Лайфхакер
Лайфхакер
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
Лучшее
Рубрики
Рецепты
Подкасты
Сервисы
Колонки
🧡 Осень в радость
Новости
Здоровье
Спорт и фитнес
Покупки
Технологии
Отношения
Кино
Реклама
Музыка
17 марта 2015

Винил или цифра — что выбрать для прослушивания

В эпоху цифрового аудио музыка обесценилась. Сегодня годы работы музыкантов уравнялись с парой минут работы торрент–клиента или несколькими центами за трек в iTunes. А ведь может быть совсем иначе.
Фото автора Николай Маслов
Николай Маслов

Винил или цифра — что выбрать для прослушивания

Прошедший 2014 год стал удивительным для XXI века: виниловые пластинки поставили рекорд продаж. По всему миру было продано 8 миллионов ретроносителей. Пластинка Джека Уайта разошлась тиражом в 75 тысяч экземпляров. Более того, на фоне сокращающихся продаж физических носителей и увеличивающейся доли потоковых сервисов на музыкальном рынке доля винила не изменилась и составила 2% от общего дохода индустрии. В чём секрет?

Можно было бы связать это с гонкой за качеством звука: на фоне популярности lossless-форматов аудио кто-то сказал, что виниловые пластинки обладают ещё более качественным звуком, и все бросились их покупать. Так ли это? Вряд ли.

Можно ли назвать распространение винила очередной модной тенденцией нового поколения? Возможно, поскольку в числе наиболее популярных пластинок преобладают свежие релизы современных инди-исполнителей.

Почему так происходит? Пластинки громоздки, неудобны и дороги в сравнении с любыми аналоговыми носителями. Средняя стоимость пластинки в России составляет от 600 до 2 500 деревянных. Однако и это не мешает расходиться не только виниловым изданиям зарубежных исполнителей, но и переизданиям российских команд. Виниловую коллекцию записей Курёхина и «Популярной механики» фанаты смели за считанные дни. Активно переиздаются почти все достаточно крупные исполнители, включая «Гражданскую оборону», а уж от этих ремастированных записей середины восьмидесятых явно не стоит ждать повышения качества при переносе на винил.

Самой вероятной многим видится куда более оригинальная причина.

При переходе музыкальной индустрии к цифровым носителям — сначала в виде скачиваемых треков, а затем и потоковых сервисов — проблема поиска и приобретения новых произведений уравнялась с проблемой оплаты доступа в интернет. Ценой многолетней работы стала пара минут работы торрент-клиента или несколько центов в iTunes.

Несмотря на то, что цифровой век дал доступ множеству людей именно к той музыке, которая им нравится, всё не так однозначно. Отрицательный эффект широкого распространения оцифрованной музыки не может скрасить даже возможность простой и эффективной самостоятельной раскрутки молодых коллективов. Случилось то, что музыка резко обесценилась. Сегодня большая часть альбомов слушается потреково, отдельными кусками. Для множества исполнителей такой подход адекватен. Но не стоит забывать и про цельные музыкальные произведения, выпускаемые под единой обложкой и объединённые общей концепцией.

Здесь и проявляет свою магию винил. Это не только идеальный способ коллекционировать музыку, подобный букинистике. Прослушивание пластинок — это совершенно иной способ, который создаёт иной эффект погружения, отличный от простого прослушивания высококачественных типов на высококачественной аппаратуре.

Hi-res-аудио не обязательно даст отличный от обычного звука эффект. Пластинка же сразу заставляет отвлечься от всего прочего, сконцентрироваться на себе, пусть и немного. Чтобы воспроизвести пластинку, нужно проделать несколько физических манипуляций: встать, достать с полки конверт, достать пластинку, поставить её, включить аудиосистему. Для воспроизведения нужно затратить какие-никакие силы. А ещё у пластинки нельзя сменить трек. По крайней мере, при первом прослушивании. Приходится слушать целиком. Очень многие альбомы только выигрывают от этого. Человек постепенно привыкает к незнакомым звукам, и, если они не вызывают у него отторжения, музыка становится ближе, оказывает большее воздействие.

Таким образом, стоило бы назвать главной причиной возрождения винила желание человека быть заодно с музыкой, вернуть некое таинство прослушивания. Пластинка ближе к концерту, чем любая другая аудиозапись. Неудобство оборачивается магией. Приобретение нового винила — неплохой повод собрать друзей и послушать музыку.

А есть ли место винилу в вашей музыкальной коллекции?

Обложка: kozirsky/Shutterstock.com
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Лучшие предложения

15 uzhasnyh tovarov dlya Hellouina

15 ужасных товаров для Хеллоуина

Эти средства с распродажи корейской косметики вы захотите применять каждый день

Эти средства с распродажи корейской косметики вы захотите применять каждый день

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Забираем топовый iPhone 17 Pro Max со скидкой 31%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Быстрая зарядка от Baseus для всех вилок и розеток — со скидкой 64%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Надо брать: зимние кроссовки от RAX со скидкой 67%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Популярный стайлер от Tuvio купили 65 тысяч раз. Сейчас на него скидка 66%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

Dreame отдают робот-пылесос со станцией самоочистки со скидкой 49%

42_dejstvitel'no_nuzhnyh_tovara_so_skidkami_do_69%_na_AliExpress

42 действительно нужных товара со скидками до 69% на AliExpress

Это интересно
Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Испечь хлеб и приготовить улиток: чему можно научиться на фермах в России

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Шерсть из каждого угла: 6 важных правил уборки для хозяев котиков 

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Проявить себя и начать карьеру: 6 причин участвовать в чемпионатах профессионального мастерства

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Эксперты рассказали о пользе киберспорта для детей

Комментарии
yakunichev_ant
17.03.15 15:10
Винил действительно может выдать очень качественный звук, но для этого нужно подбирать соответствующую аппаратуру, которая далеко не дешевая. Там целая куча нюансов, чтобы винил заиграл. При этом на такой аппаратуре цифра уже не выдаст хорошего звука, так же как винил, включенный на аппаратуре для цифры, качеством не блеснет. Лучше ли винил, чем цифра? Винил, издаваемый до 90х годов - однозначно. После 90х винил стали штамповать уже с оцифровок, так что качество так себе. Верно в статье сказано про культуру - музыку действительно можно слушать на виниле и получать от этого еще и эстетическое удовольствие.
Вова Войцещук
17.03.15 16:10
Вобщем, с технической точки зрения, винил не может быть лучше цифры… сомневающимся советую ознакомиться с ТТХ человеческих органов чувств… Желание вернуть "теплый аналоговый" звук со стороны издателей связано исключительно с трудностью копирования ( дублирования ) музыки распостраняемой таким образом и, соответственно, с желанием увеличить прибыль… С точки же зрения слушателя, конечно, приятнее ощущать музыку еще и "тактильно", это как книжку старую печатную читать… В этом, имхо, кроется секрет успеха возвращения винила. И, к сожалению, кажется возвращения временного, пока мода не пройдет… как-то так
17.03.15 18:37
Очевидно, что технически винил может быть только хуже цифры, т.е. это таже цифра, только с помехами определенного вида. Т.е. дело не в качестве звука. Про физические манипуляции - встать, достать, поставить - то возможно, но это вопрос моды - несложно сделать и цифру со сложным запуском. Это просто мода - как книга на бумаге - тоже самое, но не удобно. У заставших бумажные (виниловые) носители вызывает ностальгию. Также как раньше (при вводе бумаги) вызывал ностальгию пергамент и папирус. И патефон при вводе динамиков. И продолжится столько времени, сколько будут жить люди заставшие устаревшую технологию. Потом отомрет
YuryYakubov
17.03.15 20:25
Момент, когда ты можешь похвастаться обширной коллекцией винила, для многих бесценен. Даже терабайты лосслесс музыки уже никого не удивляют - торренты и спотифаи на каждом шагу. А тут, действительно, ностальгия, масса приятных ощущений от ухаживания за пластинками, за аппаратурой, от проделывания определенных действий перед каждым прослушиванием. Иногда даже тоска берет от простоты поиска музыки на очередном трекере или в ВК. Хочется именно почувствовать, что в создание музыки вложены большие усилия. Винил с этим справляется на пять! Глядишь и вокманы с кассетами скоро сметать будут : )
Николай Маслов
18.03.15 21:30
Уже. И производства есть, и выпускать продолжают. (Что греха таить - и я кассетку планирую выпустить мелким тиражом.)
Artaz Spindulys
17.03.15 21:28
я иногда уже подумываю о бабинном магнитофоне..
Vadim Kuzmichev
17.03.15 22:43
Кстати, записи с CD на катушки звучат лучше чем оригинал на CD. Причина проста - лента сглаживает всплески сигнала с CD связанные с кривой дискретизацией и убирает его металлический звякающий звук.
Vadim Kuzmichev
17.03.15 22:41
1) Аналоговый звук по определению лучше цифрового, потому что проходит меньше (в идеале вообще не проходит) обработок. Цифра проходит минимум ЦАП с носителя на усилитель, соответсвенно часть инофрмации утрачено. Плюс при записи на компакт с мастер-лент или граббинга компакта тоже теряется часть информации на АЦП или при софтовом перегоне. Ну CD изначально убогий звук, а 90% "lossless" сделано с компактов. 2) Человеческое ухо не поддается полному физическому анализу, также как глаз видит неограниченное количество цветов, ухо слышит малейшие изменения амплитуды сигнала, которые теряются на цифре. 3) Ну и собственно звуковая аппаратура тоже вне измерений. Берешь ламповый усилок с хорошим звуком и типа идеальный транзисторный с так себе звуком и втыкаешь в осциллограф. На первом - дикое количество помех, на втором - почти идеальный сигнал. Но первый дает живой звук, второй - синтетику. Мы же живые существа, и живем в живом мире с тысячами звуков и измерить все и подогнать под физику это нельзя. А музыка - это эмоции.
Вова Войцещук
18.03.15 14:19
В свое время массу подобных аргументов приводили апологеты пленочной фотографии… время все расставило на места… Звук немного сложнее для объективной оценки, поэтому здесь еще осталось поле для заработка для "аналоговых шаманов", но сермяжная правда в том, что 99% людей не услышат (не заинтересуются) этими дополнительными эмоциями зашифрованными в виниле ps. а так, конечно, кто-то и голоса из космоса принимает… третьим глазом, спрятанным во лбу… люди вообще существа нерациональные… мне вот тоже винил нравится, визуально … да и щелчки/шипение пластинки послушать очень прикольно))))
Vadim Kuzmichev
18.03.15 19:46
Ну с фотографией немного другое - если смотреть фотки на мониторе, то цифра лучше (потому что при сканировании пленки обязательно будут погрешности). А если выставлять на выставках, то мнение о качественности пленки имеет место быть - опять же меньше обработок. Хотя современная фотография все из обработок и состоит
Timoteo Cirkla
21.07.15 03:04
Вы удивитесь. Но в плёночном фото обработки не меньше. Раньше вручную при печати обработка/ретуширование шло. А теперь на компьютере корректируют отсканированные кадры и практически так же, как цифровые равки. Забавно, правда?
the10or
18.03.15 19:54
кто и где сейчас пишет на аналог?
Николай Маслов
18.03.15 21:31
Теоретически, знаю только Джека Уайта из White Stripes. И массу инди-команд, большинство которых так просто не вспомнить)
id15285445
18.03.15 10:28
Имел виниловый тракт и CD, личные впечатления: 1) виниловый тракт действительно может звучать лучше СД, но при этом должен быть дороже сд-шного раза в 2 минимум. Кто-то из аудиофилов сказал, что винил начинает играть при стоимости тракта от 200 т.р. (вертушка+головка+фонокорректор), я с этим согласен. До этой суммы CD проигрыватель за 100 т.р. обыграет винил. 2) у меня был тракт - вертушка 30 т.р.+головка 16 т.р.+фоно 20 т.р. Плюс ламповый усилитель за 200 т.р и колонки за 100. Все это играло очень душевно, чисто, открыто. 3) современный винил пишется с цифровых записей. Качество зачастую посредственное. Ценность представляет качественный винил, записанный еще в 70-90 года, определенных студий, выпусков и т.п. 4) с винилом очень много мороки. Реально очень много, если часто слушаешь. Пластинки страшно пылятся, нужно каждый раз протирать специальной щеточкой. Помогает ненадолго. Периодически их нужно мыть - нужна специальная мойка. Иначе канавки забьются. Головка запиливается со временем. Если слушать часто, иглу нужно менять раз в полгода - год, а стоит она на хорошем тракте десятки тысяч рублей. 5) после нескольких лет болезни аудиофилией, постоянной смены одного компонента на другой, я пришел к выводу, что удовольствие от музыки напрямую не связано с качеством звука. Гонясь за качеством, начинаешь слушать то, что записано качественно,даже если тебе не нравится сам жанр. В фотографии есть похожая болезнь - фотоонанизм, когда люди постоянно покупают новые объективы, но почти не снимают. Сейчас у меня винил представлен советской вертушкой вега, а весь тракт ламповый от российского умельца, никаких брендов. А слушаю я чаще мп3 на смарфоне.
id15285445
18.03.15 10:31
чтобы не быть голословным, вот видео описанного тракта "http://www.youtube.com/watch?v=fQk4pafA1vU"
Danil Bondarenko
04.04.15 21:34
Что касается меня, то я слишком молод и уже не застал эпоху пластинок. Но я заметил, что слушать музыку с CD, например, приятнее, чем где-нибудь через vk.com или другие сайты. Как-то ценнее она кажется и даже если она не очень нравится, ты все равно можешь слушать и это приятно! Музыка на пластинках-то есть, но там старое все, мне не нравится. Вот приобрести бы пластинку любимого стиля... А еще я заметил желание жить так, как жили раньше, когда люди покупали пластинки, слушали музыку, когда люди собирались в компании и общались больше. А я отношусь к новому поколению, у нас все немного по-другому, но все равно не так все плохо, свои нюансы.
Евгений Тверитин
05.12.15 11:38
Не рассказывайте сказок, компьютерное поколение ! Цифра издаёт лишь подобия звучания так как на прямую зависит от радио элементов которые работают со своими погрешностями +- и с годами эта погрешность увеличивается . А виниловый проигрыватель(нормальный)работаем минимально без этих элементов только игла и если ещё подключить ламповый усилитель который даёт минимальные шумы, то всё остальное будет выглядеть дешёвым китайским плеером )). Конечно винил должен быть записан профессионально в студии . И поверьте не какие радио элементы не заменят крутую иглу винила ! Вот так "коллеги" и дело совсем не в магии, дело в КАЧЕСТВЕ !
Nikolay Klimov
06.12.15 14:54
Тут вопрос не в качестве. Просто есть те, кто хочет отличаться от других. Когда все на цифре, всегда появляются те, кто хочет отличаться от других. И доля в 2% в целом соответсвует с поправкой на стоимость этого удовольствия. Т.Е. доля этой группы 7-10%. 2% из которых могут себе это позволить.
Ddan Eugene
02.05.17 13:00
Зашквар какойто, по 5-20 тыс $ стоит топ оборудование. ЗА 20 тыс $ можно эту группу к себе домой пригласить и будет воспоминаний... до смерти, маньяки. А как вы ребятки играете на электрогитаре? Ой а как же АЦП.. звукосниматели, он ж ламповые аналоговые, какая ж дичь. Теплый ламповый комбик? Нет колонок круче советских? Что там еще.. Примите правду. Хорошая цифра - это хорошая цифра. Еще скажите что лив версии круче студийных, ахахаха)) Я согласен есть очевидные вещи, а есть неочевидные, если бы аналог был бы так крут, его бы не цифровали и не сводили бы на цифре. А прям ляпали бы на магнитку сразу, но отчего-то не так
Oleg O
21.05.17 10:37
Хорошая цифра, например, записанная с того же винила в формате 24 Bit/192 kHz на конвертер с широким динамическим диапазоном (123-124 Дб), и хорошо воспроизведенная, например, через качественную USB-карту с отдельным блоком питания для нее, плюс через USB-изолятор, отсекающий земляные шумы блока питания компьютера, например, может практически вывести воспроизведение с компьютера на более высокий уровень, конкурировать по воспроизведению с CD-плеерами, и даже превосходить их при воспроизведении более качественных форматов, таких, как 24 Bit/192 kHz, так как оцифровка в обычном 16-битном формате более ущербная для пространственных характеристик звука и соответственно ущербная в записи, при которой в представлении звука в 16-битном формате обязательно происходит сжатие динамического диапазона, что сказывается на полноте пространственного окружения сцены, что сказывается на некотором огрублении высоких частот и уплощении звуковых образов. Кроме этого в технологии записи CD-дисков до процесса оцифровки применяют фильтрование звукового сигнала до частоты F max равное 22 kHz, что также добавляет искажений, не говоря уже об искажениях более низкой частоты дискретизации 44,1 kHz в сравнении с частотой 192 kHz. Таким образом можно уже с уверенностью заявлять, что CD-DA - это ущербный для звука формат, при использовании которого теряется пространство звука, в то время, как у винила, например, скорее не потеря звука, а лишь искажения. И если нет желания с каждым разом воспроизведения портить винил иглой, добавлять щелчки, то можно перейти на запись с винила в более качественном формате, чем у компакт диска, например, в формате 24 Bit/192 kHz. Что же касается покупки DVD-Audio-дисков или HD-дисков, выпущенных в формате 24 Bit/192 kHz, или SACD в формате 1 bit 2,8 mHz, например, то это отдельная тема для разговора о том, что такое мастеринг, что такое ремастер, переиздание. Дело в том, что в технологии мастеринга также часто используется компрессия - сжатие динамического диапазона, при котором теряется пространство, окружающее сцену, звуки соответственно становятся более близкими, что как раз на первый взгляд и привлекает непосвященных слушателей своей разборчивостью отдельных нот при низкой динамике воспроизведения, однако лишает человека комфортного пространства, комфортной отдаленности звуковых образов и их трехмерной детальности при повышенной динамике произведения, а так же лишает художественного восприятия музыки, как пространственной картины художественного произведения. Поэтому для оцифровки помимо высококачественного цифрового формата предпочтительнее выбирать первоисточники студийных записей - первоиздания, к тому же желательно воспроизведенные на той же аппаратуре, на которой и была осуществлена первоначальная запись, но вопрос аппаратуры - это уже студийный вопрос.
Vladimir Briliantov
15.09.17 21:41
аналогично, как то давно-давным замечал, что запись с цифры на ленту ВИДЕО потока на видике, гораздо приятнее смотреть было на ЭЛТ теликах?

Новые комментарии

Аватар автора комментария
Рафаэль Галиев17 минут назад

0 / 0

"Любовь и голуби" снял Владимир Меньшов , а не Машков...
100 цитат из советского кино, которые давно ушли в народ
Аватар автора комментария
Рафаэль Галиев52 минуты назад

0 / 0

Всё же хотелось бы возможность вообще не видеть их в ленте. Хорошо, что они уже хотя бы лежать в этом направлении начали.
В YouTube теперь можно установить лимит на просмотр роликов Shorts
Аватар автора комментария
Andrew Tretyakov2 часа назад

0 / 0

Мне кажется соль лишняя...
Мясной паштет из свиного фарша
Аватар автора комментария
Алексей Хромов4 часа назад

0 / 0

А без словаря никак не получится? (
Что такое shallowing — секс-тренд, который очень нравится женщинам
О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

О чём стоит знать до рождения ребёнка? Рассказывают опытные родители

Лайфхакер
Информация
О проектеРубрикиРекламаРедакцияВакансииДля начинающих авторов
Подписка
TelegramВКонтактеTwitterViberYouTubeИнициалRSS
Правила
Пользовательское соглашениеПолитика обработки персональных данныхПравила применения рекомендательных технологийПравила сообществаСогласие на обработку персональных данныхСогласие для рекламных рассылокСогласие для информационной программы
18+Копирование материалов запрещено.
Издание может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикациях