Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Образование
3 января 2024

10 самых странных разработок СССР, которые оказались никому не нужны

Летающие танки, поезда с реактивными двигателями, самолёт-лодка «Каспийский монстр» и не только.
Фото автора Дмитрий Сажко
Дмитрий Сажко

Автор Лайфхакера

10 самых странных разработок СССР, которые оказались никому не нужны

1. Летающий танк А‑40

Летающий танк А-40
Изображение: Wikimedia Commons

В 40‑х годах XX века многие страны — например, США, Великобритания и Япония — прорабатывали проекты летающих танков, но вскоре отказывались от этой идеи. И только в СССР умудрились реализовать задумку «в железе».

А‑40, разработанный авиаинженером Антоновым, представлял собой лёгкий танк Т‑60 с прицепленным к нему планером. Идея была такова: аппарат прикрепляется к тяжёлому бомбардировщику «Туполев ТБ‑3», и тот тянет его за собой на буксире. Это называлось «авиационный поезд». Когда танк с экипажем подлетал к точке высадки, тросы отсоединялись и конструкция десантировалась в нужное место посредством планирования. А крылья потом гаечными ключами откручивались.

Правда, физику обмануть не удалось и танк смог оторваться от земли только на 40 м, даже разогнанный максимальным усилием двигателей «Туполева» до скорости 130 км/ч. Проект от греха подальше свернули, и от него осталась только эпичная фотография.

2. Реактивный поезд «Скоростной вагон‑лаборатория»

Реактивный поезд «Скоростной вагон-лаборатория»
Изображение: Wikimedia Commons

Как вы думаете, как сделать по‑настоящему быстрый поезд? Создать аппарат с магнитной левитацией, чтобы исключить фактор трения колёс о рельсы? Проложить пути в туннелях с разреженной атмосферой, чтобы уменьшить сопротивление воздуха? Нет.

Нужно всего‑навсего снять с пассажирского самолёта Як‑40 пару реактивных двигателей и приварить их к крыше обычного локомотива ЭР22.

Именно это и сделали инженеры Калининского (сейчас — Тверского) вагоностроительного завода. В 1972 году они испытали локомотив под названием «Скоростной вагон‑лаборатория», разогнав его до 250 км/ч. Это вполне приличная цифра и для современного скоростного поезда, а уж для образцов 70‑х годов…

Правда, вскоре после испытаний эта конструкция была брошена на свалке завода. Причина заключалась в том, что для доставки пассажиров из Москвы до Санкт‑Петербурга требовалось «всего‑то» 6 т авиакеросина. Это в три раза больше, чем современный Boeing‑737 использовал бы для такого же путешествия. Локомотив оказался попросту нерентабелен.

3. Шнекоход ЗиЛ‑4904

Размышляя о способах транспортировки войск через труднопроходимые участки, советские инженеры эпохи холодной войны решили создать машину, двигающуюся на шнеках — огромных винтовых валах, напоминающих свёрла.

Вообще, первый шнекоход был создан ещё в 1868 году Джейкобом Моратом в штате Миссури. Но американцы, поиграв с концепцией, отказались от неё. А вот в СССР решили воплотить «в железе», создав замену традиционным колёсам и гусеницам.

И чего только не придумают — лишь бы дороги не строить.

Результатам трудов инженеров стал аппарат под названием «ЗиЛ‑4904». Он мог ездить по снегу, преодолевать болота и даже плавать. Но, хотя этот вездеход и способен был эффективно передвигаться по мягким поверхностям, на асфальтированных дорогах или просто на ровной твёрдой земле он оказался бесполезным. ЗиЛ двигался очень медленно, часто ломался и с большим трудом разворачивался. Шнекоходы пробовали применять в арктических экспедициях, но в конечном счёте отказались от них.

Вездеход был изготовлен лишь в нескольких экземплярах, и от большинства из них в итоге избавились. Но один сохранился и выставляется в Государственном военно‑техническом музее, который находится в Черноголовке Московской области.

Ещё одну модификацию шнекохода, ЗиЛ‑2906, оставили в запасе у Российской федеральной авиационно‑космической службы поиска и спасения на случай, если придётся подбирать застрявших в болотах космонавтов. Правда, до места чудо‑аппарат приходится доставлять на специальном грузовике, потому что своим ходом перемещается он слишком медленно. Всего было выпущено пять экземпляров этой машины.

4. Аэросани «Север‑2»

Аэросани «Север-2»
Изображение: Wikimedia Commons

Доставлять почту в отдалённые уголки Сибири и Дальнего Востока весьма нелёгкая задача. Советские инженеры решили помочь почтальонам и в 1959 году создали необычное средство передвижения для суровых зимних условий — аэросани «Север‑2».

Рецепт прост. Берём легковушку ГАЗ‑М20 «Победа», откручиваем колёса и присоединяем лыжи с тефлоновым покрытием. А на крышу привариваем авиационный мотор АИ‑14 мощностью 260 лошадей — его ещё на Як‑19 ставили.

Всего было изготовлено около сотни таких машин, проект влетел в копеечку, но надежд аэросани не оправдали.

Они очень сильно скользили и часто уходили в занос, а также испытывали большие трудности с подъёмом в гору. Кроме того, кузов легкового автомобиля, сделанный из тонкого стального листа, был настолько непрочным, что легко деформировался встречным потоком ветра во время разгона.

Но внешний вид у этой штуки был забавный. Возможно, именно на таких аппаратах рассекали бы персонажи фильма «Безумный Макс», если бы перебрались из австралийских пустынь в Сибирь.

5. Вертолёт В‑12

Вертолёт В-12
Изображение: Wikimedia Commons

Вертолёт В‑12, также известный как Ми‑12, стал самым тяжёлым и грузоподъёмным вертолётом, когда‑либо созданным в мире. Своими широко растопыренными винтами он слегка напоминал американский конвертоплан Bell V‑22 Osprey. Правда, поворачивать их он не умел.

Разработка В‑12 началась в 1959 году, а проектирование — в 1963‑м. Вертолёт, по задумке инженеров, должен был перевозить межконтинентальные баллистические ракеты.

Поначалу конструкторы собирались создать аппарат с тандемной компоновкой двух больших винтов, как в Boeing CH‑47 Chinook, но поняли, что это будет слишком дорого и сложно. Вместо этого взяли две винтомоторные группы от Ми‑6: несущий винт, силовую установку, главный редуктор и систему управления. И прицепили их на поперечные балки слева и справа от корпуса. Первый полёт В‑12 состоялся 10 июля 1968 года. Было создано два экземпляра этого аппарата.

6 августа 1969 года В‑12 поднял груз весом 44 205 кг на высоту 2 255 м, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов.

Но к тому времени, когда разработка и испытания В‑12 завершились, он уже был не нужен. Оказалось, что ракеты удобнее возить наземными грузовиками, а для грузов поменьше гонять такую прожорливую махину было просто нерентабельно. А потому в 1974 году все работы над проектом были свёрнуты.

6. Самолёт Ту‑2Ш «Огненный ёж»

Самолёт Ту-2Ш «Огненный ёж»
Изображение: Public Domain

В 1944 году советские инженеры получили задачу разработать оружие для самолётов‑штурмовиков, которое бы позволило эффективно атаковать немецкие пехотные колонны. Техники решили выжать максимум из того, что у них было в наличии, и создали Ту‑2Ш «Огненный ёж».

Берём 88 пистолетов‑пулемётов конструкции Шпагина, прицепляем к каждому барабанный магазин на 71 патрон, все пулемёты привариваем к специальной платформе и помещаем эту конструкцию в бомболюк. Пилот на бреющем полёте над немецкими отрядами нажимает на рычаг, и все орудия открывают огонь одновременно, поливая противника настоящим шквалом пуль. Ту‑2Ш обладал скорострельностью 72 900 выстрелов в минуту.

В теории аппарат мог произвести 6 000 выстрелов по участку земли длиной 550 м за четыре секунды, прежде чем у него закончились бы боеприпасы.

Правда, на практике оказалось, что перезаряжать эту летающую батарею настолько долго и нудно, что проще было наклепать противопехотных бомб со шрапнелью. Да и к тому моменту, когда «Огненный ёж» прошёл первые лётные испытания (в феврале 1946 года), война уже закончилась. Ту‑2Ш так и не отправился в серию — но, по крайней мере, установил мировой рекорд по количеству размещённых на самолёте орудий.

7. Газодинамический траулер «Прогрев‑Т»

Газодинамический траулер «Прогрев-Т»
Изображение: Public Domain

Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, что это? Может быть, тот самый танк «Мамонт‑3» из серии игр Command and Conquer, только в реальности?

На самом деле это не боевая машина, а устройство для разминирования, созданное в 80‑х годах. У советских инженеров в запасах было слишком много корпусов танков Т‑54 и списанных реактивных двигателей МиГ‑15. Они прикрутили движок на танк соплом вперёд и окрестили эту конструкцию газодинамическим траулером «Прогрев‑Т».

Машина должна была подъезжать к минному полю, дуть струей раскалённых газов и очищать от мин дорогу перед собой, заставляя их либо взрываться от высоких температур, либо просто улетать под потоком воздуха.

Правда, оказалось, что для работы устройства с ним пришлось бы возить ещё и заправщик с авиационным керосином, потому что расход топлива у «Прогрева» был, мягко говоря, немаленький. Вся конструкция была запредельно тяжёлой, медленной и уязвимой, поэтому особой пользы не приносила. Ну разве что могла распугивать потенциальных противников своим впечатляющим внешним видом.

8. Боевой лазер 1К17 «Сжатие»

Боевой лазер 1К17 «Сжатие»
Изображение: Wikimedia Commons

Во всех фантастических произведениях то и дело мелькают разные танки, космические корабли и прочие гравицапы, стреляющие из лазерных пушек. Лазерный луч в теории весьма неплохое оружие, так как достигает цели со скоростью света — то есть практически мгновенно (если вы, конечно, не с другой планеты стреляете) — и движется строго по прямой. А значит, промахнуться им весьма сложно.

Правда, чтобы прожигать цели, как в «Звёздных войнах», лазеру требуется неприличное количество энергии. И сделать мобильный источник такой мощности — задачка ещё та. А вот против оптики вражеских самолётов он, по идее, был бы весьма эффективен. Поэтому в 1980‑х годах советские инженеры создали боевую лазерную машину под названием 1К17 «Сжатие».

Хотя Советский Союз пытался сохранить планы в секрете, Пентагону удалось получить чертежи от перебежчиков. Правда, большой пользы из них ни одна страна не извлекла.

Это оказался очень дорогой и бесполезный девайс. Для создания орудия требовался искусственный рубин весом 30 кг. Скорострельность лазера была низкой, а плохая погода, дождь, повышенная влажность либо запылённость воздуха делали механизм попросту бесполезным: луч рассеивался атмосферными частицами.

Было создано два таких «танка»: один был списан, а другой выставлен в подмосковном Музее армейской техники, но без дорогого лазерного проектора.

9. Экраноплан КМ «Каспийский монстр»

Аббревиатура КМ означает «корабль‑макет», но в американских СМИ она получила другую расшифровку — «Каспийский монстр».

В 1965‑х годах советские инженеры задумали создать гибрид самолёта и лодки — аппарат, летающий над водой за счёт взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности моря (так называемый экранный эффект). Он имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м и максимальную взлётную массу 544 т.

Планировалось, что экраноплан КМ сможет бороться с американскими авианосцами, если холодная война внезапно станет «горячей». Двигаясь со скоростью 650 км/ч, «Каспийский монстр» мог близко подобраться к вражескому кораблю, поскольку перемещался слишком низко над водной гладью и из‑за этого был малозаметен на радарах.

Помимо того, предполагалось, что его можно будет использовать и в мирных целях — для спасательных операций на воде и перевозки грузов. Здорово ведь иметь самолёт, которому не нужна взлётная полоса: он может остановиться просто на водной глади.

На практике экраноплан оказался не очень полезным. Вместо того чтобы совместить преимущества корабля и самолёта, он объединил их недостатки.

Экраноплану требовалось такое же сложное обслуживание, как самолёту, при этом он был не таким грузоподъёмным и экономичным, как водные суда. Преимуществ перед традиционными военными ракетоносцами у него не оказалось: он был медленнее, дороже. А ещё очень уязвим для авиации противника.

Из‑за небольшой высоты полёта (точнее, скольжения) КМ расходовал заметно больше топлива, чем самолёты, и уступал своим чисто воздушным собратьям в скорости.

Кроме того, экраноплан отличался скверной манёвренностью: крениться, как обычные авиасуда, он был неспособен, и поэтому для поворота ему приходилось закладывать круг в несколько километров.

Испытания КМ закончились, когда в 1980 году он затонул из‑за ошибки пилотирования. А ещё один советский экраноплан, «Лунь», разработанный в 70‑х как улучшенная версия КМ, тоже был заброшен и оставлен на вечной стоянке в сухом доке в Каспийске.

10. Летающий автомобиль ГАЗ‑16 «Чайка»

Летающий автомобиль ГАЗ-16 «Чайка»
Изображение: Wikimedia Commons

Помните детскую фантастику 60‑х вроде «Джетсонов» с летающими автомобилями на антигравах и прочими высокотехнологичными средствами передвижения? В СССР велись разработки по воплощению этих фантазий в реальность. Результатом их стала машина повышенной проходимости ГАЗ‑16 «Чайка».

По асфальтированным трассам она двигалась на колёсах со скоростью до 170 км/ч. А когда оказывалась на бездорожье, шасси убиралось и под днищем включались два мощных вентилятора, формировавших воздушную подушку.

Аппарат приподнимался над землёй примерно на 150 мм и летел, приводимый в движение двумя газотурбинными двигателями от вертолёта Ми‑2 мощностью 394 лошадиных силы.

Выглядело всё это круто, но на практике автомобиль на воздушной подушке оказался никому не нужен. Он был запредельно дорогим, сложным, громоздким, имел крайне ограниченную грузоподъёмность и слабую манёвренность. При этом он требовал огромного количества топлива — ни о какой экономии речи идти не могло.

В общем, советские граждане так и не пересели на летающие «Волги», а экспериментальный образец был сдан в музей.

Истории других изобретений
👇
7 изобретений, которые были сделаны случайно
10 фантастических изобретений из кино, которые стали реальностью
10 изобретений, которые убили своих создателей
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

30 nedorogih novogodnih podarkov

30 недорогих новогодних подарков

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Как максимально сэкономить на AliExpress в ноябре

Nahodki AliExpress: 20 samyh poleznyh i interesnyh tovarov oktyabrya

Находки AliExpress: 20 самых полезных и интересных товаров октября

120 idej podarkov dlya «Tajnogo Santy»

120 идей подарков для «Тайного Санты»

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

30 полезных товаров со скидками до 86% на AliExpress

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Забираем зимние кроссовки от Humtto со скидкой 55%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Надо брать: видеорегистратор-новинка от 70mai со скидкой 60%

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это правда покупают: 10 безумных товаров с AliExpress

Это интересно
Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

Как студенты-архитекторы улучшают благоустройство городов, не отрываясь от учёбы: 4 доступных формата

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

«Задача в работе»: топ-5 популярных таск-трекеров и в чём их особенности

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

От традиций к инновациям: 8 перспективных профессий современного сельского хозяйства

ИГРА: Полный бак бонусов

ИГРА: Полный бак бонусов

Комментарии
Алим Р
04.01.24 11:09
Тем не менее, поэт правильно говорил про "опыт, сын ошибок трудных". Уверен, что все эти проекты обогатили советскую науку и технику новыми знаниями и опытом, которые успешно могли бы использоваться в дальнейшем , не появись в 1985 году еще одна "фатальная ошибка" по имени Михаил, с пятном на лысине
Alexandr Al
04.01.24 13:21
Не стоит повторять глупость, услышанную от старушки в подъезде. Никакая "техника"\промышленность большой страны не может быть разрушена за 5 лет. А тем более наука. Для этого понадобилось 30 лет. Жалкие их остатки можно видеть еще и сейчас. А Горбачев лишь попытался сопротивляться неизбежному, с предсказуемым результатом.
Joni Markas
06.01.24 09:01
Стесняюсь спросить , вы из какой дырки упали , а главное когда ? Просто интересно, эксПЕРД вашего уровня был ещё в штанах своего папиньки , или вы уже под стол ходили ? Мальчик , любую сферу можно элементарно убить не платя зарплату по 6-12 месяцев. Сумки в клеточку в помощь!
Alex Ponomar
06.01.24 09:42
Пожалуйста, выбирайте тон вашего общения.
Alexandr Al
06.01.24 14:12
Ваш уровень компетентности не позволяет судить о каких-либо сферах, кроме совсем уж подзабоных. Поэтому слушайте умных людей, которые вас учат тому, в чем вы не разбираетесь, а глупости оставьте при себе.
Андрей Горев
12.01.24 07:45|изменено
Alexandr Al! Это ты зря! Наше НИИ убили за год после перестройки! С 1991 по 1992 уволились 70% работавших! В 1998 спохватились, а все уже кто-куда пристроились... Не стало талантливых инженеров, остались челноки, предприниматели (не слишком талантливые), часть уехала за бугор или в Москву (много! У меня из 8 друзей уехало 6 за бугор, один в Москве) и прочее. Словом, собирать было некого... Ведь челночить проще и выгодней, чем изо дня в день пахать мозгами! И всё ТОЛЬКО из-за того, что нечем было платить зарплату - ПЕРЕСТРОЙКА БЕЗ МОЗГОВ была сделана. А виноват в этом автор "перестройки через жопу" - Мишка Горбик. И так по всей стране. P.S. Жаль НИКТО НЕ НАДАВАЛ ЕМУ ПО ГОРБИКУ ЗА ТАКОЕ СО СТРАНОЙ! Надо было расстрелять как вредителя!
Alexandr Al
12.01.24 20:13|изменено
Так-то с 1991 по 1992 никакой перестройки не было :) и Горбачева уже не было. Он был с 1985 по 1991. т.е. при нем никто не уехал ) Про разрушения же науки, я имел ввиду, что в вашем НИИ никакая наука не погибла за тот год, все знания остались, как остались они там и через 10 лет. Возможно в чуть меньшем количестве. Проблема была не в этом, а в том, что эти знания оказались никому тогда не нужны. Но это совсем другой вопрос.
Tarkhov's Castle
04.01.24 23:46
Писатель, очередная жертва посоветского образования
Alex Ponomar
05.01.24 00:18
Жертвой какого образования стал комментатор, который не может расставить знаки препинания в предложении из пяти слов?
Yuriy Fordzyun
20.08.24 13:40
Представленные изобретения заимствованы.., не имеют приоритета , поэтому информация носит исключительно пропагандистский характер
Что вы могли пропустить
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
Как говорят в регионах: 22 слова, которые легко выдают, откуда вы родом
0
Вчера
Образование
Образование
5 фактов о Джеке-потрошителе — самом известном маньяке в истории
5 фактов о Джеке-потрошителе — самом известном маньяке в истории
0
31 октября
Образование
Образование
Девушка с жемчужной серёжкой: кем она была и какие ещё тайны скрывает картина
Девушка с жемчужной серёжкой: кем она была и какие ещё тайны скрывает картина
0
31 октября
«Горящая изба»
Образование
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
Почему мы внезапно начинаем повсюду замечать одно и то же
0
23 октября
Ликбез
Образование
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
Знаете ли вы, почему за рулём хочется спать?
0
22 октября
Образование
Образование
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
Можно ли предсказывать преступления, как в фильме «Особое мнение»
0
21 октября
Образование
Образование
Правда ли плесень может захватить планету
Правда ли плесень может захватить планету
0
18 октября
Образование
Образование
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
5 научных фактов о любви, от которых ваше сердце забьётся чаще 
0
17 октября
Образование
Образование
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
5 привычек, из-за которых ваш английский не улучшается
0
14 октября
Колонка
Образование
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
6 признаков, что онлайн-школе можно доверять
0
13 октября
Колонка
Образование
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
Знаете ли вы, почему теннисные мячи жёлтые?
0
8 октября
Образование
Образование
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства
0
8 октября
Образование
Образование
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
5 известных психологических экспериментов, к этичности которых есть вопросы
0
5 октября
Образование
Образование
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
Учителя, которых мы запомнили на всю жизнь: истории редакции
0
5 октября
Образование
Образование
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
Колледж — это не «план Б». 5 мифов о среднем профессиональном образовании
0
2 октября
Образование
Образование

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Gayathri 10155 минут назад

0 / 0

Great read! I really liked how you detailed the features of the Realme Buds Air with clarity and precision. It was informative and engaging throughout. Waiting for more such updates. Also, check out our Best Data Analytics course in Coimbatore for an excellent career boost: https://login360.in/data-analytics-course-in-coimbatore/
Как посмотреть в Telegram, кто поставил реакцию
Аватар автора комментария
Vinera Don1 час назад

0 / 0

Обалдеть, столько информации. Ну обычно в коробке с тампонами есть инструкция. Но все же, мне кажется, что с прокладками проще.
Как правильно вставлять тампон
Аватар автора комментария
Vinera Don1 час назад

0 / 0

Что-то всё больше и больше мессенджеры запрашивают наших данных (((
Вместо СМС: WhatsApp начал просить у россиян указать почту для входа в аккаунт
Аватар автора комментария
Vinera Don1 час назад

0 / 0

Может это и хорошо, иногда побыть в одиночестве с умной книгой, но я считаю, что человеку нужно общение.
Наедине с собой: 5 книг, которые помогут обрести счастье в одиночестве
Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Как найти работу, где помогают расти и поддерживают на старте

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях