Как схема-терапия помогает справиться с детскими травмами и наладить жизнь

Способ обрести счастье и выстроить здоровые отношения.

2

Что такое схема‑терапия

Схема‑терапия — это интегративная психотерапия, которая сочетает в себе элементы многих эффективных методик, включая когнитивно‑поведенческую, транзактный анализ, гештальттерапию, психодраму, теорию привязанности и другие.

😌 «Спокойное место» — канал для всех, кто хочет справиться со стрессом, выдохнуть и привести мысли в порядок.

В конце XX века американский психолог Джеффри Янг начал искать технику, которая помогала бы при различных психических проблемах. Он заметил, что методы, которые отлично работали, например, при депрессии, не оказывали эффекта при пограничном или множественном расстройстве личности.

Чтобы помочь пациентам, которые на каждый приём могли приходить в разном состоянии, Янг разработал понятия дезадаптивных схем и режимов. Первые описывают проблемы человека, сформированные ещё в детском возрасте; вторые — то, как эти сложности проявляются в данный момент.

Татьяна Саломатова

Психотерапевт сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online.

Цель схема‑терапии — уменьшить влияние ранних неадаптивных схем на жизнь человека, помочь ему осознать свои базовые эмоциональные потребности и научиться удовлетворять их эффективными способами.

Как появляются дезадаптивные схемы

Янг установил, что у каждого человека есть пять категорий базовых эмоциональных нужд, которые необходимы для нормального развития:

  1. Безопасность и забота.
  2. Автономия, компетентность и чувство идентичности.
  3. Свобода в выражении нужд, мнений и эмоций.
  4. Спонтанность и игра.
  5. Реалистичные границы и обучение самоконтролю.

Если какая‑то из этих потребностей не удовлетворяется или подавляется, у человека формируются ранние неадаптивные схемы (РНС).

Татьяна Саломатова

Схема — это паттерн поведения, который развивается в детстве и подростковом возрасте и активируется снова и снова в течение жизни.

Например, если родители недостаточно заботились о ребёнке, а их реакции были непредсказуемыми, у человека может сформироваться схема Покинутости/Нестабильности. Во взрослом возрасте у него будет стойкое ощущение, что его обязательно бросят, и это помешает созданию здоровых отношений.

Если в детстве ребёнка жёстко стыдили за баловство в стиле «не веди себя как дурак», у него может нарушиться потребность в спонтанности и играх. Результат — возникновение схемы Негативизма/Пессимизма, при которой человек концентрируется на негативных сторонах жизни. Либо же он может запрещать себе любые чувства, ощущения и спонтанные желания.

В классической схема‑терапии существует 18 дезадаптивных схем, каждая из которых возникает от неудовлетворения одной из пяти потребностей. Какой именно паттерн будет усвоен человеком, зависит от его темперамента и особенностей личности.

Когда схема формировалась, она помогала ребёнку или подростку выжить в заданных условиях. Однако устоявшиеся привычки мышления и поведения не исчезают и после того, как человек вырастает.

Татьяна Саломатова

Со временем схема становится более жёсткой, закрепляется. И реакции, которые она вызывает, мешают удовлетворить потребности, важные для нас в нынешней ситуации.

При этом проявления ранней неадаптивной схемы в реальной жизни могут быть разными. Всё зависит от того, как с ней будет справляться конкретный человек.

Какие стратегии борьбы со схемами используют люди

РНС могут проявляться в виде разных схема‑режимов. Последние отражают преобладающие эмоции, мысли и поведение в текущий момент.

Схема — это черта личности, сформированная в детстве, а режим — состояние, которое она вызывает в данный момент.

Янг предложил три типа дисфункциональных режимов. Ниже мы разберём их подробнее.

1. Детские режимы

Эти режимы сильно связаны с ранними неадаптивными схемами. Впадая в такое состояние, люди чувствуют и ведут себя как дети.

Уязвимые

Самый обширный класс детских режимов. Для Уязвимого Ребёнка характерны неуверенность в своих силах, стыд, беззащитность, ощущение отверженности и одиночества, страх и попытка цепляться за других людей.

Агрессивные

В них человек злится, раздражается, не терпит критики и может выдвигать необоснованные требования. Агрессия может проявляться как явно (Сердитый/Разъярённый Ребёнок), так и скрыто (Упрямый Ребёнок).

Импульсивные

Впадая в такие варианты, человек выполняет любые свои желания, не задумываясь о последствиях (Импульсивный Ребёнок), не может терпеть дискомфорт и доводить дела до конца (Недисциплинированный Ребёнок).

2. Родительские режимы

Такие схема‑режимы появляются, когда человек усваивает и применяет дисфункциональные стандарты и модели поведения своих родителей или других значимых людей из детства.

Он может иметь чрезмерные ожидания и предъявлять завышенные требования к себе и другим (Требовательный Критик), не прощать ошибок и жестоко наказывать себя за любые промахи (Карающий Критик).

Также он способен чувствовать вину перед другими людьми, испытывать сложности в выстраивании границ и считать чужие потребности выше своих (Внушающий Вину Критик).

3. Дисфункциональные копинги

Чтобы защититься от схем, человек может применить разные виды копинг‑режимов — стратегий, которые помогают справиться со стрессом.

Капитуляция

Человек поддаётся влиянию ранней неадаптивной схемы, думает, чувствует и ведёт себя так, будто она является истиной.

Это может выливаться в послушное, пассивное и угодливое поведение (Послушный Капитулянт). В таком состоянии человек терпит любое отношение, надеясь на одобрение других людей, подавляет свои потребности и эмоции.

Ещё один вариант: человек скрывает свою уязвимость и обвиняет других в том, что они не могут ему помочь (Беспомощный Капитулянт).

Избегание

Попытка уйти от схемы с помощью умственных или поведенческих стратегий. Такие копинг‑режимы заставляют людей подавлять эмоции, потребности и убеждения и превращаться в подобие робота.

Человек может отстраняться от своих эмоций и отказываться от близкого контакта с окружающими, ощущая пустоту и скуку (Отстранённый Защитник), отключаться от негативных переживаний с помощью наркотиков, игромании, переедания (Отстранённый Самоутешитель).

Некоторые люди впадают в бездействие и предпочитают самоизоляцию, чтобы не оказаться в стрессовых ситуациях (Избегающий Защитник), или скрывают свои настоящие чувства за возмущением и гневом (Гневный Защитник).

Гиперкомпенсация

Применяя такие копинги, человек верит в противоположное тому, что диктует схема, и ведёт себя так, чтобы это подтвердить.

Например, кто‑то, у кого в детстве сформировалась схема неуспешности, повзрослев, начинает думать наоборот: считать, что он лучше других, требовать восхищения и уважения к себе и игнорировать нужды окружающих (Самовозвеличиватель).

Также к этому классу стратегий относятся те, в которых человек пытается всё контролировать (Гиперконтроллёр) разными способами, будь то перфекционизм, постоянные переживания или настороженное отношение к другим людям.

Кроме того, гиперкомпенсация может создать режимы, опасные для окружающих.

Например, Агрессор — в нём человек специально причиняет другим боль. Манипулятор — лжёт и мошенничает, чтобы получить выгоду и избежать наказания. Хищник — холодно и безжалостно устраняет соперников. Ищущий Внимания и Одобрения — использует неуместное утрированное поведение, чтобы его заметили.

Есть и вроде бы положительный на вид режим, который на самом деле не приводит к улучшениям, — Поллианна. Это когда человек преувеличивает позитив, не обращая внимания на негативные чувства и обесценивая сложности.

Как схема‑терапия помогает избавиться от неадаптивных режимов

Помимо мешающих жить схем и режимов, существуют также адаптивные — те, что позволяют в полной мере удовлетворять свои потребности в безопасности, свободе выражать эмоции и чувства и строить качественные отношения.

Янг выделил три здоровых режима:

  1. Счастливый Ребёнок — ощущение, что человека любят без всяких причин, принимают его и заботятся о нём. В этом состоянии он уверен в собственной ценности и значимости, оптимистичен, получает удовольствие от своих занятий, компетентен и самостоятелен.
  2. Здоровый Взрослый. В этом режиме человек берёт на себя ответственность за свои действия, держит слово, делает выбор и решает проблемы.
  3. Хороший Родитель — когда человек является мудрым и любящим наставником для своего внутреннего ребёнка, поддерживает его в счастливом состоянии, ограничивает импульсивность и агрессию, защищает от критикующих режимов.

В процессе схема‑терапии специалист выясняет, какие дисфункциональные режимы использует пациент, и учит его менять стратегии поведения.

Например, показывает, как можно сопротивляться Критикующему Родителю, утешать и поддерживать Уязвимого Ребёнка, а также укреплять адаптивные схема‑режимы.

Татьяна Саломатова

Схема‑терапия — это работа с повторяющимся деструктивным поведением, глубинными убеждениями, мышлением и воображением, обучение необходимым жизненным навыкам. Это шанс пересобрать себя заново, научиться жить внутри себя со Здоровым Взрослым и Счастливым Ребёнком.

Какие техники используются в схема‑терапии

Татьяна Саломатова рассказывает, что в первую очередь в ходе терапии создаётся безопасное доверительное пространство. Это помогает клиенту лучше понять и принять свои глубинные конфликты, назвать их и обозначить дисфункциональные схемы, с которыми будет вестись работа.

Чтобы заменить схема‑режимы адаптивными, терапевт может применять разные техники. Чаще всего используются три вида.

1. Экспериенциальные

Они помогают проживать эмоции и включают упражнения на воображение. Одна из популярных экспериенциальных техник — рескриптинг. Человеку предлагают воссоздать в воображении травматический детский опыт, но окончить его в положительном ключе — дать внутреннему ребёнку то, чего ему не хватило.

Татьяна Саломатова

В упражнениях на воображение вы часто будете в режиме Уязвимого Ребёнка, и это важно! Для исцеления нам важно иметь доступ к этому режиму.

Во время проживания воспоминаний пациент закрывает глаза и позволяет образу появиться перед глазами. Он использует разговор от первого лица и в настоящем времени («Я вижу»), описывает образ и ощущает его как можно более полно, со вкусами, запахами и звуками. А затем меняет окончание на то, что удовлетворило бы потребности его детской части.

Например, если в детстве мать ругала человека за то, что он громко смеялся или бегал, терапевт может вступить с ней в воображаемый диалог и попросить перестать давить. А потом объяснить внутреннему ребёнку пациента, что у него есть право так себя вести, а радоваться жизни — это хорошо.

Ещё одна популярная экспериенциальная техника — разговоры на стульях. Суть метода в том, что разные режимы человека «усаживаются» на свои места и начинают беседу.

В процессе терапевт и сам пациент в качестве Здорового Взрослого разговаривают с дисфункциональными режимами. Например, утешают Обиженного Ребёнка и противодействуют Критикующему Родителю.

2. Когнитивные

Татьяна Саломатова рассказывает, что такие методы используют мышление и аргументацию. Они могут включать:

  • Создание списков «За» и «Против» — перечисление преимуществ и недостатков используемых режимов.
  • Перечисление когнитивных искажений, за счёт которых поддерживается существующий режим. Например, «всё или ничего», катастрофизация, чтение мыслей.
  • Мониторинг режима — ведение дневника для записи всех ситуаций, в которых проявляются дисфункциональные паттерны.

3. Поведенческие

Эти техники помогают избавиться от старых привычек и развить новые. Терапевт может дать клиенту домашнее задание: решить какую‑то проблему в жизни, тренировать навыки общения, позволить себе расслабиться и так далее.

Например, тревожного клиента, подавляющего эмоции, могут попросить выразить свои чувства по отношению к другим людям — проявить симпатию или раздражение.

Сначала человек тренируется на сеансах с терапевтом, а когда будет готов — сделает то же самое с кем‑то ещё, в группе или в обычной жизни.

Чтобы прокачать режим Счастливого Ребёнка, пациенту могут дать задание от души посмеяться над чем‑то, развлечься без чувства вины или попробовать что‑то новое и приятное.

Таким образом, человек постепенно учится проявлять адаптивные режимы в обычной жизни и в дальнейшем сможет делать это и без помощи терапевта.

Для решения каких проблем можно применить схема‑терапию

Татьяна Саломатова рассказывает, что этот метод часто используется для работы с пациентами, которым не помогает когнитивно‑поведенческая терапия. И в итоге удаётся справиться с сильными депрессивными и посттравматическими расстройствами, решить психологические проблемы у отдельных людей и семейных пар.

В обзоре девяти научных работ подтвердили, что схема‑терапия эффективна для лечения депрессии. А в более позднем обзоре 12 исследований говорится, что методика уменьшает проявление симптомов расстройства личности.

Татьяна Саломатова

Схема‑терапия хорошо зарекомендовала себя в лечении нарциссического и пограничного расстройств личности. В отличие от КПТ, она учитывает и прорабатывает детские травмы и сильные чувства, связанные как с текущими, так и с прошлыми ситуациями.

Такой подход применяют и для взрослых людей, и для подростков, и для пожилых.

Как долго нужно заниматься схема‑терапией, чтобы увидеть результат

Татьяна Саломатова рассказывает, что этот метод относится к долгосрочной терапии. Чаще всего индивидуальные занятия проходят раз в неделю, а средний протокол лечения включает 40 сессий.

Схема‑терапия — это шанс пересобрать себя заново, научиться жить внутри себя со Здоровым Взрослым и Счастливым Ребёнком. После её прохождения человек может применять полученные навыки в дальнейших ситуациях, чтобы справляться с дисфункциональными режимами самостоятельно.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Обложка: Andrei Shumskiy / Shutterstock / Лайфхакер
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Том Штерн
22.10.22 07:56
Любое проявление ПСИХ, это скрытые комплексы. Т. Е если вы идёте к психологу, знайте, внутри этого человека, такой-же клубок комплексов, проблем как и у вас, а возможно и больше. Любая программа даёт сбой и в любой программе есть баги. Но к сожалению, люди не могут их исправить.
Yevgeny V
22.10.22 10:32
всё, закрывайте лайфхакер.