отличить хрусталь от стекла
0
24 октября
Ликбез
Советы
Как избавиться от запаха канализации
Как избавиться от запаха канализации
0
18 октября
Ликбез
Советы
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
3 вопроса, чтобы расхламить шкаф с одеждой без лишних усилий
0
12 октября
Советы
Советы
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
Нейлон или полиэстер — что лучше для куртки
0
11 октября
Ликбез
Советы
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
Как это сделать: научить ребёнка говорить «нет» незнакомцам в интернете
0
7 октября
Советы
Советы
Как выбрать одеяло для комфортного сна
Как выбрать одеяло для комфортного сна
0
4 октября
Ликбез
Советы
Где растёт клюква и когда её собирать
Где растёт клюква и когда её собирать
0
30 сентября
Ликбез
Советы
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
Как защитить ребёнка в интернете: 3 совета для дальновидных родителей
0
30 сентября
Советы
Советы
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
Apple объяснила царапины на iPhone 17 Pro: это не дефект, а следы от MagSafe-стойки
0
25 сентября
Новости
Советы
Чем отмыть руки от грецкого ореха
Чем отмыть руки от грецкого ореха
0
23 сентября
Ликбез
Советы
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители
0
17 сентября
Советы
Советы
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
Вышел трейлер фильма «Дорогая, я уменьшаюсь» — про человека, который становится меньше спичечного коробка
0
16 сентября
Советы
Советы
Как пользоваться посудомоечной машиной правильно
Как пользоваться посудомоечной машиной правильно
0
13 сентября
Ликбез
Советы
Что лучше: керамика или фарфор
Что лучше: керамика или фарфор
0
11 сентября
Ликбез
Советы

Новые комментарии

Аватар автора комментария
сВОй сВОих1 час назад

0 / 0

Для - дружбы = объединения, необходимо - определить ОСНОВУ к ОБЪЕДИНЕНИЮ на - соЗНАТельном УРОВНЕ иначе - нет РЕЗОНА поддерживать - неопределённые движения
Что такое эффект Микеланджело и как он влияет на ваши отношения с партнёром
Аватар автора комментария
Дмитрий Евгеньевич3 часа назад

0 / 0

Оба комментатора не настоящие))) И зачем писать цену с купоном?
Надо брать: зимние кроссовки от Li-Ning из новой коллекции
Аватар автора комментария
Horugvi4 часа назад

0 / 0

Какой ты нежный мальчик...
Марина Кравец стала бренд-амбассадором Ozon
Аватар автора комментария
Оксана Запевалова6 часов назад

0 / 0

Справедливо, исправили, спасибо!
3 причины посмотреть «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — страшный приквел ужастика по Стивену Кингу
Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Из фрилансера в руководители за 4 месяца. Комикс о карьерном скачке во «Вкусно — и точка»

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях