Эти вопросы помогут тем, кто не думает о смене работы, потому что вполне доволен нынешней должностью. Но при этом понимает, что в любой сфере, в том числе и в профессиональной, порой нужны перемены. Ответьте по каждому пункту, и, возможно, вы увидите, в каком направлении стоит развиваться дальше.
1. Что хотелось бы делать больше, а что — меньше
Это один из самых важных вопросов для представителя любой профессии. Вы можете составить список своих должностных обязанностей, затем добавить к нему дела, которыми вам приходится заниматься регулярно. А в конце дописать нестандартные и редкие задания, с которыми вы сталкиваетесь время от времени. В итоге получится длинный перечень и интересный материал для анализа.
Перечитав список, вы можете удивиться, как много различных видов задач вам приходится решать. Или наоборот: увидите, что в последнее время вы изо дня в день вынуждены делать одно и то же. Некоторые поймут, что львиную долю их времени занимают совсем не те занятия, ради которых они выбирали свою профессию, а однотипные административные дела.
Другие же с радостью отметят, что рутины у них совсем немного, зато раздел с нестандартными задачами оказался больше остальных.
Ваша цель — проанализировать получившийся перечень. Выделить то, чем хочется заниматься чаще, и занести в отдельную колонку. В соседнюю же добавить дела, с которыми вы хотели бы встречаться реже. Например, вам интересно заниматься аналитикой, но сейчас вы большую часть времени решаете текущие задачи клиентов.
Подумайте, как выглядела бы ваша работа на практике, если бы у вас получилось реализовать желаемое. Запишите получившиеся выводы. Теперь у вас есть материал для разговора с руководством. Возможно, пришла пора пересмотреть ваши должностные обязанности и это пойдёт на пользу и вам, и компании.
2. Как стать заметнее
Речь идёт о том, чтобы коллеги и начальство видели ваши усилия и ценили вклад в общее дело. А ещё — представляли, в каких вопросах вы являетесь экспертом, а когда вас вообще сложно заменить.
Например, вы работаете в отделе рекламы и все знают: нет человека, который бы лучше представлял, какие темы сейчас популярны в Сети и что обсуждают между собой представители вашей целевой аудитории. Поэтому при разработке рекламной кампании нового продукта без вас не обойтись.
Подобная репутация порой возникает стихийно, но далеко не всегда. Есть немало профессионалов, которые сами не очень представляют, в чём они хороши. И тем более об этом не догадываются их коллеги, а порой и руководители.
Представьте, что вам нужно рассказать о себе как о профессионале одним‑двумя, максимум тремя короткими предложениями.
«Я — специалист, который…» Какие навыки или качества отметите? Что, по‑вашему, отличает вас от других профи в той же области? В каких вопросах вы уже незаменимы или хотите стать таким?
Сформулируйте ответы сначала для себя. А потом подумайте, так ли видят вас ваши коллеги. И что нужно сделать, чтобы стать заметнее как профессионал. Например, сотрудник рекламного отдела может иногда делиться в рабочем чате идеями, как использовать свежие тренды в текущих кампаниях по продвижению. Возможно, часть из них реализуется и он станет признанным экспертом.
3. Чего нужно добиться, чтобы считать этот год очень удачным
Отвечая на этот вопрос, можно отпустить всех строгих внутренних критиков и просто пофантазировать. Но, конечно, только в рамках реальности. Возможно, вас очень порадовал бы полёт на Марс в качестве командира экипажа космического корабля, но в ближайший год это вряд ли случится. Поэтому подумайте, какие достижимые успехи в вашей сфере заставили бы вас гордиться собой. Пусть они выглядят фантастическими, но могут реализоваться хотя бы в теории.
Например, вам хотелось бы выступить спикером на крупной конференции, которую ваши коллеги никогда не пропускают. Или вы желаете возглавить группу, которая будет выполнять сложный и дорогостоящий проект. А может, просто получить должность выше — этого вам будет достаточно.
Подумайте, что вам нужно предпринять, чтобы с текущей позиции подняться до желаемой высоты. И составьте список необходимых действий. Например, чтобы стать спикером, вам нужно разработать и проверить на практике собственный подход к решению стандартных профессиональных задач. А ещё — научиться не теряться перед несколькими сотнями зрителей в зале, легко отвечать на неожиданные вопросы, говорить чётко и уверенно.
Запишите, что вам предстоит сделать, чтобы приобрести все нужные навыки. И начинайте воплощать задуманное. Пусть для этого понадобится не год, а больше, но вы точно не останетесь на прежней ступеньке профессионального развития.
4. Что главное в нынешней работе
Или иначе: ради чего я каждый день туда хожу? Возможно, первым ответом будет такой: «Я работаю, потому что за это платят деньги». Но кроме финансовой составляющей наверняка найдутся и нематериальные преимущества, которые удерживают вас и в профессии, и в текущей компании. Подумайте, какую миссию вы каждый день выполняете.
У всех она своя, и ваше представление о главных задачах профессии может отличаться от мнений ваших коллег.
Например, один школьный учитель считает: его задача — убедить ребят, что даже сложные науки можно объяснить просто, буквально на пальцах. Другой — что даже в непонятных формулах есть гармония и эстетика, и он готов показать, насколько красив каждый физический закон. Третий — что учиться может быть весело и к каждой задаче можно подойти с юмором.
Подумайте, какая задача вдохновляет именно вас. И что вы на работе делаете ежедневно, чтобы её выполнять. Этот вопрос позволит даже в не самые лучшие времена не забывать о ваших ценностях. А если почувствуете, что устали или выгорели, осознание важности вашей миссии поможет вам быстрее восстановить силы.
5. Если бы не эта профессия, чем вам хотелось бы заняться
Это бонусный вопрос. Ответ на него поможет взглянуть на работу с иной точки зрения и добавить к вашим привычным инструментам приёмы из другой профессии. В итоге ваша эффективность может вырасти.
Например, вы менеджер по продажам. Ваша ежедневная рутина — составление индивидуальных коммерческих предложений, переговоры, поиск убедительных для клиента аргументов. Но если бы не ваша текущая работа, вы бы, пожалуй, попробовали стать иллюстратором. Причина: вам нравится мыслить зрительными образами. Обычно вы за секунду представляете в голове яркую и убедительную картинку, а потом думаете, как описать её словами.
Благодаря этому у вас может появиться персональная рабочая фишка — демонстрировать преимущества ваших предложений не только с помощью текстов, а ещё и через картинки. Выражайте свои мысли схемами, диаграммами, даже комиксами. Возможно, так клиенты поймут вас лучше и договоров будет больше.
Стоит задавать себе подобные вопросы хотя бы раз в год. Если у вас есть важные карьерные цели, ответы могут помочь выбрать эффективные пути для их достижения.