В «Убийцах цветочной луны» Ди Каприо сыграл злодея. Но фильм интересен не только этим
C 20 октября в мировом прокате идут «Убийцы цветочной луны» — новая режиссёрская работа Мартина Скорсезе. Как и в случае с «Ирландцем», знаменитый автор взял за основу реальную криминальную историю и превратил её в эпическое полотно.
Фильм длится больше 3 часов, а его сюжет разворачивается на протяжении многих лет. Но «Убийцы цветочной луны», хоть и требуют полного погружения при просмотре, не кажутся излишне затянутыми. Актёрские работы Роберта Де Ниро и Леонардо Ди Каприо вкупе со сложным сюжетом и смешением жанров делают картину впечатляющей.
Сюжет основан на реальной и очень мрачной истории
После Первой мировой войны Эрнест Беркхарт (его играет Ди Каприо) приезжает на ранчо к своему дяде — заместителю шерифа округа Осейдж Уильяму Хэйлу (Роберт Де Ниро). Тот советует родственнику завести роман, а потом и жениться на какой‑нибудь девушке из коренного населения — индейцев‑осейджей. Всё дело в том, что в земле обнаружили нефть, и местные жители моментально разбогатели. Люди вроде Хэйла могут лишь распоряжаться их деньгами, но не владеть ими. А вот если связаться с индейцами родственными узами, то владения могут перейти и к белым.
Выбор Эрнеста падает на Молли Кайл — болеющую диабетом, но очень самостоятельную женщину. Вскоре местные жители начинают погибать: кто‑то якобы в результате несчастного случая или по естественным причинам, кого‑то убивают неизвестные. На самом же деле это Хэйл и его окружение прибирают к своим рукам все богатства осейджей.
Сюжет фильма основан на нон‑фикшен‑книге «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». В оригинале действие подано именно как расследование агентами только что сформированного ФБР.
Действительно, в начале XX века в США произошла целая волна загадочных смертей коренных жителей. Местная полиция игнорировала эти происшествия, а частных детективов, которые брались за расследования, находили убитыми. Впоследствии удалось доказать связь Уильяма Хэйла по прозвищу Король с некоторыми из этих преступлений. Другие же так и остались нераскрытыми.
Мартин Скорсезе изначально планировал построить фильм близко к оригинальной книге — в виде расследования. Так из «Убийц цветочной луны» мог получиться неплохой детектив. Но постепенно, отчасти под влиянием Леонардо Ди Каприо, задумка изменилась.
В центре сюжета оказались именно злодеи. В первую очередь не сам Хэйл, а его племянник — более неоднозначный персонаж. Такой подход позволил превратить детектив в драматический триллер. Картина больше рассказывает о переживаниях героев — сомнениях Эрнеста и страхах местных жителей, чьи близкие погибают.
«Убийцы цветочной луны» позволяют иначе взглянуть на культуру коренных американцев
Перемены в сюжете также позволили фильму отойти от традиционной структуры, когда спецагенты или другие служители порядка ловят злодеев и просто спасают беспомощных обывателей. Это именно погружение в культуру и быт тех времён.
Возможно, лучшее, что есть в картине, — более честный взгляд на коренных американцев. Слишком часто их показывают в кино исключительно ретроградами, которые живут в резервациях, следуют загадочным ритуалам и чураются любого прогресса.
Здесь же разбогатевшие осейджи вовсю ездят на современных автомобилях, фотографируются и даже органично совмещают свои национальные наряды с европейскими костюмами. Это отлично показывает, что рассуждения об отсталости местных — не более чем расизм, не имеющий никакого отношения к реальности.
От этого диалоги становятся ещё более жуткими. Когда Эрнест нанимает очередного человека для убийства, тот говорит, что никогда не пойдёт на такое преступление. Но когда слышит, что жертва — индеец, сразу меняет мнение. Как будто речь идёт не о людях.
Чтобы более правдоподобно показать порядки и обряды осейджей, Мартин Скорсезе консультировался с представителями этого народа. Некоторые из них даже снялись в эпизодах фильма, что добавляет ему ещё большей реалистичности.
Да и в целом режиссёр, как и в «Бандах Нью‑Йорка» и прочих своих исторических фильмах, скрупулёзно работает с деталями. «Убийцы цветочной луны» — не просто триллер, а ещё и экскурс в историю, позволяющий взглянуть на моду, порядки, медицину и прочие элементы быта вековой давности.
И в эту, кажется, спокойную жизнь короткими, но очень страшными сценами Скорсезе добавляет бытовую жестокость и отвратительный расизм, свойственный эпохе.
Режиссёр неожиданно смешивает жанры
Скорсезе часто снимает длинные фильмы: «Казино», «Банды Нью‑Йорка» и «Волк с Уолл‑стрит» длятся почти по 3 часа. Последние его работы — «Ирландец», а теперь и «Убийцы цветочной луны» — ещё больше. Но хронометраж новой картины совершенно не ощущается. Дело в том, что она меняется на протяжении всего действия.
Режиссёр мастерски играет с жанрами. Фильм стартует как криминальный триллер, потом превращается в сложное разговорное кино, дальше — почти в детектив, а потом и вовсе в судебную драму. Иногда подробно показывают ритуалы осейджей, уходя чуть ли не в мистицизм — недаром режиссёр признавался в любви к творчеству Ари Астера, автора «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо».
Но самое неожиданное — финал в духе Уэса Андерсона, в котором на сцену выйдет сам режиссёр и прямо расскажет зрителям, чем закончилась история. Подобная театральность выглядит чуть успокаивающе после 3 часов мрачности. Скорсезе не обесценивает жестокость истории, но напоминает, что зритель всё-таки смотрел художественный фильм.
Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро убедительно сыграли очень неприятных персонажей
Мартин Скорсезе снова работает со своими любимыми актёрами. Это уже десятый совместный фильм режиссёра с Робертом Де Ниро и шестой — с Ди Каприо. Сами артисты тоже уже снимались вместе, но у других авторов: в «Жизни этого парня» Майкла Кейтона‑Джонса и «Комнате Марвина» Джерри Цакса.
Де Ниро в фильмах Скорсезе всегда на своём месте: на сей раз его герой менее неоднозначен, чем в «Казино» или даже «Ирландце». Это откровенный мерзавец, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Он удачно изображает из себя добряка, говорит с коренными на их языке и сам назначает награду за поимку убийц.
Фальшивая улыбка персонажа и его якобы проникновенные речи — чуть ли не самое жуткое в картине. Де Ниро идеально показывает волка в овечьей шкуре.
Но ещё интересней выглядит Ди Каприо. Начнём с того, что он редко играет отрицательных персонажей. Конечно, был знаменитый «Джанго освобождённый», где он предстал воплощением всего худшего, что есть в людях. Но там его герой выглядел гротескной маской. В «Убийцах цветочной луны» он отвратителен, но более реалистичен.
Поначалу кажется, что Эрнест Беркхарт может повторить судьбу Майкла Корлеоне из «Крёстного отца»: ветеран войны кажется честным человеком, которого против воли втягивают в криминал. Но очень уж легко он становится жестоким и, что хуже всего, подлым.
Ди Каприо играет жалкого, совершенно потерявшего моральные ориентиры человека. Он вроде бы искренне любит свою жену и детей, но так завяз в преступлениях и лжи, что готов даже на самые гадкие поступки.
Главный показатель того, что оба актёра справились со своими ролями: где‑то к середине картины на них становится неприятно смотреть. Видишь не талантливых артистов, а мерзких людей.
Но хотя два великолепных актёра запоминаются больше всего, второстепенный состав отлично дополняет действие и не уступает им в уровне игры. Малоизвестная Лили Гладстоун в образе Молли показывает чуть ли не лучший дуэт с Леонардо Ди Каприо. Интересно наблюдать, как в начале фильма её героиня доминирует над Эрнестом — и как всё меняется к середине сюжета, а потом снова — к финалу.
В небольших эпизодах появляются получивший в прошлом году «Оскар» Брендан Фрейзер и музыкант Джек Уайт. А Джесси Племонс в роли агента в очередной раз подтверждает, что ему очень идут роли в вестернах.
«Убийцы цветочной луны» — фильм длинный и очень тяжёлый, но только так можно рассказать эту мрачную историю. Хоть она и посвящена событиям столетней давности в США, но актуальна до сих пор: расизм, убийства ради корысти, предательство близких — эти темы, увы, не устарели. Великолепные актёры играют с полной самоотдачей, а смешение жанров позволяет режиссёру регулярно удивлять зрителя.
Лучшие предложения
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
10 полезных вещей для дома с оригинальным дизайном
10 стильных вещей из экокожи на каждый день
Находки AliExpress: 10 товаров, которые пригодятся на каждой кухне
10 аромасвечей не дороже 500 рублей, которые наполнят комнату уютом
10 занимательных деревянных пазлов
В Уфе открылся республиканский Центр спортивной подготовки по фехтованию
Год Fashion на Ozon. Как зарабатывать на моде
Будущее на зарядке. Что нужно знать об электрокарах
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов