Как жить в абсурдном мире и не сойти с ума

Чему нас учат размышления французского философа Альбера Камю о непредсказуемости жизни и ограничениях разума.

В 1942 году философ Альбер Камю написал эссе «Миф о Сизифе», где рассуждал о важнейшем, с его точки зрения, вопросе: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?». Ведь если учесть все обстоятельства, она оказывается абсурдной. Мы осознаём это в редкие моменты, когда наши представления о мире вдруг перестают работать, когда рутинные действия и усилия начинают казаться бессмысленными.

✨ В телеграм-канале «Дофамин» рассказываем о том, как жить свою лучшую жизнь.

С одной стороны, мы строим разумные планы на свою жизнь, а с другой — оказываемся лицом к лицу с непредсказуемым миром, который не соответствует нашим представлениям.

ralphammer.com

В этом и заключается абсурдность нашего существования: абсурдно быть разумным в неразумном мире. Из этого вытекает следующая большая проблема.

Можно смело называть свои идеи о мире «вечными», но мы всё равно знаем, что наша жизнь когда‑то закончится.

Если основные компоненты проблемы — это разум и неразумный мир, тогда, говорит Камю, можно смухлевать и обойти её, устранив одно из двух.

Первый способ — игнорировать бессмысленность существования. Вопреки очевидным доказательствам можно притворяться, что мир стабилен, и жить в соответствии с отдалёнными целями (пенсия, загробная жизнь, прогресс человечества). По мнению Камю, в таком случае мы не можем действовать свободно, потому что наши поступки привязаны к этим целям. А они чаще всего вдребезги разбиваются о неразумный мир.

Второй способ избежать абсурдности — отказаться от разумных рассуждений. Одни философы делают это, объявляя разум бесполезным инструментом (например, Лев Шестов и Карл Ясперс). Другие говорят, что мир повинуется божественному замыслу, который людям просто не понять (Кьеркегор).

Оба эти способа Камю считает неприемлемыми. Но и самоубийство для философа не выход. С его точки зрения, это отчаянный жест окончательного принятия противоречия между разумом человека и неразумным миром.

Вместо всего этого Камю предлагает три вещи:

  • Постоянный бунт. Философ считает, что мы должны всё время бороться против обстоятельств нашего существования. Никогда не признавать поражение, даже смерть, хотя мы знаем, что она неизбежна. Постоянный бунт Камю называет единственным способом присутствия в мире.
  • Отрицание вечной свободы. Вместо того чтобы становиться рабами вечных представлений о мире, нужно придерживаться разума, но сознавать его ограничения и гибко применять его в каждой конкретной ситуации. То есть искать свободу здесь и сейчас, а не в вечности.
  • Страсть. Это главное. Мы должны любить всё, что есть в жизни, и стремиться сделать её как можно более наполненной.

Абсурдный человек знает о своей смертности, но всё-таки не принимает её. Знает об ограничениях разума и всё-таки дорожит им. Ощущает удовольствие и боль и старается переживать их как можно больше.

Вернёмся к Сизифу. В древнегреческом мифе он пошёл против богов и за это был наказан. Он обречён постоянно толкать в гору камень, который снова и снова падает вниз.

ralphammer.com

Тем не менее Камю называет его счастливым. Философ говорит, что Сизиф — идеальный образец для нас. У него нет иллюзий относительно своего положения и его бессмысленности, но он бунтует против обстоятельств. С каждым новым падением камня он принимает сознательное решение попробовать ещё раз. Он толкает этот камень снова и снова и понимает, что в этом и есть смысл его существования.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Источник: Is it worth the trouble?
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Shestak Val
15.05.20 17:30
Камю замечательный писатель и великий мыслитель. Его рецепт смысла жизни не лишён оригинальности и привлекательности. И тем не менее это не ответ, а уловка, уход от известного , в том числе и самому Камю ответа на вопрос. Смысл жизни только в смерти. Для разумного осознанного существа не может быть другого ответа. А вот вопрос почему в таком случае человек продолжает жить? Почему человек живёт, несмотря на бессмысленность.? Ведь всё равно всё закончится смертью. Как в той шутке из чёрного юмора - У меня для вас есть новость, мы все умрём. Вопрос почему человек продолжает жить, в отличии от первого, имеет и смысл и ответ и прикладное значение. Например известно болезненное состояние депрессии. И как ни странно, зачастую оно одолевает вполне успешных людей. Элвис Пресли упал в депрессию на вершине успеха. И таких много. Но когда мы узнаем почему Элвис жил до тех пор, мы совершенно точно сможем ответить почему он расхотел жить на вершине карьеры.Пора ответить. Человек живёт только потому, что решает сиюминутные локальные проблемы. Он как бы всё время откладывает свой суицид на потом. Вот сейчас напьюсь воды и тогда... Очень холодно, надо срочно согреться, некогда думать о вечном. Это рефлекторное поведение, доставшееся нам от животных заставляет всё время как бы смотреть себе под ноги и не думать о неизбежном. Просто на время забывать. И снова забывать. При этом происходит челночное движение по оси плохо-хорошо, приятно-неприятно и при движении к приятному движемся по жизни. Челночные качки происходят сразу по многим параметрам и полностью сбивают с толку наш высший хвалёный разум. И если случается сбиться с этой линии, то и начинаются проблемы. Например человека загнали в угол финансовые проблемы и он просто не знает, что делать. И мы видим как банкир сигает в окно. Либо всё настолько хорошо, каждое желание предусмотрительно выполняется и мы видим Элвиса. С пути сбивают наркотики. Естественные желания подменяются одной сверхпотребностью. Сдвигается порог чувствительности.
Валерий М-шуренко.
26.10.20 20:48
О жизни скажу нецензурно,в лучшем случае некультурно.
Дмитрий Ермак
07.11.20 17:47
Старо как 11 век психологии буддизма.Вероятно Камю завидует "Заратустру "Ницше.
Сергей Бобров
09.12.20 12:58
Весь мир бардак. А люди в нём актёры. Мир зиждется на лжи. На ней и процветает. Блажен, кто не верит. Но он же и страдает.
Читать все комментарии