Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Выгодные покупки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
22 июля 2015

Как нас обманывают с помощью статистики

5 июля «Левада-Центр» опубликовал исследование о том, что 91% россиян негативно относится к людям, прогуливающимся в купальниках. Среди противников бикини и плавок преобладают респонденты в возрасте от 40 до 54 лет. Несмотря на это, некоторые СМИ подали информацию под другим углом, рассказав о том, что все россияне относятся к прогулкам в неглиже отрицательно. Мы решили разобраться, к каким уловкам в статистике можно прибегнуть, чтобы информация казалась более привлекательной.
Фото автора Александр Мураховский
Александр Мураховский

Как нас обманывают с помощью статистики

Зачем опрашивать о загорании топлесс исключительно людей в возрасте от 40 до 54 лет? Возможно, стоит пойти дальше и опросить возрастную категорию старше 80 о том, нужен ли нам интернет? Подав одну и ту же информацию разными способами, можно кардинально изменить то, как её видят остальные. Вот несколько примеров того, как обманывают с помощью статистики.

Использование метрик, которые хороши только на первый взгляд

Пример: 90% всех проданных за последние 20 лет автомобилей всё ещё находятся на дорогах.

Кажется, что это очень хорошая марка, раз машины настолько долговечны. Но подумайте получше. Возможно, эта марка автомобиля была выпущена всего 10 лет назад? Тогда она уже не кажется такой привлекательной.

Более правильный и менее жёлтый заголовок должен был звучать таким образом: «90% всех автомобилей старше 20 лет всё ещё находятся на дорогах».

Заявление об эффективности без сравнения с альтернативами

Пример: это обезболивающее максимально эффективно избавит от головной боли.

Нет смысла говорить об эффективности продукта, не сравнивая его с другими. «Максимально эффективно», «лучше других», «самый качественный» — эти слова должны заставить вас задуматься о том, стоит ли покупать данный продукт. Если вы хотите доказать, что ваше обезболивающее лучшее, нужно сравнить его с другими марками. Иначе это бесполезные слова.

Игра с графиками и диаграммами

Пример:

Презентация Apple
Конференция Apple

Презентация Apple

На этой конференции Стив Джобс рассказывал о доле iPhone среди всех смартфонов в США. Несмотря на то что iPhone пользуются 19,5% жителей, его доля на диаграмме выглядит больше, чем доля «Другие» (21,2%). Визуально этого можно добиться, придав диаграмме 3D-эффект.

Подача информации без подтверждений

Пример: после легализации марихуаны количество курящих жителей Нидерландов выросло.

Подобные «факты» ничего не стоят без подтверждений. Возможно, сайт, на котором вы это прочитали, просто забыл поставить ссылку на исследование, но в любом случае верить этой информации уже нет смысла.

Точка отсчёта на графике не нулевая

Пример:

График поддержки программы Obamacare
Диаграмма поддержки программы Obamacare

График поддержки программы Obamacare

На фото видно, что количество участников программы Obamacare увеличилось на 1 066 000 человек. То есть разница составляет примерно 17%. На диаграмме же разница между колонками практически трёхкратная. Это происходит из-за того, что в качестве точки отсчёта взят не ноль.

Статистика предоставлена заинтересованной стороной

Пример: мы протестировали наш новый шампунь и пришли к выводу, что он эффективнее всех аналогов на рынке.

И напоследок довольно очевидный факт. Если исследование проведено заинтересованной стороной, то верить его результатам нужно с особой осторожностью.

Обложка: Tsyhun / Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

10 пар зимней обуви с хорошими скидками на «чёрной пятнице»

10 пар зимней обуви с хорошими скидками на «чёрной пятнице»

постельное белье

21 комплект постельного белья, который преобразит вашу спальню

Roborock Q5 Pro

Надо брать: робот-пылесос Roborock Q5 Pro со скидкой 76%

Гидравлический домкрат с высоким рейтингом отдают со скидкой 35% на AliExpress

Гидравлический домкрат с высоким рейтингом отдают со скидкой 35% на AliExpress

23 нарядных платья, которые можно надеть на новогодний корпоратив

23 нарядных платья, которые можно надеть на новогодний корпоратив

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

5 милых мягких игрушек для тех, кто любит мультфильмы Хаяо Миядзаки

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

Самый популярный компрессор от Baseus отдают за полцены

Это интересно
Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

VK Education запускает кейс-чемпионат для студентов с призовым фондом 1 млн рублей

VK Education запускает кейс-чемпионат для студентов с призовым фондом 1 млн рублей

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Не просто плохое настроение: 6 фактов о депрессии, которые нужно знать каждому

Комментарии
d.dyachenko
22.07.15 07:17
по Леваде информация представлена очень кособоко. Вы пишите: "Пятого июля «Левада-Центр» опубликовал исследование о том, что 91% россиян негативно относится к загоранию топлесс. Статистика становится менее удручающей, если учесть тот факт, что большинство респондентов — жители городов в возрасте от 40 до 54 лет". По ссылке: "большинство россиян считает недопустимым загорать на пляже топлесс (84%) ". Почему вы написали 91%? 91% - это про прогулки по городу в купальнике. Дальше у вас: "большинство респондентов — жители городов в возрасте от 40 до 54 лет" - тоже неверно. Выборка там репрезентативна. Если опять пройти по ссылке: "Среди нетерпимо настроенных к людям в бикини и плавках преобладают респонденты в возрасте 40-54 лет (94%)" - это не значит, что среди нетерпимо настроенных людей 94% составляют граждане 40-54 лет, это значит, что в возрастной группе 40-54 года 94% - нетерпимы. Вы поверхностно просмотрели данные, и в целом статья слабая, пользу из неё извлечь сможет только малоинформированный читатель
justaz
22.07.15 10:35
800 человек из 134 населенных пунктов - это нерепрезентативный опрос. В России 146 267 288 постоянных жителей, выборка не может быть 800 человек. Для банального исследования по ПФО выборка должна быть не меньше 1200 человек. Помимо этого, информация скорее криво предоставлена в статье Интерфакс, так как при чтении "Среди нетерпимо настроенных к людям в бикини и плавках преобладают респонденты в возрасте 40-54 лет (94%)" подразумевается "94% от числа опрошенных". Опять же, если автор неправильно интерпретировал информацию, то: 1) это не вина автора, а вина людей, которые писали статью по этим данным; 2) получается, что автор верно выделил проблему неоднозначности в предоставлении результатов исследования. Я хочу сказать, что делать вывод о всей статье, основываясь исключительно на одной ошибке, неправильно. Автор вложил смысл в статью, который я увидел, и согласен, что данная проблема имеет место быть. По сути, Вы раскритиковали только первый абзац, при этом другие не затронули. То есть, из всей статьи 10% с ошибкой, а значит ошибочна и вся статья? Это пример неправильной презентации информации.
hrynenkos
22.07.15 07:57
Сюда можно добавить статистику без отсечения граничных значений. Например: в компании работают 5 сотрудников, у директора зп =1 000 000, у 4х оставшихся зп= 250 000 ; в итоге средняя зп на предприятии = 400 000 . .. Представьте какие манипуляции можно делать подобным образом считая данные по стране...... Хотя это ещё ничто по сравнению с тем как считают ВВП стран....
Андрей Волков
22.07.15 14:52
ну попробуйте сравнить свой товар с аналогами других марок)) если точно укажите эти марки - ФАС, суд, штраф, если размыто - "бесполезные слова". Не зря же торгаши, когда приводят сравнения, мелким шрифтом указывают свои же дешёвые продукты/устаревшие товары.
justaz
22.07.15 17:35
Андрей, то, о чем Вы сейчас говорите касается рекламы, а не исследований. Исследования носят объективный характер и могут быть обнародованы независимой стороной, что часто и делается. Но вот использование в рекламе превосходной степени сравнения нарушит ФЗ "О рекламе".
Что вы могли пропустить
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
Как метод зональной уборки поможет навести порядок даже очень занятым людям
0
Вчера
Жизнь
Жизнь
Как извлечь пользу из сожалений
Как извлечь пользу из сожалений
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
Существует ли привилегия красоты и правда ли успех зависит от внешнего вида
0
20 ноября
Жизнь
Жизнь
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
10 техник, чтобы звучать убедительнее в любой ситуации
0
20 ноября
Жизнь
Колонка
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
Что такое ментальная гигиена и как её правильно соблюдать
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
5 примеров из жизни, когда вам пригодится правило противоположностей
0
19 ноября
Жизнь
Жизнь
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
Кто счастливее — мужчины или женщины: рассказывает философ и писательница Гульнара Краснова
0
18 ноября
Жизнь
Колонка
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
Как найти увлечение после 60 лет и почему это важно
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
6 капризных комнатных растений, с которыми новичкам лучше не связываться
0
18 ноября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
10 стыдных вопросов о разводах: отвечает адвокат Ирина Дементьевская
0
17 ноября
Жизнь
Колонка
Почему умные люди принимают глупые решения
Почему умные люди принимают глупые решения
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
Как отвечать на вопросы ребёнка, если сам не знаешь ответа
0
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Энергия без границ. Узнайте, как сильно атомные технологии изменили нашу жизнь
Энергия без границ. Узнайте, как сильно атомные технологии изменили нашу жизнь
14 ноября
Жизнь
Жизнь
Почему нам бывает некомфортно молчать и как справиться с неловкой тишиной
Почему нам бывает некомфортно молчать и как справиться с неловкой тишиной
0
13 ноября
Жизнь
Жизнь
Как сочетать цвета в одежде
Как сочетать цвета в одежде
0
13 ноября
Жизнь
Жизнь

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Juri G4 часа назад

0 / 0

Про подвижность бактерий это вы конечно интересно придумали, на самом деле бактерии не живут в воздухе, а находиться в каплях распыленных в нем, больше капель - больше возможностей для бактерий. Что происходит в сухом воздухе - естественная защита человека перестает работать, нос пересыхает, и уже не способен улавливать бактерии.
11 простых и эффективных способов увлажнить воздух в квартире
Аватар автора комментария
Anatoly Maximenko5 часов назад

0 / 0

У себя в машине держу: МСЛ в чехле; фонарь Маг Лайт на 4 батарейки (и свет, и средство активной обороны); мачете "Тайга"; фал 15 метров с карабином; 2 пледа флисовых; три бутылки по 0,5 воды; несколько батончиков типа "Сникерс" + козинаки; пачка жвачек; пачка влажных салфеток; печка-"щепоточница" с табл. сухого спирта, зажигалка; кружка-термос с подогревом от прикуривателя; туристический набор (нож, пила, топорик).
В Сети обсуждают, какие вещи нужно всегда держать в машине. Вот 10 вариантов
Аватар автора комментария
Ноу нейм6 часов назад

0 / 0

Это вы как определили? С каждым ознакомились, протестировали и поняли, что они все тяжеловаты?
10 рюкзаков для ноутбука, которые не боятся мокрого снега и дождя
Аватар автора комментария
Shamil Shakirov6 часов назад

0 / 0

Изображение
WhatTheFont — приложение для поиска шрифтов с картинок
Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Финансовые привычки миллениалов, которые стоит перенять зумерам (и наоборот)

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторовО компании
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях