1. Будьте терпимей к небольшим недостаткам

Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет… Кто всё поймёт, тот всё и простит.

«Война и мир» (1869), Л. Н. Толстой

Не заостряйте внимание на мелких изъянах характера или поведения человека. Совершенные люди, во-первых, скучны, а во-вторых, нереальны.

Марья Болконская — образец понимания, кротости и прощения. Она терпелива и стойко сносит проблемы, которые встречаются на её жизненном пути. Именно эти её качества и привлекают Николая Ростова.

Она уравновешена и трезво смотрит на мир. А недостатки характеров любимых людей Мария принимает почти с философским спокойствием, понимая, что никто не идеален. Да и не надо таковым быть, чтобы быть любимым.

2. Не откладывайте счастье на будущее

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение.

«Ася» (1858), И. С. Тургенев

Не лишайте себя счастливых минут, ожидая идеального момента, как это делал герой Тургенева. Ведь они потом могут и не повториться.

В повести «Ася» Н. Н. пообещал брату своей возлюбленной, что не женится на ней. И хотя молодые люди любили друг друга, герой сдержал слово. Но даже много лет спустя он не смог забыть и не перестал искать внезапно исчезнувшую из его жизни Асю.

Подобных чувств он больше не испытывал ни к одной девушке. Н. Н. совершил главную ошибку в жизни, не сумев понять, что счастье уже перед ним. Стоило лишь протянуть руку.

3. Не манипулируйте людьми и не играйте их чувствами

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

<…>

Так точно думал мой Евгений.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизни лучший цвет.

«Евгений Онегин» (1833), А. С. Пушкин

Игнорировать человека и его чувства — не лучшая стратегия для привлечения внимания. Возможно, такая игра покажется кому-то интригующей вначале, но от неё очень легко устать.

Все знакомы со строками, которые Пушкин вложил в уста Онегина о том, что внимание женщины можно привлечь безразличием, но мало кто помнит, что следует за ними. Автор вовсе не призывал прятать свои чувства в надежде покорить кого-то равнодушием. Его герой Евгений Онегин потерял лучшие годы жизни, следуя этому принципу, и лишил себя возможности на крепкие искренние чувства, о чём впоследствии пожалел.

4. Не обвиняйте других в своих неоправданных ожиданиях

…но где же изменила?

Кому? чтоб укорять неверностью могли.

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!

«Горе от ума» (1825), А. С. Грибоедов

Будьте честны и говорите с партнёром открыто, если хотите избежать недопонимания и недоразумений, ведь ваши мысли невозможно прочесть.

Комедия Грибоедова показывает социальную и политическую картину того времени: как жило дворянство, что его волновало и какие царствовали нравы. Запутанная любовная линия поддерживает общий сатирический настрой. Чацкий, в попытке просветиться, покинул дом, а по возвращении надеялся, что всё осталось прежним, в том числе и отношение Софьи.

Перед отъездом он не объяснился с ней, не признался в своих чувствах, но при этом надеялся, что она будет преданно его ждать. Когда же обнаружилось, что у девушки новый возлюбленный и претензии Чацкого необоснованны, герой удивился и оскорбился. Но ведь она не давала ему никаких обещаний, так что его претензии беспочвенны.

5. Разберитесь в своих чувствах и будьте честны с собой и другими

А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.

Нет, как не любить! Мне жалко его очень.

Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь.

«Гроза» (1860), А. Н. Островский

Прежде чем вступать в отношения, выясните, чего вы хотите на самом деле и разберитесь в себе. Счастье начинается изнутри.

Островский написал пьесу, в которой старый устоявшийся порядок борется с быстро изменяющимся миром. Но главный конфликт происходит внутри героини Катерины, которая последовала принятым на тот момент правилам и вышла замуж за Тихона. Такая жизнь делает её глубоко несчастной.

Пытаясь угодить всем, но не получая и доброго слова за это, она проживает жизнь вовсе не так, как ей хочется. Катерина мечтает о другой жизни и влюбляется в Бориса — воплощение всего того, чего сама лишена. И в итоге становится понятно, что мужа она не любит, а жалеет.

6. Не стоит всегда прислушиваться к мнению извне

Ну, так и не бойся и не думай ни о чём больше… Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет…

«Олеся» (1898), А. И. Куприн

Мнение близких людей и взгляд со стороны бывает полезным, но, что на самом деле происходит между партнёрами, знают лишь они. Поэтому отсекайте тех, кто хочет как-то повлиять на вас и ваши отношения.

Главный герой «Олеси» Иван Тимофеевич влюбляется в девушку, которую люди считают ведьмой. Она действительно обладает сверхъестественным даром и думает, что он связывает её с дьяволом, а поэтому любви она недостойна. Но несмотря на молву и предостережения суеверных жителей, герой видит в Олесе милую, пусть и необычную девушку.

Ради него она идёт в церковь, чего всю жизнь боялась, а он игнорирует поклёпы на неё и её семью. Но людская злость оказывается в этом романе сильнее — Олеся исчезает, оставив возлюбленному лишь украшение на память.

7. Преодолевайте трудности вдвоём

Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем.

«Капитанская дочка» (1836), А. С. Пушкин

Не робейте перед проблемой. Внешние препятствия преодолимы, если действовать вдвоём и помогать друг другу.

Прежде чем воссоединиться, главные герои «Капитанской дочки» Петя Гринёв и Маша Миронова пережили немало трудностей. Семья героя была против их свадьбы, а девушку хотели выдать за другого. Их разлучил Пугачёвский бунт, Петя был в шаге от смерти. Но именно просьба Маши уберегла его от виселицы. Какие бы сложности судьба не бросала в их сторону, вместе они преодолели их.

8. Ищите человека, с которым будете становиться лучшей версией себя

…да вы ещё не знаете, не знаете, какое это сердце, какая эта девушка!

«Преступление и наказание» (1866), Ф. М. Достоевский

Здоровые отношения меняют человека в лучшую сторону. Но делают это ненасильственно. Изменения должны исходить из вашего собственного желания быть лучше ради любимого человека.

Судьба Сони Мармеладовой неоднозначна, но её доброту и самоотверженность воспевает чуть ли не каждый персонаж «Преступления и наказания». Именно ей Родион Раскольников впервые открывает свой страшный секрет, и она настаивает, чтобы он снял грех с души и отправился в ссылку. И сама идёт за ним. В новом месте все вновь полюбили Соню, а любовь к ней смягчила циничного и хладнокровного бунтаря Родиона и сделала его новым человеком.

9. Не закрывайте глаза на привычки, которые раздражают

Штольц поглядел на лежащего Обломова, Обломов поглядел на него.

Штольц покачал головой, а Обломов вздохнул.

— Тебе, кажется, и жить-то лень? — спросил Штольц.

— А что, ведь и то правда: лень, Андрей.

«Обломов» (1859), И. А. Гончаров

Вредные привычки, которые в самом начале отношений вызывают беспокойство, никуда со временем не денутся, а напряжение будет расти. Поговорите с партнёром, выскажите свои опасения, потому что они не рассосутся, а будут только увеличиваться.

Образ Обломова, лежащего целыми днями на диване, стал каноническим. Подняться героя заставила лишь внезапная любовь к Ольге Ильинской — деятельной и прогрессивной девушке. Но даже несмотря на то, что дело шло к женитьбе, мнительность Обломова и его страх перед общественным мнением всё равно встали на пути счастья.

Да и лень сыграла в их разрыве не последнюю роль. Его равнодушие ко всему вокруг беспокоило Ольгу. И с каждым днём это становилось всё более существенной проблемой, пока не привело к разрыву.

10. Не используйте людей в меркантильных целях

— А, Вакула, ты тут! здравствуй! — сказала красавица с той же самой усмешкой, которая чуть не сводила Вакулу с ума. — Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок! А черевики, которые носит царица, достал? достань черевики, выйду замуж! — и, засмеявшись, убежала с толпою.

Как вкопанный стоял кузнец на одном месте.

«Ночь перед Рождеством» (1832), Н. В. Гоголь

Не ищите материальную выгоду в отношениях, такой подход вряд ли принесёт счастье. Высокомерие и наигранность — тоже не лучшая основа для начала чего-то серьёзного.

Прекрасная Оксана, хоть и любила кузнеца Вакулу, решила использовать его ради своей выгоды. Влюблённый герой был готов исполнить любое её желание и отправиться хоть на край света, но в конце концов не выдержал её высокомерия.

Оксана же, когда осознала, что потеряла кузнеца, пожалела о своём поведении. У Гоголя история заканчивается покаянием девушки, которая даже отказалась от черевичек, лишь бы быть с любимым. Но ведь всё могло сложиться и по-другому.

11. Ищите человека, который разделяет ваши взгляды на отношения

И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдём лучше смотреть жука.

«Отцы и дети» (1862), И. С. Тургенев

Не пытайтесь втянуть в отношения того, кто к ним не готов или сопротивляется. Если ваши точки зрения в вопросах любви не совпадают, то союз принесёт в итоге только разочарование.

«Отцы и дети» — роман о непростых отношениях между поколениями. Они разделены огромной пропастью, и члены семьи часто не слышат и не понимают друг друга. Евгений Базаров — новый человек. Автор нарисовал его нигилистом, который ставит разум выше сердца и свысока смотрит на чувства людей.

Но с появлением в его жизни Анны Одинцовой Базаров меняется. В нём борется любовь и хладнокровие. Анну тоже тянет к Евгению, но она понимает, что счастлива с ним не будет, потому что он не сможет дать ей спокойствие семейного уюта.

12. Избегайте тех, кто постоянно ищет лекарство от скуки

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?..

Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

«Герой нашего времени» (1840), М. Ю. Лермонтов

Людям, которых в отношениях подстёгивает азарт, быстро надоедает спокойная и размеренная жизнь. Они отправляются на поиски приключений или искусственно накаляют страсти. С ними точно не бывает скучно, но и стабильности от авантюристов ждать не приходится.

Печорин — любитель пощекотать себе нервы. Он крадёт красавицу Бэлу из родного дома, потому что ему скучно в крепости на Кавказе. Девушка глубоко несчастна в неволе, и герой пытается всеми силами расположить её к себе. А когда ему это удаётся и у девушки пробуждаются чувства, Печорин впадает в апатию. Цель достигнута, девушка ему больше не интересна.

Похожая история случается и с княжной Мери. Он использует её, чтобы вызвать ревность у замужней и влюблённой в него Веры. А когда Мери признаётся ему в любви, Печорин остаётся равнодушен. Мотив у героя один: он движим поиском приключений.

13. Обходите стороной тех, кто играет и заставляет ревновать

«Я кокетка, я без сердца, я актёрская натура, — сказала она ему однажды в моём присутствии, — а, хорошо! Так подайте ж вашу руку, я воткну в неё булавку, вам будет стыдно этого молодого человека, вам будет больно, а всё-таки вы, господин правдивый человек, извольте смеяться». Лушин покраснел, отворотился, закусил губы, но кончил тем, что подставил руку. Она его уколола, и он точно начал смеяться…

«Первая любовь» (1860), И. С. Тургенев

Не требуйте доказательств любви от тех, кто вам не интересен и сами не соглашайтесь на подобные требования. Испытания, попытки вызвать ревность и подковёрные игры не имеют ничего общего с чувствами. Их цель — развлечение, поэтому вряд ли у них будет какой-то логичный конец.

Молодой герой повести «Первая любовь» Володя влюбляется в дочь соседей Зинаиду. Девушка то холодна с ним, то показывает свою привязанность. Она приглашает Володю домой, где знакомит с множеством поклонников, которые ждут, когда же она сделает выбор в чью-то пользу. Но девушка не торопится: она играет с ними.

Достаётся и Володе, который наивно выполняет её прихоти, больше похожие на сумасбродство. То она желает сделать его своим пажом, то просит спрыгнуть с высоты. Но что бы он ни делал, Зинаида всё равно не разделяет его чувств, а любит другого.

14. Не ищите счастья в любовных треугольниках

Будто это правда, что можно любить двоих? Не понимаю. Можно и не двоих, а нескольких любить, но тут игра слов; любить любовью можно одного, и ею я люблю моего мужа.

«Кто виноват?» (1846), А. И. Герцен

Вторжение в устоявшиеся отношения вряд ли принёсет радость хотя бы одной из сторон любовного треугольника. Не зря же говорят, что на чужом несчастье счастья не построишь.

Семья Круциферских жила мирно и спокойной, пока в их дом не вошёл эксцентричный Бельтов. Он оказывал знаки внимания жене, отчего та тоже заинтересовалась гостем. Итогом стало тайное свидание, в котором Бельтов признался ей в любви. Круциферская, не выдержав натиска этого самоуверенного человека, уже готова упасть в его объятия, но их встречу прерывает друг героя.

Полная переживаний, женщина заболевает, её муж, не зная причин недуга, беспокоится за жену и находит утешение на дне бутылки. А Бельтов покидает город. Семейная жизнь Круциферских нарушена, а главный герой бесследно исчезает.

15. Остерегайтесь людей, ставящих свой комфорт выше остального

Здесь, как я вижу, можно с приятностию проводить время. Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса. А дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что ещё можно бы… Нет, я не знаю, а мне, право, нравится такая жизнь.

«Ревизор» (1836), Н. В. Гоголь

Завышенное самомнение и стремление получать от жизни только удовольствие — верные признаки того, что перед вами человек, не желающий нарушать свой комфорт ради кого-то другого. Если отношения будут создавать для него неудобства, то он с лёгкостью от них откажется.

В пьесе «Ревизор» любовная линия занимает совсем не важное место, тем самым Гоголь подчёркивает характер своего героя. Хлестаков — плут, любящий только себя. Он стремится к комфортной жизни и не брезгует грязными приёмчиками. Если нужно соврать ради своей выгоды, он и глазом не моргнёт.

В отношении женщин Хлестаков такой же. Чего только стоит сцена, где он с разницей в несколько строк делает предложение вначале Марье, а затем её матери, не смущаясь замужнего положения последней. А всё потому, что жениться он не собирается вовсе, а просто хочет выкрутиться из шаткого положения.