Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Жизнь
22 июля 2015

Как нас обманывают с помощью статистики

5 июля «Левада-Центр» опубликовал исследование о том, что 91% россиян негативно относится к людям, прогуливающимся в купальниках. Среди противников бикини и плавок преобладают респонденты в возрасте от 40 до 54 лет. Несмотря на это, некоторые СМИ подали информацию под другим углом, рассказав о том, что все россияне относятся к прогулкам в неглиже отрицательно. Мы решили разобраться, к каким уловкам в статистике можно прибегнуть, чтобы информация казалась более привлекательной.
Фото автора Александр Мураховский
Александр Мураховский

Как нас обманывают с помощью статистики

Зачем опрашивать о загорании топлесс исключительно людей в возрасте от 40 до 54 лет? Возможно, стоит пойти дальше и опросить возрастную категорию старше 80 о том, нужен ли нам интернет? Подав одну и ту же информацию разными способами, можно кардинально изменить то, как её видят остальные. Вот несколько примеров того, как обманывают с помощью статистики.

Использование метрик, которые хороши только на первый взгляд

Пример: 90% всех проданных за последние 20 лет автомобилей всё ещё находятся на дорогах.

Кажется, что это очень хорошая марка, раз машины настолько долговечны. Но подумайте получше. Возможно, эта марка автомобиля была выпущена всего 10 лет назад? Тогда она уже не кажется такой привлекательной.

Более правильный и менее жёлтый заголовок должен был звучать таким образом: «90% всех автомобилей старше 20 лет всё ещё находятся на дорогах».

Заявление об эффективности без сравнения с альтернативами

Пример: это обезболивающее максимально эффективно избавит от головной боли.

Нет смысла говорить об эффективности продукта, не сравнивая его с другими. «Максимально эффективно», «лучше других», «самый качественный» — эти слова должны заставить вас задуматься о том, стоит ли покупать данный продукт. Если вы хотите доказать, что ваше обезболивающее лучшее, нужно сравнить его с другими марками. Иначе это бесполезные слова.

Игра с графиками и диаграммами

Пример:

Презентация Apple
Конференция Apple

Презентация Apple

На этой конференции Стив Джобс рассказывал о доле iPhone среди всех смартфонов в США. Несмотря на то что iPhone пользуются 19,5% жителей, его доля на диаграмме выглядит больше, чем доля «Другие» (21,2%). Визуально этого можно добиться, придав диаграмме 3D-эффект.

Подача информации без подтверждений

Пример: после легализации марихуаны количество курящих жителей Нидерландов выросло.

Подобные «факты» ничего не стоят без подтверждений. Возможно, сайт, на котором вы это прочитали, просто забыл поставить ссылку на исследование, но в любом случае верить этой информации уже нет смысла.

Точка отсчёта на графике не нулевая

Пример:

График поддержки программы Obamacare
Диаграмма поддержки программы Obamacare

График поддержки программы Obamacare

На фото видно, что количество участников программы Obamacare увеличилось на 1 066 000 человек. То есть разница составляет примерно 17%. На диаграмме же разница между колонками практически трёхкратная. Это происходит из-за того, что в качестве точки отсчёта взят не ноль.

Статистика предоставлена заинтересованной стороной

Пример: мы протестировали наш новый шампунь и пришли к выводу, что он эффективнее всех аналогов на рынке.

И напоследок довольно очевидный факт. Если исследование проведено заинтересованной стороной, то верить его результатам нужно с особой осторожностью.

Обложка: Tsyhun / Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Надо брать: новинка realme 15T со скидкой 57%

Nahodki AliExpress: samye poleznye i interesnye tovary nedeli

Находки AliExpress: самые полезные и интересные товары недели

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

Что умеет фен от Dreame: разбор умной новинки в премиальном стиле

10 muzhskih krossovok ot populyarnyh brendov so skidkami do 59%

10 мужских кроссовок от популярных брендов со скидками до 59%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Это нам надо: популярная сыворотка с ретинолом и микроиглами со скидкой 20%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

Надо брать: ударная дрель от Heimerdinger со скидкой 70%

18 nadyozhnyh smesitelej, kotorye chasto pokupayut na marketplejsah

18 надёжных смесителей, которые часто покупают на маркетплейсах

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

10 вещей популярных брендов со скидками до 65%

Это интересно
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Пазл жизни: что нужно знать о донорстве костного мозга

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Правительство сохранит льготный НДС 10% на социально значимые товары

Комментарии
d.dyachenko
22.07.15 07:17
по Леваде информация представлена очень кособоко. Вы пишите: "Пятого июля «Левада-Центр» опубликовал исследование о том, что 91% россиян негативно относится к загоранию топлесс. Статистика становится менее удручающей, если учесть тот факт, что большинство респондентов — жители городов в возрасте от 40 до 54 лет". По ссылке: "большинство россиян считает недопустимым загорать на пляже топлесс (84%) ". Почему вы написали 91%? 91% - это про прогулки по городу в купальнике. Дальше у вас: "большинство респондентов — жители городов в возрасте от 40 до 54 лет" - тоже неверно. Выборка там репрезентативна. Если опять пройти по ссылке: "Среди нетерпимо настроенных к людям в бикини и плавках преобладают респонденты в возрасте 40-54 лет (94%)" - это не значит, что среди нетерпимо настроенных людей 94% составляют граждане 40-54 лет, это значит, что в возрастной группе 40-54 года 94% - нетерпимы. Вы поверхностно просмотрели данные, и в целом статья слабая, пользу из неё извлечь сможет только малоинформированный читатель
justaz
22.07.15 10:35
800 человек из 134 населенных пунктов - это нерепрезентативный опрос. В России 146 267 288 постоянных жителей, выборка не может быть 800 человек. Для банального исследования по ПФО выборка должна быть не меньше 1200 человек. Помимо этого, информация скорее криво предоставлена в статье Интерфакс, так как при чтении "Среди нетерпимо настроенных к людям в бикини и плавках преобладают респонденты в возрасте 40-54 лет (94%)" подразумевается "94% от числа опрошенных". Опять же, если автор неправильно интерпретировал информацию, то: 1) это не вина автора, а вина людей, которые писали статью по этим данным; 2) получается, что автор верно выделил проблему неоднозначности в предоставлении результатов исследования. Я хочу сказать, что делать вывод о всей статье, основываясь исключительно на одной ошибке, неправильно. Автор вложил смысл в статью, который я увидел, и согласен, что данная проблема имеет место быть. По сути, Вы раскритиковали только первый абзац, при этом другие не затронули. То есть, из всей статьи 10% с ошибкой, а значит ошибочна и вся статья? Это пример неправильной презентации информации.
hrynenkos
22.07.15 07:57
Сюда можно добавить статистику без отсечения граничных значений. Например: в компании работают 5 сотрудников, у директора зп =1 000 000, у 4х оставшихся зп= 250 000 ; в итоге средняя зп на предприятии = 400 000 . .. Представьте какие манипуляции можно делать подобным образом считая данные по стране...... Хотя это ещё ничто по сравнению с тем как считают ВВП стран....
Андрей Волков
22.07.15 14:52
ну попробуйте сравнить свой товар с аналогами других марок)) если точно укажите эти марки - ФАС, суд, штраф, если размыто - "бесполезные слова". Не зря же торгаши, когда приводят сравнения, мелким шрифтом указывают свои же дешёвые продукты/устаревшие товары.
justaz
22.07.15 17:35
Андрей, то, о чем Вы сейчас говорите касается рекламы, а не исследований. Исследования носят объективный характер и могут быть обнародованы независимой стороной, что часто и делается. Но вот использование в рекламе превосходной степени сравнения нарушит ФЗ "О рекламе".
Что вы могли пропустить
Как выбрать очки для плавания
Как выбрать очки для плавания
0
Вчера
Жизнь
Ликбез
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
Кто такие отроверты и стоит ли себя к ним причислять
0
17 октября
Жизнь
Ликбез
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
Как понять, что собака рожает, и как ей помочь
0
16 октября
Жизнь
Ликбез
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
Суперсилы в пожилом возрасте: 5 способов помочь бабушке или дедушке чувствовать себя лучше
0
15 октября
Жизнь
Жизнь
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
3 приёма, которые помогут говорить о сложном простыми словами
0
13 октября
Жизнь
Колонка
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
11 бойцовских пород собак, с которыми не страшно гулять по ночам
0
13 октября
Жизнь
Ликбез
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
Задача — дойти до школы самому: как подготовить ребёнка и убедиться, что всё будет в порядке  
0
13 октября
Жизнь
Жизнь
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
10 стыдных вопросов о фобиях: отвечает психиатр Дмитрий Заносов
0
13 октября
Жизнь
Колонка
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
5 установок, которые многие принимают за любовь к себе. И зря
0
9 октября
Жизнь
Книги
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 
0
9 октября
Жизнь
Жизнь
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
Сколько длится беременность у собак и как позаботиться о питомце в это время
0
9 октября
Жизнь
Ликбез
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
Что такое философский интеллект и как он не даёт сойти с ума в современном мире
0
7 октября
Жизнь
Колонка
Как правильно измерить температуру кошке
Как правильно измерить температуру кошке
0
6 октября
Жизнь
Ликбез
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
Синдром вахтёра: что это такое и как с ним бороться
3 октября
«Горящая изба»
Жизнь
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
Как проявляется энтерит у собак и чем он опасен
0
3 октября
Жизнь
Ликбез

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Skubacok5 минут назад

0 / 0

Интересная штука. Но мне кажется. что ее стоит использовать не все время, а то организм привыкнет, и умрет, если попадет в обычные условия обитания.
Xiaomi выпустила очиститель воздуха с двумя вентиляторами, удаляющий до 99% формальдегидов
Аватар автора комментария
Skubacok8 минут назад

0 / 0

Любое лекарственное средство может вызвать аллергию.
Поможет ли прополис от боли в горле
Аватар автора комментария
Skubacok12 минут назад

0 / 0

Всё ясно, но больше, чем на факты эта статья похожа на рекламу продукции.
3 факта о продуктах «ФрутоНяни», за которые их ценят родители малышей
Аватар автора комментария
Skubacok15 минут назад

0 / 0

Познавательная статья. А то я всегда ФГДС делаю без наркоза и лидокаина и у меня там заброс желчи. Мне говорят, что это неправильно. А оказывается, это в порядке вещей.
5 неочевидных фактов о нашем желудке, которые вас удивят 
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях